Автор: Умнова Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП д/с
Населённый пункт: с.Кошки Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с народным творчеством"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАРОДНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ
Умнова Ольга Владимировна
воспитатель СП д/с «Радуга» ГБОУ СОШ с. Кошки
e-mail:
«Мы уверены в том, что народная игрушка
является, при тщательном ее изучении,
неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики».
Е.Флерина.
В современном мире развитие творческих способностей детей и приобщение их к русской
культуре, через знакомство с матрёшкой, является важной задачей в системе дошкольного
образования.
В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина
России» говорится, о том, что ребёнок дошкольного возраста наиболее восприимчив к
эмоционально - ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Концепция определяет характер современного национального воспитательного идеала,
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей, систему базовых
национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация
многонационального народа Российской Федерации.
Главной целью является целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не
похожей ни на одну игрушку мира-русской матрешкой. Это одна из частей формирования у
детей патриотизма знаний о русских народных обычаях и традициях. При ознакомлении
детей с русской матрешкой уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески
развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей,
развиваем
воображение,
эстетический
вкус.
Нельзя
считать
себя
культурным,
интеллигентным человеком без знаний своих корней, истоков, древних традиций, дошедших
до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является
средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура
должна стать неотьемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Игрушка является важной и неотъемлемой частью жизни дошкольника. Матрёшка – яркая и
самобытная игрушка, знакомя детей с матрёшкой, мы знакомим их с культурой русского
народа, его традициями.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования важно применение современных образовательных технологий, в том числе
проектной деятельности, информационно – коммуникационных технологий.
Поэтому, был разработан проект «Русская матрешка», участниками которого стали дети
дошкольного возраста, родители и педагоги. В группе создана развивающая предметно –
пространственная среда для реализации цели и задач по ознакомлению детей с русской
матрешкой.
В
образовательном
процессе
проводились
разные
формы
работы:
непосредственно образовательная деятельность, беседы, викторины, праздники, развлечения.
В настоящее время, в период сложившейся сложной ситуации, проводятся виртуальные
экскурсии. Созданы игровые центры по развитию сюжетно-ролевых игр. Пополнен центр
игр: дидактические игры: «Собери матрешку», «Построй ряд с закрытыми глазами», «Эти
удивительные узоры», а также словесные игры «Роспись матрешки», «Какая матрешка?»,
«Назови правильно». Создан игровой центр, во время игры с матрёшкой формируется
эстетический вкус, познавательные способности ребёнка, развивается воображение.
С помощью презентации и мультимедийных
пособий дети
знакомятся с историей
матрешки как народного промысла. При этом у детей происходит воспитание интереса к
истории России, к истокам русской народной культуры, народному творчеству на примере
русской национальной матрешки.
В разных видах деятельности дети отражают полученные знания. В коммуникативной
деятельности по речевому развитию у детей развивается связная речь при составлении
творческих рассказов,
придумывания сказки о матрешке.
Дети читают наизусть
стихотворения Л.Некрасовой «Веселые матрешки».
В изобразительной деятельности дети рисовали русскую матрешку, с использованием
различных элементов росписи, при этом используя нетрадиционные приемы рисования:
пальчиком, рисование штампом из картофеля, печатание пробкой, монотипия. Делали
аппликацию «Украсим матрешкам сарафан», «Мы веселые матрешки». Из пластилина
создавали композиции на тему: «Хоровод матрешек», «Неваляшки».
В музыкальной деятельности пели песни «Русские матрешки», «Ладушки», «Ой да мы
матрешки», «Мы матрешки -
вот какие крошки». Разучивали танцы
«Мы веселые
матрешки», «Неваляшки». Учили детей играть на музыкальных инструментах.
На
родительском собрании представили музыкально-дидактическую игру «Веселый оркестр».
Во взаимодействии с семьёй проводится работа по проектной деятельности. Создан
информационный стенд для родителей, проводятся консультации, рекомендации, советы,
беседы. Было проведено родительское собрание в форме круглого стола «Что можно
рассказать ребенку о русской матрешке?» Итоговым мероприятие стало «Создание Мини –
Музея «Русская матрешка» вместе с детьми и родителями.
Накопленный опыт работы показывает, что создание мини - музея помогает вовлекать
родителей
в
образовательный
процесс
дошкольной
образовательной
организации,
заинтересовывать их совместной деятельностью с детьми, что способствует установлению
эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Поэтому, можно сделать вывод, что в ходе проекта дети узнали, что матрёшка появилась
давно, сто лет назад. Прототипом матрёшки была фигурка японского старичка – Фурукуму.
Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому
и росписи матрёшек были все разные. Но, главное, мы поняли, что русская матрёшка
является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В
русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно
поэтому народная игрушка – символ русского искусства.