Автор: Логвинова Анна Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №77
Населённый пункт: город Курск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: НОД "Юные археологи"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД «Юные археологи»
Цель:
создание условий для установления связей и отношений между
предметами
во
времени,
развития
представления
об
истории
через
ориентацию на профессию археолога.
Задачи:
Образовательные:
формирование первичных представлений об истории и происхождении
динозавров;
соотнесение предметов по форме и принадлежности, умение работать с
таблицами;
формирование предпосылок к поисковой деятельности.
Развивающие:
развитие
ассоциативно-образного
и
логического
мышления,
воображения познавательной активности;
развитие интереса к профессии археолог;
обогащение словарного запаса;
Воспитательные:
формирование правильного отношения к истории и историческим
фактам;
формирование бережного отношения к труду человека.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Анатольевна. Ребят, я к вам пришла
с очень важным поручением. Одна моя знакомая просила передать вам
видеописьмо.
Давайте его посмотрим!
- Здравствуйте, ребята, я старший научный сотрудник археологического
музея. Мои коллеги-археологи сейчас участвуют в раскопках. Но их срочно
вызвали и им пришлось уехать. Вот я к вам и обратилась, может быть, вы
отправитесь в экспедицию и поможете завершить раскопки?
- Ребят, поможем?
-Спасибо! А чтобы вам было легче добраться, вот вам карта маршрута.
Счастливого пути!
- Как здорово! Ребята, сегодня вы станете настоящими археологами. Мы с
вами отправимся в экспедицию на раскопки, во время которой вам предстоит
справиться со многими трудностями. Но я уверена, что у вас всё отлично
получится.
А теперь давайте ознакомимся с нашим маршрутом. На нашем пути у нас
будет болото, горы и лес.
- Ребята, а как вы думаете, какими качествами обладают археологи? Они
сильные, смелые, выносливые.
Я уверена, что вы именно такие. Ну что, в путь!
1-ое испытание «Болото» - движение по кочкам. (Дети прыгают по кочкам)
2-ое испытание «Горная дорога» Дети идут по серпантину (извилистая
горная дорога) сначала на носках, потом на пятках.
3-ье испытание «Лес», в котором много поваленных деревьев. Дети
перешагивают через гимнастические палки, высоко поднимая ноги.
Вот мы с вами и подошли к месту раскопок, но прежде, чем приступить к
работе, давайте немного отдохнем.
Дыхательная гимнастика
- Ребята, так как вы ещё юные археологи и в первый раз в экспедиции, то я
вам расскажу о правилах техники безопасности, которые соблюдают все
археологи.
1. Работать нужно в перчатках и фартуке.
2. Песок, кисти и перчатки нельзя подносить близко к лицу и тем более ко
рту или глазам.
3. С находками нужно обращаться очень аккуратно. Почему?
Теперь, когда вы знаете правила техники безопасности, надевайте халаты,
перчатки и можете приступать к раскопкам.
- Так как верхний слой земли уже снят, то работать мы с вами сегодня будем
кистями. Обнаруженные предметы (артефакты) аккуратно переносим в
исследовательскую лабораторию.
- Не забывайте про технику безопасности.
- Берём кисти и приступаем к работе. Аккуратно, не спеша, чтобы не
повредить археологическую находку.
- Ребята, мы поднимаем с вами разные слои эпохи, поэтому нам могут
встретиться много разных предметов, будьте внимательны.
- Ребята, посмотрите на свои находки, на что они похожи. (черепки глиняной
посуды, древние монеты, кости динозавра). Давайте их рассмотрим и
рассортируем! А может уже кто-то догадался, что за находки мы нашли?
(Предположения детей)
- Какой посуде могли принадлежать эти черепки? (горшок, ваза, тарелка)
- А монетами, которые мы с вами нашли, мы пользуемся сейчас? Нет. Это
древние монеты.
- А что ещё мы нашли? Правильно, кости древнего животного. Возможно
динозавра. Чтобы это проверить, нам необходимо соотнести и соединить все
найденные нами части. Приступаем!
Работа по сбору динозавра.
- Молодцы ребята! Вы оказались правы! Это динозавр. Динозавры жили на
земле много миллионов лет назад. А вы знаете на какие две группы делились
динозавры? (хищники и травоядные). Давайте определим, к какому виду
динозавров относится этот динозавр.
- Верно. Это хищник. Почему вы так решили? (У него огромные острые
зубы, мощные лапы, когти)
- А как называется этот динозавр? Узнать это нам помогут специальные
таблицы археологов. Нам нужно соотнести наш скелет с похожей формой
динозавра.
- Ребята, это один из видов хищных динозавров и называется он
Тираннозавр.
- А сейчас существуют динозавры?
- А вы знаете, почему они вымерли?
- Ребята, помогли мы с вами археологам? Да.
- А кто знает, где хранятся археологические находки? (ответы)
- Давайте и мы с вами передадим нашу находку в музей, чтобы все могли
полюбоваться этим динозавром. В музее созданы все условия для хранения
ценных древних предметов.
- Молодцы, юные археологи! У вас всё отлично получилось! Ребята, а может
быть кто-нибудь из вас хочет что-то оставить для будущего поколения? У
меня есть монеты, которыми мы пользуемся с вами сейчас, давайте их
закопаем. Чтобы через много-много лет, такие же мальчики и девочки нашли
эти предметы.
- А вот теперь можно снять перчатки, фартуки. Нам пора отправляться назад
в детский сад. А возвращаться мы с вами будем по той дороге, по которой
пришли.
Дети возвращаются назад по дорожкам.
- Ребята, с какой профессией вы сегодня познакомились?
- Чем занимаются археологи?
- Как называются древние находки?
- Где они хранятся?
- Понравилось вам быть археологами? Может быть, кто-нибудь из вас, когда
вырастет, тоже станет археологом.
Звучит сигнал.
- Ребята, нам пришло ещё одно видеописьмо, внимание на экран.
- Ребята, вы отлично справились. Этим экспонатом теперь сможет
любоваться каждый посетитель музея. А вам за вашу помощь – сувениры
от наших сотрудников, которые я передала Анне Анатольевне. До свидания!
Вручение сувениров (маленькие фигурки динозавров).