Автор: Анастасия Геннадьевна Дубоделова
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №128
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: Технологическая карта занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Тема: Путешествие в мир «волшебных каракуль».
Раздел: дошкольное образование
Технологическая карта занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей
с тяжелыми нарушениями речи.
Тема
Путешествие в мир «волшебных каракуль».
Цель
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи
Образовательные:
1.
Актуализировать представления детей о новой технике рисования;
2.
Формировать умения выполнять задания по инструкции;
3.
Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие:
1.
Развивать моторику пальцев рук на основе раскрашивания фракталов и выполнения пальчиковой
гимнастики;
2.
Развивать внимательность, самостоятельность и инициативность при выполнении заданий;
3.
Развивать межполушарное взаимодействие.
4.
Развивать навыки самоконтроля и саморегуляции в эмоциональной сфере.
Воспитательные:
1.
Воспитывать умение работать самостоятельно;
2.
Воспитывать эмоционально-положительное отношение к себе и к окружающим.
Группа
Подготовительная к школе группа с тяжелыми нарушениями речи (6-7 лет)
Предполагаемая
работа с родителями
Памятка родителям детей с тяжелыми нарушениями речи.
Проведение родительского собрания на тему «Нетрадиционная техника рисования – фрактальная
живопись».
Оборудование
Интерактивная доска, ноутбук, столы для рисования, цветные карандаши, заготовки рисунков, презентация
«Фрактальные рисунки и волшебные каракули», демонстрационный материал «Схема рисования восьмерки»,
расслабляющая музыка для детей «Волшебная дорога».
Этапы
(последовательность)
деятельности
Действия, деятельность педагога
Действия,
деятельность детей,
выполнение которых
приведет к
достижению
запланированных
результатов
Планируемые
результаты
Введение в ситуацию
Педагог проводит с детьми личностно-значимую для них беседу
для создания положительной атмосферы в группе и настроя на
занятие (подводит детей к теме образовательной ситуации).
Дети заходят в кабинет.
Общение.
Взаимодействие
со
Эмоциональный
настрой
на
совместную
- Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть! Ребята, а вы
любите путешествовать? (ответы детей)
Я предлагаю вам отправиться в путешествие в необычный мир.
Мир волшебных каракуль, мир необычных и красивых рисунков.
Хотите совершить это увлекательное путешествие? (ответы
детей) Тогда в путь!
Но для начала нам необходимо поздороваться друг с другом,
настроиться на занятие.
Упражнение приветствие «Все мы тебе очень рады».
Цель: Сплочение детей, создание положительного настроя на
занятие.
Педагог-психолог: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть!
Сегодня у нас с вами интересное занятие. Мы будем создавать
необычные и очень красивые рисунки. Но для начала, нам нужно
поздороваться.
Повторяйте
за
мной.
Все
вместе,
хлопая
в
ладоши,
проговаривают «Все мы Мише очень рады, нам хлопать Мише
надо» (и так приветствуется каждый ребенок).
Упражнение приветствие «Все мы тебе очень рады».
Цель: Сплочение детей, создание положительного настроя на
занятие.
Педагог-психолог: Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть!
Сегодня у нас с вами интересное занятие. Мы будем создавать
необычные и очень красивые рисунки. Но для начала, нам нужно
поздороваться.
Повторяйте за мной. Все вместе, хлопая в
ладоши, проговаривают «Все мы Мише очень рады, нам
похлопать Мише надо»
(и так приветствуется каждый
ребенок).
Зарядка позитивного внушения «Дружные ребята».
Цель: Создание положительного эмоционального состояния у
детей, приобретение опыта взаимодействия друг с другом.
Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Они передают
рукопожатие как эстафету и проговаривают «Я люблю играть с
друзьями». Сначала тихо, потом громче, потом очень громко.
После
упражнения
дети
вместе
с
педагогом-психологом
произносят следующие слова:
Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
сверстниками
и
взрослым.
Проявление активности.
Ответы детей.
Общение. Дети
выполняют задание
согласно инструкции.
Выполняют движения в
соответствии с текстом
упражнения.
Аплодируют друг другу.
деятельность.
Проявление
доброжелательност
и друг к другу.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло!
После разминки ребята дружно аплодируют друг другу и
занимают свои места за столом.
Актуализация знаний
и умений
- Перед началом путешествия я хочу показать вам необычные
рисунки.
Педагог-психолог включает презентацию «Фрактальные рисунки
или волшебные каракули». На первом слайде изображен шаблон
пустого фрактального рисунка.
- Ребята, посмотрите внимательно на экран. Что вы видите? На
что это похоже?
- Правильно, это похоже на каракули, каляки-маляки. Сейчас я
вам покажу что может получиться из них, если их раскрасить
цветными карандашами.
Педагог-психолог
показывает
второй
слайд,
на
котором
изображены
цветные
рисунки,
и
спрашивает,
что
они
напоминают или на что похожи?
- Ребята, посмотрите внимательно на этот рисунок. (Педагог
показывает рисунок, в котором на фоне беспорядочных линий
спрятано изображение предмета, животного), что вы видите?
Что спрятано за каракулями?
Педагог-психолог показывает слайд, на котором изображены
цветные предметы, выделенные из фона беспорядочных линий.
- Ребята, а вы сами хотите нарисовать такой рисунок? Сегодня
мы с вами попробуем его создать и раскрасить. Но прежде чем
начать рисовать давайте разогреемся.
Дети встают в круг.
Пальчиковая гимнастика «Готовьтесь наши ручки».
Цель:
Подготовка
сенсорных
анализаторов
при
помощи
массажных приемов под проговаривание стишка.
«Мы готовимся играть!
Будем ручки потирать.
Ручки наши согревайтесь
И за дело принимайтесь.
Ответы детей на
вопросы.
Проявление активности.
Выполняют движения в
соответствии с текстом
упражнения.
Способность детей
высказывать
собственные
позиции.
Разбудите наши уши,
Чтоб они сумели слушать.
Разбудите наши глазки,
Наши глазки любят ласки.
Разбудите язычок,
Чтоб ушел от нас «Молчок».
Руки снова потираем
И играть мы начинаем!
Затруднение в
ситуации
- Молодцы, ребята! Ручки, глазки, ушки разогрели. Вы знали, что
рисовать можно не только на поверхности, но и в воздухе, не
только карандашами и красками, но и частями тела?
- Давайте попробуем с вами порисовать в воздухе частями тела
(руками, головой, туловищем). Рисовать мы будем цифру восемь.
Рисование частями тела с элементами кинезиологических
упражнений «Ленивая восьмерка».
Цель:
Развитие
межполушарного
взаимодействия,
снятие
непроизвольных движений и мышечных зажимов.
1.
Детям необходимо в воздухе написать вытянутой рукой
(сначала левой, затем правой, в заключении обеими
руками одновременно) «лежащую» восьмерку.
2.
Детям
необходимо
головой
написать
«лежащую»
восьмерку.
3.
Детям необходимо туловищем написать «лежащую»
восьмерку.
Движение начинают с центральной точки пересечения всех
линий фигуры, затем против часовой стрелки ведут руку влево,
описывая
круг
и
возвращаясь
в
центральную
точку
(Используется демонстрационный материал: схема рисования
восьмерки).
-
Молодцы,
ребята!
У всех
получились очень красивые
восьмерки. А теперь давайте займем свои места за столами.
Ответы детей на
вопросы.
Выполнение
упражнения в
соответствии с
инструкцией.
Активизация
внимания.
Снятие мышечных
зажимов.
«Открытие» нового
знания
Детям
раздаются
нарисованные
каракули,
которые
нужно
раскрасить,
простые
карандаши
и
цветные
карандаши
и
восковые мелки (не менее 30 штук для каждого).
- Ребята сейчас мы с вами будем раскрашивать эти картинки, но
делать это будем, соблюдая очень важное правило! Карандашом
одного цвета можно раскрасить только три ячейки, рядом ячейки
одного цвета раскрашивать нельзя. Раскрашивать необходимо
Дети
знакомятся
с
правилом
раскрашивания
рисунков.
Дети
раскрашивают
рисунки.
Выполняют гимнастику
Самостоятельное
применение
полученных знаний
на практике.
аккуратно, не выходя за контур. Все понятно?
- Тогда приступаем.
Раскрашивание
рисунков
происходит
под
расслабляющую
музыку для детей «Волшебная дорога».
- Ребята, давайте немного отдохнем. Я предлагаю вам выйти из-
за столов встать в кружок и поиграть.
Гимнастика для глаз «Глазкам нужно отдохнуть!»
Цель: Снятие напряжения, предупреждение утомления.
«Глазкам нужно отдохнуть» (Ребята закрывают глаза)
«Нужно глубоко вздохнуть» (Глубокий вдох. Глаза закрыты)
«Глаза по кругу побегут» (Глаза открыты. Движение зрачками
по кругу по часовой и против часовой стрелки)
«Много-много раз моргнут» (Частое моргание глазами)
«Глазкам стало хорошо» (Лёгкое касание кончиками пальцев
закрытых глаз)
«Увидят мои глазки всё!» (Глазки раскрыты. На лице улыбка)
- Какие молодцы! А теперь присаживайтесь на свои места и
продолжаем рисовать. Все помнят правила? Миша, повтори,
пожалуйста, правило раскрашивания рисунка. Молодец!
Психолог включает музыку, и дети приступают к работе.
для глаз.
Повторяют
правила
раскрашивания
фракталов.
Включение нового
знания в систему
знаний
После завершения работы, психолог просит детей показать свои
рисунки.
«Выставка рисунков»
Цель: Дать возможность каждому ребенку рассказать про свой
рисунок.
Каждый ребенок показывает и рассказывает про свой рисунок.
Как называется рисунок? Что изображено на рисунке? На что
похож ваш рисунок? Какие чувства он вызывает?
Дети показывают друг
другу свои рисунки.
Рассказывают о
рисунках, о своих
чувствах.
Эмоциональная
отзывчивость на
совместную
деятельность.
Осмысление
- Молодцы ребята! Наше занятие подходит к концу. Скажите,
пожалуйста, что мы сегодня с вами делали? Как называлась
техника рисования? Кто помнит? Вам понравилось занятие?
- Ну а сейчас я предлагаю вам встать в круг и выполнить
упражнение.
Релаксационные упражнения на осанку.
Цель: снятие усталости и мышечного напряжения после занятия.
Дети встают в круг и выполняют упражнение:
Спиночкой
прогнулись,
макушкой
потянулись,
плечики
Дети отвечают на
вопросы по содержанию
занятия.
Делятся своими
впечатлениями.
Рассказывают, чем
остались довольны, что
понравилось, что было
трудным.
Эмоциональная
отзывчивость на
совместную
деятельность.
расправили, и слегка расслабили.
Упражнение «Прощание».
Психолог просит детей вытянуть ладошки к центру так, чтобы
они легли друг на друга и ритмично произносят: "Раз, два, три
мы сегодня молодцы".
- На этом наше занятие окончено. Вы большие молодцы! До
свидания!