Напоминание

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»


Автор: Пугина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос.ПРОСВЕТ сп ДЕТСКИЙ САД МИШУТКА
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЛАН

по самообразованию

Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»

Родина для человека - самое дорогое и священное,

без чего человек перестаёт быть личностью.

В. А. Сухомлинский

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных

задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние

годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У

детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и

отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над

духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной

приостановки

патриотического

воспитания.

Возрождение

духовно-нравственного

воспитания — это шаг к возрождению России.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина - Россия,

Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто

прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И

каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с

детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада,

города, а в дальнейшем - и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной -

Россией - является третьей основной ступенью нравственно патриотического воспитания

детей. Если человек заботится о Родине — значит, он является её сыном, значит Россия

для него - Родина.

Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к

своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту

жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны,

стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно

сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней

нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с

чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего

города или села, традиции предков.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических

чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно -ценностных

ориентаций, духовно -нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций,

чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс

осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен

для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия

действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в

памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны — это воспитать человека.

Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных

задач дошкольного образовательного учреждения.

Задача моя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее

доступные ему: природа и мир животных (Дома, Детского сада, края); труд людей;

традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается

внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими

интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я обязана сама

хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать

детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в

быту.

Встает вопрос - как обеспечить и правильно организовать более плодотворную

воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные

ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой

Родине? Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу

нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить

свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам

нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:

1. Повысить свой теоретический и научно -методический уровень через подборку и

изучение

методической

литературы,

пособий

по

вопросам

нравственно

патриотического воспитания дошкольников; через посещение занятий, семинаров,

как в детском саду, так и на городском, окружном и областном уровне.

2.

Провести

анкетирование

родителей

и

педагогов

по теме «Патриотическое воспитание ребенка»

3.

Проанализировать

условия,

созданные

в

детском

саду

по

нравственно

патриотическому воспитанию детей

4.

Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:

-

методические

рекомендации

для

педагогов

«Патриотическое

воспитание

дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»

-

консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка-

передвижка «Азбука нравственности»

-

перспективно-тематический

план

работы

по

нравственно-патриотическому

воспитанию для дошкольников

-

оформление тематической выставки в методическом кабинете «Нравственно

патриотическое воспитание» (картотека дидактических и мультимедийных игр для

детей, худ. литература, методическая литература, пособия)

-

- круглый стол для педагогов «Растим Детей патриотами»

5.

Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на

итоговом педсовете.

Этап, срок

реализации

Содержание работы

Форма отчета

1 этап

организационно -

ознакомительный.

2019-2020

1. Составление библиографии по теме

самообразования.

2. Изучение и анализ методической

литературы и современных подходов в

вопросе патриотического воспитания.

3. Составление плана работы с детьми и

родителями по следующим блокам:

• «Я и моё ближайшее окружение» (моя

семья, мой детский сад).

• «Мой дом, моя улица».

• «Мой родной город».

• «Наша Родина - Россия».

• «Защитники Отечества»

• «История России».

• «Культура русского народа».

• «Великие соотечественники».

4. Подготовка практического материала:

(наглядные пособия, настольные игры,

атрибуты к сюжетно-ролевым играм,

альбомы, оформление уголка по

патриотическому воспитанию)

1. Список

библиографии.

2. Оформление папки

по самообразованию.

3. Перспективный план

работы с детьми в

средней группе.

4. Зона

патриотического

воспитания.

5. Альбом «Моя

семья».

2 этап - основной

2019-2020

1.

Внедрение в работу подготовленного

материала.

• Практическое применение наработанных

материалов с детьми среднего возраста.

• Промежуточная диагностика детей по

данной теме.

• Проведение мероприятий с родителями,

согласно плана работы.

1. Фотоотчет о

проведенных

мероприятиях .

2. Конспекты НОД.

3. Консультации для

родителей по данной

теме.

4. Папки передвижки.

3 этап -

заключительный

2019-2020

1. Проведение диагностики с целью

отслеживания результатов работы.

2. Самоанализ педагогической

деятельности.

3. Обобщение и распространение

педагогического опыта.

1. Оформление папки

по обобщению опыта.

2. Создание

презентации о

проделанной работе.

РАБОТА С ДЕТЬМИ

РАБОТА С

РОДИТЕЛЯМИ

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Экскурсии по родному городу. Подборка

дидактических

игр

по патриотическому воспитанию. Стенд

«Моя Родина - Россия». Картотека игр.

Консультация «Куда сходить в

выходные Дни с ребёнком?»

Фотовыставка «Моё любимое

место в городе»

Октябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я

живу». Выставка рисунков "Улицы

нашего города".

Консультация «Воспитание

маленького гражданина».

Ноябрь

Ознакомление с символикой России,

родного города, области.

Экскурсия в краеведческий музей

города. Выставка работ детского

творчества.

Оформление альбома «История

нашего города».

Альбом «История нашего

города».

Январь

Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное

оформление книги «Русское народное творчество». Развлечение «Игры

наших бабушек».

Февраль

Непосредственно образовательная

деятельность «Главные праздники

России».

Подготовка и проведение праздника

«День защитника Отечества».

Спортивный праздник, посвящённый

Дню защитника Отечества.

Коллаж «Мой папа (Дедушка)

служил в армии».

Март

Беседы «Моя мама - лучшая на свете»,

«Что умеет моя бабушка?» Выставка

детских работ «Мамин портрет».

Выставка работ, выполненных

бабушками и мамами

воспитанников.

Апрель

Краткосрочный проект «Космос».

Викторина « Что вы знаете о космосе».

Выставка

работ

детского

творчества «Космос глазами Детей».

Работа по благоустройству

территории детского сада.

Май

Экскурсия к мемориалу воинской славы,

приуроченная ко Дню Победы.

Утренник, посвящённый Дню Победы.

Консультация «Воспитание

патриотических

чувств у

Дошкольника».

Сентябрь

- май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края,

о войне, о других исторических событиях.

Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете

Литература по данной теме:

1.

Алешина

Н.

В.

«Патриотическое

воспитание

Дошкольников»,

«Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительно

сетью»

2.

Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

3.

Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

4.

Арапова-Пискарева

Н.

«Мой

родной

Дом».

Программа

нравственно

патриотического воспитания дошкольников.

5.

Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

6.

Джесси Рассел «Воспитание»

7.

Е. К. Ривина «Знакомим Дошкольников с семьёй и родословной»

8.

Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с Детьми 4-6лет»

9.

«Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

10.

Зацепина

М.

Б.

"Дни

воинской

славы.

Патриотическое

воспитание

дошкольников".

11.

Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной

действительностью".

Статьи:

1.

Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»

2.

Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание Дошкольников»

3.

Петрова В. И. «Нравственное воспитание в Детском саду»

4.

Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание Детей 6-7лет»



В раздел образования