Напоминание

Пальчиковые куклы "Времена года"


Автор: Жаренкова Наталья Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: Игарка
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Пальчиковые куклы "Времена года"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарка

Дидактическое пособие

«Пальчиковые куклы, времена года».

Автор – составитель:

Жаренкова Н.В.

г. Игарка 2021г.

Аннотация

Описание:

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые

надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные

куколки, животные, всем известные персонажи наших любимых русских

народных сказок, я же использовала пальчиковый театр как «Времена

года». Каждый персонаж наделён признаками года, который надевается на

пальчик. Пальчиковые куклы «Времена года» может быть использован в

следующих образовательных областях:

- социально-коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

- речевое развитие,

- художественно-эстетическое развитие.

Количество игроков не ограниченно, можно играть как одному ребенку,

так и коллективу детей.

Одной из основных задач в формировании у дошкольников временных

понятий является: дать знания о цикличности, периодичности и

последовательности смены времен года. Поэтому детям необходимо

объяснить неизменность годовой схемы: «весна – лето – осень - зима» и

это будет полезно для детей всего дошкольного возраста (с 1,5 до 7 лет).

Театр – это ролевая игра, в которой даже самый стеснительный ребенок

чувствует себя раскованно и свободно. Дети, показывая вместе

представление, учатся общаться друг с другом, у них активно развивается

речь, умение управлять сюжетом игры.

Содержание.

Введение ……………………………………………………………..……..……

1. Основная часть………………………..……………………..………..……..

1.1.Теоретическая

часть…………………………………………………………..

1.2. Практическая часть……………………..……………………..………...….

1.Конспекты занятий в старшей группе детского

сада……………………………………………………………………………….

2. Беседы ……………………………………………………………………….

3. Дидактические игры…………………………………………………………

4. Стихи…………………………………………………………………………..

5. Чистоговорки………………………………………………………………….

6. Консультации для родителей………………………………………………..

7. Заключение……………………………………………………………………

Введение

Актуальность:

Актуальность данной темы в том, что пальчиковые куклы имеют

развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно

использовать в различных видах занятий, игровой и театральной

деятельности детей.

Назначение пальчикового театра:

Cформировать творческие способности и артистизм.

Обогатить пассивный и активный словарь.

1. Основная часть.

Цель:

Учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения

пальцев речью;

Выражать свои эмоции посредством мимики и речи;

Активно использовать в игре воображение, память, внимание,

мышление;

Формировать у детей представлений о временах года;

Обучать навыкам общения, игры;

Создать положительный эмоциональный фон.

Задачи:

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе;

Закрепить умение сравнивать, находить сходство в различие;

Развивать у детей интерес к живой природе;

Воспитывать у детей эмоциональное положительное отношение к

природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

Развивающие:

Пальчиковый театр и игры с пальчиками развивают мозг ребенка,

стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но

и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение

многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше

ребенок говорит.

Одним из самых любимых занятий среди дошколят является пальчиковый

театр. Он не только способствует развитию мелкой моторики (благотворно

влияющей на развитие речи, подготавливает руку к письму, но и развивает

творческие способности, снимает эмоциональное напряжение). Такие игры

развивают у детей воображение, речь, память, внимание. Кроме

того, пальчиковый театр -это игра, которая способствует развитию мелкой

моторики рук, подготавливает руку к письму, развивает творческие

способности, снимает эмоциональное напряжение.

Обучающие:

Пальчиковый театр – основа для развития способностей и талантов

ребенка. Пальчиковые куклы можно выполнить из бумаги, связать или

сшить. Я выбрала для себя технологию изготовления пальчикового театра

из шерстяных ниток, вязание крючком. Такой кукольный театр можно

использовать для инсценировки любой сказки, а также можно

придумывать собственные сюжеты, занятия, беседы, сказки, чистоговорки,

загадки, пальчиковые игры.

Кукол можно вставить в декорации, надеть на пальцы или использовать

как настольный театр.

Наши дети с удовольствием начали играть с этими куклами, с

исполнением роли любого героя.

Воспитывающие:

- воспитание гуманных чувств у детей;

1.1.Теоретическая часть.

Дидактическое пособие пальчиковые куклы «Времена года» — это

совокупность дидактической и словесной игры, оно охватывает

многообразие различных игр, и имеет наглядность. Пособие

предназначено для использования в детском саду и в домашних условиях с

детьми дошкольного возраста от 1.5 до 7 лет.

Используются различные варианты игровых заданий и упражнений, стихов

и загадок с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Ознакомившись с театром и усвоив их правила, дети могут самостоятельно

и под руководством педагога проводить игры и вне занятия.

Пособие представлено в виде пальчиковых кукол «Зима – Весна, Лето-

Осень». изготовлено из шерстяных ниток вязание крючком. Состоит из

четырех куколок, и соответствуют 4-м временам года. Каждая куколка –

самостоятельная дидактическая игра, чистоговорки, потешки, загадки,

пальчиковая гимнастика, стихи и для индивидуальной и групповой работы

с детьми.

Игры с пальчиковыми куклами востребованы детьми и способствуют

всестороннему развитию личности ребёнка, развивая интеллектуальные

качества, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень

любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений.

Дети используют данное пособие в соответствии с собственным замыслом,

сюжетом игры, что способствует развитию творчества, воображения.

Игру

– можно обновляться с разными героями кукол (животными,

птицами), а так же сезонными атрибутами для использовании в различной

игровой и занимательной деятельности.

1.2 Практическая часть

Конспект по развитию речи.

Тема: «Времена года».

Цель:

закрепить основные признаки времён года,

умение соотносить каждое время года с определённым цветом,

развивать слуховое восприятие, навыки составления простых

предложений,

активизировать словарь детей.

Воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки с изображением времён года, запись пение птиц, шум

воды, вьюга, шелест листьев, компьютер, карандаши и бумага.

Предварительная работа: наблюдение в природе, чтение художественной

литературы, рассматривание картин, рисование, пение песен.

Ход занятия.

Организационный момент. Беседа.

Воспитатель. Ребята. Какими словами всегда начинаются сказки?

(ответ детей).

- Вот и у нас жила-была семья: отец и четыре дочери. Отца звали Год, а

дочерей Зима, Весна, Лето и Осень. Отец их очень любил, хоть и разные

они были. Зима была строгой и любила порядок, а если рассердится-

холодом повеет, морозом и вьюгой за метет. Многие птицы и звери её

побаивались: кто в тёплые края улетал, кто на всю зиму укладывался

спать, кто свой домик утеплял и шубку менял.

-Кто улетает от нас на зиму?

-Каких перелётных птиц вы знаете?

(дети называют птиц-ласточка, соловей, грач, скворец, лебедь, кукушка,

утка)

-Кто ложится в спячку,

(медведь, барсук, ёж)

-Кто меняет свою шубку,

(белка с рыжей на серую, заяц с коричневой на белую).

-Какие птицы зимуют с нами?

(дети-зимующие, воробьи, вороны, сороки, галки.)

-Какие звери не спят зимой?

(лиса, белка, заяц, волк, олень)

Очень любит зима чистоту и порядок. Всё вокруг покрасила белой

краской. Поля белым покрывалом одела, деревья в белые шапки.

Любовалась Зима и радовалась, как хорошо навела порядок. А как только

выглянет солнышко, начинал сверкать снег, как изумруды.

(показывает картинки).

Воспитатель. пришла Весна, посмотрела, как всё красиво, чисто прибрано,

но уж очень холодно! Пригрела сестрица Весна солнышком и растопила

снег. Побежали ручьи, появилась зеленая травка, стали набухать почки,

проснулся медведь и ёж, прилетели перелётные птицы. А сестрица Весна

продолжала свой порядок наводить на земле. Украсила землю цветами,

нарядила деревья в листочки, появились насекомые и полетели бабочки и

пчёлы.

Любуется Весна своей работай.

(воспитатель показывает картинки.)

А Лето тут, как тут. Махнула рукой трава сразу подросла, скоро сенокос,

расцвели цветы- ромашки, васильки, клевер, маки.). полил тёплый летний

дождь. На полях выросла пшеница и ячмень, надо успеть убрать до дождя.

(воспитатель показывает картинки).

Пальчиковая гимнастика «Наши алые цветочки».

Мы цветы в саду сажали, их мы лейкой поливали.

Астры, лилии, тюльпаны пусть растут для нашей мамы.

Наши алые цветочки распускают лепесточки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

А вот и Осень, она всегда за летом приходит. Подумала, подумала Осень и

одела все деревья и кусты в золото, даже землю.

Воспитатель. Почему Осень называют золотой?

(ответы детей)

-Да, не только потому, что она землю покрывает желтой, оранжевый

листвой, а ещё и потому, что она подарки делает людям.

Воспитатель-а какие это подарки?

Дети- овощи. Фрукты, ягоды и грибы.

Осенью люди делают заготовки на зиму, убирают последний урожай

овощей и фруктов, капают огороды, убирают сухую траву и опавшие

листья.

Воспитатель-а, как вы думаете, ребята, какие платья у наших сестёр?

-Правильно, у Зимы белое, воздушное, а на голове корона из снежинок. У

Весны платье светло-зелёное, венок из подснежников. У Лета ярко-

зелёное в цветочек, а на голове венок из полевых цветов, ромашек, маков,

одуванчиков. У Осени платье оранжевое или жёлтое, венок из фруктов и

листьев. А наши куколки вот в таких вот нарядах (показываю куколок).

Воспитатель. –Что придёт за Осенью? Весной? Летом? Зимой?

Физкультминутка «Снежок»

Раз, два, три, четыре-

Мы снежок с тобой слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем-совсем, не сладкий

Раз- подбросим,

Два-поймаем,

Три-урони

И сломаем.

Игра «Угадай».

Воспитатель включает грамзапись различных звуков, шелест листьев под

ногами, пение соловья, чириканье воробья, шум леса, вьюга, метель, ветер,

крик журавлей, вальс цветов, хруст снега, журчание воды и т.д.

(Дети называют какое это время года).

Ирга «Когда это бывает?».

Воспитатель по очереди показывает картинки времён года. Дети называют,

когда это бывает. Весной, летом, осенью, зимой.

Игра за компьютера: «Времена года».

Дети подбирают нужные картинки к временам года.

Упражнение на релаксацию «Осенние листочки».

Мы листики осенние, на веточках сидели,

Дунул лёгкий ветерок-и мы полетели.

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели,

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Повертел их, покрутил и на землю опустил.

Воспитатель спрашивает детей. Какое время года им больше всего

нравится и почему?

(ответ детей)

Предлагает им нарисовать любимое время года.

(дети рисуют своё время года.)

Все работы рассматривают, определяют какое время года изображено на

рисунке.

Конспект занятия «Ловкие пальчики».

Цель:

Формирование познавательно - речевых способностей дошкольников.

Задачи:

Учить внимательно, слушать потешки и стихи.

Учить запоминать, проговаривать отдельные слова, понимать их значение

сопровождая движениями.

Материалы и оборудование: книга сказок, пальчиковый театр: ширма,

зайка, мишка - 2шт, домик, фонограмма музыкальной пальчиковой игры

«В лесу», тазик с фасолью.

Ход занятия:

В: Ребята, кто нас встречает?

Д: Солнышко.

В: Солнышко нас встречает, нас проснуться приглашает.

Приветствие «Свет солнца»

Небо, небо голубое, солнце,

солнце золотое. (Идём по кругу, держась за руки)

Дай нам, солнышко, ответ, (Руки вверх)

«Ты нас любишь или нет?» (Руки к себе)

Дарит солнце света луч,

освещает всё вокруг! (Машем поднятыми вверх руками)

Мы берём в ладошки свет, (Ладони складываем лодочкой)

Улыбаемся в ответ! (Улыбаемся друг другу)

Дети давайте поздороваемся друг с другом (здороваются)

Посмотрите и солнышко уже проснулось!

В: Ребята, нас встречало солнышко, а теперь кто нас ждет? кто это?

Д: Мальчик.

В: Яша, а как вы думаете, как зовут этого мальчика?

Д-Яша: Мальчик – с пальчик

В: Молодец Яша, ребята, повторим Мальчик С пальчик.

Д: хоровые и индивидуальные ответы детей.

В: Тише, послушайте….

Тише, детки, не шумите,

- Жил-был мальчик, маленький да удаленький. Звали его Мальчик с

пальчик, потому что он был ростом с пальчик. Он был очень вежливым и

всегда со всеми здоровался.

- Ребята! Давайте и мы поздороваемся с каждым пальчиком. На каждой

руке живут пять пальчиков, у каждого пальчика есть свое имя:

Большой, указательный, средний, безымянный, мизинчик.

Я здороваюсь везде – Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю я соседской курице.

(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков

указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же

самое левой рукой.)

Я напоминаю детям о том, что чтобы наши ручки стали ловкими и

умелыми, их надо упражнять каждый день, и они помогут нам научиться

хорошо говорить.

- Мальчик-с-пальчик грустит. Давайте спросим, почему ему грустно.

- Ребята! Мальчик с пальчик говорит, что потерял своих друзей.

Последний раз, когда он их видел, они вместе резвились в бассейне.

Поможем ему найти игрушки?

(На дне «бассейна из фасоли» спрятать игрушки из киндер сюрприза.

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» басейне, затем найти и

достать игрушки.)

В миске не соль, совсем не соль,

А разноцветная фасоль.

На дне игрушки для детей,

Мы их достанем без затей.

В: Ребята! Смотрите, кого мы помогли найти Мальчику с пальчику???

Д: Зайка, зайку.

В: А как зайка прыгает???

Д: встают и прыгают у стульчиков – произвольно.

В: Заинька. Какого цвета зайка? Давайте поздороваемся с ним, погладим

его. А где же зайка живет? Давайте мы покажем зайке игру про него.

Жили-были (кистями рук покрутить перед собой "фонарики")

Зайчики (показываем «ушки» пальцами)

На лесной (прямые руки вверх, пальцы врозь – «дерево»)

Опушке, (ладонями нарисовать плоскость)

Жили-были

Зайчики («ушки»)

В беленькой избушке. («домик»)

Мыли (пальцами правой руки провести по указательному пальцу левой

руки)

Свои ушки, (то же по среднему)

Мыли (потереть правой рукой левую)

Свои лапочки, (потереть левой рукой правую)

Наряжались (покрутить кистями рук внизу)

Зайчики, («ушки»)

Надевали (потопать правой ногой)

Тапочки. (потопать левой ногой)

- Зайка непоседа. Он торопится бежать. Отпустим его.

В: Кого ещё из друзей мы нашли для Мальчика с пальчика?

Д: Мишки, медведь, медвежата, медвежонок

В: Поздороваемся с мишками. Медвежата приглашают поиграть с ними.

Поиграем?

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили

Вот так, вот так головой своей крутили (поворачиваем голову вправо и

влево)

Медвежата мед искали, дружно дерево качали

Вот так, вот так, дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать

наклоны вправо и влево)

А вразвалочку ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили. Вот так, вот так, и из речки воду пили

(наклоны туловища вперед)

А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (хлопаем руками вверху)

Вот так, вот так, лапы выше поднимали.

- С медвежатами порезвились.

В: Мальчик с пальчик, посмотри мы всех твоих друзей нашли?

Ребята, кого мы нашли для Мальчика с пальчика?

Д: Зайчика и медвежат.

В: Давайте попрощаемся с мальчиком- с -пальчиком .

Пальчиковая игра «Ловкие пальчики»

Ручки маленьких ребят веселятся и шалят.

Вот мы хлопаем в ладоши: «Ах, какой денек хороший!» (хлопают в

ладоши). Посмотрите: можно ручкой показать на небе

тучку (показывают указательным пальцем)

Ну, а если грянет гром - ушки быстренько заткнем. (закрывают уши)

Можем пальчиком грозить: «Ну-ну-ну! Нельзя дерзить!» (грозят пальцем)

В дверь к соседу постучать: «Тук-тук-тук, идем играть!» (стучат кулачком)

Если кашляем, зеваем - ротик ручкой прикрываем. (прикрывают рот

ладошкой)Маленького котика гладим по животику. (поглаживают себя по

животу) Машем ручкой на прощанье: «До свидания! До

свидания!» (машут ручкой).

Конспект занятия по развитию речи «Солнышко»

Цель:

Развитие связной речи у детей.

Закреплять знания детей о временах года и их

признаках, систематизировать знания по названиям месяцев года;

Обогащать словарь по теме «Зима»;

Развивать фантазию детей, познавательную активность и

самостоятельно

Ход занятия:

-Здравствуйте, ребята! У нас сегодня с вами очень интересная тема.

Сегодня мы поговорим о временах года.

А скажите мне пожалуйста, какие времена года вы знаете? (зима, весна,

лето, осень)

Сколько всего времен года? (четыре)

Какое время года бывает после зимы? (весна)

Что бывает раньше, лето или осень? (лето)

Какое время года было до весны, а после весны? (зима, лето)

Какое время года вам нравится больше всего? Почему?

Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы мне будете говорить какое это

время года.

1)

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это вы все меня. Я - (лето)

2)

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек. Я … (осень)

3)

Я раскрываю почки, в зеленые листочки.

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня …(весна)

4)

Дел у тебя немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня… (зима)

-Ребята, а скажите мне, какое у нас сейчас время года?

- Число, месяц?

Игра «Снежный ком» (кому бросаю ком, тот отгадывает мою загадку про

зиму):

Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой)

Шел, шел без дорог,

Где шел – там и лег.

До весны пролежал,

А весной побежал.

(Снег)У избы побывал –

Все окно разрисовал,

У реки погостил –

Во всю реку мост мостил.

(Мороз)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала улица бела.

(Метель)

Эх, мягка подушка,

Да не взять за ушко.

(Сугроб)

Без рук, без ног, а рисовать умеет

(Мороз)

Что вниз головой растет?

(Сосулька)

С неба падают зимой и кружатся над землей

Легкие пушинки, белые ... (Снежинки).

Меня не растили, из снега слепили,

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза-угольки, губы-сучки.

Холодная, большая. Кто я такая?

(Снежная баба)

-Молодцы, ребята, правильно отгадали все загадки. А еще сегодня к нам

приходила в группу Снежная Королева и оставила нам мешочек, в котором

много заданий для вас. Давайте мы попробуем все их выполнить За

каждый правильный ответ, я буду давать вам жетончики.

-Сейчас мы посмотрим какие задания оставила нам Снежная

Королева (один ребенок достаёт из мешочка карточку с заданием).

Задание 1. «Подбирай, называй, запоминай»

(К существительному нужно подобрать прилагательное, например: зима-

холодная, снежная, морозная, долгая и т. д.)

-зима

-снег

- снежинки

- лёд

-погода

(К существительному нужно подобрать глагол, например: снежинки-

падают, вьются, кружатся, блестят, тают и т. д.)

-снежинки

-лед

-мороз

-снег

(К прилагательному нужно подобрать существительное, например:

морозный -день, вечер.)

- морозный

-зимний

-зимнее

- зимние.

(раздаются жетоны)

Задание 2. «Из чего-какой?» (например: горка из снега-снежная)

- горка из снега

-дорожка изо льда

-погода с морозом

-погода с ветром

(раздаются жетоны)

Дети достают четвёртую карточку из мешочка.

Задание 3. «Скажи наоборот»

- летом дни жаркие, а зимой-

-летом день длинный, а зимой-

- летом солнце греет, а зимой-

-весной лёд на реке тонкий, а зимой-

-одни сосульки длинные, а другие-

- Снег мягкий, а лёд-

(раздаются жетоны)

Дети достают следующую карточку с заданием.

Задание 4. «Назови предмет.»

Перед детьми выкладываются карточки на которых изображены:

коньки,велосипед,ледянка,лыжи,ролики,скакалка,санки,мяч,снегокат,

теннисная ракетка, клюшка с шайбой. Нужно назвать предметы, которые

подходят для зимних развлечений на улице.

Дети достают следующую карточку с заданием.

Задание 5. Что можно сделать из снега и льда зимой на улице?

Например: снеговик, горка, крепость, каток и т. д.

Задание 6. Составь предложение из слов.

1.

Зимой на реках замерзает вода.

2.

Дети любят кататься с горок на санках.

3.

Солнце зимой почти перестает светить.

4.

Везде лежит белый пушистый снег.

5.

Наступила уже настоящая зима.

Заключение.

-Волшебный мешочек пуст, все задания закончились. Вы молодцы, хорошо

поработали, а сейчас давайте посчитаем у кого сколько фишек. (дети

считают фишки, воспитатель раздаёт медали тем, кто набрал больше

фишек).

- Что вам сегодня понравилось?

-Что было сложным?

Конспект занятия по развитию речи

«В гостях у Лесовичка»

Цель:

1.

Обогащение словаря детей за счёт прилагательных

(серый, рыжий, коричневый, изящный, масляный, ядовитый), а

также антонимов (съедобный - несъедобный, высокий - низкий,

толстый - тонкий).

2.

Развитие умения детей образовывать прилагательные от

существительных (лес - лесной, черника - черничный, малина -

малиновый и т.п.);

3.

Уточнение значения предлогов «на», «под», «за», «между»,

«перед», «около».

4.

Развитие

звукопроизношения

стимулирование

детей

произносить звукоподражания с шипящими звуками.

5.

Развитие у детей внимания, наблюдательности.

6.

7.

Развитие слухового внимания: выполнение движений под

музыку, вслушиваться в природные звуки и узнавать их

8.

Развитие зрительное внимания: умения находить конкретный

предмет в окружающей обстановке

9.

Развитие общей и мелкой моторики.

10.Заложить основу экологического воспитания

11.Учить детей слушать своих товарищей, не перебивая, а

дополняя их рассказ.

Оборудование:

игрушка «старичок-Лесовичок»;

аудиозапись энергичной музыки (для движения «поезда»);

аудиозапись «Звуки леса»;

рисунки съедобных и несъедобных грибов;

рисунки лесные ягоды;

муляжи грибов;

осеннее дерево;

ёлка;

пенёк.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций «Съедобные грибы» и «Несъедобные

грибы»

Отгадывание загадок о грибах и ягодах

Беседа «Что нам осень принесла»

На прогулке наблюдение за признаками осени

Ход занятия

1.

«Расскажем и покажем.

Осень, осень, листопад (Плавным движением перед собой поднять руки

вверх,

Листья желтые летят, а затем как бы дирижируя ими, постепенно

опустить вниз)

Ветер дует, задувает, (Руки от груди развести в стороны и дуть

вперед)

Туча солнце закрывает. (Закрыть глаза руками)

Дождик капает с утра – (Совершать поочередные движения кулачками

вверх- вниз,

показывая, как капают капли

дождя)

Осень грустная пора. (Развести руки в стороны и изобразить на лице

грусть)

2.

«Едем за город».

Воспитатель: - Но мы с вами грустить не будем, и отправимся в лес за

ягодами и грибами.

- На чем можно поехать? (На автобусе, электричке)

- Чтобы попасть в лес, надо сесть на электричку и уехать далеко от города.

- Ребята, я буду паровозом, а вы вставайте друг за другом как вагончики и

под веселую музыку двинемся в путь.

- При движении нужно идти топочущим шагом и вращать перед собой

руками, изображая колеса, а также произносить «чух-чух-чух». А когда

будут

двери открываться говорим «ш – ш – ш».

- Осторожно, двери закрываются «ш-ш-ш», наша электричка отправляется

от станции «Городская» до Станции «Лесная». (Под музыку дети играют в

паровоз).

- Осторожно, двери открываются «ш-ш-ш», станция «Лесная».

3. «Знакомство с Лесовичком».

-Ребята, мы приехали в лес, садитесь на пенёчки (стульчики).

- В лесу много интересного и сказочного, посмотрите, вон за деревом

прячется старичок Лесовичок.

- Он пока боится выйти из леса и прячется от нас.

(Насколько раз поменять местоположение Лесовичка и спросить у детей)

- Где находится старичок Лесовичок? (За деревом, на дереве, перед елкой,

между деревом и пнём).

- Ребята, чтобы старичок Лесовичок не боялся нас, надо показать ему, что

мы в лесу не посторонние. Давайте поговорим с вами на лесном языке –

Я скажу слово, а вы добавьте к нему «лесной».

- Гриб, какой? (лесной).

- Дорога, какая? (лесная).

- Озеро, какое? (лесное).

- Ягоды, какие? (лесные).

- Поляна, какая? (лесная).

- Воздух, какой? (лесной).

- Тропинка, какая? (лесная).

- Запахи, какие? (лесные).

- Ребята, давайте позовем Лесовичка. «Старичок Лесовичок, выйди к нам!»

(Лесовичок здоровается и просить ответить на его вопросы)

- Какое сейчас время года? (Осень).

- Что осенью в лесу созревает? (Ягоды и грибы.)

4.»Узнай и назови ягоды».

(Раздать детям картинки с изображением лесных ягод).

- Ребята, назовите какие ягоды у вас на картинке? (Черника, брусника,

земляника, малина, клюква).

- Сейчас будем собирать ягоды, а дома сварим из них варенье

Пальчиковая игра «Собираем ягоды»

Левая рука изображает ветку с ягодами (для этого ее нужно расслабить и

пальцы опустить вниз). Пальцами правой руки «снимать с ветки»

воображаемые ягодки по очереди с каждого пальца левой руки.

- Ребята, какое варенье варят из черники? (Черничное).

- Из брусники? (Брусничное).

- Из земляники? (Земляничное).

- Из малины? (Малиновое).

- А из клюквы? (Клюквенное). (Во время ответа детей выставляется

картинки с изображениями банки с вареньем).

- Ребята, а хотите испечь пироги и ватрушки с лесными ягодами?

- Пирог с черникой, какой? (Черничный).

- Ватрушка с малиной, какая? (Малиновая).

5. «Звуки леса».

- Ребята славно вы потрудились, садитесь на лесную полянку, отдохните

и послушайте звуки леса.

(Дети садятся на ковер и слушают аудиозапись «Звуки леса»).

6.»Собираем грибы».

- Ребята, пойдем, погуляем и поищем на лесной полянке грибы.

(Дети встают и ходят по комнате, тут и там находят расставленные

грибы-муляжи или плоские их изображение).

- Ребята, отгадайте загадки старика Лесовичка, и он узнает правильно ли

вы собрали грибы.

1.

Над грибами главный -

Гладенький и славный,

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке. (Белый гриб).

2.

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнают за версту

Зовусь я…(подосиновик).

3.

Конечно, не белый -

Грибок я попроще.

Расту же обычно

В березовой роще (Подберезовик).

4.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Это... (сыроежки).

5.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки.

Эти дружные сестрички

Называются……(лисички)

- Ребята, а все ли грибы можно есть?

- Какие грибы нельзя есть и почему?

- Как называются грибы, которых нельзя есть? (Несъедобные грибы).

- А которые можно есть? (Съедобные грибы).

7.«Едем домой».

- Ребята, корзинка наша наполнилась грибами и ягодами, пора домой

возвращаться. Поблагодарим старичка Лесовичка за подарки.

- Ребята, садитесь в электричку, из какой станции поедем обратно в город

(«Лесная») до какой станции («Городская»).

Повторяется игра «Паровоз».

1.

Беседа на тему «Времена года»

Здравствуйте, дорогие ребята! Давайте поговорим о таком понятии, как

год. Как вы думаете, что это такое? Год — промежуток времени, равный

периоду обращения Земли вокруг Солнца — 12 месяцам. За год планета

Земля делает один полный оборот вокруг Солнца и возвращается в

первоначальную точку.

Знаете ли вы, какую форму имеет планета Земля? Она напоминает шар.

Земля быстро мчится в космическом пространстве, участвуя сразу в

нескольких движениях; во-первых, она вращается вокруг своей оси и, во-

вторых, вокруг Солнца.

За год Земля обернется вокруг своей оси 365 и ¼ раза! Время полного

оборота нашей планеты вокруг ее оси называется сутками. В сутках 24

часа. В обычном году 365 суток, а в високосном, наступающем раз в

четыре года, — 366. Откуда же берутся дополнительные сутки А вот

откуда: ¼ часть суток равна шести часам. За четыре года набегает 24 часа,

т.е. целые сутки. Их добавляют к самому короткому месяцу года —

февралю. Поэтому в високосном году в феврале не 28, а 29 суток.

Межпланетный корабль

Летит Земля, в пути пересекая

12 месяцев, 12 разных стран.

Вот сентября корона золотая,

Вот мая изумрудный океан.

Летит Земля, летит в волнах эфира.

Круг совершая в звездной полумгле.

А мы с тобою только пассажиры

На этом межпланетном корабле!

Когда начинается год? Разные народы определяли его начало по-своему. В

Древней Руси наступление нового года было связано с пробуждением

природы от зимнего сна. Поэтому начало года отмечали 21 марта — в день

весеннего равноденствия. Как вы думаете, что такое равноденствие?

Это такие сутки в году, когда продолжительность дня и ночи одинакова.

Традиция встречать Новый год в марте продолжалась на Руси вплоть до

1342 года. А с 1343 года Новый год стали праздновать 1 сентября. В этом

также заложен глубокий смысл, ведь к этому времени крестьяне

заканчивали многие полевые работы, собирали урожай зерна, овощей и

фруктов. В жизни людей начинался новый зимний период.

А когда мы отмечаем приход Нового года? У нас он наступает в ночь с 31

декабря на 1 января. Такой обычай ввел в России царь Петр I в 1700 году.

Он повелел всем жителям встречать праздник торжественно, украшать

дома и площади зелеными красавицами елками, наряжать их, жечь на

улицах костры, водить хороводы, устраивать фейерверки, дарить друг

другу подарки.

За что мы любим Новый год?

За что мы любим Новый год?

За то, что он с собой несет

Подарки, поздравления,

Концерты, представления,

Хороводы и веселье

Под густой смолистой елью.

Мы в морозный звездный вечер

Провожаем старый год.

Знаем, что ему навстречу

Новый молодой идет!

В новогодний праздник отмечают день рождения всего года. «Как Новый

год встретишь, так его и проведешь», — давно заметили люди.

Давайте поговорим о том, когда отмечали, да и сейчас отмечают Новый

год в других странах. В еврейском календаре Новый год начинается

осенью — в сентябре или октябре. Это связано с появлением на небе

молодого месяца.

Новый год по восточному календарю наступает после новолуния между

двадцатыми числами января и февраля и посвящается какому-либо

животному: лошади, овце, обезьяне, петуху, собаке, свинье, крысе, быку,

тигру, кролику, дракону, змее.

У древних греков начало года совпадало с серединой зимы, с самыми

короткими зимними днями, когда «солнце на лето поворачивает». Позже

стали встречать Новый год в самые длинные, летние дни, когда «солнце

поворачивает на зиму». В наши дни в Греции отмечают праздник с 31

декабря на 1 января.

Год делится на четыре сезона или времени года. Какие из них вы знаете?

Правильно! Зима, весна, лето и осень. Рождение Нового года мы отмечаем

зимой, поэтому давайте вначале побеседуем об этом времени года. Какой

вы представляете зиму? Снежной, морозной со льдами и сугробами, Что

случается зимой с водой в реках, озерах и прудах? Конечно, вода в

водоемах замерзает. Недаром говорится: «Ноябрь приходит с гвоздочками,

а декабрь — с мосточками». Зимой вьюги играют белыми снежными

лентами, то завивают, то развивают их, а метели заметают дороги и

тропинки.

Зимушка-зима

Приехала на тройке

Коней быстрых, бойких

Зимушка-краса,

Ледяная коса,

В белой шубке до пят.

Стала тешить ребят.

Махнула рукавом правым —

Инеем покрылись травы,

Махнула рукавом левым —

Земля заледенела.

Ударила молоточком.—

Сковала реку мосточком.

Взяла лыжи, сани,

Ребятишек манит:

«Выходите на простор

Да с крутых катайтесь гор!»

Следом за зимушкой-зимой приходит весна-красна. Солнце поднимается

выше, греет сильнее. Тают снега и льды, звенит капель, шумят весенние

воды, плывут по рекам льдины. Прилетают из теплых стран перелетные

птицы и начинают вить гнезда. Деревья одеваются листвой, а земля —

травой и цветами. Все оживает и обновляется.

Вешние воды

Пахнет вешней влагой

Ветерок сырой.

В ямах и оврагах

Снег лежит горой.

Щука разбивает

Лед в реке хвостом,

А весна ломает

Золотым шестом.

Зашумели воды,

Льдины понеслись

Дружным хороводом

По теченью вниз.

Так сильна водица,

Даст земле напиться

Щедрая река,

Зеленью гордиться

Станут берега.

Вырастет густая

На лугах трава,

В речке заиграют

Окунь и плотва.

Раз вода большая —

Значит, хороши

Будут урожаи

Ячменя и ржи!

На смену весне приходит долгожданное жаркое лето. Летом всё буйно

растет, цветет, созревает.

Лето

Лето, лето — птица залетная

Залетела ты в наши края.

Медом пахнут травы болотные,

Крылья бабочек — как кисея.

Погости у нас, лето красное,

Побалуй нас теплым деньком

Да порадуй зорьками ясными,

Одари золотым медком!

Какое время года наступит вслед за летом? Ну конечно, осень. Давайте

вспомним ее приметы. Дни становятся короче, пасмурнее. Часто идут

дожди. Листья на деревьях становятся пестрыми: ярко-желтыми,

красными, золотисто-оранжевыми, а то и лиловыми. Постепенно они

высыхают и падают на землю, устилая ее пышным, нарядным покрывалом.

Осенью растения и животные готовятся к долгой, холодной зиме. А люди

благодарят осень за щедрый урожай, собранный с полей и огородов, за

лесные подарки — орехи, поздние грибы и ягоды.

Осень - златовласка

Осень, осень - златовласка,

Ты приходишь к нам из сказки.

Как прекрасен твой убор,

Янтарем горит узор!

Тихо бродишь на приволье

По лесам и по долинам.

Тебя встретим хлебом-солью,

Гроздью алою рябины.

В народе времена года сравнивают с возрастом людей: весна — это

детство и юность человека, лето — расцвет жизни, осень — зрелые годы,

зима - старость. «Молодой зелен, старый сед» — так гласит русская

поговорка.

Почему же одно время года сменяется другим? Это объясняется тем, что

Земля во время вращения по-разному поворачивается к Солнцу, которое

дарит ей свет и тепло.

Годы проходят, складываются в десятилетия, а десять десятилетий

составляют век. Значит, век содержит ровно 100 лет!

Послушайте сказку.

Волшебный попугай

Утром Кира подошла к окну запорошенному снегом. От окна тянуло

холодом. Девочка поежилась и с грустью подумала: «Какая долгая зима...

Скорей бы весна наступила!»

Вчера шел снег с дождем, и Кира промочила ноги. Теперь у нее болело

горло. Уходя на работу, мама приготовила девочке теплое питье и велела

завязать горло шерстяным шарфом.

Кира выпила молока с медом, прилегла на диван и раскрыла книжку о

временах года. Девочка листала страницы, рассматривая яркие картинки,

на которых художник искусно нарисовал зиму, весну, лето и осень.

В это время большой яркий попугай Арсений позвал девочку:

— Кира, Кирочка! Я вижу, ты заболела и грустишь. Хочешь, я тебя

развеселю? Я ведь не простой попугай, а волшебный.

Кира удивилась. Она, конечно, знала, что Арсений любит поболтать. Но

так долго и связно он еще никогда не говорил! Девочка подошла к клетке и

открыла ее. Арсений тут же вылетел и уселся Кире на плечо.

— Видишь, Арсик, всё зима да зима, скорее бы весна пришла. Зимой я

часто болею. Вот и приходится целыми днями дома сидеть.

— А хочешь побывать в стране, где не бывает ни морозов, ни снега, ни

льда?

— Конечно, хочу! — воскликнула Ира. — Но как это сделать?

— Очень просто, — ответил Арсений. — Возьми у меня из хвоста ярко-

зеленое перышко, взмахни им, и мы с тобой попадем в Страну вечного

лета.

— А тебе не будет больно? — спросила Кира.

— Не будет! Ведь это особенное перышко, я даже не почувствую ничего.

Кира нерешительно прикоснулась к перышку в пышном хвосте Арсения, и

оно само упало ей на ладонь. Девочка быстро взмахнула перышком, и тут

случилось чудо!

Кира и Арсений оказались на берегу океана. Девочка удивленно

оглядывалась по сторонам, а попугай взлетел на ветку какого-то

диковинного дерева и стал клевать ягоды. Ствол дерева от корня до самой

макушки был увит зелеными лианами.

— Вот мы и оказались в Стране вечного лета. В этих местах никогда не

бывает ни зимы, ни весны, ни осени, круглый год созревают фрукты и

ягоды, поют птицы, — прокричал попугай.

— А здесь всегда такая жара? — спросила Кира, снимая с себя теплый

вязаный свитер и шарф.

— Днем всегда. Но к вечеру соберутся тучи и начнется ливень. Он будет

идти всю ночь, а утром снова станет жарко и влажно. Так повторяется в

этой стране изо дня в день, из года в год! Так что не будем тратить время -

пора строить шалаш из веток.

Постепенно на небе сгустились тучи, и хлынул проливной дождь. Кира и

Арсений спрятались в шалаше, но ливень был таким сильным, что вскоре

вода просочилась сквозь ветки и листья. Одежда на девочке стала влажной.

— Нет, Арсик, в этой стране мне не очень нравится. Давай отправимся в

другие края.

— Хочешь попасть в Страну вечной осени? Там не жарко, много плодов,

всё золотисто-желтое, очень красивое.

— Хочу! — с радостью согласилась Кира.

— Тогда возьми желтое перышко из моего хвоста и взмахни им.

Кира так и сделала. Тотчас друзья оказались в стране, где всегда царит

осень. Здесь было так красиво! Высокие горы казались покрытыми

золотистыми мехами, под ногами шуршали алые, желтые и лиловые листья

Кира собрала их в пышный букет и присела на ствол упавшего дерева.

— А где же цветы? — спросила она, рассматривая букет из осенних

листьев.

— В Стране вечной осени нет ни цветов, ни зеленой травы, ни бабочек, ни

стрекоз. Здесь можно полюбоваться разноцветными листьями, алыми

гроздьями рябины, калины, боярышника и найти грибы или орехи.

В это время заморосил мелкий холодный дождь. Кира поежилась и опять

завязала горло шарфом.

— Послушай, Арсений, а давай побываем в Стране вечной весны. Вот где,

наверное, чудесно!

— Что ж, я готов! — согласился попугай. — Бери перышко красного цвета.

Кира взмахнула красным перышком, и они оказались в удивительной

стране. Ярко зеленела трава, цвели деревья и кусты, весело щебетали

птицы.

— Мне здесь очень нравится! — воскликнула девочка. — Смотри, какой

красивый мотылек! А вот пчелка пьет сок из цветка. А как звонко поют

птицы!

Кира долго гуляла по лесной опушке, нюхала весенние цветы, любовалась

бабочками, а потом присела отдохнуть и даже задремала под шелест

березовых ветвей.

А когда проснулась, почувствовала, что очень проголодалась.

— Я хочу есть! Может быть, уже созрели какие-нибудь ягоды? Например,

земляника или голубика?

— К сожалению, время ягод здесь никогда не наступит, — покачал

головой попугай. — Одни созревают летом, другие — осенью, а мы с

тобой находимся в Стране вечной весны.

Кира задумалась: «Значит, в этой стране нет ни ягод, ни цветов, ни

фруктов. Здесь не бывает чудесных зимних забав — катания на коньках,

лыжах и санках. Здесь нельзя искупаться в реке, послушать шуршание

осенних листьев».

— Знаешь, Арсений, мне очень захотелось вернуться домой. Скоро я

поправлюсь и пойду с ребятами лепить снеговика и играть в снежки. Вслед

за зимой наступит весна, небо станет синим, зазвенит капель, побегут

ручейки, и мы будем пускать по ним кораблики. Потом расцветут

подснежники, мать-и-мачеха, зазеленеют кусты и деревья, прилетят птицы.

Скворец опять поселится в скворечнике, который повесил в саду папа. А

когда закончится весна, придет лето. Можно будет загорать, купаться в

реке, кататься на велосипеде. Осенью мы опять поедем всей семьей в лес

— собирать грибы и орехи.

Мудрый Арсений внимательно выслушал девочку и заметил:

— Что ж, ты права. Каждое время года прекрасно по- своему. Зима, весна,

лето, осень не похожи друг на друга. Взмахни сразу всеми перышками, и

мы с тобой отправимся домой.

Кра так и сделала и тут же оказалась в своей уютной комнате на мягком и

теплом диване. Арсений дремал, сидя в клетке на жердочке. Его хвост по-

прежнему украшали перья ярко-зеленого, желтого и красного цвета. На

столе возле дивана лежала раскрытая книга о временах года

«Неужели мне всё это только приснилось?» — подумала девочка.

Ответьте на вопросы

1. Почему Кира не пошла гулять?

2. Какую книгу рассматривала девочка?

3. Кто предложил Кире отправиться в Страну вечного лета?

4. В каких волшебных странах побывали Кира и Арсений? Расскажите о

них.

5. Почему Кира захотела вернуться домой?

2.

Дидактическая игра «Найдите ошибку».

Цель: закрепить представление детей о признаках времен года; развивать

фонематический слух, внимание.

Правила игры: воспитатель называет приметы ранней осени, а дети

хлопают в ладоши, если услышит ошибку.

Ход игры:

- Ранней осенью тепло.

- Люди загорают и купаются в сентябре.

- В сентябре часто идут дожди.

- В сентябре листья опадают, и начинается листопад.

- В садах и парках цветут цветы.

- В сентябре нет овощей на полях.

- Перелётные птицы собираются на север.

Дидактическая игра «Назови цвет времени года».

Цель: закрепить представление детей о признаках времен года через

цветовую гамму, соответствующую времени года; уточнить знание детей

цветов и оттенков; развивать эстетический вкус, умение замечать красоту

природы.

Правила игры:

Выбирается сезон года, играющие рассматривают соответствующую

сюжетную картинку, называют цвета и оттенки времени года.

Дидактическая игра: «Небылица»

Цель:

Развитие логического мышления, умения замечать небылицу,

доказывать, почему так не бывает. Обогащение активного словаря;

формирование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материал: в

данной игре используется макет дерева. Предметные

модели (листочки, цветы, фрукты, снежинки, птицы перелетные и

зимующие), предметные карточки с изображением диких животных (лиса,

заяц, волк, медведь, еж).

Ход игры: педагог на макете дерева располагает предметные модели и

карточки с животными. Предлагает детям рассмотреть дерево, определить

все ли карточки размещены правильно.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Цель:

Развитие

способности

к

моделированию

пространственных

отношений между объектами в виде рисунка; формирование умения на

примерах устанавливать последовательность времен года; расширение

знаний о сезонной одежде; обогащение активного словаря; формирование

грамматического строя речи; развитие связной речи.

Материал:

в

данной игре используется макет дерева, и сезонные

пальчиковые куколки. Предметные картинки с признаками времен года.

Карточки с сезонной одеждой и детьми одетыми в одежду для разного

времени года.

Ход игры: педагог предлагает детям, рассмотреть предметные картинки с

признаками

времен

года,

выбрать

картинки

которые

ему

понравились (объясняя свой выбор) расположить их у основания дерева.

Затем педагог предлагает ребенку подобрать карточки с сезонной одеждой

соответствующей выбранным картинкам.

Дидактическая игра «Времена года».

Цель: формировать представление детей о чередовании времён года, их

характерных особенностей, учить наблюдать за сезонными явлениями и

изменениями в живой и неживой природе, расширять и обогащать словарь

детей по теме «Времена года», развивать кругозор, внимание и память.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Правила игры:

воспитатель предлагает детям из наборов картинок

собрать соответствующий времени года сюжет и составить рассказ по

картинке. Затем показать соответствующее время года на макете.

Дидактическая игра «Угадай».

Цель:

учить

детей

определять

времена

года

в

предложенных

стихотворных текстах, содержащих описание характерных признаков

времён года.

Правила игры: воспитатель зачитывает детям стихотворные тексты, а

дети должны отгадать о каком времени года говориться в стихотворении.

Ход игры:

1) Семью из четырёх сестёр давно мы знаем с вами,

О них сегодня разговор я поведу стихами.

2) Дел у меня не мало - я белым одеялом всю землю укрываю,

В лед реки одеваю, белю поля, дома

Зовут меня…(зима).

3) Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю,

Движения полна, зовут меня…(весна).

4) Я соткана из зноя, несу тепло с собою.

Я реки согреваю. Купайтесь – приглашаю,

И любите за это вы все меня, я …(лето).

5) Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я …(осень).

6) Если дует ветер тёплый, хоть и с севера,

Если луг в ромашках и комочек клевера,

Бабочки и пчёлы над цветами кружатся,

И осколком небо голубеет лужица,

И ребячья кожица, словно шоколадка.

Если от клубники заалела грядка-

Верная примета: наступило …(лето).

7) Солнце льётся на полянку, солнце яркое печёт.

На поляне земляника краснощёкая растёт (лето).

8) Вот и лёд на речке треснул, речка зашумела.

В поле травка показалась, поле зеленеет (весна).

9) Птички улетели, листья пожелтели,

Дни теперь короче, длиннее стали ночи,

Кто знает, когда это бывает? (осень).

10) Подо льдами крепкими дремлют воды рек.

Белыми сугробами лёг на крышу снег (зима).

3.

Стихи.

Времена года.

Весна

И вкривь, и вкось, и напрямик

Бегут ручьи. Чирик-чирик!

Кричат скворцы, дрозды, грачи –

Попробуй всех перекричи!

Лето

Чирик-чик-чик. Светло. Тепло.

И,значит, лето вновь пришло.

Пою со всеми заодно:

«Пусть не кончается оно!»

Осень

Закрыли тучи синеву.

Дождинки падают в траву.

Чик-чик-чирик! На край земли

Летят куда-то журавли.

Зима

Повсюду снег. И кто-то мне

Кормушки ставит на окне.

Быть благодарным я привык.

Спасибо, люди!

Чир-чирик!

(М. Пляцковский)

Матушка природа

(Четыре времени года)

У матушки Природы

Весь год — дела, дела...

Хотя в её-то годы

И отдохнуть могла!

По расписанью строго

Живёт она давно:

Ведь времени немного,

А дел полным-полно.

Весной проснётся первой,

Разбудит птиц, зверей

И почки на деревьях

Раскроет поскорей.

Черпнёт воды из речки,

Дождём умоет лес.

И солнышко, как печку,

Растопит средь небес...

Полно забот и Летом:

Спешит Природа в сад —

Полить всё ярким светом,

Деревьям сшить наряд.

А ягоды с грибами!..

А травы и цветы?!

Всё нужно ей, как маме,

Успеть до темноты.

Должна она под Осень

Устроить листопад,

Помочь берёзкам сбросить

Потрёпанный наряд.

Собрать картошку с грядок,

Сжечь листья из садов...

Всё привести в порядок

До первых холодов.

Но вот и снег кружится,

Становится темней.

Природа спать ложится

С началом зимних дней.

Укрыв её, метели

Ей навевают сны:

— Спи, Матушка, в постели

До будущей Весны!

(А. Усачёв)

Круглый год

(С. Маршак)

Январь

Открываем календарь –

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идет столбом.

Февраль

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль

Самолетов звенья.

Это празднует февраль

Армии рожденье.

Март

Рыхлый снег темнеет в марте.

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте

И по карте

На стене.

Апрель

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвел подснежник.

Май

Распустился ландыш в мае

В самый праздник – в первый день.

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

Июнь

Пришел июнь.

"Июнь! Июнь!" –

В саду щебечут птицы...

На одуванчик только дунь

И весь он разлетится.

Июль

Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

И готов покинуть улей

Молодой пчелиный рой.

Август

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит.

И подсолнух зернами

Черными

Набит.

Сентябрь

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села,

Мчатся птицы за моря –

И открылась школа.

Октябрь

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

Ноябрь

День седьмого ноября –

Красный день календаря.

Погляди в свое окно:

Все на улице красно.

Вьются флаги у ворот,

Пламенем пылая.

Видишь, музыка идет

Там, где шли трамваи.

Весь народ – и млад и стар –

Празднует свободу.

И летит мой красный шар

Прямо к небосводу!

Декабрь

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил коньки, салазки,

Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала

От домашнего тепла.

Утром плакать перестала,

Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,

На ветвях огни зажглись.

Как по лесенке, по елке

Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.

Серебром звезду зажег

Добежавший до верхушки

Самый смелый огонек.

***

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют – двенадцать раз.

4.

Чистоговорки

ОСЕНЬ

Ла-ла-ла – Лана желуди нашла.

Лы-лы-лы – листья красные видны.

Ло-ло-ло – за окном уж не тепло.

Ри-ри-ри- ри-ри- ри-ри- – ты на клёны посмотри.

Та-та-та- – осень это красота.

Де-де-де – лужи с дождиком везде.

Ду-ду-ду – фрукты собирай в саду.

Цо-цо-цо – ветер дул в лицо.

Ца-ца-ца – закачались деревца.

Ошка- ошка- ошка – собирай картошку.

Жу-жу-жу – я про осень расскажу.

Щи-щи-щи – из капусты варим щи.

Чу-щу-чу-щу – овощи я поищу.

Чо-чо-чо – дождик капал на плечо.

Чи-чи-чи – зонтик лучше поищи.

ЗИМА

Ма - ма – ма - наступила вновь зима

Ра – ра – ра – снежная гора

Да –да – да - зимою холода

Гу – гу – гу - елочки в снегу

Хи – хи – хи – о зимушке стихи

Ме – ме – ме - много песен о зиме

Ме – ме – ме – очень рады мы зиме

Иму – иму – иму - очень ждали зиму

Мой – мой – мой - покатаемся зимой

Озы – озы – озы - зимние морозы

Обы – обы – обы - снежные сугробы

Ой – ой – ой – очень холодно зимой

Ой – ой – ой - медведи спят зимой

Тель – тель – тель – снежная метель

ВЕСНА

На– на – на - наступила вновь весна

Не – не – не - очень рады мы весне

Не – не – не - много песен о весне

Хи – хи – хи - о весне стихи

Ло – ло – ло - на улице тепло

Ну – ну – ну - очень ждали мы весну

Ко – ко – ко - солнце светит высоко

Чьи– чьи – чьи - звонкие ручьи

Га – га – га - растаяли снега

Ульки – ульки – ульки - растаяли сосульки

Чи – чи – чи - солнца теплые лучи

Ка – ка – ка - в небе облака

Ди – ди – ди - весенние дожди

ЛЕТО

Ать – ать – ать - летом буду я гулять

Ать – ать – ать - будем загорать

Ра – ра – ра - на улице жара

Ра – ра – ра – гуляет детвора

Ды – ды – ды - хочется воды

Ке – ке – ке - загораем на песке

Ок – ок – ок - мы польем песок

Та – та – та - летом красота

Ты – ты – ты - распускаются цветы

Авы – авы – авы - летние забавы

Ать – ать – ать - летом будем отдыхать

Ачу – ачу – ачу - едем мы на дачу

Ди – ди – ди - летние дожди

Ок – ок – ок - в песочнице песок

Аю – аю – аю – в песочнице играю

Ате – ате – ате – еду на самокате

Нялки– нялки – нялки – играем в догонялки

5.

Консультации для родителей

В любое время года дети испытывают радость от множества

ощущений, которые дает природа. Как важно предоставить им

возможность полнее испытать все эти приятные, радостные ощущения.

Кто как не мы - педагоги и родители поможем детям помочь в

ознакомлении с окружающим природным миром.

ВРЕМЯ ГОДА - ОСЕНЬ! РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Осень наступает после лета. Осенью природа увядает, готовится к зимнему

отдыху. Осень начинается с 1 сентября и длится до 30 ноября. Осенью дни

становятся короче, а ночи длиннее. На небе появляются серые тучи, идут

долгие, холодные дожди, а после них остаются лужи. На деревьях желтеют

и опадают листья – начинается листопад. Желтеет и вянет трава. Цветы

отцвели, семена созрели. Пропали насекомые, питания для птиц стало

совсем мало. Поэтому с наступлением холодов перелетные птицы улетают

на юг. Белки и мыши делают запасы на зиму. Осенью люди собирают

урожай овощей и фруктов. Заготавливают корм для домашних животных.

Утепляют дома, а также помещения для животных.

ЗАПОМНИТЕ!

название осенних месяцев: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь

ВРЕМЯ ГОДА - ЗИМА! РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Зима наступает после осени. Зимой вся природа замирает, засыпает.

Начинается зима 1декабря и длится до 28 (29) февраля. Ночи зимой очень

длинные, а дни совсем короткие. Небо затянуто серыми тучами, из-за

которых очень редко проглядывает солнце. Говорят «зимой солнце светит,

но не греет». Морозно, идет снег. Чем больше выпадает снега, тем лучше

для растений и животных. Снег укрывает их от мороза как одеяло. Частые

ветры, метели наметают сугробы. Иногда появляется изморозь и гололед.

Вода в реках и прудах замерзает. Лиственные деревья и кусты сбросили

листья, но на некоторых (калина, рябина, терн, шиповник) остались плоды.

Хвойные деревья (сосны и ели) остались зелеными, на них созрели семена.

Птицы (синицы, вороны, дятлы, снегири) слетаются к человеческому

жилью, кормятся хлебными крошками, зернышками и семенами деревьев.

Медведи, ежи засыпают на всю зиму. Засыпают и лягушки, ящерицы, змеи.

Белки, лисы, зайцы меняют летние шубки на зимние – другого цвета, с

длинным, густым мехом. Люди зимой убирают снег на улицах городов и

сел. Задерживают снег на полях, чтобы он закрыл от мороза озимые

посевы, а весной дал много талой воды. Прорубают лед на реках, чтобы

вода «дышала» и к речным жителям поступал кислород.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия зимних месяцев:

ДЕКАБРЬ, ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ

ВРЕМЯ ГОДА - ВЕСНА! РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Весна наступает после зимы. Начинается весна 1 марта и длится до 31 мая.

Погода весной неустойчивая: то тепло, то холодно. Снег тает, сходит лед с

рек и озер. Наступает половодье – вода в реках поднимается. День равен

ночи. Солнце начинает светить ярче. Теплеет. Тает снег, повсюду бегут

ручьи. Начинаются первые грозы. Первые признаки наступления весны: на

ветвях набухают почки, распускаются листья. Затем появляются зеленая

трава и первоцветы (медуница, подснежник, мать-и-мачеха). Зацветают

деревья и кустарники. Появляются насекомые. Возвращаются перелетные

птицы, вьют гнезда и откладывают яйца. Пробуждаются медведи, ежи и

барсуки. Белки и зайцы меняют шубку на летнюю – другого цвета. Весной

начинаются сельскохозяйственные работы: люди сеют рожь и пшеницу.

Сажают деревья, кусты, цветы, огородные растения. Белят стволы

плодовых деревьев – для защиты от вредителей. Обрезают сухие ветки.

Приводят в порядок улицы, парки и скверы.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия весенних месяцев:

МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ

ВРЕМЯ ГОДА - ЛЕТО! РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ!

Лето начинается после весны. Летний сезон длится с 1 июня по 31 августа.

Летние дни намного длиннее ночей. Солнце светит ярко, небо синее, ясное.

Жарко. Дожди идут теплые. Бывают сильные, но скоротечные грозы с

градом. После дождя на небе видна радуга. По утрам выпадает роса.

Цветут и плодоносят растения. Созревают ягоды и фрукты. Появляются

грибы. Листва на деревьях и кустарниках сочная, зеленая. Взрослеют

детеныши животных, готовятся к самостоятельной жизни. Птенцы

вырастают, учатся летать. Много насекомых. Люди заготавливают сено.

Ухаживают за посевами и посадками: поливают, борются с сорняками и

вредителями. Собирают урожай некоторых фруктов, ягод и овощей. Ловят

рыбу.

ЗАПОМНИТЕ!

Названия летних месяцев:

ИЮНЬ, ИЮЛЬ, АВГУСТ

«Образы живой природы в пальчиковых играх»

Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой

человека

существует

определенная

связь.

Подобная

тесная

связь

присутствует и между рукой и речевым центром мозга.

Пальчиковые игры и упражнения — наилучшее средство для развития

мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов с

применением «пальчиковой» гимнастики способствует более быстрому

формированию

речи,

пространственного

мышления,

внимания,

воображения, помогает в усвоении эмоциональной выразительности. В

конечном итоге, дети лучше усваивают стихотворные тексты; их речь

становится более выразительной.

Игры с пальчиками — представляют собой не только способ

развития речи и мелкой моторики, но несут в себе моменты радостного

общения с близкими людьми.

Немаловажным элементом для развития речи является то, что в

пальчиковых

играх

все

подражательные

действия

дополняются

стихотворными текстами. Стихи вызывают неподдельный интерес детей и

легко усваиваются, надолго оставаясь в памяти. Ритм и неизменный

порядок слов, рифма для ребенка служат своего рода волшебством,

которое утешает и успокаивает.

Пальчиковые игры с речевым сопровождением – это инсценировка

каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие

игры

требуют

участия

обеих

рук,

что

даёт

возможность

детям

ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз". Очень

важны эти игры для развития творчества детей.

Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего

мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик,

дерево и птица, солнышко и дождик понятны детям и потому очень им

нравятся. Они с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и

движения,

активизируя

моторику

рук.

Тем

самым

вырабатывается

ловкость,

умение

управлять

своими

движениями,

концентрировать

внимание на одном виде деятельности. Если ребёнок усвоит какую-нибудь

одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую

инсценировку для других стишков и песенок.

Вот пример пальчиковой игры «Путешествие в лесную сказку»,

которая была проведена в виде подгруппового занятия с детьми старшей

логопедической группы в рамках проекта «Умелый карандаш»:

Здравствуй, лес,

дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять. ("Шагать" по столу средним и

Дети в лес пошли гулять. указательным пальцами обеих рук)

Там живет лиса. (Рукой показать хвост за спиной)

Там живет олень. (Пальцы рук разведены в стороны)

Там живет барсук. (Кулачки прижать к подбородку)

Там живет медведь. (Руки опустить вниз, имитировать

покачивания медведя, шагают

двумя пальцами – указательным и средним –

каждой руки)

Мы корзину в лес возьмем (сложить ладошки лодочкой)

Там грибов соберем:

Подосиновик, масленок, (поочередно сгибают пальчики на

обеих

Подберезовик, опенок, руках, начиная с мизинца правой

руки)

Боровик, лисичка, груздь -

Не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки

Найдем мы на опушке.

Возвращаемся домой, («Шагаем» по столу средним и

Все грибы несем с собой. указательным пальцем»)

Я мухомор не понесу (Большой палец левой руки

отставляют,

Пусть останется в лесу! грозят ему)

Вот деревья: (показывает ладони обеих рук с разжатыми

пальцами)

Клен, рябина, липа, дуб, береза, вяз, (загибают пальцы на

обеих руках)

Ясень, тополь, елка, пихта,

Мы в лесу встречаем вас (Хлопают в ладоши)

(Одна рука изображает ёлку: опираясь на локоть, пальцы растопырены .

Вторая рука –улей: пальцы сомкнуты в кольцо. Улей прижат к ёлке.)

Домик маленький на ёлке,

Дом для пчёл, а где же пчёлки? (Заглядываем в улей.)

Надо в дом постучать, (Постучать кулачками друг о друга.)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке,

Где же, где же эти пчёлки? (Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)

Стали пчелки вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять! (Разводим руками, растопыриваем пальцы и

шевелим ими, пчёлки

летают.)

Скачет зайка косой (Указательный и средний пальцы правой руки

вытянуть, остальные

соединить)

Под высокой сосной. (Ладонь левой руки поднять вертикально вверх,

пальцы широко

расставлены)

Под другою сосной (Ладонь правой руки поднять вертикально вверх,

пальцы широко

расставлены)

Скачет зайка другой (Указательный и средний пальцы левой руки

вытянуть, остальные

соединить)

Две сороконожки

Бежали по дорожке. (Средний и указательный пальчики обеих рук идут

навстречу друг

другу)

Встретились, (Ладошки смотрят друг на друга)

Обнялись, (Пожать одной рукой другую несколько раз)

(Ладошки разжались)

Насилу расстались – (Разжать ладошки)

И – попрощались! (Обе руки машут друг другу)

Весёлая мышка

Перчатку нашла, (Пальцы в стороны, покрутить ладошкой)

Гнездо в ней устроив, (Сложить ладоши ковшом)

Мышат позвала. (Поманить, сгибая и разгибая пальцы)

Им корочку хлеба

Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по

кончикам остальных

пальчиков.)

Погладила всех (Одна ручка гладит другую и наоборот)

и отправила спать. (Сложенные ладони кладем под щечку)

Для эффективной работы по проведению пальчиковых игр следует

учитывать следующие рекомендации:

· пальчиковые игры следует проводить согласно возрасту ребенка, иначе

детям быстро они разонравятся, поскольку некоторые упражнения будет

сложно выполнять, а порой и неинтересно.

· Играть в пальчиковые игры нужно систематически. И чтобы ребенок

сохранил к ним интерес следует их обновлять, а через некоторое время

можно вернуться к позабытым.

· Не стоит перегружать ребенка сложными пальчиковыми играми и не

проводить слишком длительные занятия (не более 20 минут в день).

Занятия лучше начинать с простых игр, постепенно увеличивая более

сложными.

·

Перед игрой можно обсудить с детьми ее содержание, при этом

обрабатывая нужные движения, комбинации пальцев и жесты. Это

позволит подготовить ребенка правильно выполнять упражнения.

· Ни в коем случае не надо принуждать к игре.

· Важно использовать доступные и понятные детям образы, в том числе

образы живой природы, которые детей увлекают и захватывают.

Таким

образом,

использование

образов

живой

природы

в

пальчиковых играх оправдывает себя в полной мере, поскольку несет

детям

заряд

хорошего

настроения,

развивает

их

речевые,

интеллектуальные возможности и стимулирует их к активному речевому

и всестороннему развитию.

6.

Заключение.

Дидактическое пособие пальчиковых кукол «Времена года»-

эффективное

средство

формирования

и

закрепления

у

детей

дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в

природе,

о

временах

года.

В

результате

организованной

деятельности

на

основе

работы

с

данным

пособием

дети

закрепили понятия: «времена года», «признаки времен года»,

основные цвета, расширили словарных запас.

Пособие дает

возможность

дошкольникам

совершенствовать,

обогащать,

закреплять, активизировать словарь.

Работа с данным пособием может быть продолжена с детьми 1,5

лет до 7 лет. Игры и задания можно усложнить и добавить новые в

соответствии с возрастом.



В раздел образования