Автор: Токмакова Марина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ СШ №2
Населённый пункт: р. п. Новоспасское Ульяновской области
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: тема "Второстепенные члены предложения. Дополнение" 5 кл
Раздел: среднее образование
Русский язык. 5 класс
«Второстепенные члены предложения. Дополнение.»
Цели урока:
Способствовать возникновению потребности сохранить чистоту русского языка, стремления к речевому
самосовершенствованию;
Овладевать умением извлекать информацию из различных источников, приёмами отбора и систематизации
материала на определённую тему;
Усвоить знания о дополнении (значение, вопросы, на которые отвечает, способы выражения);
Овладевать умением различать главные и второстепенные члены, находить их.
Ход урока
1.
Организационный момент.
2.
Проверка домашнего задания. (№ 247)
- ребята, кто без затруднений справился с домашним заданием? А у кого возникли трудности? Какие? Почему
они возникли? Кто из вас справился с заданием при помощи взрослых? Какие способы нахождения
грамматической основы вы использовали? Давайте проверим. (на экране высвечиваются грамматические
основы предложений из упражнения № 247.)
3. Мотивационно-мобилизующий этап.
- Вспомните, пожалуйста, как называется наука о языке. (Лингвистика.)
- А учёных, которые занимаются проблемами языка, называют лингвистами. Представьте, что вы учёные-
лингвисты. Нам нужно исследовать серьёзную проблему: может ли предложение состоять только из
грамматической основы? Давайте вернёмся к нашему домашнему заданию. Прочитайте предложения без
второстепенных членов.
- Понятен ли их смысл?
- А теперь попробуйте сами придумать предложение, состоящее только из главных членов.
- Какой вывод на основе этого наблюдения вы можете сделать?
- Какова роль второстепенных членов предложения?
- Что вы о них уже знаете?
- Всё ли нам с вами о них известно?
4. Целеполагание.
- Какие задачи каждый из вас ставит перед собой на этом уроке? Сформулируйте их от первого лица и запишите
на листочке, который лежит перед вами.
5. Актуализация темы.
- Давайте вспомним, что уже знаем по данной теме. Ответьте на вопросы:
- что обозначают второстепенные члены предложения?
- на какие вопросы отвечают?
- какими частями речи выражается?
- от чего зависят?
6. Исследовательский этап урока.
Задание: запишите в тетрадь третье предложение из упр. 3 247.
Улыбнулись сонные берёзки, растрепали шёлковые косы.
- Итак, мои лингвисты. Перед нами предложение. Что мы можем с ним делать? Сформулируйте задание к этому
предложению. (Подчеркнуть грамматическую основу.)
- Какие способы нахождения грамматической основ вам известны? Какой из них вы будете пользоваться?
(Найти сказуемое и от него задать двойной вопрос: кто или что производит действие? Кто или что является
действующим лицом?)
- А теперь задайте двойной вопрос к слову косы. В каком оно падеже? Может ли это существительное быть
подлежащим? Что обозначает этот второстепенный член предложения? От чего зависит? На какие вопросы
отвечает?
- знаете ли вы, как называется этот член предложения? (Этот член предложения называется дополнением.)
- Самостоятельно охарактеризуйте дополнение с помощью нашего учебника (стр. 117-118).
Самопроверка. По каким признакам вы будете отличать дополнение от других членов предложения? Какие
падежи называются косвенными? Перечислите вопросы косвенных падежей.
7. Словарно-орфографическая работа.
- По роду деятельности учёному приходится много путешествовать. И мы с вами попали в Египет. Знаете ли вы,
какое из чудес света связано с этой экзотической страной? (Пирамиды.)
- Давайте послушаем о них. (Учитель читает текст упражнения № 257.)
Первая пирамида по..вилась давно. Она служ..ла гр..бницей фараона. Стр..ительство пирамиды – трудоёмкая
работа. На д..ревянных теле..ках египе..ские стр..тели дост..вляли гиган..ские камни. Пирамида постепенно
росла. На самом верху р..бочие укладывали замыкающий камень. Грани пирамиды покрывались белыми
плитами. Они изгот..влялись из извес..няка.
- Нам, лингвистам, нужно выяснить, что это слово обозначает. А где можно найти ответ? (В толковом словаре.)
Пирамида – колоссальное каменное четырёхгранное сооружение, служившее гробницей фараонов в древнем
Египте (истор.). Величие пирамид поражает человека.
Задание: обозначьте грамматическую основу предложения, найдите дополнение.
8. Закрепление.
- Наше исследование подходит к концу. Какие знания вы приобрели на уроке? Сможете ли найти дополнение в
других предложениях, в другом тексте? Парная работа: спишите текст упражнения № 257, вставляя
пропущенные буквы. Подчеркните главные члены предложения и дополнения. (Проверка проводится
фронтально.)
9. Рефлексия.
- Итак, мои юные лингвисты, наш сегодняшний урок подходит к концу. Но впереди – новые исследования по
теме «Второстепенные члены предложения». Благодарю за плодотворную работу! А сейчас ответьте на
последние вопросы:
Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
Каким путём шли к запланированному результату?
Достигли ли намеченных целей?
10. Домашнее задание.
Упражнение 265. (Составьте и запишите три предложения так, чтобы слово морфема было употреблено в
роли подлежащего, сказуемого и дополнения.)