Напоминание

«Значение гимнастики после дневного сна в ДОУ».


Автор: Власова Марина Павловна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: инструктор по физической культуре
Населённый пункт: город Екатеринбург Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Значение гимнастики после дневного сна в ДОУ».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Власова М.П.,

инструктор по физической культуре

МАДОУ детский сад № 472

«Значение гимнастики после дневного сна в ДОУ».

Эффективным средством укрепления здоровья и снижения заболеваемости детей

является физкультурно-оздоровительная работа в условиях ДОУ. Физкультурно -

оздоровительная работа осуществляется в разных формах: утренняя гимнастика,

физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, физминутки, оздоровительный

бег, закаливание и др.

Предметом нашего обсуждения станет такая форма работы, как гимнастика после

дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию,

имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер К сожалению, во

многих дошкольных учреждениях ее либо незаслуженно предали забвению, либо не

признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью

постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно).

В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника,

посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна

именно оздоровительную направленность.

Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после

пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку,

раздвинуть шторы, для поступления солнечного света - открыть форточку, обеспечив

доступ в помещение холодного воздуха, выполнить комплекс физических упражнений на

основные мышечные группы и в заключение принять водные процедуры с

использованием либо холодной воды, либо чередуя холодную и теплую воду.

Виды гимнастики после дневного сна.

Степаненкова Эмма Яковлевна, описывая методику физического воспитания, выделила

четыре вида гимнастики после дневного сна:

- Разминка в постели и самомассаж;

- Гимнастика игрового характера;

- Гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса;

- Пробежки по массажным дорожкам.

РАЗМИНКА В ПОСТЕЛИ И САМОМАССАЖ

Дети, лежа в постели на спине, откинув одеяла, выполняют 5—б упражнений

общеразвивающего характера. После выполнения упражнения в постели дети по указанию

встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба

обычным, скрестным, гимнастическим шагом, по массажным коврикам, постепенно

переходящая в бег). Затем все переходят из спальни в групповую комнату, которая должна

быть хорошо проветрена, температура воздуха 19—17°С. В групповой комнате дети под

музыку выполняют произвольные танцевальные, музыкально-ритмические и другие

движения. Заканчивается комплекс дыхательными упражнениями.

ГИМНАСТИКА ИГРОВОГО ХАРАКТЕРА

Состоит из 3—б имитационных упражнений. Дети подражают движениям птиц,

животных, растений, создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст»,

«петрушка», «цветок» и т.д.)

Пример комплекса гимнастики после сна для детей 2-3 лет

«Мишки»

I. В кроватках

1. «Потягивание»

Потягушки, потянулись! (Поднимание рук вверх в положении лёжа)

Поскорей, скорей проснулись!

День настал давным-давно, (Поднимание ноги вверх в положен. лёжа)

Он стучит в твоё окно.

II. Возле кроваток

Мишка рассердился и ногою топ… (Прыжки на двух ногах)

Мишка косолапый по лесу идёт… (Ходьба и бег под музыку)

III. Ходьба по дорожке «Здоровья» (коврик с пуговицами, массажные коврики, ребристая

доска, дорожка со следами с крупой)

IV. П/и «Мишка»

Мишка, мишка.

Что ты долго спишь?

Мишка, мишка.

Что ты так храпишь?

Мишка: Кто здесь песни распевал?

Кто мне спать не давал?

Догоню, догоню…

ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖОРОВ ИЛИ СПОРТИВНОГО

КОМПЛЕКСА

Проводится в группе, спальне или в физкультурных, тренажерных залах. Комплекс

гимнастики после дневного сна начинается с небольшой разминки, которая включает

разные виды ходьбы, бега, прыжков, упражнения на профилактику плоскостопия и

нарушения осанки. Дети занимаются подгруппами по 7—10 человек. Одна подгруппа

может лазать по канату, подвесной и наклонной веревочной лестницам, передвигаться по

рукоходу, выполнять висы на перекладине, канате, упоры стоя, лежа на перекладине и

другие действия. Другая подгруппа произвольно выполняет различные упражнения с

простейшими тренажерами (с диском «Здоровье», детским эспандером, гантелями) и с

более сложными тренажерами («Бегущая дорожка», («Велосипед»). Подгруппы меняются

местами через 5—б мин.

ПРОБЕЖКИ ПО МАССАЖНЫМ ДОРОЖКАМ

Эти упражнения желательно сочетать с контрастными воздушными ваннами и

проводить не менее двух раз в неделю по 5—7 мин. Массажную дорожку составляют из

пособий и предметов, способствующих массажу стопы (ребристая доска, резиновые

коврики, кольца с шипами и др). Вначале дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно

переходят на бег, бегут в среднем темпе 1—1,5 мин и переходят на спокойную ходьбу с

дыхательными упражнениями. После этого детям предлагается непрерывный бег в

течение 2—3 мин, который заканчивается спокойной ходьбой по массажной дорожке.

Дети занимаются в одних трусиках, босиком.

ГИМНАСТИКА НА ОСНОВЕ ХАТХА-ЙОГИ.

Доцент Кафедры лечебной физкультуры, физиотерапии и курортологии Новокузнецкого

ГИДУВа. Н.Г. Коновалова в своих рекомендациях для воспитателей ДОУ предлагает

комплексы и методику проведения гимнастики для детей дошкольного возраста на базе

Хатха-йоги. Физические упражнения Хатха-йоги улучшают кровообращение, помогают

нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Они способствуют не

только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей

гимнастика йогов - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных

дистоний. Но не только это. Практика показывает, что регулярно занимающиеся дети

становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах.

Гимнастика с элементами Хатха-йоги вполне доступна. В ней основное внимание

уделяется статическому поддержанию позы. Выполнение упражнений сочетается со

спокойным дыханием и расслаблением.

Оригинальный комплекс оздоровительной гимнастики и самомассажа, составлен на

основе традиционных китайских техник. Занятие построено с акцентом на самомассаже

кистей, стоп, ушных раковин. Комплекс облегчает пробуждение организма, стимулирует

деятельность внутренних органов, оказывает общеукрепляющее воздействие, мобилизует

защитные силы организма, стимулирует его способность к естественному исцелению,

способствует повышению работоспособности, психоэмоциональной разрядке, улучшению

настроения. Поэтому он полезен для людей любого возраста, особенно - детям, для

которых важно закладывать основы здоровья, формировать привычку «быть здоровым»,

готовить организм к школьным нагрузкам. Регулярные занятия имеют и воспитательное

значение. Они способствуют формированию у детей привычки следить за своим

здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы, не

дожидаясь, начала заболевания.

На практике осуществить эффективное закаливание детей с учетом предъявляемых

требований сложно. Группу посещают 20-25 детей, поэтому об индивидуальном подходе

при проведении закаливания речь идти не может. К примеру, один ребенок

систематически посещает детский сад, другой часто болеет, третий перешел из другого

детского сада, где не проводились закаливания, четвертый вышел ослабленным после

перенесенного заболевания. Если не учитывать индивидуальных особенностей,

нарушаются принципы систематичности, последовательности по отношению к каждому

ребенку. Поэтому в гимнастику после сна целесообразно включать щадящие элементы

закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно

сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой

гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушения осанки, плоскостопия, упражнения

для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, психогимнастики,

самомассажа, аутотренинга и т.д.



В раздел образования