Автор: Ситникова Ольга Григорьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №5
Населённый пункт: город Ковров
Наименование материала: Конспект по экологии
Тема: «Рассматривание фиалки» в младшей группе
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Рассматривание фиалки» в младшей группе.
Программное содержание:
Воспитательные задачи: продолжать воспитывать любовь и бережное
отношение к природе. Вызвать интерес к комнатным растениям.
Развивающие задачи: развивать наблюдательность, внимание, память
детей. Обогащать словарь детей словом «фиалка», активизировать в речи
детей слова: «листья», «цветы», название цветов «зелёный», «белый».
Образовательные задачи: дать детям представления об особенностях
внешнего вида комнатного растения фиалки. Закрепить знания о частях
растения (листья, цветы). Закреплять умение правильно поливать растения.
Предварительная работа: проведено наблюдение за «дружной семейкой».
Организация: Поставить стол и на него растения; полукругом расставить
стулья.
Оборудование: Дружная семейка, две фиалки с белыми цветами (одно
растение полито, а другое нет), лейка с водой, игрушечная бабочка,
маленькая матрёшка.
Ход наблюдения.
Вводная часть (сюрпризный момент)
Воспитатель – ребята, идите скорей сюда, посмотрите на наше растение. Вы
заметили, что–нибудь необычное?
Дети – На цветке сидит бабочка.
Воспитатель – Правильно, а что же здесь необычного? Когда бабочки
летают?
Дети – Летом, когда тепло.
Воспитатель – Правильно, а как вы думаете, почему бабочка прилетела к
нам в группу?
Дети - Потому что у нас тепло и много цветов.
Воспитатель – Я тоже так думаю. Наша бабочка села на цветок, который
называется «Фиалка». Это комнатное растение.
Воспитатель спрашивает двух – трёх детей, как называется цветок, дети
повторяют название цветка.
Воспитатель: Тебе нравится цветочек, Рита? А тебе, Андрюша?
Воспитатель: Что в этом растении вам больше всего нравится?
Дети: цветочки.
Воспитатель: Какого цвета у фиалки цветочки?
Дети: белого.
Воспитатель: цветы у фиалки бывают самые разные: белые, голубые,
розовые, фиолетовые и даже светло-зеленые.
Воспитатель: Какого цвета листочки у фиалки?
Дети: зеленого.
Воспитатель: листочки у фиалки темно-зеленые и покрыты ворсинками. Вы
можете их потрогать. Какие листочки у фиалки гладкие или шероховатые?
Дети: Шероховатые
Воспитатель: Ребята, а сколько листочков много или мало?
Дети: много.
Воспитатель: А где растет фиалка?
Дети: на окне в горшке.
Воспитатель: Цветочки которые растут на окне в горшках называются
комнатными.
Воспитатель – Ребята, посмотрите на нашу фиалку, скажите, какая она?
Дети – Нарядная, красивая.
Воспитатель – Послушайте, как я к ней обращусь.
Ты цветочек беленький, расцветай поскорей и порадуй красотой наших
маленьких детей. Понравилось вам моё обращение к нашей фиалке?
Дети – Да.
Воспитатель – Если вы будете ей говорить такие красивые слова, то наша
фиалка расцветёт ещё больше и будет всё время нас радовать. А теперь
давайте немного поиграем с бабочкой. Сейчас вы закроете глазки, а бабочка
сядет, на какую нибудь часть растения, на лист или цветок, а вы посмотрите,
и скажете мне, на какой части цветка сидит наша бабочка. Закрывайте глазки.
Дидактическая игра «На чём сидит бабочка».
Воспитатель – А сейчас ребятки, давайте мы с вами поищем ещё одну
фиалку в группе.
Дети ищут и находят ещё один горшок с цветком в группе.
Воспитатель ставит цветок на стол рядом с первым.
Воспитатель – Ребятки, посмотрите на наши цветы. Чем они друг от друга
отличаются? Что у них разное?
Дети - Они одинаковые.
Воспитатель – Да оба цветка похожи. А давайте мы свами потрогаем землю
в которой цветочки наши расту. (Дети трогают землю в горшочках
пальчиками. Выясняют, что у одного цветочка земля сухая, а у другого
цветочка, земля в горшочке влажная.)
Воспитатель – Так почему же один цветочек сухой?
Дети – его забыли полить.
Воспитатель – Поля возьми, пожалуйста, лейку и мы вместе польём нашу
фиалку. Поливать будем правильно, в край горшочка чтоб вода не попала на
листики, фиалка не любит чтоб ее листики были мокрыми.
Поливают цветок.
А теперь мы будем с вами весь день наблюдать за нашей фиалкой. И я
думаю, что мы увидим, как оба наши цветочка станут одинаково
счастливыми. Ой ребятки, посмотрите, а наша бабочка улетела, наверное,
полетела в другие группы, навестить других ребяток. Но мы не будем
расстраиваться, тем более, что к нам в гости пришла матрёшка. И ей очень
хочется поиграть с нами в прятки. Она будет прятаться, а вы её искать.
Закрывайте глазки.
Воспитатель – Открыли глазки, ребята, матрёшка спряталась за растением,
у которого маленькие листочки свернуты в трубочку, эти трубочки
разворачиваются и появляются листочки. Как называется это растение?
Дети - Дружная семейка (находят цветок за котором спряталась матрешка).
Воспитатель – Молодцы, закрывайте глазки ещё раз… Открывайте, а теперь
матрёшка спряталась за цветком у которого много красивых белых цветов и
листья покрыты ворсинками, как называется это растение?
Дети – Фиалка. (дети ищут)
Воспитатель – Молодцы. Давайте попрощаемся с матрёшкой, ей пора
уходить. Дети прощаются с матрёшкой.
Воспитатель – Дети, мы сегодня с вами сделали доброе дело, какое?
Дети – полили цветочек фиалку. Помогли ему стать счастливым.
Воспитатель – давайте не будем забывать поливать наши цветы, чтобы они
всегда у нас были счастливыми.