Автор: Пугина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ пос.ПРОСВЕТ сп ДЕТСКИЙ САД МИШУТКА
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
ПЛАН
по самообразованию
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Родина для человека - самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью.
В. А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных
задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние
годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У
детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и
отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над
духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной
приостановки
патриотического
воспитания.
Возрождение
духовно-нравственного
воспитания — это шаг к возрождению России.
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина - Россия,
Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто
прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И
каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с
детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада,
города, а в дальнейшем - и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной -
Россией - является третьей основной ступенью нравственно патриотического воспитания
детей. Если человек заботится о Родине — значит, он является её сыном, значит Россия
для него - Родина.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к
своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту
жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны,
стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно
сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней
нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с
чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего
города или села, традиции предков.
Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических
чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно -ценностных
ориентаций, духовно -нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций,
чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс
осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен
для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия
действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в
памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны — это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных
задач дошкольного образовательного учреждения.
Задача моя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее
доступные ему: природа и мир животных (Дома, Детского сада, края); труд людей;
традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается
внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими
интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я обязана сама
хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать
детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в
быту.
Встает вопрос - как обеспечить и правильно организовать более плодотворную
воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные
ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой
Родине? Поэтому, моя тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу
нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить
свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам
нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО.
Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:
1. Повысить свой теоретический и научно -методический уровень через подборку и
изучение
методической
литературы,
пособий
по
вопросам
нравственно
патриотического воспитания дошкольников; через посещение занятий, семинаров,
как в детском саду, так и на городском, окружном и областном уровне.
2.
Провести
анкетирование
родителей
и
педагогов
по теме «Патриотическое воспитание ребенка»
3.
Проанализировать
условия,
созданные
в
детском
саду
по
нравственно
патриотическому воспитанию детей
4.
Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:
-
методические
рекомендации
для
педагогов
«Патриотическое
воспитание
дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДО»
-
консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка-
передвижка «Азбука нравственности»
-
перспективно-тематический
план
работы
по
нравственно-патриотическому
воспитанию для дошкольников
-
оформление тематической выставки в методическом кабинете «Нравственно
патриотическое воспитание» (картотека дидактических и мультимедийных игр для
детей, худ. литература, методическая литература, пособия)
-
- круглый стол для педагогов «Растим Детей патриотами»
5.
Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на
итоговом педсовете.
Этап, срок
реализации
Содержание работы
Форма отчета
1 этап
организационно -
ознакомительный.
2019-2020
1. Составление библиографии по теме
самообразования.
2. Изучение и анализ методической
литературы и современных подходов в
вопросе патриотического воспитания.
3. Составление плана работы с детьми и
родителями по следующим блокам:
• «Я и моё ближайшее окружение» (моя
семья, мой детский сад).
• «Мой дом, моя улица».
• «Мой родной город».
• «Наша Родина - Россия».
• «Защитники Отечества»
• «История России».
• «Культура русского народа».
• «Великие соотечественники».
4. Подготовка практического материала:
(наглядные пособия, настольные игры,
атрибуты к сюжетно-ролевым играм,
альбомы, оформление уголка по
патриотическому воспитанию)
1. Список
библиографии.
2. Оформление папки
по самообразованию.
3. Перспективный план
работы с детьми в
средней группе.
4. Зона
патриотического
воспитания.
5. Альбом «Моя
семья».
2 этап - основной
2019-2020
1.
Внедрение в работу подготовленного
материала.
• Практическое применение наработанных
материалов с детьми среднего возраста.
• Промежуточная диагностика детей по
данной теме.
• Проведение мероприятий с родителями,
согласно плана работы.
1. Фотоотчет о
проведенных
мероприятиях .
2. Конспекты НОД.
3. Консультации для
родителей по данной
теме.
4. Папки передвижки.
3 этап -
заключительный
2019-2020
1. Проведение диагностики с целью
отслеживания результатов работы.
2. Самоанализ педагогической
деятельности.
3. Обобщение и распространение
педагогического опыта.
1. Оформление папки
по обобщению опыта.
2. Создание
презентации о
проделанной работе.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
РАБОТА С
РОДИТЕЛЯМИ
Месяц
Мероприятие
Сентябрь
Экскурсии по родному городу. Подборка
дидактических
игр
по патриотическому воспитанию. Стенд
«Моя Родина - Россия». Картотека игр.
Консультация «Куда сходить в
выходные Дни с ребёнком?»
Фотовыставка «Моё любимое
место в городе»
Октябрь
Беседа по теме «Улица, на которой я
живу». Выставка рисунков "Улицы
нашего города".
Консультация «Воспитание
маленького гражданина».
Ноябрь
Ознакомление с символикой России,
родного города, области.
Экскурсия в краеведческий музей
города. Выставка работ детского
творчества.
Оформление альбома «История
нашего города».
Альбом «История нашего
города».
Январь
Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Коллективное
оформление книги «Русское народное творчество». Развлечение «Игры
наших бабушек».
Февраль
Непосредственно образовательная
деятельность «Главные праздники
России».
Подготовка и проведение праздника
«День защитника Отечества».
Спортивный праздник, посвящённый
Дню защитника Отечества.
Коллаж «Мой папа (Дедушка)
служил в армии».
Март
Беседы «Моя мама - лучшая на свете»,
«Что умеет моя бабушка?» Выставка
детских работ «Мамин портрет».
Выставка работ, выполненных
бабушками и мамами
воспитанников.
Апрель
Краткосрочный проект «Космос».
Викторина « Что вы знаете о космосе».
Выставка
работ
детского
творчества «Космос глазами Детей».
Работа по благоустройству
территории детского сада.
Май
Экскурсия к мемориалу воинской славы,
приуроченная ко Дню Победы.
Утренник, посвящённый Дню Победы.
Консультация «Воспитание
патриотических
чувств у
Дошкольника».
Сентябрь
- май
Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края,
о войне, о других исторических событиях.
Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете
Литература по данной теме:
1.
Алешина
Н.
В.
«Патриотическое
воспитание
Дошкольников»,
«Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительно
сетью»
2.
Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»
3.
Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»
4.
Арапова-Пискарева
Н.
«Мой
родной
Дом».
Программа
нравственно
патриотического воспитания дошкольников.
5.
Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»
6.
Джесси Рассел «Воспитание»
7.
Е. К. Ривина «Знакомим Дошкольников с семьёй и родословной»
8.
Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с Детьми 4-6лет»
9.
«Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
10.
Зацепина
М.
Б.
"Дни
воинской
славы.
Патриотическое
воспитание
дошкольников".
11.
Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной
действительностью".
Статьи:
1.
Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»
2.
Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание Дошкольников»
3.
Петрова В. И. «Нравственное воспитание в Детском саду»
4.
Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание Детей 6-7лет»