Автор: Хастаева Анна Николаевна Должность: учитель биологии и химии Учебное заведение: МБОУ "Сасыльская СОШ имени Е.Е.Протопопова" Населённый пункт: РС(Я), Томпонский район, с.Кескил Наименование материала: Методическая разработка Тема: Коррекционная работа в подростковом возрасте Раздел: полное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ «САСЫЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМЕНИ Е.Е. ПРОТОПОПОВА» ТОМПОНСКОГО РАЙОНА
программа
Коррекционная работа
в подростковом возрасте
Хастаева Анна Николаевна,
учитель биологии и химии
Коррекционная работа представляет собой психологический тренинг.
Его целью является развитие навыков взаимодействия с другими людьми на
основе
самопринятия,
самораскрытия
и
принятие
других.
В
процессе
тренинга решаются следующие задачи:
-
сопоставить осознанию каждым ребенком своих взаимодействий с
другими детьми;
-
развивать ответственность детей за свои поступки;
-
предоставлять
возможности
моделировать
и
опробовать
новые
формы поведения;
-
учить давать и получать адекватную обратную связь.
Блок первый.
Задача: налаживание связей.
I. Игра «Снежный ком», каждый стоящий в кругу перед тем, как назвать
свое
имя
повторяет
все
имена,
которые
были
названы
перед
ним.
Что
касается имени, то оно может быть как настоящим, так и вымышленным.
Главное, что это имя на все групповые встречи.
II. «Имя с выходом».
Каждый участник по очереди выходит в центр круга и громко говорит
свое имя, делая при этом какой-то жест или принимая позу, характерную для
него. «Имя с выходом» лучше, если начнет игру сам ведущий, чтобы было
понятно.
III. «Представление в парах».
Каждый участник группы должен выбрать себе пару - любого человека
из круга, сесть рядом со своим партнером и договориться, кто будет первым,
а кто - вторым.
Ведущий должен продемонстрировать, как выполняется упражнение.
Здесь также важно внимательно следить за происходящим и вовремя давать
участникам обратную связь. Упражнение часто дает богатый материал для
консультативной работы, но нельзя переусердствовать, так как это самое
начало
работы
группы
и
подростки
еще
не
готовы
к
глубокому
проникновению
в
свои
проблемы,
а
особенно
к
их
демонстрации
окружающим.
Первая часть игры - работа в парах. Сначала первые рассказывают
вторым немного о себе (что захочется; можно про любимые занятия, свою
семью,
друзей,
свой
характер,
предпочтения
или
что-то
другое).
Вторые
внимательно выслушивают своего партнера и стараются запомнить, что он
говорит. После того, как Ведущий говорит, «Стоп», - происходит обмен
ролями.
Вторая часть игры - представление партнера (о том, что будет вторая
часть
объявляется
непосредственно
по
окончании
первой).
Снова
организуется
круг.
Каждый
участник
должен
теперь
представить
своего
партнера,
встав
за
его
спину
и
держа
руки
на
его
плечах
(Ведущий
показывает). Нужно рассказать от первого лица то, что услышал от своего
партнера, так, как будто ты - это он.
Упражнение помогает участникам лучше узнать друг друга.
Установка на работу: задачи и правила.
Ведущий рассказывает о задачах и правилах работы группы, организуя
диалог, чтобы убедиться в том, что его правильно понимают.
Ведущий:
«У нас впереди 4 занятия, участие в которых может помочь каждому из
вас:
- разобраться в своих отношениях с окружающими и начать строить эти
отношения, разрешая возникающие конфликты с пользой для себя и других;
-
понять, что с вами происходит, чем вызвано то или иное отношение
к вам окружающих и ваше к ним;
-
узнать свои сильные и слабые стороны и научиться использовать и
те, и другие;
-
строить самого себя и влиять на свою жизнь.
Для того чтобы наши занятия протекали наиболее эффективно, чтобы
каждый
извлекал
из
них
как
можно
больше
пользы
для
себя,
я
введу
несколько правил поведения и работы в нашей группе:
1.
Правило
активности
и
ответственности
каждого
за
результаты
работы в группе: чем активнее будет каждый участник группы, чем больше
он внесет в работу группы, тем больше получит пользы вся группа и он сам.
2.
Правило постоянного участия в работе: для каждого члена группы
участие в работе обязательно.
3.
Правило
закрытости
группы:
то,
что
происходит
в
группе,
не
обсуждается за ее пределами.
4.
Правило откровенности и искренности: члены группы должны
попытаться быть здесь самими собой, говорить то, что думают и чувствуют.
5.
«Я – высказывания»: говорить только о себе и от своего лица (Я
думаю, Я чувствую и т.п.).
6.
Правило «Стоп!»: тот член группы, который не хочет отвечать на
вопрос или участвовать в конкретном упражнении, может сказать «Стоп!» и,
таким
образом,
исключить
себя
из
участия;
это
правило
желательно
использовать как можно реже, т.к. оно ограничивает и самого участника, и
всю группу в развитии.
Обсуждение
и
принятие
правил
поведения
имеет
очень
большое
значение. Принятие правил группой означает взятие на себя ответственности
за жизнь и работу группы. Это и есть, на мой взгляд, момент рождения
группы.
Поэтому
ведущий
не
должен:
спешить,
быть
формальным,
пропускать
мимо
ушей
недовольство
или
несогласие.
Принятию
правил
может быть посвящено более половины времени первого занятия, так как это
крайне важный этап работы. Не жалея на него времени, ведущий увеличивает
вероятность получения сплоченной, ответственной, готовой к работе группы.
И еще несколько комментариев по процедуре принятия правил:
обсуждайте каждое правило отдельно, непосредственно после его
прочтения. Здесь могут помочь следующие вопросы, задаваемые ведущим
участникам группы: «Как ты понимаешь это правило?», «Насколько готов
следовать ему?», «Есть ли опасения, какие и с чем связаны?»;
необходимо получить согласие каждого участника следовать этим
правилам. Не бойтесь менять правила, пусть учащиеся придумают новое
правило взамен непонравившегося, принимайте сами активное участие в
обсуждении и принятии. Это процесс творческий, а правила не догмы;
подчеркните в заключении, что от Вас как ведущего зависит 10-15%,
все остальное от сами участников. Ваша роль заключается в том, что вы
предлагаете
упражнения,
организуете
обсуждение,
помогаете
осознать
некоторые скрытые мотивы и проблемы; роль подростка – это активное
участие в происходящем. Помните о том, что большинство учащихся не
привыкло и не любят брать на себя ответственность за свои действия;
после принятия правил внимательно следите за их выполнением, не
проходите мимо эпизодов нарушения правил, потому что учащиеся любят
проверять ведущих «на вшивость». Напоминайте им о самом правиле, их
личной ответственности и ясно показывайте, что вы заметили нарушение. В
подавляющем большинстве случаев вышеописанных действий со стороны
ведущего бывает достаточно, чтобы призвать нарушителя к порядку и не дать
развалить работу.
IV. «Молекулы».
Атомы
(участники
группы)
беспорядочно
движутся.
По
сигналу
ведущего они объединяются в молекулы определенной величины (2-5 атомов)
в течение 10 секунд, пока звенит колокольчик. Атомы, не вошедшие в состав
молекул, выбывают. Ведущий должен каждый раз называть такое количество
атомов, входящих в молекулу, чтобы один участник оставался лишним.
Это упражнение способствует раскрепощению участников, сближению,
установлению контактов друг с другом.
V. «Пальцы».
Упражнение на согласованность действий.
По
команде
ведущего
участники
группы
выбрасывают
какое-то
количество
пальцев:
от
1
до
10.
Группа
должна
выбросить
одинаковое
количество пальцев, не договариваясь. Игра происходит в полном молчании и
продолжается
до
тех
пор,
пока
все
в
группе
не
выбросят
одинаковое
количество пальцев.
По окончании игры следует обсуждение. В зависимости от того, какую
цель преследует ведущий, он выбирает и вопросы для обсуждения. Это
упражнение,
как
и
многие
другие,
можно
повернуть
по-разному.
Представляется интересным использовать его для выявления и дальнейшего
осознания участниками стереотипов поведения в социальной группе. На этом
материале можно увидеть, стремится ли человек провести свою линию или
идет
за
большинством,
готов
ли
он
к
сотрудничеству
с
другими
или
стремится во что бы то ни стало навязать свое и т.п. Для того чтобы дети
осознали, как они ведут себя в группе, можно предложить им следующие
вопросы:
Какую тактику вы использовали в игре?
На кого ориентировались при решении вопроса о том, сколько пальцев
выбросить в следующий раз?
Кто упорствовал? и т.д.
Вопросы меняются в зависимости от выявленной картины.
VI. «Мой сосед».
Ведущий просит детей как следует посмотреть друг на друга, обратить
внимание на волосы, глаза, прическу, одежду каждого из участников. Затем
он просит одного из детей закрыть глаза и задает вопросы о ком-то из
группы.
У кого в группе светлые волосы?
Какие глаза у А?
Кто одет в зеленую кофту?
Какая прическа у О?
Какого цвета волосы у твоего соседа справа?
Эта
игра
обычно
проходит
очень
живо
и
способствует
развитию
наблюдательности, интереса друг к другу.
VII. «Ассоциации».
Один
является
водящим.
Он
выходит
из
комнаты,
а
в
это
время
остатние загадывают кого-то из участников группы (можно и ведущего).
Задача водящего отгадать, кто был выбран, задавая вопросы ассоциативного
характера о нем:
С каким животным ассоциируется у тебя этот человек?
На какое растение он похож?
Какой дом подходит этому человеку?
С каким напитком он у тебя ассоциируется?
С каким - блюдом? и т.п.
Вопросы
могут
быть
самые
разнообразные
и
зависят
от
фантазии
водящего.
Другой вариант Водящий просит каждого из участников отвечать на
один и тот же вопрос формулируется это обычно так: «Расскажите мне об
этом человеке, как если бы он был животным (деревом, цветком, машиной,
едой и т.п.)».
В этой игре нельзя задавать вопросы типа: «Как зовут этого человека?»,
«Какие глаза у этого человека?», «Какие фильмы любит этот человек?» и т. п.
Игру «Ассоциации» полезно использовать и на более поздних этапах
работы. Она является своеобразной формой обратной связи, довольно мягкой,
так как речь идет лишь об ассоциациях, которые являются фантазией другого
человека.
VIII. Развитие рефлексии.
Письменное задание: напишите на листе бумаги (или в тетрадях) 5
своих
положительных
качеств
и
5
-
отрицательных.
Далее
следует
обсуждение. Оно может быть более или менее глубоким в зависимости от
готовности группы.
IX. Выдача домашних заданий.
Завести тетради-дневники и выполнить следующие задания:
1.
Закончить фразы
Сегодня я понял
Меня удивило
Я почувствовал
Думаю
Сегодня меня раздражало …
Мне очень понравилось…
2.
Написать психологический автопортрет.
Домашние задания – важный этап в работе группы, так как они в
большей
степени
способствуют
развитию
рефлексии.
Ведение
дневника
способствует
возникновению
навыка
анализировать
свое
поведение
и
осознавать свои чувства.
Рефлексия и окончание занятия.
Оценить с помощью 10 пальцев: усталость, интерес к происходившему на
занятии, желание прийти в следующий раз.
«Вспышка»
по
кругу:
«что
я
получил
сегодня
на
занятии».
«Звук
группы» или хором «спасибо».
«Звук
Группы»:
все
участники
встают
в
круг,
взявшись
за
руки,
зарывают
глаза
и
озвучивают
свое
состояние,
затем
прислушиваются
к
звукам, которые издают другие и пытаются подстроиться под звук группы.
Блок второй.
Задачи:
-
развитие межличностного доверия;
-
усиление групповой динамики;
-
развитие рефлексии;
-
развитие таких навыков общения, как: невербальное выражение и
восприятие; умение быть «другим»; умение раскрываться.
I. Разминка «Вспышка».
Самочувствие и настроение сейчас.
Ожидания (пожелания) в связи с предстоящим занятием.
II. «Попутчик»
Дети свободно двигаются по комнате, и каждый произносит название
той страны, в которую хотел бы поехать. Когда ребенок слышит, что кто-то
еще произносит то же самое, то берет его за руку: «Нашел попутчика!».
Перед началом игры ставится задача: найти себе попутчиков.
III. «Пантомима».
Группа
делится
на
две
команды.
Каждая
команда
придумывает
несколько слов - понятий - (по числу членов противоположной команды).
Затем
начинается
игра,
заключающаяся
в
следующем:
первая
команда
приглашает одного из членов второй и сообщает ему задуманное слово;
задача этого человека - изобразить слово молча так, чтобы его команда
догадалась,
что
это
за
слово.
Затем
команды
меняются
местами.
Игра
продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побудет в роли
изображающего.
Игра способствует развитию навыков невербального общения. Она не
исключает
обсуждения,
если
ведущий
заметил
в
ходе
игры
что-либо
интересное и желает довести это до сознания участников.
IV. «Перевоплощение в предмет».
Разложите
на
стульях
или
столе
12-15
разнообразных
предметов
(предметов должно быть на 3-5 штук больше, чем участников группы). Это
могут быть: ручка, носовой платок, мягкая игрушка, губная помада, зеркало,
скрепка
и
тому
подобное.
Задача
участника
-
выбрать
понравившийся
предмет,
а
затем
представить
себе,
что
он
является
этим
предметом,
и
рассказать о предмете от первого лица.
Например: «Я - губная помада. Я живу в косметичке у неряшливой
хозяйки...».
Это
упражнение
требует
грамотного
обсуждения.
Ход
обсуждения,
естественно, будет определяться имеющимся материалом (в виде рассказов
участников)
и
зрелостью
ведущего
и
группы.
Кроме
того,
что
ребенок
идентифицируется с выбранным предметом, предмет еще служит маской,
которая позволяет устранить барьер и полнее раскрыться. В этих рассказах в
метафорической форме часто представлены острые внутриличностные или
межличностные
проблемы,
волнующие
автора.
Поэтому
это
упражнение
является
хорошей
взаимной
подготовкой
(участника
и
ведущего)
к
дальнейшей консультативной работе.
В
любом
случае
необходимо
общее
обсуждение.
Возможно
использование следующих вопросов:
Что вы чувствовали, когда слушали рассказ А.?
Какой рассказ вам больше всего понравился (не понравился)? Чем?
Что ты чувствовал, когда рассказывал о выбранном предмете?
Что в твоем рассказе тебе нравится, а что - нет? Почему?
Ответы
на
первые
два
вопроса
являются
обратной
связью
для
участника,
а
да
вторые
два
-
помогают
осознать
скрытые
за
рассказом
проблемы.
В упражнении «Перевоплощение» ведущий может помочь участнику
осознать свои проблемы, разговаривая с ним на метафорическом языке его
рассказа. Время, отведенное на это упражнение, минимально. Упражнение
может занять гораздо больше времени, особенно, если после него кто-то из
учащихся
«созреет»
для
индивидуальной
работы.
В
данном
случае
индивидуальная
работа
не
подразумевает
глубокое
психотерапевтическое
вмешательство, но небольшой по времени (10-15 минут) консультативный
кусок вполне вписывается в тематику и длительность занятий.
V. «Зеркало».
Группа встает в круг. Каждый по очереди выходит в центр круга и
совершает
какие-то
движения.
Остальные
-
зеркальная
комната
-
его
изображают.
Инструкция находящемуся в центре: «Можно делать что угодно, но
нельзя касаться зеркал». Это важно произнести в группе, так как агрессивный
подросток обязательно попытается ударить или толкнуть одно из «зеркал».
Хотя если агрессивный ребенок не осознает свою агрессивность, и вы хотите
поработать на него, то бывает полезно ему постоять в центре круга, который
отвечает агрессией на его агрессию.
После этого упражнения важно обсудить, что чувствовал каждый из
участников, находясь в центре.
VI. Былинка на ветру.
Группа
стоит
в
кругу,
плотно
прижимаясь
друг
к
другу
плечами,
вытянув вперед руки. Один человек - в центре круга. Он закрывает глаза и
падает
в
любом
направлении.
Стоящие
в
круге
ловят
его
и
толкают
в
обратном направлении.
Упражнение способствует повышению доверия к группе.
Важно, чтобы в центр круга участники выходили не друг за другом, а
исключительно по желанию.
Обсуждение:
Как вам было в центре? Каково быть ловящим?
VII. Обсуждение домашнего задания.
Кто сделал?
Что интересного вы обнаружили, выполняя задание?
Какие чувства были во время выполнения?
Попросите желающих зачитать написанное.
VIII. «Я должен».
Инструкция:
1.
Разделите пополам листок бумаги и напишите 7 раз в столбик. «Я
должен...». А теперь закончите эти фразы, каждую по-своему. Напишите, что
вы должны в своей жизни.
2.
Напротив каждой фразы, начинающейся с «Я должен» напишите: «Я
хочу...».
Тема долженствования - это отдельная большая тема, которая, наряду с
другими,
занимает
большое
место
в
жизни
каждого
подростка.
Это
упражнение позволяет подойти к рассмотрению этой темы, затронуть ее. За
каждым
«должен»,
на
самом
деле,
обычно
скрывается
какое-то
«хочу».
Задача данного упражнения найти и осознать это «хочу» - чего вы хотите,
выполняя то, что вы «должны»?
Например, «Я должна ходить на работу». За этим долженствованием
может скрываться несколько желаний:
я хочу получать деньги;
я хочу узнавать новое;
я хочу приносить пользу.
В обсуждении данного задания полезно задать группе два вопроса:
«Узнали
ли
вы
что-то
новое
о
себе?»,
«Что
именно
для
вас
было
неожиданным?».
IX. «В кругу симпатий».
1.
Каждый подросток пишет на маленьком листочке что-то приятное
другому,
о
нем
(действительно
существующее).
Послание,
под
которым
можно не подписываться, опускается затем в общий пакет.
2.
Бумажки
достаются
и
зачитываются
вслух.
Возможен
вариант
упражнения, когда бумажки раздаются по адресам, и каждый сам читает
послание, адресованное ему, зачитывая затем вслух то, что хочется. В любом
случае в этом упражнении инструкция должна быть открытая, чтобы каждый
заранее знал дальнейшую судьбу своих посланий.
Нашей
культуре
сложился
стереотип,
затрудняющий
выражение
и
принятие позитивных чувств и симпатий, особенно, когда дело касается
малознакомых людей. Это упражнение помогает в выявлении и преодолении
такого стереотипа. В обсуждении целесообразно задать следующие вопросы:
Тяжело ли вам было писать? Почему?
Как вы выражаете свои симпатии за пределами группы?
Что вы чувствовали, когда вам зачитывали послания?
Выдача домашних заданий:
Напишите «Сказку про себя». В этой сказке возьмите себе другое имя,
может
быть,
вам
захочется
«сменить
пол»,
или
вы
предпочтете
быть
животным
или
что-то
еще.
Начните
традиционным:
«Жил-был
(жила-
была)...».
Развивайте
сюжет
и
придите
к
такому
концу,
который
сам
получится.
Рефлексия и окончание занятия.
Оцените на пальцах: свой интерес к происходившему, желание придти
в следующий раз.
«Вспышка»: что вы получили на сегодняшнем занятии? «Звук группы».
Блок третий.
Задачи:
1.
Работа в межличностном пространстве.
2.
Выдача и получение обратной связи.
Разминка
I.
«Вспышка».
II.
«Интересная походка».
Каждый
придумывает
интересную
походку
и
ходит
по
комнате
в
течение 2-3 минут. Затем можно обратить внимание на то, как ходят другие, и
присоединиться к понравившейся походке.
III.
Ролевой тренинг.
1.
Разминка.
Ведущий
просит
участников
по
очереди
говорить
слово
«Да»:
разочарованно, весело, грустно, обиженно, удивленно, растерянно, как "нет".
Каждый сидящий в кругу может сказать другому лишь одну фразу:«Я
хожу в школу» - и должен выразить: злость, радость, удивление, доверие,
нежность, настороженность, презрение.
Ведущий
просит
каждого
из
участников
изобразить
какое-либо
животное: разъяренного тигра, ленивого слона, обезьяну, собаку, крокодила и
т.п.
Каждый
участник
изображает
какую-то
профессию,
остальные
отгадывают.
2.
«День рождения».
Каждый из участников получает определенную роль, которой должен
придерживаться в течение 20 минут, обстановка задается самыми общими
словами, больше поведение участников никак не регламентируется, сюжет
действа дети строят сами в ходе игры.
Ведущий: «Представьте себе День Рождения. Каждый из вас не раз
присутствовал на этом празднике и в виде именинника, и в виде гостя.
Сейчас каждый из вас подучит бумажку, на которой будет написана роль,
которую
вы
будете
играть
в
нашем
импровизированном
спектакле.
Он
(спектакль) будет длиться 20 минут Вы должны постараться в течение этого
времени постоянно находиться в указанном образе».
Это ролевая игра. Возможные роли: Именинник, его (ее) Помощник,
Спорщик, Миротворец, Пассивный, Недовольный, Оригинал, Бестактный,
Отстраненный. Ведущий специально подбирает роль каждому ребенку. Она
может
быть
как
соответствующей
его
типу,
так
и
противоположной,
в
зависимости от целей, которые вы преследуете. Можно так же каждую роль
определить более подробно. Например, «Миролюбец. Пытается улаживать
все
возникающие
разногласия.
Боится
конфликтов,
поэтому
всячески
избегает острых углов в беседах».
Задача ведущего - внимательно наблюдать за ходом игры, отмечая
поведение
каждого
из
участников,
соответствие
предложенной
роли.
В
обсуждении можно задать следующие вопросы:
Насколько твое поведение в ходе игры соответствовало роли?
Трудно ли было играть предложенную роль?
Похоже ли твое поведение в игре на то, как ты обычно ведешь себя в
жизни?
Кроме того, можно спросить детей про ту или иную роль:
Какие чувства вызывает у вас подобное поведение?
Следует
иметь
в
виду,
что
для
удачного
развития
игры
участники
должны быть достаточно раскрепощены, а, следовательно, очень хорошо
разогреты
предшествующей
разминкой.
В
любом
случае
эта
игра
первоначально
повышает
напряженность
в
группе
и
вызывает
некоторое
замешательство вследствие неопределенности инструкций и неизвестности
правил. Это упражнение предоставляет богатые возможности по осознанию
участниками
стереотипов
своего
поведения,
а
также
по
моделированию
поведения. Можно также после этого упражнения попробовать поработать
индивидуально в кругу с кем-то из подростков.
IV.
«Занять стул».
Один человек садится в центр круга на стул, задача остальных - всеми
средствами, кроме физического насилия, занять стул ведущего.
Это упражнение вызывает неизменный интерес у подростков, является
хорошей разрядкой, а, кроме того, дает хорошую обратную связь каждому о
том, как он умеет просить и убеждать других людей. Здесь важно после
каждой смены ведущего, задавать сменившемуся вопросы:
«Почему он уступил стул именно этому ребенку?»
«Кому бы он никогда не уступил стул, почему?»
В конце игры полезно провести молниеносный опрос, кто сколько раз
был ведущим, спросить тех, кто не был ни разу - с чем они это связывают.
V.
Обсуждение домашнего задания.
Ведущий просит желающих зачитать свои сочинения. После того, как
подросток
прочитает
свою
работу,
он
может
попросить
определенных
участников (или всех) дать ему обратную связь.
VI.
Выдача домашних заданий:
Напишите
сказку,
где
главным
героем
будет
один
из
участников
группы.
VII.
«Темная лошадка».
Упражнение
выполняется
в
парах.
Из
этой
двойки
один
ведущий,
другой ведомый. Последний закрывает глаза, а первый берет его за талию и
водит
по
комнатам,
где
расставлены
стулья
и
другие
предметы
-
«препятствия».
Задача
ведущего
-
так
провести
своего
партнера,
чтобы
обойти все препятствия и не столкнуться с другими парами. После 2-5 мин.
хождения
партнеры
меняются
ролями.
Неплохо,
чтобы
каждый
ребенок,
кроме того, сменил одного - двух партнеров.
Это
телесное
упражнение,
выполненное
после
хорошего
разогрева,
способствует осознанию проблем, связанных с давлением (управлением) –
подчинением,
активностью
–
пассивностью,
доверием
–
недоверием.
Например,
один
подросток,
которого
учителя
и
родители
считали
безответственным
и
инфантильным,
с
преобладанием
агрессивности
в
поведении, после смены трех партнеров в этом упражнении сказал, что ему
никогда
не
было
принято
быть
ведомым.
Это
состояние
сердило
его
и
вызывало протест. Зато быть ведущим ему понравилось, ему было принято
позаботиться о комфорте своих партнеров. И партнеры этого подростка дали
ему позитивную обратную связь, отметив, что они чувствовали большое
доверие к нему и уверенность, что они беспрепятственно пройдут весь путь.
VIII.
Мгновенная социометрия.
Инструкция:
«Возьмите
за
руки
(одной
рукой
-
одного,
другой
-
другого) двух человек, с которыми Вам наиболее приятно общение в этой
группе».
Упражнение быстрое, двигательное и очень информативное. Буквально
за две минуты можно получить «скульптуру» группы. Будет ли ведущий
участвовать в упражнении – также важный диагностический момент.
IX.
«Мы с тобой одной крови».
Упражнение выполняется в парах. Задача каждого учащегося найти как
можно больше сходств со своим партнером и записать их. Рекомендуемый
стиль записей: «Мы оба тактичные», «Мы оба любим слушать музыку» и т.п.
Во время поиска сходств нельзя консультироваться с другими, особенно
со своим партнером. На поиск и запись сходств отводится 5 мин. На это
время целесообразно включить легкую музыку.
После того, как перечисление сходств закончено, подростки передают
списки друг другу для того, чтобы выразить свое согласие или несогласие с
тем,
что
написал
партнер.
Если
какая-то
запись
партнера
не
устраивает
ребенка,
то
он
должен
ее
вычеркнуть.
После
взаимного
анализа
работа
обсуждается в парах, особенно если есть вычеркнутые пункты.
Как
обычно
можно
провести
общее
обсуждение
в
кругу.
Это
упражнение способствует осознанию того общего, что есть у всех людей,
какими
бы
разными
они
ни
казались
вначале.
Пройдя
через
поиски
и
осознание общего с одним человеком, ребенок лучше понимает, что при
определенном усилии всегда можно найти то общее, что объединяет тебя с
другим,
каким
бы
чужим
он
ни
был
для
тебя
в
начале
встречи.
Такая
установка позволяет найти общий язык в самых критических ситуациях.
Рефлексия и завершение занятия:
Что вы получили на сегодняшнем занятии?
Оцените на пальцах: интерес, желание придти в следующий раз.
«Звук группы».
Блок четвертый.
Задачи:
-
развитие умения выражать свое отношение друг к другу;
-
развитие умения получать обратную связь;
-
прощание с группой.
Разминка.
I.
Закончить предложения:
Когда я шел сегодня на занятия ...
Когда я проснулся…
Я обрадовался (огорчился), когда ...
Эти задания выполняется устно в кругу.
II.
«Путанка».
Один из группы водящий. Он отворачивается и закрывает глаза. В это
время все остальные встают в круг, взявшись за руки. А затем, не отпуская
рук, начинают ходить, поворачиваться, переступать через руки друг друга и
т.п.,
в
общем,
запутываться.
Задача
водящего
-
распутать
получившийся
«клубок».
Это
хорошее
разминочное
упражнение
работает
также
на
групповую сплоченность.
III.
Мгновенная социометрия.
IV.
Обратные связи – обсуждение.
Обратная связь - это впечатления, мысли и чувства другого человека, в
связи с вашим поведением, поступком, деятельностью или любым другим
проявлением, высказанные вслух и адресованные лично вам.
Например:
«Маша!
Мне
было
очень
приятно
получить
от
тебя
в
подарок
эту
кассету.
Я
давно
о
такой
мечтала»
или
«Дима,
когда
ты
называешь меня дураком, я очень сержусь и мне хочется тебя ударить».
Далее следует обсуждение проблемы обратной связи:
Важна ли для вас обратная связь от других людей?
Зачем она нужна?
Важно ли вам давать обратную связь другим людям? Почему?
Умеете ли вы давать обратную связь?
Легко ли дать обратную связь?
Всегда ли приятна обратная связь от других людей? и т.п.
Участникам предлагается потренироваться давать и получать обратную
связь в парах. Пусть каждый из детей даст своему партнеру обратную связь в
связи с каким-то его проявлением в группе, а партнер отвечает.
Обратная
связь
-
это
один
из
сильнейших
психотерапевтических
методов, реализуемых самими участниками.
V.
«Разбор».
Один человек садится в центр круга. Остальных ведущий разбивает на
две группы, одна из которых говорит человеку о том, что им нравится в его
поведении во время работы в группе, а другая - о том, что не нравится. Так,
пока все не посидят в центре круга. Человек, сидящий в центре, имеет право
задать одному из присутствующих личный вопрос о своих достоинствах или
недостатках. И так, пока все не посидят в центре.
После того, как все побывают в центре - обсуждение:
Как чувствовали себя в центре круга?
О чем было трудно говорить?
Это упражнение обычно воспринимается детьми очень живо и каждый
стремится посидеть в центре круга.
VI.
Обсуждение домашнего задания.
Каждый
из
сидящих
в
кругу
(по
очереди)
читает
свое
сочинение.
Остальные пытаются угадать, о ком оно написано.
Обсуждение
возникает
спонтанно
и
бывает
довольно
интересным.
Целесообразно спросить того подростка, о ком написано сочинение, какие
чувства оно у него вызывает, насколько это похоже на действительность.
Можно предложить главному герою запросить обратную связь у группы,
можно поработать с его чувствами.
VII.
«Если я тебя правильно понял».
Упражнение выполняется в кругу. Дети по очереди высказываются на
тему: «Что я ценю в людях?». После того, как ребенок закончил говорить, его
сосед справа кратко повторяет изложенное, начиная свой монолог словами:
«Если я тебя правильно понял…». Первый ребенок должен оценить
точность передачи. Затем на предложенную тему высказывается сосед справа
и т.д. по кругу.
Это
упражнение
развивает
умение
слушать
других,
которое
не
особенно развито у большинства детей этого возраста, а соответственно
приводит к конфликтам и недопониманию в общении. Зачастую, когда дети
становятся способны услышать друг друга, конфликт разрешается сам собой.
III. «Комплимент».
Упражнение выполняется в кругу. Один из детей берет мячик и бросает
его кому хочет. Тот, кто ловит мячик, должен вернуть мячик обладателю с
приятными словами о нем. Ребенок может кидать мячик стольким людям,
скольким захочет. После того, как он закончит, мячик передается следующему
сидящему в круге. И так, до тех пор, пока мячик не обойдет весь круг.
X.
«Инопланетянин».
Упражнение выполняется в парах.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на вашего партнера. Он похож
на вас, мы говорили об этом на прошлом занятии. Но он чем-то и отличается
от вас. Подумайте и найдите различия, а затем запишите их на листе бумаги.
Например: «Ты более общителен, чем я»; «Ты менее уступчив в разговоре,
чем я». Работайте молча в течение 5 минут. После того, как вы закончите
работать,
передайте
списки
друг
другу,
чтобы
выразить
согласие
или
несогласие с тем, что написал партнер».
После этого упражнения важно провести обсуждение, задав группе
следующие вопросы:
Легко ли было искать различия?
Что вы чувствовали, когда читали список различий партнера?
Как вы в жизни относитесь к тому, что отличаетесь от других людей?
«Не
урони». Упражнение
игровое
и
проходит
в
кругу.
Участники
перекидывают друг другу мяч так, как будто это какой-то предмет. Например:
хрустальная ваза, или колючий еж, или кусок льда и т.п. Задача ловящего -
поймать мяч так, как он стал бы ловить названный предмет.
Это упражнение всегда проходит очень живо, снимает напряженность,
способствует раскрепощению.
Тема
различий
очень
важна
в
группе
общения.
Часто
дети
с
проблемами в общении не в состоянии осознать свои отличия от других
людей (невротическое развитие личности), а соответственно боятся любого
разделения, стремятся любой ценой сгладит противоречия, готовы на любые
уступки ради сохранения мира. Другие, осознавая свои отличия, не могут
принять это и пережить. Они чувствуют себя очень одинокими (а значит,
замкнуты и избегают общения), либо злятся на других и требуют подобия во
взглядах и поведении (следовательно, конфликтны и агрессивны). Так что
через
обсуждения
этого
упражнения
возможен
выход
на
интересные
и
глубокие личностные проблемы. Тем не менее важно не увлекаться глубиной
проблематики и индивидуальной работы, надо помнить о том, сколько у
ведущего времени, реально оценивать готовность учащегося и группы к
работе, идти до того предела, до которого позволяет подросток.
Окончание группы:
1.
Обсуждение результатов:
Что нового вы узнали о себе?
Как это повлияет или ухе повлияло на вашу дальнейшую жизнь?
Что из увиденного и услышанного вы не хотите применять в своей
жизни?
Что хотите и будете делать?
2.
Записи на память.
Передаем
тетради
по
кругу.
На
специально
отведенной
странице
каждый пишет другому то, что хочется.
3.
Оценка на пальцах:
- своего состояния;
- пользы от занятий;
- желания в следующий раз принять участие в подобных занятиях.
Далее предлагаются некоторые интересные, на наш взгляд, выдержки
из хода занятий.
После рассказа ведущего о правилах группы, во время обсуждения,
выяснилось, что один подросток не готов следовать правилам группы, а
почему - сам не знает. При дальнейшем разговоре выяснилось, что он не
хочет говорить об этом в группе.
Ведущий: Это секрет?
М.: Да, секрет.
Ведущий: Посмотри на сидящих в кругу людей. Кому из них ты мог бы
доверить свой секрет?
М. (выбирает Е.С. и шепотом что-то говорит ему).
Далее выясняем, может ли Е.С. помочь М., но мальчик говорит, что не
понял,
в
чем
проблема.
Тогда
ведущий
обращается
к
группе:
«Что
нам
делать? Мы не можем двигаться дальше, пока не решим вопрос с М.». С.Б.
вызывается помочь М., но он не рассказывает ему, в чем дело. Продолжаем
прояснять, и оказывается, что М. не понял правила, и ему было неловко в
этом признаться. Группа оживляется, относится к этому очень сочувственно и
принимается объяснять ему правила. М. говорит, что не готов следовать
правилу «открытости». Снова поясняю, приходим к тому, что М. не так понял
это правило. Затем В.Р. говорит, что все равно не готов следовать этим
правилам,
а
почему
-
не
может
объяснить.
Ведущий
выдвигает
предположения:
-
ты не уверен, что сможешь все выполнить, т.к. это новые для тебя
правила;
-
ты пока еще не полностью доверяешь им.
М. выбирает второй вариант.
Ведущий: «М. сейчас говорит очень важные вещи, он следует правилу
открытости, хотя это очень сложно, ведь у всей группы одно мнение, а у М. -
другое. А быть в стороне от всех очень сложно, это требует смелости». М.
расправляет
плечи,
а
группа
слушает
внимательно
и
удивленно.
Далее
ведущий просит группу оценить с помощью 10 пальцев свою готовность
следовать правилам. Все кроме М. (6 пальцев), показывают 10 пальцев.
Ведущий задает вопрос группе, готова ли она принять М., несмотря на его
неполную уверенность в исполнении всех правил? Все высказываются по
кругу, кто-то просит время подумать. В итоге все соглашаются, кроме С.Б. Он
говорит, что опасается М., т.к. не на все 100% уверен в нем. Ведущий
принимает мнение С.Б. (парафраз) и просит его все взвесить, учесть свои
опасения и принять решение. С.Б. говорит, что готов принять М., и работа
продвигается.
Занятие 1. Тема: «Как выглядит агрессивный человек?
Как звучит агрессия?»
Цель: помочь подросткам осознавать свои агрессивные действия.
1.Разминка "Приветствие". Продолжительность 5 минут.
2.Работа в тетради. Продолжительность - 10 минут.
Учащиеся
записывают
определение
агрессии:
"Действие
по
разрушению чего-либо или кого-либо". Далее, после обсуждения разницы
между
агрессией
и
агрессивностью,
делают
запись:
"Агрессивность
-
склонность к систематическому проявлению агрессии". Делается вывод о
том,
что
проявлять
агрессию
в
отдельных
случаях
-
это
нормально,
но
нежелательно,
чтобы
у
человека
не
сформировалось
такое
личностное
качество, как агрессивность.
3. Игра «Покажи агрессию» (15 минут.)
Участникам предлагают карточки, на которых указаны определенные
действия
или
слова,
с
помощью
которых
они
должны
будут
выразить
агрессию. Например, если на карточке будет написано «нога» или «рука»,
значит надо будет сделать агрессивные движения рукой или ногой; если
написано «глаза», значит, надо будет так посмотреть, чтобы было понятно по
взгляду,
что
человек
настроен
агрессивно;
если
написано
слово
«здравствуйте»
или
«мяу»,
значит,
надо
будет
произнести
это
слово
агрессивно, и т.п.
4. "Отбросить старое, чтобы измениться". (15 минут)
Ведущий
рассказывает
учащимся
о
том,
что
любое
развитие,
накопление новых качеств предполагает сначала избавление от каких -либо
старых. Предлагает подумать, от каких имеющихся качеств им хотелось бы
совсем или частично избавиться. Затем подростки записывают эти качества в
тетради. Вокруг них рисуют мешок или чемодан с крепким запором. Можно
рядом нарисовать волка или какое либо другое животное, которое не даст
качествам, от которых избавились, выбраться из мешка.
5.«Золотые мысли» ( 10-15 минут)
«Не глумись над старым, напрасно не обижай слабого, не поднимай
руку на ребенка» («Кырдьа5аhы кыhарыйыма, кыамматы куhэйимэ, о5ону
охсума»);
«Не убивай - потерпи минуту, подумай хорошо о жизни.
Убийство
человека
подобна
самоубийству.
Грех
большой,
возмездие
неминуемо»
(«Олорумэ,
тулуй
1
мунуутэни,
санаа
уhуну-киэни,
киhиниолоруу, сэтэ - ыарахан, аньыытаулахан»);
5. Социометрическое анкетирование (2-3 минуты)
Занятие 2. Посещение дома «Айыы арчыта»
Цель: развитие у подростков
глубокого уважения к традициям и
менталитету народа саха. (Выезд: 19 февраля 2013 г.)
Посещение
дома
«Айыы
арчыта»
начинается
с
алгыса.
У
якутов
существует жанр алгыса, где объединяются обрядовые песнопения, моления
и благословения, заклинания и заговоры. Алгыс - постоянный спутник якута,
как
и
молитва
для
христианина.
У
народа
саха
была
крепка
вера
в
магическую силу слова. Свои добрые пожелания выражают в форме алгыса.
Недаром говорится: «Прими от старого алгыс, а от молодого - дружбу»
(«Кырдьа5астан
алгыhын,
эдэртэн
эйэтин
ыл»)
В
алгысах
проявляется
душевная доброта, человечность, ценные нравственные качества народа.
Подросткам проведена интересная беседа о менталитете народа саха, с
целью
формировать
понятие
о
человеке
«киhи»,
нравственные
качества
якутов
как
скромность,
честность,
порядочность,
доброжелательность,
чуткость, дальновидность, терпеливость, благоразумие -ценностями, которые
почитаемы в любое время у всех народов.
Якутский народ в течение многих веков накопил огромный опыт по
формированию
норм
и
правил
поведения.
К
этим
правилам
относятся
уважение к людям, старшим и родителям; уважение к традициям и обрядам.
В
условиях
усиливающегося
насилия
духовная
часть
якутского
населения стихийно стала строить Арчы дьиэтэ, Айыы дьиэтэ и другие
культовые
объекты
именно
для
сохранения
своего
поклонения
добру
и
защиты от вторжения насилия в душу. Поэтому не следует видеть в этом
народном
стремлении
насаждение
языче ства,
и с ку с с т в е н н о го
культивирования якобы высосанной из пальца религии. Здесь речь идет о
духовной самозащите доброго начала мироощущения народа.
Занятие 3. Тема: Конструктивное реагирование на агрессию.
1. Разминка «Приветствие». Продолжительность 5 минут
2. «Как поступить конструктивно?».
20-30минут (зависит от
количества подростков)
Ведущий
предлагает
учащимся
ситуации,
часто
встречающиеся
в
классе, и просит подумать, как в этих ситуациях поступить конструктивно.
Ведущий заранее готовит ситуации, близкие и понятные
ребятам, в которых присутствует проявление агрессии (столько же
ситуаций, сколько учеников в классе). Учащиеся придумывают, как они
будут реагировать на них конструктивно. Ситуации таковы:
«На перемене Коля обидно обозвал тебя. И тогда ...»
«На уроке Ксюша постоянно залезала локтями на твою парту. И тогда ...»
«Ты рассказала Насте свой секрет. Но Настя передала его другим ребятам. И
тогда ...
«К тебе подходит Ариан, спрашивает, какую музыку ты больше всего
любишь. Когда ты отвечаешь, он говорит, что такую музыку слушают только
дураки, и тогда…»
«Ты приходишь в школу в новой блузке. На перемене Оксана
внимательно рассматривает ее и говорит: «Эта блузка тебе не идет».
И
тогда…»
«Ты, проходя мимо, нечаянно задел Гошу локтем. Он резко
разворачивается и бьет тебя по плечу, и тогда …»
3. «Агрессивный продавец" (15 минут)
Группа делится на две команды. Один из членов каждой команды
показывает без слов агрессивного человека в той или иной социальной или
семейной роли: учитель, продавец, шофер, мать, отец, брат (перед этим
представитель
каждой
группы
вытягивает
карточку
с
названием
роли).
Остальные
участники
должны
отгадать,
в
какой
роли
он
выступает.
Выигрывает та команда, представители которой были наиболее выразительны
и роли которой верно угаданы.
4. «Золотые мысли» (10 минут)
«Отношение с помощью оружия не налаживают, значит это фальшивые
отношения, долго не протянутся-потухнут» («Саа-сэп кууhунэн олохтоммут
сыhыан ол сымыйа сыhыан. Итинник сыhыан сарсын сууллуон соп»)
«Не
презирай
слабого,
слабый
может
быть
по
своему
силен»
(«Сэнээбиккиттэн сэттэ5ин ылыан»)
«Кто унижает и притесняет ребенка, пожилого человека, того считают
слабым» («О5о5о, кырдьа5аска кууhунэн оттойоркиhи, дьинэр, олус молтох
киhи буолуохтаах»)
5.
Социометрическое анкетирование (2-3 минуты)
Занятие 4. Тема: Конструктивное реагирование на агрессию.
1 .Разминка "Приветствие". Продолжительность 5 минут.
2. Упражнение "Чемодан" - 40-50 минут,
Один из участников выходит из комнаты, другие начинают собирать
ему в дорогу "чемодан", складывая положительные качества, которые группа
особенно ценит в этом человеке, то, что, поможет товарищу в общении с
людьми.
Но отъезжающему обязательно напоминают, что будет мешать ему в
дороге: те отрицательные качества, которые ему надо побороть. Чтобы его
жизнь стала лучше. Затем "отъезжающему", который все это время находился
в другой комнате, зачитывается и передается весь список. У него есть право
задавать
любой
вопрос
по
прочитанному.
Затем
выходит
следующий
участник и процедура повторяется до тех пор, пока все участники не получат
по "чемодану".
3 «Золотые мысли» (10-15 минут)
«Постаревшему орлу и ворона страх наводит» ( «Кырдьыбыт хотойго
турах кытта боотургуур»)
«У доброго дела добрый век»
(«Утуо киhи утуотэ ус уйэ тухары
умнуллубат»)
«Человек человеком жив» («Киhи киhинэн олорор»)
4.Социометрическое анкетирование.
Занятие 5. Тема: Агрессия во взаимоотношениях между
родителями и детьми.
1. Разминка "Приветствие". Продолжительность 5 минут.
2. Обсуждение ситуаций. ( 30 минут.)
"Эпиграф занятия"
Вводится понятие эпиграфа к занятию, то есть
фразы, которая будет помогать ребятам входить в тему занятия.
"Ребенок точно так же воспитывает и контролирует свою семью, как
и она его"
Эпиграф учащиеся записывают в тетрадь. Затем обсуждают его.
«Чем недовольны родители?». Учащимся читаются выдержки из бесед
с родителями. Предлагается определить, что общего в позиции этих
родителей.
«В
последнее
время
не
узнаю
своего
сына.
Кричит,
ругается,
кривляется. Особенно когда его просят что-то сделать (в этом случае
начинает плакать)»
«Беспокоит то, что все время висит на телефоне. В доме постоянно
много
его
друзей.
Слушают
музыку,
очень
громко.
Со
мной
ни
чем
не
делится, говорит, что все равно не пойму. Не дождешься от него ни жалости,
ни помощи. Что дальше делать, как дальше жить - не знаю».
«У
сына
часто
проявляется
неуравновешенное
поведение.
Бывает
вспыльчив, импульсивен, а иногда обижается без причины. В такие минуты
ни с кем не хочет идти на контакт. Часто чрезмерно упрям, даже когда сам
понимает, что не прав».
«У дочки снизилась успеваемость, пропало желание учиться, появилась
раздражительность. Агрессивность, неуправляемость. Чтобы я ни сказала,
постоянно
огрызается,
грубит.
Я
всегда
не
права
бываю.
Чтобы
я
не
посоветовала, все делает наоборот. Порой кажется, все у нее нормально,
вдруг обидится ни с того ни с сего, уйдет в свою комнату, вес день просидит.
Просто не могу понять, что случилось».
«Чем недовольны подростки?» - высказывают свое мнение.
После
обсуждения
выдержек
делается
вывод.
Что
часто
во
взаимоотношениях
родителей
и
детей
присутствует
агрессия.
Основной
причиной
ее
возникновения
является
непонимание
между
детьми
и
родителями.
3. «Подростки не понимают… Родители не понимают..." 20-30 минут.
Ведущий бросает подросткам поочередно то синий, то красный мячик.
Те,
кому
попадает
в
руки
синий
мячик,
заканчивают
предложение
«Подростки
не
понимают,
что
родители...»
Те,
кому
попадает
красный
–«Родители не понимают, что подростки...»
В результате обсуждения игры делается вывод, что необходимо искать
точки понимания в семье. Учиться договариваться.
4. Социометрическое анкетирование. (2-3 минуты)
Занятие 6. Тема: Учимся договариваться.
1. Разминка «Приветствие». Продолжительность 5 минут
2. «На приеме у психолога» Продолжительность - 20-30 минут.
Из участников выбирается один человек на роль психолога, другой - на
роль
его
клиента.
«Клиент»
зачитывает
текст,
который
ему
подготовлен
ведущим. «Психолог» пытается разобраться в ситуации, дать ему совет. Если
выбранному участнику не удается разрешить ситуацию, его место занимает
другой ученик.
1 ситуация. «Я чувствую себя совсем одиноко... С родителями общаюсь
мало... Родители все время работают, иногда приходят домой, когда я уже
сплю. Или так устают, что, придя домой, сразу спать заваливаются, даже не
спросив, как у меня дела. А если я им что-нибудь рассказываю, они даже не
слушают, только делают вид.
В классе у меня всего одна подруга. А с мальчишками я не дружу. Они
все время шутят и издеваются над всеми, да еще ржут как ненормальные. А
иногда и до меня докапываются, а я смущаюсь и не знаю, как себя вести.
А родители... Они покупают мне все, что я прошу. Говорят, что они для
того так много трудятся, чтобы дать мне хорошее образование. Но мне
кажется, что они иногда обо мне забывают, только и делают, что работают.
Даже сказать им ничего нельзя - я их отвлекаю»
2 ситуация: «Мама говорит, что я стала слишком нервная. Правда, я
часто
плачу.
Но
мама
меня
во
всем
ограничивает.
Постоянно
оберегает.
Надоело! Я бы хотела, чтобы родители стали меня уважать. А они считают,
что я еще маленькая. Но я боюсь сказать им о том, что уже выросла. Я хочу
быть самостоятельной. Но я очень люблю родителей»
3. Работа в тетради (10-15 минут)
«Советы родителям»
4. Социометрическое анкетирование (2-3 минуты)
Сегодняшний день на меня:
не произвел впечатления произвел очень большое впечатление
_1_________2__________3_________4________5________6________7
Я чувствовал себя сегодня неловко, скованно свободно, раскованно
_1_________2__________3_________4________5________6________7
Я
чувствую,
что
сегодня
приблизился
к
цели
тренинга:
совсем
не
приблизился значительно
_1_________2__________3_________4________5________6________7