Напоминание

"ПРИЧАСТИЕ"


Автор: Серпинина Людмила Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ "Ленинская школа-интернат"
Населённый пункт: г.Ленинск
Наименование материала: Открытый урок по русскому языку
Тема: "ПРИЧАСТИЕ"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока.

Причастие.

Причастие.

Цель урока: повторим

о причастии как о части речи;

о причастии как о части речи;

правила выделения причастного

правила выделения причастного

оборота запятыми.

оборота запятыми.

Что такое причастие?

Причастие - самостоятельная часть

речи, особая форма глагола,

которая обозначает признак

предмета по действию и отвечает на

вопросы: Какой? Какая? Какое?

Какие?

Какие глагольные признаки

Какие глагольные признаки

есть у причастия?

есть у причастия?

Какие признаки

Какие признаки

прилагательного есть у

прилагательного есть у

причастия?

причастия?

П

а

деж

Р

о

д

Ч

и

с

л

о

В

и

д

В

р

е

м

я

В

о

з

в

р

а

т

н

о

с

т

ь

Прилагательное

Глагол

П

Р

И

Ч

А

С

Т

И

Е

Причастие

Действительные

Страдательные

Что обозначают действительные

причастия ?

Действительные причастия

обозначают признак того предмета,

который сам производит действия .

Что обозначают

страдательные причастия?

Страдательные причастия

Страдательные причастия

обозначают признак того

обозначают признак того

предмета, который испытывает

предмета, который испытывает

на себе действие со стороны

на себе действие со стороны

другого предмета.

другого предмета.

Суффиксальная карусель

Суффиксальная карусель

-ущ-

-ющ-

-вш-

-ящ-

-ш-

-ащ-

-ащ-

-ущ-

-ящ-

-ющ-

2

С

П

Р

1

С

П

Р

ДП

НВ

ДП

ПВ

-вш-

-ш-

Образовать действительные

Образовать действительные

причастия настоящего и

причастия настоящего и

прошедшего времени от глаголов:

прошедшего времени от глаголов:

Таять,

Таять,

сеять,

сеять,

стелить,

стелить,

строить,

строить,

дышать,

дышать,

бороться,

бороться,

считать

считать

Тающий- таявший;

Тающий- таявший;

сеющий - сеявший;

сеющий - сеявший;

стелющий - стеливший;

стелющий - стеливший;

строящий - строивший;

строящий - строивший;

дышащий - дышавший;

дышащий - дышавший;

борющийся -боровшийся;

борющийся -боровшийся;

считающий - считавший;

считающий - считавший;

Причастный оборот

Причастный оборот

Причастный оборот =

Причастный оборот =

причастие +

причастие +

зависимое слово

зависимое слово

Составьте из слов предложение с

Составьте из слов предложение с

причастным оборотом.

причастным оборотом.

Человек, свою,

Человек, свою,

преодолевающий

преодолевающий

,

,

успешно, многого, лень, может

успешно, многого, лень, может

добиться.

добиться.

Человек, успешно преодолевающий

Человек, успешно преодолевающий

свою лень, может многого добиться.

свою лень, может многого добиться.

Опред. сл.

Опред. сл.

,

,

͜

͜

͜

п͜р͜

и͜ч. ͜о͜б.

͜

͜

͜

п͜р͜

и͜ч. ͜о͜б.

,

,

͜

͜

͜

͜

͜

͜

П͜

р͜и͜

ч. ͜

о͜б. опред. сл.

П͜

р͜и͜

ч. ͜о͜б. опред. сл.

Игра «Корректор»

Игра «Корректор»

Корректор – человек ,

Корректор – человек ,

занимающийся чтением и правкой

занимающийся чтением и правкой

( исправлением) ошибок.

( исправлением) ошибок.

Игра «Корректор»

Игра «Корректор»

Исправьте предложения.

Исправьте предложения.

Цветы,

обучаемые на уроке,

красивы.

Попугай,

редактируемый корректором,

оказался говорящим.

Повесть,

поливаемая садовником,

известна всем.

Дети,

купленные в зоомагазине,

станут грамотнее.

Игра «Корректор»

Игра «Корректор»

Исправленные предложения.

Исправленные предложения.

Цветы,

поливаемые садовником,

красивы.

Попугай,

купленный в зоомагазине,

оказался говорящим.

Повесть,

редактируемая корректором,

известна всем.

Дети,

обучаемые на уроке,

станут грамотнее.

Страдательные причастия

Страдательные причастия

настоящего времени.

настоящего времени.

Гласные в суффиксах

Гласные в суффиксах

страдательных причастий

страдательных причастий

настоящего времени.

настоящего времени.

Вспомним

Вспомним

Перех. гл. сочетается с

Перех. гл. сочетается с

сущ., мест. в вин.

сущ., мест. в вин.

пад. без предлога

пад. без предлога

Глагол несов. в. – что делать?

Глагол несов. в. – что делать?

Глаголы

Глаголы

I

I

спряжения

спряжения

Все на

Все на

еть, оть, уть, ать, ять

еть, оть, уть, ать, ять

и глаголы- исключения:

и глаголы- исключения:

брить , стелить

брить , стелить

Глаголы

Глаголы

II

II

спряжения

спряжения

Все на

Все на

ить

ить

и глаголы- исключения:

и глаголы- исключения:

Гнать, держать, смотреть и

Гнать, держать, смотреть и

видеть,

видеть,

Слышать, дышать и ненавидеть,

Слышать, дышать и ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

И обидеть, и терпеть.

-

-

Страдательные причастия

Страдательные причастия

настоящего времени образуются от

настоящего времени образуются от

основы настоящего времени

основы настоящего времени

переходных глаголов несовершенного

переходных глаголов несовершенного

вида при помощи суффиксов

вида при помощи суффиксов

- ем -, -ом - - от глаголов 1

- ем -, -ом - - от глаголов 1

спряжения;

спряжения;

- им - - от глаг. 2 спряжения.

- им - - от глаг. 2 спряжения.

-ем- 1

-ем- 1

Перех. гл. наст. вр. несов. в. + -ом- спр.

Перех. гл. наст. вр. несов. в. + -ом- спр.

-им- 2 спр.

-им- 2 спр.

Рассуждайте так:

Рассуждайте так:

оберега..мый

оберега..мый

причастие

причастие

оберега..мый

оберега..мый

образовано от глагола

образовано от глагола

оберег

оберег

ать

ать

I

I

спряжения, значит, в суффиксе этого

спряжения, значит, в суффиксе этого

причастия надо писать букву

причастия надо писать букву

е:

е:

оберега

оберега

е

е

мый.

мый.

вид..мые

вид..мые

– причастие

– причастие

вид..мые

вид..мые

образовано

образовано

от глагола

от глагола

вид

вид

еть

еть

II

II

спряжения

спряжения

,

,

значит, в

значит, в

суффиксе этого причастия надо писать

суффиксе этого причастия надо писать

букву

букву

и:

и:

вид

вид

и

и

мые.

мые.

Образуйте страдательные причастия

Образуйте страдательные причастия

настоящего времени от глаголов:

настоящего времени от глаголов:

Образец:

Образец:

отправл

отправл

ять

ять

(

(

I

I

спр.)

спр.)

- отправля

- отправля

е

е

мый

мый

прикрыв

прикрыв

ать

ать

реш

реш

ать

ать

возводи

возводи

ть

ть

сооруж

сооруж

ать

ать

оберега

оберега

ть

ть

вид

вид

еть

еть

ран

ран

ить

ить

(

(

1спр.) - прикрыва

1спр.) - прикрыва

е

е

мый

мый

(1спр.) - реша

(1спр.) - реша

е

е

мый

мый

(2спр.) - возвод

(2спр.) - возвод

и

и

мый

мый

(1спр.) -сооружа

(1спр.) -сооружа

е

е

мый

мый

(1спр.) - оберега

(1спр.) - оберега

е

е

мый

мый

(2спр) - вид

(2спр) - вид

и

и

мый

мый

(2спр.) - ран

(2спр.) - ран

и

и

мый

мый

Запомните!

Запомните!

Страдат. прич. наст. вр.

Страдат. прич. наст. вр.

НЕ ОБРАЗУЮТСЯ

НЕ ОБРАЗУЮТСЯ

от

от

глаголов: Есть, быть, петь,

глаголов: Есть, быть, петь,

жевать, кричать, жать, бить, держать,

жевать, кричать, жать, бить, держать,

косить, мести, писать, резать, шить.

косить, мести, писать, резать, шить.

Движ

Движ

им

им

ый – двигать(1

ый – двигать(1

спр.)

спр.)

Физкультминутка

Физкультминутка

Ваша задача – из названных сказок

Ваша задача – из названных сказок

нужно выбрать:

нужно выбрать:

а) сказку, в названии которой есть

а) сказку, в названии которой есть

причастие;

причастие;

(1 раз хлопнуть в ладоши)

(1 раз хлопнуть в ладоши)

б) сказку,

б) сказку,

в названии которой есть

в названии которой есть

прилагательное.

прилагательное.

(поднимать руки

(поднимать руки

вверх)

вверх)

«Снежная королева»

«Снежная королева»

«Спящая царевна»

«Спящая царевна»

«Василиса Прекрасная»

«Василиса Прекрасная»

«Заколдованная королевна»

«Заколдованная королевна»

«Волшебная Дудочка»

«Волшебная Дудочка»

«Говорящий сверток»

«Говорящий сверток»

Выберите

Выберите

Е

Е

или

или

И:

И:

Освеща..мая

Освеща..мая

вид..мый

вид..мый

слыш..мый

слыш..мый

уважа..мый

уважа..мый

замеча..мый

замеча..мый

терп..мый

терп..мый

перевод..мый

перевод..мый

склоня..мый

склоня..мый

Составьте новое слово, взяв из данных

Составьте новое слово, взяв из данных

слов указанные значимые части.

слов указанные значимые части.

Пре

Пре

красный

красный

о

о

писать

писать

дол

дол

я

я

потч

потч

ева

ева

ть

ть

склоня

склоня

ем

ем

ый

ый

видим

видим

ый

ый

Пре

Пре

о

о

дол

дол

ева

ева

ем

ем

ый

ый

Вывод

Вывод

При написании суффиксов

При написании суффиксов

действительных и страдательных

действительных и страдательных

причастий настоящего времени

причастий настоящего времени

необходимо знать спряжение

необходимо знать спряжение

глагола.

глагола.

С какими причастиями мы

С какими причастиями мы

познакомились сегодня на уроке?

познакомились сегодня на уроке?

В суффиксах страдательных

В суффиксах страдательных

причастий настоящего времени

причастий настоящего времени

-ем-, -им- пишется:

-ем-, -им- пишется:

буква

буква

е

е

, если

, если

образовано от глагола 1 спряжения

образовано от глагола 1 спряжения

буква

буква

и

и

, если …

, если …

образовано от глагола 2 спряжения

образовано от глагола 2 спряжения

Домашнее задание

Домашнее задание

Образуйте словосочетания

Образуйте словосочетания

х

х

Причастие + существительное

Причастие + существительное

х

х

Уважа

Уважа

ем

ем

ый коллективом.

ый коллективом.

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа.

Спишите предложения, вставляя пропущенные

Спишите предложения, вставляя пропущенные

буквы, объясните их написание. Расставьте

буквы, объясните их написание. Расставьте

запятые, обозначьте границы причастного

запятые, обозначьте границы причастного

оборота:

оборота:

1.

1.

В з..л..том поле ржи т..ряет(?)ся

В з..л..том поле ржи т..ряет(?)ся

д..рога едва улов..мая в..глядом.

д..рога едва улов..мая в..глядом.

2. Т..жёлые к..лосья спелой ржи

2. Т..жёлые к..лосья спелой ржи

пригиба..мые ветром л..жат(?)ся на землю.

пригиба..мые ветром л..жат(?)ся на землю.

3. Ш..л..стит ржаное море

3. Ш..л..стит ржаное море

колебл..мое ветром. 4. Вд..ли виднеет(?)ся

колебл..мое ветром. 4. Вд..ли виднеет(?)ся

поч(?)ти невид..мый лес. 5. М..гучие

поч(?)ти невид..мый лес. 5. М..гучие

сосны согр..ва..мые со..нцем тянут(?)ся к небу.

сосны согр..ва..мые со..нцем тянут(?)ся к небу.



В раздел образования