Автор: Морозова Антонина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ 122
Населённый пункт: ГБДОУ 122
Наименование материала: конспект занятия
Тема: <<Россия - она одна >>
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по нравственно-
патриотическому воспитанию в
подготовительной группе « Россия – она
одна »
Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей
стране, Родине.
Задачи: 1. Формировать представление детей о том, что Россия для
каждого из нас своя, но она одна;
2. Познакомить с представлениями России в творчестве людей
разных творческих профессий (как видят нашу страну в песнях,
живописи, стихах;
3. Продолжать формирование представления о России, как родной
стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна;
Расширять словарный запас (знакомство с понятием Россияне – жители
России,
4. Расширять представления о защитниках Родины – Богатырях;
5. Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание,
способность рассуждать, делать выводы;
6. Воспитывать любовь, доброе, вежливое, бережное отношение к
Родине, своей стране России, к родным краям, природе, к окружающему
детей миру, к людям;
Предварительная работа:
1. Беседы о родной стране – России;
2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия (ее
богатства);
3. Знакомство детей с государственными символами России –
Флаг, Герб, их значение для страны, толкование;
4. Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных
государств и нахождении своей страны, через лупу;
6. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость,
отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха,
любовь к родным местам;
7. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, былин в пересказе
«Добрыня и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», сказка
«Финист – Ясный Сокол»;
8. Рассматривание иллюстраций «Битва Богатырей за Землю
Русскую» Афанасьева, фотографий «Моя Россия – пейзажи;
9. Рассматривание различных иллюстраций символы России –
береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое;
10. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном,
заботливом, сердечном отношении к птицам, животным, растениям,
людям своей страны, о нашем единстве.
Ход НОД
Воспитатель:
- Ребята! Мы сегодня отправимся вместе в путешествие по нашей
замечательной стране, нашей Родине.
Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои
улыбки и желать мира, здоровья. Давайте мы так и сделаем.
Воспитатель:
- Солнце красное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй Солнце красное! (поднимают руки вверх)
Воспитатель:
- Небо Ясное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй! Небо Ясное! (качаем руками)
Воспитатель:
- И Земле своей родной! Здравствуй!
Дети:
- Здравствуй! Земля Родная! (поклон)
Воспитатель:
- Всем-всем-всем от всей души – здравствуйте!
Ребята! Чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью,
чтобы мы всегда приходили друг другу на выручку, были смелыми,
отважными, день нужно начинать с хорошим настроением. Давайте все
вместе от всего сердца подарим друг другу любовь (закрываем глазки,
прижимая руки к сердцу и как птицу выпускаем вверх в небо. Лети). Всем
желаем доброго дня!
Ну что ж, а теперь, ребята, нам предстоит небольшое путешествие.
Вы любите путешествовать?
(Ответы детей)
Отправимся путешествовать мы пешком. Не боитесь!
Ребята! В пути мы можем встретить огромные зеленые леса, широкие
реки, озера, болота, высокие горы, золотые поля. В пути нас ожидает
много трудностей. Но мы ведь обязательно придем на выручку друг
другу. Мы будем смелыми, ловкими, сильными и внимательными.
- Отправляемся!
Воспитатель:
- А вот и широкая река! А упавшее дерево (канат) совсем узкое.
Давайте помогать друг другу. Не бросаем их в беде.
- А вот и полянка! Сядем и немного передохнем!
(Дети садятся на подушки, положенные среди полянки )
Воспитатель:
- Ребята! Все дошли? (ответы детей)
На нашей планете есть много разных стран. Много разных народов.
Много разных людей.
(Картина «Земля из космоса»)
Но как бы мы не отличались друг от друга, у нас есть одно общее. Мы
живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.
Давайте все вместе скажем – Россия!
( «Флаг России»)
Воспитатель:
- Смотрите! Это наш флаг! Какого же он цвета? (Ответы детей)
- А что в нашей стране белого цвета? Что означает белый цвет
флага?
(Ответы детей)
- Конечно это белые облака, снега. Это цвет доброты и мира.
- А что означает синий цвет?
(Ответы детей)
- Это голубое небо, реки и озера.
- А что же тогда означает красный цвет?
(Ответы детей)
- Правильно. Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля
к победе, любовь к своей Родине.
(Демонстрируется много флагов различных государств)
- Как можно не любить нашу страну! Россия – самая огромная,
необыкновенная страна – наша Родина. Нам потребуется много дней и
ночей, чтобы проехать от одного края России до другого. Но всю нашу
страну и весь мир можно увидеть на карте.
( «Карта России»)
- Это карта нашей страны. Карта – это изображение нашей страны на
бумаге. Посмотрим внимательно на карту. Как вы думаете, что означает
на карте зеленый цвет?
(Ответы детей)
- Лес – это наше богатство! Это чистый воздух, животные и растения
(дети перечисляют богатства наших лесов)
- А синий цвет? Голубой? (ответы детей)
- Это наши реки, озера, ручейки, водопады.
-Наша Родина сильна дружбой разных народов. В наших городах
живут люди разных профессий О нашей стране сложено много песен,
некоторые мы с вами слушали и пели. О Родине написано много стихов
и картин, снято мультфильмов. Много пословиц и поговорок о Родине
есть у нашего народа.
- А вы знаете пословицы или стихи?
(Ответы детей)
Нет Земли краше, чем Родина наша!
Береги Землю любимую, как Маму!
Кто за Родину горой – тот защитник и герой!
- Все эти мудрые слова о добре, о любви, о защите нашей страны от
ее врагов. Родина нас может накормить, научить, но защитить себя она
не может.
- А что же такое – Родина? Что мы Родиной зовем?
Дети:
- Это мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, наш город, улица,
места в нашей стране, где мы любим бывать, поля, леса, реки, горы,
дети, цветы, животные.
Мы узнали, что у нас
Есть огромная семья:
И тропинки, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это все наше, все родное!
Это Родина моя, твоя,
Это наша с вами Страна, Земля!
Воспитатель:
- Для всех для нас своя Россия! Все мы видим ее по-разному, но все
же она одна.
(Дети по кочкам – кругам зеленого цвета – переправляются через
болото и оказываются в музее, где представлены репродукции картин
«Защитники Земли Русской»)
Воспитатель:
- Ребята! Смотрите, мы оказались в картинной галерее. Как вы
думаете, кто изображен на этих картинах? (Ответы детей)
Дети:
- Это солдаты, рыцари, защитники, войны, богатыри.
-Конечно это богатыри. В разное время люди называли защитников
Родины по-разному. Богатыри сильные как ветер, могучие как ураганы.
Они защищают нашу Землю.
Воспитатель:
- Какие же они, богатыри? Люди говорят, что они обладают
«богатырской силой»? (ответы детей)
Дети:
- Сильные, отважные, храбрые.
-Да, Они могучие, решительные, отзывчивые, защитники Земли
родной.
Дети рассматривают картины и задают вопросы по их содержанию.
Ребята! А мы можем быть такими же как богатыри? Что бы ими стать
нужно немного отдохнуть и набраться сил.
Богатырь – вот он каков (показываем силача)
Он силен и здоров.
Он из лука стреляет (имитация движений,
Метко палицу бросает (имитация,
На границе стоит, зорко-зорко глядит (имитация).
Подрастем и мы, смотри (поднимаем руки вверх)
Станем как богатыри! (руки на поясе)
Ведь в нашей стране есть горы - высокие (Имитация движения –
поднимаемся на гору,
Реки глубокие (качание руками внизу,
Степи, поля – широкие (руки в стороны влево и вправо,
Леса большие (руки вверх,
А мы ребята – вот такие (имитация)
Воспитатель:
- Ребята! Теперь мы сильные, дружные, никакой враг нам не страшен!
А как мы с вами можем защищать нашу Родину? Давайте поиграем в
игру, которая называется «Светофор» Возьмите себе по два круга –
красный и зеленый. Смотрите! Кто догадается на что похожи эти круги?
(Ответ детей)
- Правильно! Это цвета светофора. (вспоминаем с детьми, что
означают цвета светофора)
-Я буду показывать вам иллюстрации, а вы будете поднимать кружок
красного или зеленого цвета. Если вы считаете, что мальчики и девочки
защищают Родину, поднимаете – зеленый цвет, а если не защищают –
красный. Запомнили? Давайте повторим. (Повторяем)
Ситуации:
1 Мальчик оказывает помощь упавшей девочке;
2 Мальчик оставил открытым кран в доме;
3 Девочка поливает и подвязывает сломанную кем-то ветку дерева;
4 Мальчик бросает найденный на тропинке мусор в урну;
5 Мальчик играл со спичками и поджег квартиру;
6 Мальчик защищает слабую маленькую девочку;
7 Мальчик ломает куст;
8 Девочка обидела мальчика и забрала у него игрушку;
9 Мальчики выясняют отношения мирно, не дерясь;
10 Ребята, увидев, что костер стал разгораться сильнее и
подбирается по сухой траве к молодым деревцам, решили тушить его
водой, землей и тканью.
- Ребята! Мы с вами видели, как изображают нашу Родину художники.
Каждый видит ее по-своему.
А давайте тоже изобразим нашу страну. Ведь ее красота - в наших с
вами руках. Садитесь за столы и творите.