Автор: Колесникова Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Д/с "Умка"
Населённый пункт: город Абакан
Наименование материала: статья
Тема: Успешная социализация. Нужны ли детям сверстники.
Раздел: дошкольное образование
Успешная социализация. Нужны ли детям сверстники.
После двух лет дети уже начинают пытаться взаимодействовать друг с другом, хотя их
игры больше похожи на шалости. Однако это важный этап, при котором ребенок пытается
разделить веселье с кем-то еще. Если со взрослыми малыш, как правило, ведет себя
вполне сдержанно, то с ровесниками становится куда более расслабленным. Это
неудивительно, родители и взрослые вообще отвечают за привитие маленькому человеку
норм морали и правила поведения, а вот в играх со сверстниками проявляется
индивидуальность малыша. При этом в таком возрасте поведение ребенка по отношению
к другим детям еще весьма эгоистично: он пытается вовлечь другого малыша в свою игру,
не интересуясь его желанием или настроением. Из-за этого в среде детей часто возникают
конфликты, которые могут протекать весьма бурно.
Начиная с четырех лет у детей проявляются новые черты в отношении к ровесникам:
общая игра. При этом в игре очень развито соревновательное начало, как и во всем
поведении в этом возрасте: ребенок сравнивает свои и чужие успехи, пытается скрыть
промахи, для него становится важным то, как отзываются о его друзьях взрослые.
Соревновательность и ревность сопровождают отношения ребенка со сверстниками в
этом возрасте.
После пяти лет отношения между детьми становятся больше похожи на подобные у
взрослых: ребенок начинает определять и учитывать чувства друзей по играм, появляются
«свои» компании, в которых не принимают других детей. Ребенок в этом возрасте может
не соревноваться со сверстниками, а даже стараться помочь подсказками в игре, растет
эмоциональная вовлеченность. Зависть и желание конкурировать проявляются уже не так
ярко. Возникает дружба, как ее привыкли видеть взрослые. Таким образом, к школе дети
уже
вполне готовы взаимодействовать
и общаться.
Но это
при условии,
что
взаимодействие со сверстниками ранее происходило достаточно часто и регулярно. При
этом каждый пункт развития отношений важен для формирования личности ребенка.
Навык общения со сверстниками не просто один из этапов развития, впоследствии он
определит способность к коммуникации в школе и дальше во взрослой жизни, от него, в
огромной степени зависит, насколько легко ребенок в будущем будет адаптироваться в
новом коллективе и непривычной обстановке. Родителям, озабоченным благоприятным
будущим своих детей, стоит учитывать этот фактор при построении стиля воспитания:
необязательно лишние курсы китайского помогут в жизни лучше, чем способность
договариваться и работать сообща. А эти навыки приобретаются в детстве при общении с
товарищами и в процессе игр.