Напоминание

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Рыжакова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополек"
Населённый пункт: Саратовская область, р.п.Дергачи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Творческий отчет по экологическому воспитанию на районный конкурс профессионального мастерства
Пусть будет в человеке все прекрасно. И мысли, и поступки, и душа! В гармонии с природой и с собою На свете чтобы жили малыши, Воспитывайте в детях, берегите, Храните экологию души! Экологическое образование – актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей. Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Передо мной стоят задачи:  помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире,  раскрыть для себя этот удивительный мир,  воспринять его ценности и понять его взаимосвязи,  увидеть во всем окружающем неповторимое чудо,  научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает,  воспитать любовь к природе. Мой опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в
доступной увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Большую часть в экологическом воспитании я отвожу беседам. Здесь стараюсь продумать, как сообщить важную информацию, использую красочные альбомы, открытки, слайды, видеофильмы. Когда рассказываю о природе и ее богатствах, ставлю своей задачей не только воспитание бережного отношения ко всему живому, но и воспитание национальной гордости за свою страну, в которой создана сеть природных заповедников и национальных парков, где оберегаются первозданность природы, как национальное достояние. Эстетический фон для занятий создают стихи, загадки, песни. Они позволяют построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что делает занятие запоминающимся для детей. Литературный материал незаменим в воспитательной работе, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Моя задача заключается в том, чтобы воспитывать в детях отзывчивость, стремление сочувствовать другим людям, быть ответственным и заботиться о растениях и животных. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Ребенок учится следовать определенным общественным нормам и правилам поведения, и, если в этот процесс будет включено не только формирование эмоционально – положительного отношения к солнцу, чистой воде, свежему воздуху, растениям и животным, но и норм поведения, не наносящего вреда всему живому, сберегающего и восстанавливающего природу – это принесет положительный результат не только в детстве, но и во взрослой жизни человека. Экологическое образование – одно из эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Дети как юные ученые, изучают различные растения. Передо мной стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать
любовь к природе. Я стараюсь объяснить детям, что мы часть природы, а не ее «цари», нам необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также стараюсь воспитать у них уважение ко всем формам жизни. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Каждый ребенок – маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Процесс обучения по экологическому воспитанию стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью у нас в группе имеется экологическая лаборатория, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале «Наши наблюдения». Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, песочные часы и т. д.) размещены ёмкости с почвой, землёй, глиной, песком, растения, за которыми ведутся наблюдения. Уголок природы в группе мы назвали с детьми «Центром науки». Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В «Центре науки» находятся, различные коллекции коры деревьев, камней, семян растений, шишек хвойных деревьев. С большим интересом проходят занятия, содержащие демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования при ознакомлении со свойствами воды, воздуха, песка, глины и т.д. В процессе таких занятий дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения. Кроме того, в своей работе я организую эколого-оздоровительные прогулки и экскурсии: " Экскурсия на огород", " Экскурсия на клумбу с цветами". Во время экскурсии на огород дети познают мир культурных растений, учатся ухаживать за ними и принимают в этом активное участие, проводят наблюдения за ростом растений. Во время экскурсии на клумбу с цветами у детей углубляются знания о цветах, их росте, цветении и уходе за цветами. Привлекая внимание детей к растениям, я учу их не только любоваться ими, но и самим высаживать их. Постоянно рассказываю, что бессмысленно срывая листик, цветок, они лишают его жизни и возможности дарить нам красоту и пользу. Систематически объясняю детям взаимосвязь природы и человека, что человек,
как и растение, растёт и тянется вверх к Солнцу, наподобие цветка раскрывается, расцветает и увядает; у человека, как и у растений, есть свои корни. В ходе прогулок и экскурсий детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью. На территории нашего детского сада есть участок естественного луга. Летом он привлекает детей своей красотой, зелёная травка и «море» одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции. Наблюдая за одуванчиком, рассматривая его, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика – стебля, листьев, корней. Цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик – живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за одуванчиком, но и за другими цветами луга. Живая природа состоит из двух основных частей: растительного и животного мира. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у детей осознания себя частью природного мира. С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек – это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки. Для систематизации полученных знаний я использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций. Просмотр фильмов. Все это помогает детям вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у детей развиваются также важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить
компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личность. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта детей, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности. Экологическое воспитание важно проводить в тесной взаимосвязи с родителями. На родительских собраниях, я посвящаю родителей в работу по экологическому воспитанию, вырабатываем единые задачи:  приучать детей бережно относиться ко всему живому в окружающей жизни, к цветам, деревьям, кустарникам;  заботиться о птицах, животных;  учить детей видеть красоту окружающей природы. Провожу с родителями беседы и консультации на экологическую тематику: "Экологическое воспитание в семье", "Прогулки в природу - охрана здоровья ребёнка", " Птичья столовая" и т.д. Совместно с родителями проводились праздники, субботники по высадке деревьев и цветов на участке детского сада; выставки художественного творчества, конкурсы детей и родителей. Анализ результатов диагностики экологического развития дошкольников показывает: высокий 80%, средний 20%, низкий 0% Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился. Я считаю, что в результате проделанной работы есть положительные результаты:  сформированы начала экологической культуры у детей, правильное отношение к объектам и явлениям природы;  дети имеют умения и навыки охранять природу;  сформировано правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.


В раздел образования