Напоминание

Успешная социализация. Нужны ли детям сверстники.


Автор: Колесникова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с "Умка"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Успешная социализация. Нужны ли детям сверстники.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Успешная социализация. Нужны ли детям сверстники.

После двух лет дети уже начинают пытаться взаимодействовать друг с другом, хотя их

игры больше похожи на шалости. Однако это важный этап, при котором ребенок пытается

разделить веселье с кем-то еще. Если со взрослыми малыш, как правило, ведет себя

вполне сдержанно, то с ровесниками становится куда более расслабленным. Это

неудивительно, родители и взрослые вообще отвечают за привитие маленькому человеку

норм морали и правила поведения, а вот в играх со сверстниками проявляется

индивидуальность малыша. При этом в таком возрасте поведение ребенка по отношению

к другим детям еще весьма эгоистично: он пытается вовлечь другого малыша в свою игру,

не интересуясь его желанием или настроением. Из-за этого в среде детей часто возникают

конфликты, которые могут протекать весьма бурно.

Начиная с четырех лет у детей проявляются новые черты в отношении к ровесникам:

общая игра. При этом в игре очень развито соревновательное начало, как и во всем

поведении в этом возрасте: ребенок сравнивает свои и чужие успехи, пытается скрыть

промахи, для него становится важным то, как отзываются о его друзьях взрослые.

Соревновательность и ревность сопровождают отношения ребенка со сверстниками в

этом возрасте.

После пяти лет отношения между детьми становятся больше похожи на подобные у

взрослых: ребенок начинает определять и учитывать чувства друзей по играм, появляются

«свои» компании, в которых не принимают других детей. Ребенок в этом возрасте может

не соревноваться со сверстниками, а даже стараться помочь подсказками в игре, растет

эмоциональная вовлеченность. Зависть и желание конкурировать проявляются уже не так

ярко. Возникает дружба, как ее привыкли видеть взрослые. Таким образом, к школе дети

уже

вполне готовы взаимодействовать

и общаться.

Но это

при условии,

что

взаимодействие со сверстниками ранее происходило достаточно часто и регулярно. При

этом каждый пункт развития отношений важен для формирования личности ребенка.

Навык общения со сверстниками не просто один из этапов развития, впоследствии он

определит способность к коммуникации в школе и дальше во взрослой жизни, от него, в

огромной степени зависит, насколько легко ребенок в будущем будет адаптироваться в

новом коллективе и непривычной обстановке. Родителям, озабоченным благоприятным

будущим своих детей, стоит учитывать этот фактор при построении стиля воспитания:

необязательно лишние курсы китайского помогут в жизни лучше, чем способность

договариваться и работать сообща. А эти навыки приобретаются в детстве при общении с

товарищами и в процессе игр.



В раздел образования