Напоминание

Формирование навыков чтения нот с листа на занятиях фортепиано в Московском военно-музыкальном училище


Автор: Самсонова Марина Павловна
Должность: преподаватель отдельной дисциплины (музыкально-теоретические дисциплины и фортепиано)
Учебное заведение: Москвоского военно-музыкального училища имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Формирование навыков чтения нот с листа на занятиях фортепиано в Московском военно-музыкальном училище
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование навыков чтения нот с листа

на занятиях фортепиано в Московском военно-музыкальном училище

Тема формирования навыков чтения нот с листа на занятиях

фортепиано имеет, на мой взгляд, большое значение для воспитания

профессиональных качеств музыкантов-пианистов на любом этапе обучения

(в детских музыкальных школах, средних и высших специальных учебных

заведениях) и остается важной составляющей практической деятельности

уже сложившихся исполнителей. Кроме того, тема формирования навыков

чтения нот с листа является одной из самых интересных и актуальных тем в

методике преподавания. Педагогу-музыканту необходимо знать основные

принципы работы над развитием столь важного для процесса обучения

навыка. Задачами данной статьи являются анализ некоторых особенностей

формирования навыков чтения нот с листа на занятиях фортепиано вообще и

в МВМУ в частности, систематизация имеющихся теоретических знаний по

рассматриваемому вопросу и практических способов работы, применяемых

на занятиях междисциплинарного курса «Дополнительный инструмент –

фортепиано» в МВМУ.

Как известно, особенностью деятельности музыкантов XVII – XVIII

веков является то, что разделения на композиторов, исполнителей и

педагогов еще не было, и требования, предъявляемые к исполнителям, были

самыми

разнообразными

(импровизация,

транспонирование

в

разные

тональности, вариации на заданную тему, игра по цифрованному басу), а

чтение нотных текстов с листа представляло собой одно из необходимых

умений клавесиниста. При этом педагогические высказывания видных

музыкантов того времени (Ф. Куперен, Ф. Э. Бах) носили, скорее

описательный характер и не давали четких методических рекомендаций.

Все большее разделение профессии музыканта на композиторов,

исполнителей и педагогов в конце XVIII

века и растущий интерес к

обучению

игре

на

музыкальных

инструментах

(как

концертных

исполнителей, так и любителей домашнего музицирования) способствовали

привлечению большего внимания к проблеме обучения игре с листа. Со

второй половины XIX века практические советы и рекомендации по чтению

нот с листа широко встречаются в работах многих выдающихся педагогов и

концертирующих музыкантов (Г. Нейгауз, А. Корто, Д. Ойстрах, А.

Алексеев, Л. Баренбойм, Г. Коган, Г. Цыпин).

Высказывания отечественных музыкантов о чтении нот с листа дают

нам

представление

о

важности

этого

навыка

для

формирования

профессиональных качеств музыканта-исполнителя. Советский композитор,

скрипач и знаток симфонического оркестра М. Фейгин чтением нот с листа

называет «охват в общих чертах содержания музыки, исполнение ее в целом,

хотя бы и приближенное». Л. Горелашвили в статье «Некоторые особенности

визуального восприятия и оперативной памяти пианиста при игре с листа»

указывает на основную цель этого вида работы: «Умение игры с листа

предполагает

художественное

исполнение

по

нотам

незнакомого

произведения, постижение при первом же прочтении его характера,

структуры, эмоционально-образного строя». Искусствовед В. Сраджев

формулирует понятие чтения с листа следующим образом: «Под чтением с

листа

понимается

вид

музыкально-исполнительской

деятельности,

нацеленный на воплощение художественного содержания произведения без

предварительного

его

разучивания».

Еще

более

полную

и

точную

формулировку можно найти в книге Ф. Брянской «Формирование и развитие

навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста», где под игрой с

листа подразумевается «исполнение незнакомой пьесы в темпе и характере,

близком

к

требуемому,

без

предварительного,

даже

фрагментарного

проигрывания

на

инструменте.

Такое

исполнение

должно

быть

непрерывным».

«Чтение

с

листа

-

исполнение

неизвестного

или

малоизвестного

произведения

с

целью

сформировать

в

условиях

приблизительного

воспроизведения

нотной

записи

первоначальный

художественный образ на основе раскрытия эмоционально-смыслового

содержания

музыки»

(Цатурян

К.

А.

«О

типологии

чтения

нового

музыкального материала»).

Существующий сейчас упадок искусства чтения нот с листа можно

объяснить рядом причин. Это ставшее обязательным исполнение всей

концертной программы наизусть и снижение интереса к самостоятельному,

домашнему

музицированию.

Понимание

того,

что

данная

форма

деятельности

в

процессе

обучения

дает

широкие

возможности

для

ознакомления с музыкальной литературой, различными авторами и стилями

и способствует развитию всех необходимых навыков фортепианной игры и

личностно-волевых качеств исполнителя, должно сделать включение чтения

нот с листа на занятиях фортепиано неотъемлемой частью обучения и

становления музыканта.

Чтение нот с листа предполагает исполнение обучающимся незнакомой

ему пьесы первый раз без предварительного разбора или фрагментарного

проигрывания,

но

с

соблюдением

темпа,

характера,

задуманного

композитором и обусловленного жанром или названием пьесы, выполнением

авторских указаний (динамика, штрихи, агогические отклонения, фразировка

и др.). Важно также, чтобы исполнение было непрерывным, без остановок и

исправлений. Формирование столь многосоставного и сложного навыка и

успешного использования его в практической деятельности исполнителя

возможно при условии, что в процессе чтения нот с листа активно участвуют

зрение, слух, моторика, а также внимание, воля, память, интуиция и

творческое воображение исполнителя.

Следует понимать различия между чтением нот с листа и разбором

музыкального произведения. Несмотря на то, что оба эти вида работы

направлены на знакомство с произведением, между ними есть ряд отличий,

основное из которых, это скорость реакции на смену нотных знаков и чтения

попутных указаний в нотном тексте. Разбор - это медленное проигрывание

пьесы с остановками, с замедлениями для более тщательного изучения

текста, внимание при этом может быть направлено поочерёдно на различные

элементы текста для повторения той или иной фразы, для подбора удобной

аппликатуры. Чтение с листа – исполнение без остановок, в темпе и

характере, соответствующем итоговому, концертному звучанию пьесы.

При объяснении обучающимся желаемого результата при чтении

музыкального текста с листа, удобно пользоваться сравнением этой работы с

чтением буквенного текста, представлением нот своеобразным музыкальным

алфавитом. При этом становится очевидным, что ноты-буквы следуют не

всегда по порядку, а образуют различные комбинации, но чтение текста

(музыкального

или

буквенного),

кажущееся

поначалу

сложным

и

медленным, в дальнейшем становится беглым и имеющим целью понять и

передать содержание всего произведения (музыкального или литературного).

Следует вывод, что недостаточно знать только порядок нот, но необходимо

тренировать

быструю

реакцию

на

смену

этого

порядка,

изменения

направления его движения и быстро читать разные последовательности

нотных знаков.

На начальном этапе работы над формированием навыка чтения нот с

листа с обучающимися МВМУ целесообразно брать в работу пьесы, в

которых меняющиеся последовательности нотных знаков узнаваемы для

обучающихся, уже встречались им, например, при работе над исполнением

гамм, аккордов и их обращений, арпеджио, упражнений Ш. Ганона или

этюдов К. Черни. Скорость и точность двигательной реакции на смену

нотных

последовательностей

зависит

здесь

от,

так

называемой,

аппликатурной техники, то есть от доведенной до автоматизма способности

быстрого

выбора

самой

удобной

в

данной

ситуации

аппликатуры.

Аппликатура, в свою очередь, опирается на общие закономерности, на

прочно

усвоенные

типовые

формулы

последовательности

пальцев

«позиции».

Наибольший

эффект

для

беглости

чтения

и

дальнейшего

ориентирования на клавиатуре такие упражнения дают в сочетании с игрой

«слепым методом» - не глядя на клавиатуру, без зрительного контроля за

движениями рук, (с закрытыми глазами, если это уже выученное упражнение

или с накрытыми руками обучающегося листком бумаги, если упражнение

играется по нотам).

Преподавателю

следует

учитывать

также,

что

сложным

для

обучающихся, имеющих слабую фортепианную подготовку до поступления в

МВМУ, является необходимость координировать свои действия не только в

плане беглого определения нот и их расположения на клавиатуре, но и в

плане ритмической организации нотного текста, координировать свои

движения сразу двумя руками, следить не только за мелодией, но и за

сопровождением (аккомпанементом или подголосками), не только в одном,

привычном по специальному инструменту музыкальном ключе, но и в двух

ключах одновременно.

Приступать к чтению с листа музыкального произведения рекомендуется в

два этапа – подготовительный этап (предполагается чтение без инструмента,

проигрывание

произведения

внутренним

слухом)

и

второй

этап

непосредственно исполнение за инструментом.

Подготовительный этап очень важен для успешного исполнения

произведения, так как одним из главных условий беглого чтения является

именно мысленное опережение читающим того, что в данный момент

играется. На этом этапе работы обучающийся просматривает произведение

без инструмента и, отвечая на вспомогательные вопросы преподавателя,

определяет

размер

пьесы,

определяет

тональность

и

называет

соответствующие

знаки

альтерации,

отмечает

фрагменты,

имеющие

встречные

знаки

или

ритмические

изменения,

анализирует

форму

произведения,

находит

ритмические

и

мелодические

повторы

и

повторяющиеся

разделы,

находит

знакомые

позиционные

последовательности и выбирает удобную аппликатуру для их исполнения,

продумывает динамический план исполнения, обращает внимание на

штрихи, мысленно проигрывает пьесу внутренним слухом. Подобный анализ

создает наиболее благоприятные условия для взаимодействия музыкально-

слуховых

и

двигательных

представлений

и

помогает

обучающемуся

вникнуть в музыкальный материал, услышать, представить характер музыки

еще до воспроизведения ее на инструменте.

Переходя к исполнению произведения с листа важно настроить

обучающегося на исполнение без остановок, а значит даже при серьезных

ошибках продолжать играть, не нарушая ритм, мелодию, сохраняя характер и

темп исполнения. Большинство аккуратных учеников с трудом преодолевают

привычку останавливаться и исправлять любую погрешность, превращая

исполнение

с

листа

в

разбор

нотного

текста.

Следует

приучить

обучающегося не исправлять ошибку, а продолжать играть дальше, не

останавливаясь,

не

теряя

метроритмического

движения,

договориться

обсудить и более подробно рассмотреть фрагменты, сыгранные неточно,

после исполнения произведения целиком.

Развитию навыка игры без остановок, а также развитию слухового

контроля и чувства ритма и темпа, помогает исполнение произведений с

листа фортепианным дуэтом (в ансамбле с преподавателем) и работа над

партией аккомпанемента в произведениях концертмейстерского репертуара.

В этом случае тренируются навыки совместной игры, умение слушать

партнера, создавать с ним единый музыкальный образ. Следование за

мелодией солиста при игре аккомпанемента, невозможность нарушить ее

движение и необходимость соблюдать темп и откликаться на динамические

изменения при игре в ансамбле с преподавателем, психологическая

поддержка партнера по ансамблю и ответственность за свою партию в общем

звучании произведения побуждает обучающегося играть без остановок,

прочитывать нотный текст на такт или несколько тактов вперед, быстрее

принимать решения по упрощению фактуры и выбору аппликатуры. При

таком виде работы легко и успешно усваиваются следующие необходимые

навыки для беглого чтение нот с листа:

- относительное чтение (по графическим контурам нотных головок и

изображению

нотных

групп,

определение

направление

движения

мелодической линии),

- обобщенное чтение (опора на метроритмическую сетку исполнения -

игра по основным долям, опора на типовые формулы фортепианной фактуры

- гаммы, арпеджио, аккорды и их обращения, секвенции и др.),

-

смысловая

группировка

нот

(интервалы,

аккорды,

небольшие

мелодические построения),

-

упрощение

фактуры

(желательно

не

затрагивающее

баса

и

мелодической линии),

- игра «слепым методом» (позволяет совершенствовать аппликатурную

технику, облегчить контроль за движениями рук),

-

мысленное

опережение

(кратковременное

запоминание

последующего фрагмента, обеспечивающее непрерывность исполнения).

Так как при игре в ансамбле (фортепианном, с другим инструментом

или с голосом) звучание становится более насыщенным, часть фактуры на

себя берет вторая партия, обучающемуся становится легче справиться с

психологическим дискомфортом от исполнения неправильных нот или даже

пропуску отдельных фрагментов в своей партии, и он может в полной мере

добиться преследуемой чтением с листа цели – познакомиться с новым

произведением и, исполнив его в должном темпе и динамике, услышать

основную мелодия и почувствовать характер.

Введение такой формы работы на занятиях фортепиано, как чтение нот

с листа, неизменно оказывает благотворное воздействие на ход учебного

процесса.

Знакомство

с

новыми

музыкальными

произведениями

или

исполнение, наоборот, известных произведений или популярных мелодий на

фортепиано мотивирует обучающихся, создает творческую атмосферу на

занятиях, привлекает обучающихся к активной работе, мотивирует к

проявлению инициативы при выборе репертуара для ознакомления. Таким

образом,

чтение

с

листа

представляет

широкие

возможности

для

ознакомления

с

музыкальной

литературой

и

помогает

обучающимся

расширить свой музыкальный кругозор.

С целью привлечения внимания обучающихся МВМУ к столь важному для

формирования профессиональных навыков музыканта-исполнителя виду

работы на занятиях фортепиано, как чтение нот с листа, преподавателями

отдельной

дисциплины

«музыкально-теоретические

дисциплины

и

фортепиано» был организован конкурс по чтению нот с листа среди

обучающихся

МВМУ.

Обучающиеся

проявили

активный

интерес

к

подготовке к конкурсу. Эта работа мотивировала участников конкурса

отнестись к чтению с листа не как к формальной необходимости, а по-

настоящему

творческому

процессу,

обладающему

при

этом

своими

приемами, способами работы, правилами исполнения, навыками, которые

можно развивать и улучшать.

Навык исполнения нотного текста с листа на занятиях фортепиано обладает

важным преимуществом для знакомства музыканта со всем богатством и

многообразием

фортепианной

музыки

перед

разбором

изучаемых

произведений учебного фортепианного репертуара, так как при наличии

этого умения перед обучающимся открываются возможности узнать большее

количество музыки, приемов игры, расширить исполнительский репертуар.

Именно поэтому работа над формированием и развитием навыка чтения нот

с

листа

на

занятиях

междисциплинарного

курса

«Дополнительный

инструмент – фортепиано» необходима и активно ведется на протяжении

всего периода обучения в МВМУ.

Список используемой литературы:

1.

Алексеев А. Д. «История фортепианного искусства»»

2.

Брянская Ф. Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые

годы обучения пианиста»

3.

Горелашвили Л. И. «Некоторые особенности визуального восприятия и

оперативной памяти пианиста в процессе игры с листа»

4.

Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры: записки педагога»

5.

Фейгин М. Э. «Индивидуальность ученика и искусство педагога»

6.

Цыпин Г. М. «Обучение игре на фортепиано»



В раздел образования