Напоминание

Формирование умения организовывать учебное сотрудничество учителя с учащимися на уроке информатики и ИКТ в 8 классе.


Автор: Тронова Наталия Александровна
Должность: директор
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №180
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование умения организовывать учебное сотрудничество учителя с учащимися на уроке информатики и ИКТ в 8 классе.
Раздел: среднее образование





Назад




СОДЕРЖАНИЕ

Глоссарий……………………………………………………………...... . .стр. 3

Введение……………………………………………… ……………….….стр. 4

I.

Сущность понятия «навыки сотрудничества со сверстниками»....... ... ......стр. 7

1.1 Требования ФГОС к формированию коммуникативных умений учащихся ………………… ...….стр. 12

1.2 Определение «сотрудничества»……………………………………………………………….………...стр. 15

1.3 Особенности проявления сотрудничества со сверстниками ………………………………………….стр. 15

II. Практическая работа ……………………………………………………..……………………………….……стр.20

Выводы……………………………………………………………………………..…………….……......стр. 25

Заключение…………………………………………………………………………………………………стр. 27

Список литературы………………………………………………………………………………….…......стр. 27

Глоссарий

Общение – одна из главных ценностей человеческого бытия. Общаясь, люди влияют друг на друга.

Сотрудничество – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению

участниками значимой для них проблемы и задачи

Коммуникация – это такое социальное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией с

помощью вербальных и невербальных средств.……

Инновационный урок – современные уроки, появившиеся в последнее время и имеющие широкое

распространение в современной школе

Интерактивное обучение – упор делается на межличностные коммуникации, в основе которых берётся

способность индивида встать на позицию другого человека или группы людей, и только с этой позиции

оценивать свои собственные действия (самооценка)

Конкуренция – основной вид интерактивного общения

Общедидактические принципы – основные, исходные положения, определяющие эффективность и

целесообразность педагогической деятельности

Урок – погружение - урок, который помогает детям сохранить неповторимый и любознательный взгляд на мир

вокруг, желание задавать вопросы

Введение

Основная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: систематическое обучение в

образовательном учреждении, расширение сферы его взаимодействия с окружающим миром, изменение

социального статуса – взросление.

В последнее время всё чаще учёные, педагогическая общественность говорят о снижении интереса

школьников к учению, проявление безразличия к приобретению новых знаний, ограниченности в выборе средств

познавательной деятельности. Школьники предпочитают не читать, а играть на компьютере, равнодушны к

проведению наблюдений, опытов, формально выполняют домашние задания. Поиск причин такого отношения

детей к учению заставляет педагогов задуматься о школьном уроке.

Урок – это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной

организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания. На уроке

принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят своё правильное решение,

воплощаются в жизнь. Каждый учебный предмет включает в себя богатые возможности для духовного,

нравственного, эмоционального и интеллектуального развития ребёнка, развитие познавательной и творческой

активности, формирования умений владения материалом.

Информатика и ИКТ – предмет особый, многогранный. Его содержание включает сведения из разных

областей знаний. В процессе общения дети учатся сотрудничать: принимать общие решения, выслушивать друг

друга, совместно выполнять задания учителя.

ФГОС определил требования к формированию коммуникативных умений учащихся. Научить детей

сотрудничать между собой – это один из способов их формирования.

Присутствие компьютера в учебной аудитории и использование его в качестве вспомогательного средства

учителя, создает новые коммуникацион ные каналы, а, следовательно, и новые проблемы: психологические,

педагогические,

методические,

дидактические.

Видоизменяются

коммуникативные

умения,

которые

традиционно прививались школьникам, появляются коммуникативные умения, связанные с использованием

ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в обучении. Особенно это заметно на уроках

информатики, единственном предмете, где компьютер является одновременно инструментом обучения и

объектом изучения. Как привить ученику и традиционные коммуникативные навыки, и навыки, необходимые

для жизни в информационном обществе?

В современном мире, в котором живут, развиваются и самоутверждаются ученики, как никогда актуальны

проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и

профессиональному

успеху

для

большинства

нынешних

старшеклассников.

Проблема

формирования

коммуникативных умений и навыков переходит из традиционных для этой области предметов (литература,

русский и иностранные языки) на уроки информатики, так как именно на этих занятиях учащиеся изучают новые

инструменты, способы, средства общения, раздвигают границы коммуникации, расширяют круг собеседников,

единомышленников. [1, с.77]

Для перехода на более высокий уровень сформированности коммуникативных умений необходимо:

1) создать внутреннюю мотивацию к осмысленному овладению навыками общения, коммуникативными

умениями;

2) расширять коммуникативную базы в рамках урока путем использования системы упражнений, в которых

формирование

коммуникативных

умений

будет

рассматриваться

как

специальная

педагогическая

и

дидактическая задача;

3) погружать учащихся в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах с

применением информационных технологий;

4)

использовать

систему

коммуникативных

упражнений

по

информатике,

обусловленную

логикой

содержания обучения предмету и направленную на поэтапное формирование умений данной группы.

Данная проблема актуальна ещё и тем, что именно в основной школе происходит формирование личности.

Насколько ребёнок будет уметь общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависят его

дальнейшие успехи. Также закладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так и

групповую деятельность,

понимание

ценности

сотрудничества,

общения

и

отношений

в

совместной

деятельности. С моей точки зрения организовывать совместное сотрудничество на уроках информатики и ИКТ

лучше всего в нетрадиционной форме, где дети работают в группах, решают общие проблемы, создают общий

продукт.

На основе вышеизложенного возникает необходимость решения важной педагогической проблемы –

развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Разработать урок по теме

«Основные понятия БД.

Практическая работа» («Литературные герои» в приложении Microsoft Access), включить в занятие задания для

развития навыков сотрудничества учащихся 8 класса.

.

Глава I. Учебное сотрудничество как педагогическая категория

1.1

Сущность понятия «навыки сотрудничества со сверстниками»

Образовательный процесс представляет собой многоплановое взаимодействие. В него включаются собственно

учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя, взаимодействие учеников между собой, а также

межличностное взаимодействие, которое может влиять на учебно-педагогическое взаимодействие как

положительно, так и отрицательно. В истории учения взаимодействие по линии «ученик – учитель»

реализовывалось в разных формах: в индивидуальной работе, классно-урочной работе, консультировании с

учителем при самостоятельной работе ученика, бригадно-лабораторном методе организации обучения и т. д. В

любой из этих форм взаимодействия каждая из сторон реализует свою активность. У обучающегося активность в

наибольшей мере проявляется при индивидуальных формах взаимодействия. В настоящее время учебно-

педагогическое взаимодействие осуществляется и в новых формах сотрудничества: деловых и творческих

работах, вовлечение в активное общегрупповое взаимодействие.

Учебно-педагогическое сотрудничество происходит на субъект-субъектномхи уровне. Раньше было

принято описывать учебное взаимодействие по схеме «субъект – объект», где в качестве активного субъекта

рассматривался только учитель, инициирующий обучение, передающий знания, формирующий умения,

контролирующий и оценивающий их. Ученик считался объектом обучения и воспитания. Но поскольку мы

рассматриваем всех участников образовательного процесса как активные его стороны, то взаимодействие

учителя с учениками будем трактовать как двухстороннее субъект - субъектное взаимодействие. При этом,

поскольку учебная деятельность учащимися осуществляется в классе, где они взаимодействуют также и между

собой, в задачи учителя входит формирование класса как единого коллективного субъекта учебной деятельности,

поэтому взаимодействие учителя с учащимися можно обозначить схемой «субъект – субъект коллективный».

Поскольку предмет и цели деятельности педагога и учеников совпадают, все вместе они образуют единый

совокупный

субъект

образовательного

процесса.

Таким

образом,

складывающееся

по

такой

схеме

взаимодействие представляет собой многоярусное образование, прочность которого во многом основана на

установлении психологического контакта между участниками взаимодействия.

В основе эмоционального сопереживания лежит психологическое явление «заражения», заключающееся в

бессознательной передаче психического настроя от одного индивида другому, от группы к одному индивиду или

от

индивида

к

группе.

Эмоциональное

сопереживание

субъектов

учебного

взаимодействия

является

одновременно и фоновым, и основным механизмом контакта. Оно вызывается в первую очередь личностными

особенностями взаимодействующих субъектов, значимостью цели взаимодействия, отношением сторон к

необходимости взаимодействия.

Внутренними условиями возникновения контакта между взаимодействующими сторонами являются искреннее

уважение друг к другу, эмпатийность (способность к пониманию эмоционального состояния другого),

толерантность (терпимость к чужим мнениям и установкам). Внешним проявлением контакта является

поведение взаимодействующих субъектов: позы, жесты, направление взглядов, речь, ее интонации, паузы в ней и

др.

Таким

образом,

учебно-педагогическое

сотрудничество

характеризуется

активностью,

осознанностью,

целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – учеников и учителя, являющихся субъектами,

согласованность действий которых определяется психологическим состоянием контакта.

Идеи В.А. Кан-Калика, Г.А. Цукерман, В.А. Сухомлинского, В.К. Дьяченко и многих других теоретиков

педагогической психологии и передовых практиков современной школы нашли отражение в представлении о

сотрудничестве

как

одной

из

определяющих

основ

современного

образования.

Сотрудничество

в

образовательном процессе реализуется на практике в виде коллективных, кооперативных, групповых форм

учебной работы. Учебную работу, основанную на непосредственном взаимодействии обучаемых, можно

назвать:

«групповая

работа»,

«совместная

учебная

деятельность»,

«совместно-распределенная

учебная

деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. Термин

«учебное сотрудничество» используется как наиболее емкий и общий по отношению к другим терминам,

обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя

с группой. [7, стр.88]

Сотрудничество как совместная деятельность субъектов характеризуется в отличие от индивидуальной работы

следующими свойствами:

пространственным и временным соприсутствием;

единством цели;

организацией и управлением общей деятельностью;

разделением функций, действий и операций между участниками совместной деятельности;

Учебное сотрудничество представляет собой разветвленную сеть взаимодействий по крайней мере по четырем

линиям:

1. «учитель – ученик (ученики)»;

2. «ученик – ученик» (в парах и тройках);

3. общегрупповое взаимодействие учеников в коллективе;

4. «учитель – учительский коллектив».

Эти линии существуют не изолированно друг от друга: линия «учитель – ученик», как правило, дополняется

линией общегруппового взаимодействия, если работа учителя идет с целым классом, или линией «ученик–

ученик» при выполнении на уроке тех видов работы, которые требуют объединения учеников в малые группы.

Организация учебного процесса в форме сотрудничества положительно влияет на деятельность его

участников. По сравнению с индивидуальной работой при сотрудничестве успешнее решаются сложные

мыслительные

задачи,

лучше

усваивается

новый

материал.

Организация

группового

сотрудничества

представляет немалые трудности, но именно она подготавливает становление группы как коллективного

субъекта учебной деятельности, способного к

равнопартнерскому сотрудничеству с учителем. Ведущий

разработчик проблемы психологии учебного сотрудничества Г. А. Цукерман, обобщая проведенные в мире

исследования, отмечает следующие достоинства совместной учебной деятельности:

возрастают объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

растут познавательная активность и творческая самостоятельность детей;

меняется характер взаимоотношений учеников;

ученики приобретают важнейшие социальные навыки – такт, ответственность, умение строить свое поведение с

учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения; .[1,c.77-90]

Учебное сотрудничество организуется с помощью различных способов, приемов, которые одновременно

регламентируют деятельность участников. Наиболее распространенными способами учебного сотрудничества

при решении учебных задач являются дискуссия, обсуждение проблемного вопроса. Диалог и совместное

решение возникают в том случае, когда требуются логическое рассуждение, взаимный анализ и взаимная оценка

разных точек зрения. Соответственно, задача, которую ставит педагог перед классом в расчете на ее решение

путем учебного сотрудничества, должна объективно предполагать существование более чем одной точки зрения

на содержание и способ ее решения. Такие задачи требуют достаточно высокого уровня владения

теоретическими знаниями и умения применять их в конкретных ситуациях

Учебное сотрудничество формируется не сразу. Динамика становления совместной деятельности учителя и

учеников включают шесть форм.

1. Фаза приобщения к деятельности включает:

разделенные между учителем и учащимися действия;

имитирующие действия учащихся;

подражательные действия учащихся.

2. Фаза согласования деятельности учащихся и учителя включает:

саморегулируемые действия учащихся;

самоорганизуемые действия учащихся;

самопобуждаемые действия учащихся.

Эти фазы выделяются в становлении учебного сотрудничества школьников с педагогом.

Мы выявили особенности учебного сотрудничества. Изучили фазы становления совместной деятельности

учителя и учеников. Рассмотренные нами особенности не связаны с возрастными особенностями. Они должны

быть учтены на любой возрастной группе

I.1.

Требования ФГОС к формированию коммуникативных умений учащихся основной школы

ФГОС нового поколения выдвигает требования к планируемым результатам: личностные, метапредметные,

предметные. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику

приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно

планировать пути достижения целей, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои

достижения,

иначе

говоря

формирование

умения

учиться,

развитие

познавательных

интересов,

интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ.

Суть нового подхода к образовательным стандартам заключается в том, что стандарт перестает быть

«обязательным минимумом», а становится «обязательной базой», позволяющей обеспечить максимально

возможное многообразие вариантов жизненного пути.

Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Коммуникативные

универсальные учебные действия обеспечивают возможности сотрудничества: в общении и сотрудничестве со

сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно

полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности,

взаимно контролировать

действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать

поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками на основе

уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.

Они обеспечивают социальную

компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение вступать в

диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить

продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, формирование коммуникативной

компетентности.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников,

способов взаимодействия;

постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов

разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и

синтаксическими нормами языка.

К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять,

обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить

весь класс сделать этот шаг».

Важнейшая группа учебных умений – коммуникативные умения работать индивидуально и в группе: находить

общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, умение осознанно

использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и

потребностей

Уроки ИКТ создают прекрасную возможность для формирования умения организовывать

учебное

сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками (обмениваться информацией, учитывать

особенности участников, высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, отстаивать своё мнение и др.).

В настоящее время в образовании компетентностный подход провозглашается как одно из важных

концептуальных положений обновления содержания образования. Ссылаясь на мировую образовательную

практику, понятие «ключевые компетентности» выступает в качестве центрального, своего рода «узлового»

понятия, так как обладает интегративной природой, объединяет знание, навыковую и интеллектуальную

составляющую образования. При этом подчеркивается, что в понятии компетентностного подхода заложена

идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе») -

обеспечение качества образования.

I.2.

Определение «сотрудничества»

Сотрудничество — согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по

решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает

связь развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания педагогической значимости

взаимодействия, в которых и через которые раскрывается вся сложная система способностей — предметно-

практических и душевных. Сотрудничество является одним из основных способов активизации саморазвития и

самоактуализации ребенка. Его дополнительный эффект — межиндивидуальное влияние, базирующееся на

взаимопонимании и самооценке. Слово «сотрудничество» обозначает одно из ведущих понятий современной

гуманистически

ориентированной

педагогики.

Сотрудничество-

это,

буквально,

взаимодействие

труда

действующих вместе людей, то есть их совместная деятельность. Суть сотрудничества заключается в том, что

все партнеры по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных

целей каждого и общих целей совместной деятельности. Взаимодействие является одним из основных способов

активизации саморазвития и самоактуализации ребенка. В совместной деятельности способности и возможности

участников (партнеров) реализуются наиболее полно. Дополняя друг друга, они достигают качественно нового

уровня развития.

Сотрудничество со сверстниками – это одна из форм общения. Общение – одна из главных ценностей

человеческого бытия. В прошлом личное общение, как и письменное, было более частым и обстоятельным. Ритм

нашей жизни изменил и формы общения: вместо личной беседы – телефонный звонок, вместо письма –

телеграмма, при встрече – две – три реплики на ходу.

С появлением новых форм общения снизилась его теплота, доверильность, содержательность. Если

прочитать произведения эпистолярного жанра XVIII – XVX веков, то по ним можно определить не только

ситуативное настроение автора, но и его характер. Ныне официальный язык деловой бумаги, напечатанной на

компьютере, звучит одинаково для всех читающих.

Общаясь, люди влияют друг на друга. На самочувствие и настроение беседующих влияют тончайшие

оттенки поведения. Неумение вести диалог называют «психологическим тупиком». Оно интенсивно формирует у

человека чувство ущербности, неполноценности озлобляет его, создаёт полосу «отчуждения». Понятно, что,

находясь среди людей, человек любого сознательного возраста не может учитывать только свои желания и

интересы. Эгоистическая направленность нарушает процесс общения людей. Общение людей должно доставлять

радость.

Сотрудничество – это социально – деловая форма общения. Она уже достаточна, сформирована у

школьников. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально – практическом общении важно

внимание и соучастие сверстника. При ситуативно – деловом общении школьники заняты общим делом, они

должны согласовывать свои действия и учитывать активность партнера для достижения общего результата.

Такого рода взаимодействие и было названо – сотрудничество. Потребность в сотрудничестве становится

главной для общения школьников этого возраста. Л.С.Выготский полагал, что развитие идёт "не к социализации,

а превращению общественных отношений в психические функции", то есть именно сотрудничество влияет на

появление высших форм психической деятельности (знаний, навыков, ценностных ориентации, направленности

личности и др.), развивает их. [3] Функции не закладываются в готовом виде или зачаточном виде. Нельзя

думать, что сотрудничество только их развёртывает (усложняет, обогащает или подавляет, тормозит). Любая

функция сначала складывается в сотрудничестве в виде отношений личностей, а затем становится функциями

конкретного вида. То есть только через отношения появляются новые качества мышления, творческие

компоненты деятельности и т.п. (сначала спор, столкновение мнений, потом размышление). Основная идея этой

технологии обучения в сотрудничестве — создать условия для активной совместной учебной деятельности

учащихся в разных учебных ситуациях. Сухомлинский В.А. считал, что в "сотрудничестве, с чьей-то помощью

ребёнок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно... В сотрудничестве

ребёнок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню

интеллектуальных трудностей, разрешаемых им...." [8, стр.57]

I.3.

Особенности проявления сотрудничества со сверстниками

Отношение со сверстниками - это, прежде всего, отношения равенства. Общение со сверстниками дает детям

то, чего никак не может дать им неравноправное общение со взрослыми, критичность к мнениям, словам и

поступкам других людей, независимо от их воли и желания. А за этим стоит умение видеть позицию другого

человека, оценивать ее, принимать или не принимать, а главное, иметь собственную позицию, точку зрения,

отличать ее от чужой и защищать ее.

В группе сверстников, отношения равноправные и симметричные, а между ребенком и взрослым (какими бы

демократичными они не были) - иерархические и несимметричные. Вывод о том, что учебный материал дети

лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем с учителем, согласуется с мнением Пиаже, который

в общении индивида выделял отношения со сверстниками и противопоставлял их отношениям "ребенок -

взрослый". Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение встать на точку зрения

другого, развиваются только при общении детей между собой. Только благодаря разделению точек зрения

равных ребенку лиц - сначала других детей, а позднее, по мере взросления ребенка, и взрослых, подлинная

логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, логический и нравственный реализм. [6, стр.123] Ученики

разные: одни легко овладевают материалом, коммуникативными умениями; другим требуется не только

значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие

ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно

они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в

небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в

выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей

работы (что часто оставляет ученика равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому

слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся

заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь слабый ученик, досконально разобрались в

материале (заодно и сильный школьник имеет возможность проверить собственное понимание вопроса). Таким

образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы.

Какие же функции выполняет организация сотрудничества школьников на уроке?

1)

Обучающая – дети учат друг друга в ходе учебного

2)

Развивающая – работая с различными источниками, они передают друг другу новую информацию.

3)

Проверяющая – организация взаимоконтроля выполненной работы, поиск и исправление ошибок.

4)

Креативная – совместное выполнение творческих заданий.

5)

Организационная – учатся организовывать свою работу, помогая друг другу.

6)

Исследовательская – проведение опытов, совместное открытие нового.

7)

Коммуникативная – умение слушать мнение других (учителя), вступать в диалог, высказывать свою точку

зрения.

Такова общая идея обучения в сотрудничестве.

I.6Практическая часть

Разработка урока по теме «Ветвление и последовательная детализация алгоритма» по информатике и ИКТ в 9

классе по учебнику «Информатика и ИКТ» Симакина И.Г.

Планируемые результаты

Образовательные

Личностные:

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в

процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

Предметные: знать команды ветвления, различать полное и неполное ветвление, уметь решать задачи с двушаговой

детализацией;

Метапредметные

:

умение

самостоятельно планировать

пути достижения

цели,

в том числе

альтернативные,

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Владеют базовыми

Универсальные учебные действия (УУД)

понятиями

по

Личностные УУД:

теме

- формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов с информационной деятельностью человека;

- актуализация сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности;

- формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ

Познавательные УУД:

- умение выделять, называть, читать, описывать объекты реальной действительности

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

Коммуникативные УУД:

- умение использовать диалог и монолог для выражения и доказательства своей точки зрения;

-

формирование умений выбора, построения и использования адекватной информационной модели для передачи

своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

-

формирование алгоритмического мышления: умение планировать последовательность действий для достижения

какой-либо цели; умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на

естественных и формальных языках;

- умение использовать различные средства самоконтроля

Организация пространства

Формы работы

Технологии, методы, приемы

Программно-технические ресурсы:

обучения

Фронтальная,

Методы:

объяснительно-

Необходимое техническое оборудование:

ПК,

проектор,

интерактивная доска

индивидуальная

иллюстративный, репродуктивный

Программное обеспечение: среда ГРИС «Кенгурёнок»

Организация структуры урока

1 этап. Организационный момент (1 мин.)

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Наглядные средства, ЭОР

Включение в деловой

Приветствует

учащихся,

Приветствуют учителя, сообщают

об

ритм. Подготовка

сообщает цели и задачи урока,

отсутствующих.

класса к работе.

проверяет посещаемость.

2 этап. Постановка проблемы (5 мин.)

Выявить

уровень Организует фронтальный

Отвечаютнавопросыучителя.

знаний

по опрос учащихся по

Примерные ответы учеников:

изученному

изученному материалу.

материалу.

Вопросы учителя:

Определить

- Что такое алгоритм?

-

Алгоритм

это

типичные

последовательность

действий,

недостатки

и

приводящая к какому-то результату

ошибки.

- Какими свойствами

-

Точность,

понятность,

Систематизировать

обладает алгоритм?

дискретность, конечность

теоретические

- Какой язык мы с вами

- Алгоритмический язык

знания.

начали изучать?

Активизировать

- С какими исполнителями

- Кенгурёнок, робот

знания

учащихся,

мы с вами познакомились?

необходимые

для - Какую систему команд

- шаг, прыжок, поворот

изучения

нового имеет исполнитель

материала.

Кенгурёнок?

Сформировать

- Что такое

- Метод программирования, при

познавательные

последовательная

котором сначала

пишется

основная

мотивы.

детализация алгоритма?

программа,

обращения

к

Организация

подпрограммам,

а

затем

учащихся

по

описываются эти подпрограммы

принятию

- Что такое

- Алгоритм, по которому решается

познавательной

вспомогательный алгоритм?

некоторая подзадача основной задачи

задачи.

- Какое название он ещё

- процедура

имеет?

- Как мы обращаемся к

- сделай и имя процедуры

процедуре? С помощью какой

команды?

Организует устное

тестирование.

Читают вопросы и выбирают один из

(Слайды 1- 6)

вариантов ответа.

3 этап. Открытие новых знаний (20 мин.)

Сформировать

Открываем

тетради,

Записывают число и тему в тетрадь

конкретные

записываем

число

и

тему

представленияпо

сегодняшнего

урока:

теме и содержанию

«Ветвление

и

урока, побуждать

последовательная

учащихся

самих детализация алгоритма».

искать

решение

- Какую

структуру

имеет - пока <условие> повторять

задач.

циклический алгоритм?

нц

Тело цикла

кц.

Познакомимся еще

с

одной Слушают

объяснения

учителя,

командой

ГРИС.

Она приводят свои примеры из жизни.

называется

командой

ветвления.

Формат

команды

ветвления такой:

если <условие> то

<серия

1>

иначе

<серия

2>

кв

Служебное

слово

кв

обозначает конец ветвления.

По-прежнему

ГРИС

может

проверять только два условия:

«впереди

край?»

или

«впереди не край?». <Серия>

— это одна или несколько

следующих друг за другом

команд.

Если

<условие>

справедливо, то выполняется

<серия

1>,

в

противном

случае — <серия 2>.

Учитель приводит пример из

жизни: если на улице дождь,

то мы берём зонтик, иначе

зонтик

оставляем

дома,

другой пример: если вы не

выполнили домашнее задание,

то

вы получите 2,

иначе

получите 5.

Неполное ветвление

Неполная команда ветвления

имеет следующий формат:

если <условие> то

<серия>

кв

Здесь

<серия>

выполняется,

если <условие> справедливо.

Давайте запишем структуру Записывают в тетради теоретический

команды ветвления: полного материал

и неполного и зарисуем блок-

схемы этих команд.

Составим сравнительно

сложную программу для

ГРИС. На этом примере вы

увидите, что применение

метода

последовательной

детализации

облегчает

решение некоторых

«головоломных» задач.

Пример задачи с двухшаговой

детализацией

Задача6.

Построить

орнамент,

состоящий

из

квадратов, расположенных по

краю

поля.

Исходное

положение ГРИС — в

верхнем левом углу,

направление на юг.

Процедуру,

рисующую

цепочку квадратов от края до

края

поля,

назовем

РЯД.

Процедуру, рисующую один

квадрат, назовем КВАДРАТ.

Сначала напишем основную

программу

Программа Орнамент

нач

сделай РЯД

поворот

сделай РЯД

поворот

сделай РЯД

поворот

сделай РЯД

кон

Теперь

напишем

процедуры

РЯД и КВАДРАТ:

(слайд)

В

процедуре

РЯД

в

теле

цикла содержится неполное

ветвление. Структуру такого

алгоритма можно назвать так:

цикл с вложенным

ветвлением.

блок-схема процедуры РЯД

(слайд)

Составление этой программы

потребовалодвух

шагов

детализации

алгоритма.

Теперь вам известны все

команды

управления

графическим

исполнителем.

Их можно разделить на три

группы: простые команды;

командаобращения

к

процедуре;

структурные

команды.

К третьей

группе

относятся

команды цикла

и

ветвления.

4 этап. Проверка усвоения новых знаний (15 мин.)

Провести первичное

Организует

практическую Рассаживаются

за

компьютеры,

обобщение.

работу,

объясняет

правила выполняют задание.

Организовать

работы.

деятельность

по Реализовать на компьютере в

применению

новых среде

ГРИС

Кенгурёнок

знаний.

задачу из параграфа.

5 этап. Итоги урока. Рефлексия (2 мин.)

Анализ успешности

Примерная речь учителя:

Примерные ответы учеников:

усвоения материала.

Итак, что нового Вы узнали

- Мы познакомились ещё с одной

структурой алгоритма – ветвлением.

для себя на этом уроке?

Учитель

осуществляет

оценку

деятельности

учащихся

на

уроке и

выставляет оценки.

6 этап. Домашнее задание. (2 мин.)

Дать информацию и

Повторить

параграф

инструктаж по д/з.

«Ветвление

и

последовательная

детализация

алгоритма»,

ответить устно на вопросы 1-

4, вопрос 5

– письменно

(один из пунктов).

Разработка урока по теме «Программирование на Паскале линейных алгоритмов» по информатике и ИКТ в 8

классе по учебнику «Информатика и ИКТ» Симакина И.Г.

Планируемые результаты

Образовательные

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в

процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;

Предметные: умение составлять программы для решения задач на линейные операторы в среде программирования

ТурбоПаскаль; формирование знаний о линейной алгоритмической конструкции;

Метапредметные

:

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

умение самостоятельно планировать пути достижения цели, осознанно выбирать более эффективные способы решения

учебных и познавательных задач.

Владеют базовыми

Универсальные учебные действия (УУД)

понятиями по теме

Личностные УУД:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом

учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных ценностей,

обеспечивающее личностный моральный выбор.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

постановка и формулирование проблемы,

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем

творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

определение цели,

функций участников,

способов

взаимодействия;

постановка вопросов

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов

выявление,

идентификация проблемы,

поиск и оценка альтернативных способов разрешения

конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера

контроль,

коррекция,

оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами

родного языка.

Регулятивные УУД:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено учащимся,

и того,

что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

составление плана и последовательности действий;

прогнозирование

предвосхищение результата и уровня усвоения,

его временных характеристик;

контроль в форме

сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция

внесение необходимых дополнений и корректив в план в случае расхождения эталона,

реального действия и

его продукта.

Организация пространства

Формы работы

Технологии, методы, приемы обучения

Программно-технические ресурсы:

Фронтальная,

Методы:

беседа,

наглядные,

Необходимое техническое оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска.

индивидуальная

практические.

Программное обеспечение: среда программирования ТурбоПаскаль

Организация структуры урока

1 этап. Организационный момент (1 мин.)

Цель деятельности

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Наглядные средства, ЭОР

Включение в

деловой

Приветствует учащихся, сообщает цели и

Приветствуют учителя, сообщают об

ритм.Подготовка

задачи урока, проверяет посещаемость.

отсутствующих.

класса к работе.

2 этап. Постановка проблемы (5 мин.)

Выявить

уровень

Организует фронтальный опрос по ранее

Отвечают

на

вопросы.

знаний по изученному

изученному материалу.

Примерные ответы учащихся:

материалу.

Вопросы учителя:

1.Задание

переменной

некоторого

Систематизировать

Повторение оператора присваивания.

значения.

теоретические

1.

Какова цель оператора присваивания?

2. переменная := выражение;

знания.

2.

Как записывается оператор присваивания?

3.

Вычисляется значение выражения в

3.

Как выполняется оператор присваивания?

правой

части,

это

значение

4.

Допустимо ли присваивание переменной

присваивается переменной, указанной в

вещественного типа значения выражения

левой части. После этого старое

целого типа?

значение переменной пропадает.

5.

Допустимо ли присваивание переменной

4.

Да.

целого типа значения выражения

5.

Да.

вещественного типа?

6.

Write и Writeln (перечисляем все, что

Повторение процедуры вывода.

выводим через запятую).

6.

С помощью каких стандартных процедур

7.

Write – после вывода, курсор

осуществляется вывод на экран монитора?

остается после последнего выведенного

7.

Чем отличаются действия процедур Write и

значения, Writeln – после вывода, курсор

Writeln?

переходит на новую строку.

8.

В чем состоит действие процедуры Writeln

8.

Пропуск пустой строки.

без параметров?

9.

Константы символьные (заключаем в

9.

Что мы можем выводить на экран и как

апострофы) и числовые, значения

это сделать?

переменных,

значение

выражения,

Повторение процедуры ввода

комбинированный вывод.

10. Как можно ввести информацию в

10. Для ввода исходных данных

переменные?

используются стандартные процедуры

11. Сколько переменных можно писать в этих

ввода: Readln и Read (список

процедурах?

переменных через запятую).

12. Как набираются на клавиатуре значения

11. Одну и более.

переменных?

12. На клавиатуре данные набираются

13. Может ли быть пустым список ввода, т.е. через пробел. В конце набора надо

ReadLn?

нажать клавишу ENTER.

14. За что отвечают операции div и mod?

13. Да. Программа ждет нажатия

Приведите примеры.

клавиши Enter.

14.

div

целочисленное деление

(возвращает целую часть частного, а

дробная часть отбрасывается); mod –

взятие

остатка от целочисленного

деления

(вычисляет

остаток,

полученный

при

выполнении

целочисленного деления).

3 этап. Открытие новых знаний (16 мин.)

Сформировать

Объясняет новый материал.

Слушают объяснение нового материала.

конкретные

Примерная речь учителя:

представления

по Сегодня мы рассмотрим с вами, как изученные

теме и содержанию

ранее операторы используются для реализации

урока,

побуждать линейных

алгоритмов

на

языке

учащихся

самих программирования.

Вспомним,

какие Отвечают на поставленный вопрос.

искать

решение алгоритмы называются линейными?

Примерный ответ учащихся:

задач.

Решение задачи на компьютере – это процесс

В

этих

алгоритмах

действия

автоматического

преобразования

исходных

выполняются последовательно одно за

данных в искомый результат в соответствии с

другим.

заданным алгоритмом.

Поэтомупередрешениемзадачина

компьютере, она должна пройти некоторые

этапы подготовки.

Этапы решения задач на компьютере:

1) Постановка задачи – необходимо четко

определить цель задачи, дать словесное

описаниесодержаниязадачи,выделить

исходные данные для ее решения. Предложить

общий подход к её решению, определиться

какие результаты и в каком виде должны быть

получены.

2)Построение математической модели –

представление ее в виде формул, уравнений,

соотношений,

которые

могут

быть

реализованы в компьютере.

3)Алгоритмизация – построение алгоритма.

4)

Составление

сценария

работы

на

компьютере.

5)

Написание

задачи

на

языке

программирования.

Программа

должна

быть

универсальной

(не

зависящейот конкретного

набора

данных).

Необходимо

предусмотреть

контроль

вводимых данных.

Необходимо

повысить

эффективность программы, т. е. уменьшить

количество выполняемых

операций

и

время

работы программы.

6)

Отладка и тестирование программы.

На этом

этапе

происходят

выполнение

алгоритма с помощью компьютера, поиск и

исключение ошибок. При этом программисту

приходится

выполнять рутинную работупо

проверке

работы

программы,

поиску

и

исключению ошибок, и поэтому для сложных

программ этот часто требует гораздо больше

времени и сил, чем написание первоначального

текста программы.

Программист должен составить тест - это

специально

подобранные

исходные

данные,

в

совокупности

с

результатами,

которые

должны получиться.

Отладка - это исправление ошибок - сложный

и нестандартный процесс. Исходный план

отладки

заключается

в

том,

чтобы

оттестировать программу на составленных

контрольных тестах.

7)Анализ полученных результатов.

Рассмотрим эти этапы на примере

следующей задачи:

Задача "Покупка в магазине"

Отвечают на поставленный вопрос.

Человек делает

в

магазине

покупки.Примерный ответ учащихся:

Определите сколько денег у него

останетсяИсходные данные:

после

покупки

в

магазине

перчатокa - стоимость перчаток;

стоимостью А руб., портфеля стоимостью B

b - стоимость портфеля;

руб. и галстука стоимостью D руб. Все

d - стоимость галстука;

исходные данные задаются с клавиатуры.

dengi - количество денег у человека.

1 этап. Постановка задачи

Как вы думаете, что нам дано по условию

Отвечают на поставленный вопрос.

задачи? Как можно обозначить исходные

Примерный ответ учащихся:

данные?

Результат:

ostatok - количество денег, которое

останется у человек (вещественный

тип).

Все эти переменные будут вещественного

типа.

Что будет нашим результатом, т.е. что нам

нужно найти?

2 этап. Построение математической модели

(метод решения)

ostatok = dengi - a - b - d

3 этап. Алгоритмизация.

Блок-схема показана на слайде.

5 этап. Написание программы.

Program pokupka;

Uses crt;

Var

a, b, d, den: real;

ostatok: real;

begin

clrscr;

write ('введите стоимость перчаток, портфеля

и галстука ');

readln (a, b, d);

write ('введите количество имеющихся у вас

денег ');

readln (den);

oststok := den - a - b - c;

writeln ('после покупки у вас останется ',

ostatok:5:2, 'руб. ');

Учащиеся

рассаживаются

за

readln;

компьютеры, вбивают решенную задачу

end.

в

среду

программирования

6 этап. Тест.

ТурбоПаскаль.

a = 500; b = 450; d = 320

den = 1700

ostatok = 1700 - 500 - 450 - 320 = 430

Набираем программу на компьютере и

запускаем с данными заданными в тесте.

Сообщают учителю о правильности

результата.

7 этап. Анализируем результат.

4 этап. Физкультминутка (3 мин.)

Повысить

Организует разминку для глаз.

Выполняют разминку для глаз.

умственную

Упражнения для глаз:

работоспособность

1. В среднем темпе проделать 3-4 круговых

детей

на

уроке,движения глазами в правую сторону, столько

обеспечить

же в левую сторону. Расслабив глазные

кратковременный

мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6.

отдых

для

глаз иПовторить 1-2 раза.

мышц шеи.

2. Не поворачивая головы, посмотреть направо,

налево, вверх, вниз.

Для улучшения мозгового кровообращения:

1. Исходное положение – сидя на стуле. 1-2.

Плавно наклонить голову назад, наклонить

голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4-

6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе.

1. Поворот головы вправо. 2. Исходное

положение. 3. Поворот головы влево. 4.

Исходное положение. Повторить 6-8 раз. Темп

медленный.

5 этап. Проверка усвоения новых знаний (17 мин.)

Организовать

Учащиеся делятся на группы по 4 (или менее, в

Учащиеся делятся на группы. Каждая

деятельность

позависимости от количества учащихся,

группа готовит задачи для решения на

применению

новых присутствующих на уроке) человека. Каждой

компьютере, затем из группы

знаний.

группе выдаётся карточка с заданием.

выбирается один учащийся, который

Задания дифференцированные, задача 1 –

набирает задачу на компьютере.

слабым учащимся, задача 4 – сильным, задачи

2-3 – средним.

Задача №1. В пяти тестовых опросах мальчик

получил оценки. Составьте алгоритм и

программу, которая определит среднее

значение оценок, полученных мальчиком в

пяти опросах.

Решение:

Program z1;

var

A1,A2,A3,A4,A5:integer;

Sredn:real;

begin

Write('Укажите 5 оценок:');

readln(A1,A2,A3,A4,A5);

Sredn:=(A1+A2+A3+A4+A5)/5;

Writeln('Ответ: ');

Writeln('Средн. оценка ',Sredn);

end.

Задача №2. Имеется садовый участок,

имеющий форму прямоугольника со сторонами

А метров и В метров. Составьте алгоритм и

программу, которая определит, сколько досок

надо купить, чтобы поставить сплошной забор.

Сколько метров участка при этом останется

непокрытым? Ширина одной доски 10 см.

6 этап. Итоги урока. Рефлексия (2 мин.)

Анализуспешности

Подводит

итоги

урока.

Ставит отметки в

усвоения материала.

дневники

и журнал за

самостоятельное

решение задач.

Примерная

речь

учителя:

Спасибо за работу. Наша цель выполнена – мы

повторили

операторприсваивания

и

процедуры ввода/вывода и успешно применили

свои знания по решению линейных задач в

практических ситуациях. За самостоятельное

решение

задач

я

поставлю

вам

соответствующие отметки.

7 этап. Домашнее задание (1 мин.)

Дать информацию и

Сообщает домашнее задание.

Открывают

дневники,записывают

инструктаж по д/з.

Примерная речь учителя:

домашнее задание на следующий урок.

Откройте дневники и запишите домашнее

задание, оно представлено на слайде.

Практикум №1, упр. 1-55, с.223-224.

Разработка урока по теме «Основные понятия базы данных» по информатике и ИКТ в 8 классе по учебнику «Информатика

и ИКТ» Симакина И.Г.

Этапы урока

Цели

(личностные,

метапредметные

и предметные

Организация

познавательной

деятельности

учащихся

Продукт

деятельности

обучающихся

Форма

контроля

результатов

34

результаты)

учителем

(прием,

технология)

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Цель урока

Обучить учащихся основным

технологиям создания таблиц

базы данных на примере

программы Microsoft Access 2007

.

Использование ИКТ

позволяет обеспечить

максимальную

наглядность на уроке,

разнообразить

деятельность учащихся.

Организационный

этап

Цель: подготовка

класса к работе

Умение выделять

нравственный аспект

поведения на уроке.

Умение планировать свою

деятельность. определять

цель, обнаруживать и

формулировать проблему

урока, работать по плану

выдвигать версии,

оценивать степень

успешности достижения

цели.

Анализировать и

Организация опроса, тест

для привлечения

внимания учащихся к

теме урока (выбрать

правильное утверждение и

доказать правоту своего

выбора)

Опора на

коммуникативные

способности (

употреблением

всех терминов и понятий

)

Развитие умения

работать с нформацией

Знакомство учащихся с

понятием база, типы

данных, список, поле,

ключ, информационная

система

Определение тематики

представленной

демонстрационной

таблицы

Активизация

внимания с учетом

физиологических

особенностей

учащихся

35

обобщать, сравнивать,

устанавливать аналогии по

созданию таблиц баз

данных , поиск наиболее

эффективного способа

решения задачи.

Умение полно и точно

выражать свои мысли в

соответствие с задачами и

условиями коммуникации,

владение монологической

и диалогической формами

речи.

Определение задач

урока

Учимся работать по плану

урока

Запись темы урока и

определения основных

понятий, выполнение

лабораторно-

практической работы

«создание и

редактирование БД»

выбор

форматов полей,

выполнение практической

работы.

Изучение новых

возможностей при

формировании баз

данных – активизация

мышления

В результате

взаимодействия на

уроке определяют

цель, обнаруживают

и формулируют

проблему урока

учатся работать по

плану урока

Освоение новых

знаний

обучающимися

Цель: знакомство с

Изучение приложения

Microsoft Access 2007 по

созданию таблиц базы

данных в определенной

предметной области

Работа с БД

Знакомство с новыми

понятиями при

формировании базы

данных и с новыми

Обращение к

отдельным фрагментам

работы с таблицей,

подача материала с

применением ИКТ

умение полно и точно

выражать свои мысли

в соответствие с

задачами и условиями

коммуникации,

36

новыми понятиями

при формировании

базы данных и с

новыми

возможностями

приложения

Microsoft Access

2007.

Формирование

представления об

основных изучаемых

понятиях

Устанавление аналогии по

созданию таблиц баз

данных

возможностями

приложения: сочетание

рассказа учителя с

демонстрацией, что

акцентирует внимание

обучающихся на особо

значимых моментах

учебного материала

-

владение

монологической и

диалогической

формами речи при

формировании

вопросов по

подготовке к

выполнению работы

Объяснение нового

учебного материала

Повышение мотивации и

интереса к предмету

Слушают объяснения и

записывают новые

понятия в тетрадь

Обращение к этапам

создания БД

Предоставление

возможности активно

задавать вопросы.

Знакомятся с новыми

понятиями при

формировании базы

данных и с новыми

возможностями

приложения через

теоретический материал

и лабораторно-

практический.

Повышают

компьютерную

грамотность.

Созданы условядля

самостоятельной

работы.

Работа с понятиями –

обращение к

материалам учебника

Ученик должен

указать имена всех

полей таблицы, их

типы и форматы,

учитель прописывает

инструкцию на доске

Первичное

закрепление знаний

Установление аналогии по

созданию таблиц баз

данных

Выявление «непонятного»

при выполнении

лабораторно-

Творческое

задание, например,

подбор фотографий

Индивидуальная

самостоятельная

работа, умение

37

практической. работы

самостоятельное изучение

ь материала по

инструкции лабораторно-

практической. работы

План работы:

1.Изучить новые понятия

2.Записать ключевые

понятия в тетрадь

3.Выполнить

лабораторно-

практическую работу для

закрепления нового

материала (раздаточный

материал)

литературных героев

Поиск наиболее

эффективного способа

решения учебной

задачи – ссылка на

источник в сети или

взаимодействие

школьника с

литературным

источником

планировать свою

деятельность

Умение выдвигать и

отстаивать версии

Закрепление

знаний учебного

материала

Поиск наиболее

эффективного способа

решения учебной задачи

Повышение

компьютерной

грамотности

Развитие умений

работать с

информацией-

вовлечение в активную

самостоятельную

познавательную

деятельность

Контролируют и

оценивают процесс и

результат

деятельности

Контроль знаний

Развитие

любознательности

Активное позитивное

отношение к учебному

познанию

Создана обучающимися

таблица «Литературные

герои» в приложении

Microsoft Access

-излагают своё

мнение, рассказывают

о любимом герое

Подведение

Закрепление основных

понятий

Отвечают на вопросы на

основе записей в тетради

Лабораторно-

практическая работа

-оценивают степень

успешности

38

итогов урока

Цель: определение

предварительного

уровня достижения

цели урока

-умение полно и точно

выражать свои мысли в

соответствие с задачами и

условиями коммуникации

--владение монологической

и диалогической формами

речи при формировании

ответов по итогам

выполнения работы

и выполнения

лабораторно-

практической работы

выполнена. База данных

создана.

достижения цели

Задание на дом

Домашнее задание на

выбор: 1.Задания 1-5 для

всех учащихся

2. Задания 10-11

повышенного уровня

находить информацию в

тексте, обобщать;

представлять

информацию в

развёрнутом виде

Активизация

познавательной

деятельности учащихся

и

исследовательских

умений

Уметь находить

информацию в тексте,

обобщать;

представлять

информацию в

развёрнутом виде

1.7 Вывод

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии,

которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы, но и создают условия для

индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. Использование

ИКТ позволяет обеспечить максимальную наглядность на уроке, разнообразить деятельность учащихся,.

повышение компьютерной грамотности учащихся.

39

Развивается умение работать с информацией; коммуникативные способности; исследовательские

умения; умение принимать оптимальные решения

Сотрудничество – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по

решению учащимися значимой для них проблемы или задачи. Практика показывает, что дети, которые

работают совместно, в два раза лучше оценивают свои возможности и уровень знаний, т.е. у них более

успешно

формируются

рефлексивные

действия,

по

сравнению

с

учениками,

занимающимися

традиционным способом. Основная идея сотрудничества – создать условия для активной совместной

учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Общаясь друг с другом, дети лучше

осваивают учебный материал, чем с учителем. Кроме того, у них формируются такие качества, как

критичность,

терпимость,

умение

вставать

на

точку

зрения

другого.

Формирование

навыков

сотрудничества учащихся возможно на всех уроках. Уроки ИКТ являются для такой работы более

эффективными, возможно использование нетрадиционных форм работы:

урок – практикум, урок

дискуссия, урок творчество. Такая форма работы необычна для детей. Она даёт огромные возможности

для развития навыков сотрудничества. Учащиеся, работая в малых группах, помогают друг другу учиться:

совместно добывают новую информацию, проверяют знания друг друга, помогая исправлять ошибки и

находить правильные решения, совместно создают творческую работу, развивается речь учащихся, дети

учатся контактировать с одноклассниками и учителем.

Заключение

Тема работы посвящена проблеме сотрудничества.

Учителю нужно помнить о том, что детям: должно быть интересно, радостно, материал должен их

занимать, увлекать, «дразнить» воображение, располагать к творчеству, размышлению, соединяться с

музыкальным фоном, будить желание понять, постичь, догадаться, сообразить, выполнить и получить

40

душевное удовлетворение. А учитель, как старший товарищ и друг, должен этому способствовать,

помогать, поддерживать в трудную минуту и радоваться вместе со всеми. Но как педагог, учитель должен

в течение всего урока помнить о той сверхзадаче, которая поставлена перед ним целями каждого урока..

Список литературы

1. Цукерман, Г. А. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования / Г. А.

Цукерман, А. Л. Венгер // Психологическая наука и образование. – 2010. – No 4. .

2.

Информатика: учебник для 8 класса / И Г. Семакин [и др.]; под ред. И.Г. Семакина. – М.: БИНОМ.

Лаборатория знаний, 2015. - 176 с.

3.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. Под редакцией В.В. Давыдова. – М. 2005. – 670 с.

4.

Давыдов В.В. Теория и практика развивающего образования в школе. 2007. – 334 с.

5.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Не совсем обычные и совсем

необычные уроки: Научно – практическое. пособие для учителей. Изд. – во «Учитель», 2005. – 288 с.

6.

Пиаже Ж. Психология интеллекта. 2003. – 191 с.

7.

Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива/ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение,

2000.-190c.

8.

Сухомлинский

В.А.

Проблемы

воспитания

всесторонне

развитой

личности

//Избранные

произведения в пяти томах. - Т.1. - М., 1977. - С. 53 - 206.

41



В раздел образования