Напоминание

Ознакомление старших дошкольников с миром часов


Автор: Карачева Нина Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №7
Населённый пункт: горд Кирово-Чепецк, Кировская область
Наименование материала: материал из опыта работы по познавательному развитию старших дошкольников
Тема: Ознакомление старших дошкольников с миром часов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Материал из опыта работы по познавательному развитию старших

дошкольников «Мир часов»

Цель:

создать условия для знакомства с многообразием мира часов

Задачи:

способствовать

систематизации

представлений

о

многообразии часов через знакомство с коллекцией

познакомить с работой первых часов через эксперимент

создать условия для закрепления умений сравнивать, обобщать,

классифицировать, делать выводы

закрепить конструктивные навыки

воспитывать

взаимопомощь

и

умение

взаимодействовать

со

сверстниками

Интеграция

образовательных

областей:

познавательное,

социально-

коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое

Виды деятельности: игровая, исследовательская, продуктивная.

Тип деятельности: интегрированное (познание + исследование + конструктивная

деятельность по теме "Мир часов")

Средства обучения:

чемодан,

коллекция часов, основание от пирамидки,

фонарь, камушки, четыре пластиковые разрезанные бутылки, кувшин с водой,

стереоколонка, аудиозапись, поднос, шаблоны для изготовления часов, наклейки

– сердечки, клей, трафареты для украшения часов.

Словарь:

коллекционер, коллекция, циферблат, корпус, стрелки, механизм,

цифровое табло.

Методы и приёмы:

частично - поисковый, игровой, репродуктивный

Наглядный метод (рассматривание коллекции часов)

Практический

метод

(опыты

изготовления

солнечных

часов

и

водяных)

продуктивная д-ть: «Часовых дел мастера»

Словесный метод (рассказ, беседа, объяснение)

Игровой метод (загадывание загадки)

Ход занятия

1часть. Орг. момент

Воспитатель. Здравствуйте ребята. Меня зовут Нина Валентиновна, а как зовут

вас? Очень приятно. Я пришла к вам в гости не с пустыми руками.

Подойти к чемодану

Как вы думаете, что у меня в чемодане?

(Варианты ответов

детей).

Воспитатель. А давайте послушаем! (Дети прислушиваются. Часы)

Воспитатель.

Ну что, надо только открыть и посмотреть. Давайте будем

распаковывать мой чемодан.

2часть.

Воспитатель. И правда, часы. Это мои часы.

Как вы думаете, зачем мне столько часов?

Варианты ответов детей.

Воспитатель. Я коллекционирую часы.

Вы знаете, что значит коллекционировать?

(Собирать, копить).

А, как называют людей, которые что-то коллекционируют?

(Коллекционеры).

Зачем люди

коллекционируют предметы

? (Ответы детей)

Воспитатель

. Чтобы увидеть многообразие одного предмета.

Коллекционеры очень дорожат своей коллекцией, к её предметам относятся очень

бережно. Давайте мы с вами очень осторожно достанем все часы и аккуратно

разложим их на столе.

(Дети вместе с воспитателем достают часы из чемодана и расставляют их на

столе)

Воспитатель. Смотрите, какие они все разные!

Ребята, обратите внимание на этот пенал. Посмотрите, я разделила часы на две

группы.

Объясните, по какому признаку я это сделала? (женские и

мужские)

Как вы догадались?

А теперь объясните, что у них общего? (Наручные)

А сейчас посмотрите на стол и назовите виды часов, какие вам

знакомы.

(Настенные, каминные, будильник, карманные часы,

часы-кольцо, электронные)

Чем электронные отличаются от остальных?

(у них нет

стрелок и циферблата, а есть электронное табло)

А это мои любимые часы - кулон. Такие часы носят на шее.

Наверно, девчонки сразу догадаются, почему они любимые?

(Красивое женское украшение)

Воспитатель.

Правильно. Они не только показывают время, но и служат

украшением.

Вывод: «Итак, ребята, на примере этой коллекции мы увидели

многообразие одного предмета – часов.

Воспитатель. Давайте поиграем.

Физкультминутка:

Вот часы. Они идут

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево - вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение рук перед собой.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Показать коробочку с фонарём и палкой.

Вот коробочка. Давайте посмотрим, что в ней лежит. Фонарь, палка на подставке.

Интересно, что эти предметы делают в коллекции для часов?

Ребята, вы знаете, как появились первые часы?

Первыми часами, которые придумали люди - были солнечные часы (2 тысячи лет

назад). У них не было ни стрелок, ни циферблата, ни механизма. Это была

большая палка, воткнутая в землю, вот как наша, только на столе. На палку

светило солнце.

Что у нас будет солнцем? (Фонарь)

Предложить кому - то из детей взять в руки фонарь, включить его и направить

свет на палку.

Показать опыт с солнечными часами

Если тень от палки короткая, значит день в самом разгаре. Чем ниже солнце

опускается, тем длиннее тень, и значит, скоро вечер. Затем люди заметили, что

тень движется по кругу (показать).

На что похожа тень? (

На стрелку.)

Воспитатель. По кругу выложили камни. (Выложить)

Что напоминают вам камни? (

Цифры).

Воспитатель. Да, камни потом стали цифрами. Вот так работали солнечные часы.

Как вы думаете, удобны такие часы?

Дети. Нет, если нужно узнать время всегда придется к ним бегать.

И еще они не удобны тем, что в пасмурную погоду и в тёмное время суток не

определишь время.

Воспитатель. Верно, тогда люди придумали водяные часы, которые сообщали о

времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким

отверстием внизу наливали воду. На сосуде делали пометки – черточки: сколько

воды вылилось, столько и времени прошло.

Как вы думаете, что во второй коробочке?

Ответы детей.

Это макет водяных часов. Давайте посмотрим, как они работают. Но для начала

разделимся парами.

Воспитатель. Раз, два, встань по два.

Дети разбиваются парами и проходят к столу.

Показать опыт с водяными часами

Как вы думайте, удобны ли такие часы?

(Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.)

Вывод: опыты с солнечными и водяными часами показали нам, как

работали первые часы.

Такие часы, конечно же, были не удобны. Поэтому, люди постоянно

придумывали всё новые часы, совершенствуя их.

Ребята, а хотите собрать часы своими руками

. (Да)

Воспитатель. Смотрите, что у меня есть.

(Показать шаблоны корпусов, циферблатов, стрелок, дополнительные детали

для украшения, крепление для стрелок, включить музыку).

Я тоже соберу свои часы, если кому-то нужна будет помощь, то я рядом.

Дети собирают часы, украшают их.

Воспитатель. Пора заканчивать. Покажите всем, какие замечательные часы у вас

получились.

Вы молодцы!

Как можно использовать эти часы?

(Можно изучать время или кому ни

будь их подарить)

А я свои часы оставлю в своей коллекции.

Рефлексия

Восп. Ребята, вот и подошла к концу наша встреча.

Какое открытие вы для себя сегодня сделали?

Ответы детей.

Так, зачем же люди собирают коллекции?

(Чтобы как можно больше знать об окружающих нас вещах).

А для меня открытием стали вы. Я очень рада, что познакомилась с вами. Вы

очень добрые, дружные, любознательные дети. Поэтому, я оставляю вам на

память вот эти сердечки, которыми вы сможете украсить свои часы.

Спасибо вам ребята! Была рада с вами познакомиться.

До свидания.



В раздел образования