"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Автор: Рыжакова Ольга Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополек" Населённый пункт: Саратовская область, р.п.Дергачи Наименование материала: методическая разработка Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Творческий отчет
по экологическому воспитанию на районный
конкурс профессионального мастерства
Пусть будет в человеке все прекрасно.
И мысли, и поступки, и душа!
В гармонии с природой и с собою
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Экологическое образование – актуальная и главная задача. Заложить
любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в
дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления
и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно
своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны
видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба,
листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не
развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.
Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого
желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание
экологическому воспитанию детей.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с
новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих
действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в
относительной гармонии с природой.
Передо мной стоят задачи:
помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире,
раскрыть для себя этот удивительный мир,
воспринять его ценности и понять его взаимосвязи,
увидеть во всем окружающем неповторимое чудо,
научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его
окружает,
воспитать любовь к природе.
Мой опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых
усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в
доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к
природным явлениям.
Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным
воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия,
ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большую
часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать,
как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки,
слайды, видеофильмы. Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю
своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но
и воспитание национальной гордости за свою страну, в которой создана сеть
природных заповедников и национальных парков, где оберегаются
первозданность природы, как национальное достояние. Эстетический фон для
занятий создают стихи, загадки, песни. Они позволяют построить работу,
чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что
делает занятие запоминающимся для детей. Литературный материал незаменим
в воспитательной работе, поскольку детям легче оценивать поведение и
поступки других, чем свои собственные. Моя задача заключается в том, чтобы
воспитывать в детях отзывчивость, стремление сочувствовать другим людям,
быть ответственным и заботиться о растениях и животных.
В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное
социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с
окружающими, сверстниками и взрослыми. Ребенок учится следовать
определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот
процесс будет включено не только формирование эмоционально –
положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям
и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому,
сберегающего и восстанавливающего природу – это принесет положительный
результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека.
Экологическое образование – одно из эффективных условий
интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического
развития. Дети как юные ученые, изучают различные растения. Передо мной
стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире,
раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять
его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить
ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать
любовь к природе. Я стараюсь объяснить детям, что мы часть природы, а не ее
«цари», нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими
требованиями, а также стараюсь воспитать у них уважение ко всем формам
жизни. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются
на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине.
Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением
открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности,
важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему
развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет
развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Процесс обучения по экологическому воспитанию стараюсь строить таким
образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным
методом. С этой целью у нас в группе имеется экологическая лаборатория, где
дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в
специальном журнале «Наши наблюдения». Здесь помещен материал для
экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, песочные часы
и т. д.) размещены ёмкости с почвой, землёй, глиной, песком, растения, за
которыми ведутся наблюдения. Уголок природы в группе мы назвали с детьми
«Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для
саморазвития детей. В «Центре науки» находятся, различные коллекции коры
деревьев, камней, семян растений, шишек хвойных деревьев. С большим
интересом проходят занятия, содержащие демонстрационные опыты, элементы
самостоятельного экспериментирования при ознакомлении со свойствами воды,
воздуха, песка, глины и т.д. В процессе таких занятий дети учатся высказывать
суждения, делать выводы и умозаключения.
Кроме того, в своей работе я организую эколого-оздоровительные прогулки
и экскурсии: " Экскурсия на огород", " Экскурсия на клумбу с цветами". Во
время экскурсии на огород дети познают мир культурных растений, учатся
ухаживать за ними и принимают в этом активное участие, проводят наблюдения
за ростом растений. Во время экскурсии на клумбу с цветами у детей
углубляются знания о цветах, их росте, цветении и уходе за цветами. Привлекая
внимание детей к растениям, я учу их не только любоваться ими, но и самим
высаживать их. Постоянно рассказываю, что бессмысленно срывая листик,
цветок, они лишают его жизни и возможности дарить нам красоту и пользу.
Систематически объясняю детям взаимосвязь природы и человека, что человек,
как и растение, растёт и тянется вверх к Солнцу, наподобие цветка
раскрывается, расцветает и увядает; у человека, как и у растений, есть свои
корни.
В ходе прогулок и экскурсий детям важно потрогать объект, прикоснуться к
нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я
забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я
стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью.
На территории нашего детского сада есть участок естественного луга.
Летом он привлекает детей своей красотой, зелёная травка и «море»
одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции. Наблюдая за
одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на
изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца,
закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию
наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из
познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика –
стебля, листьев, корней. Цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик –
живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние
воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими
цветами луга.
Живая природа состоит из двух основных частей: растительного и
животного мира. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у детей
осознания себя частью природного мира. С ребятами мы выяснили, что все
представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются,
питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально.
Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить
и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки.
Для систематизации полученных знаний я использую чтение
художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций.
Просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить
увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более
эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и
выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В
процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как
самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить
компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень
воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами
исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют
устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать
умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности.
Экологическое воспитание важно проводить в тесной взаимосвязи с
родителями. На родительских собраниях, я посвящаю родителей в работу по
экологическому воспитанию, вырабатываем единые задачи:
приучать детей бережно относиться ко всему живому в окружающей
жизни, к цветам, деревьям, кустарникам;
заботиться о птицах, животных;
учить детей видеть красоту окружающей природы.
Провожу с родителями беседы и консультации на экологическую тематику:
"Экологическое воспитание в семье", "Прогулки в природу - охрана здоровья
ребёнка", " Птичья столовая" и т.д.
Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке
деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного
творчества, конкурсы детей и родителей.
Анализ результатов диагностики экологического развития дошкольников
показывает: высокий 80%, средний 20%, низкий 0%
Уровень
сформированности
экологических
знаний
и
экологически
правильного отношения к миру природы повысился.
Я
считаю,
что
в
результате
проделанной
работы
есть
положительные
результаты:
сформированы начала экологической культуры у детей, правильное
отношение к объектам и явлениям природы;
дети имеют умения и навыки охранять природу;
сформировано
правильное
отношение
к
объектам
и
явлениям
природы, экологическое мышление, желание общаться с природой и
отражать свои впечатления через различные виды деятельности.