Автор: Акимова Оксана Владимировна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУДПО "ГЦРО"
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Исследовательский проект 5-8 классы и проектная деятельность ( научная работа) 9-11 классы. В чём разница?
Раздел: полное образование
Исследовательский проект 5-8 классы и проектная деятельность
( научная работа) 9-11 классы. В чём разница?
На сегодняшний день одним из важнейших условий эффективности подготовки
обучающихся к жизни в социуме и в профессиональном самоопределении становится
организация проектной и исследовательской деятельности.
Исследовательская и проектная деятельность предполагает:
●
постановке цели;
●
формулировку задач, которые необходимо решить;
●
выбор средств и методов, соответствующих поставленной цели (целям);
●
определяются последовательность и сроки проведения работы;
●
проведение проектных работ или исследований;
●
оформление полученных результатов;
●
публичное представление своего труда.
Зачастую обучающиеся и их научные руководители путаются в поминании основ
проектной и основ исследовательской деятельности. Давайте более подробно рассмотрим
отличия проектной и исследовательской деятельности.
1)
Разберемся для начала в понятиях
Проект - это особый вид целенаправленной, познавательной, интеллектуальной, в
целом самостоятельной деятельности учащихся, осуществляемой под гибким
руководством учителя ( возможно родителя или педагога дополнительного образования) ,
преследующей конкретные дидактические цели. Он подразумевает решение каких-то
творческих, исследовательских, личных или социально- значимых проблем, и нацелен на
получение конкретного результата в виде материального или (и) идеального продукта.
Исследование – это вид деятельности с более богатым содержанием чем, скажем,
анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает
в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение,
и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и
многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему.
Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности
человека.
Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной
деятельности человека.
Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение
определенной, ясно осознаваемой задачи.
2)
Проектная и исследовательская деятельности значительно отличаются друг
от друга по цели:
Проектная деятельность нацелена на реализацию проектного замысла, получение
желаемого результата. В то время как исследовательская деятельность уясняет сущности
явления, пытается найти истину, возможно, привести к открытию новых закономерностей
и т.п.
В зависимости от поставленных целей оба вида деятельности могут содержать
друг друга. При реализации проекта в качестве одного из средств возможно применение
исследования, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть
проектирование.
3)
Временное отличие
Проект – это умение работать с настоящим, преобразовывая его в «будущее» за счет
контекстной проблематиками текущей ситуации. Проект создает «будущее».
Исследование – это умение извлекать новые знания из «ставшего» (в гуманитарных
областях осуществляется реконструкция прошлого; в физике изучается мир с момента
«большого взрыва», в биологии – мир, сложившийся за последние 4 млрд. лет).
4)
Исследование, в отличии от проектов,
подразумевает выдвижение гипотез и
теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку, в то время как проекты могут
быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в
проекте, нет гипотезы.
5)
Проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.
Этапы проектной деятельности
Этапы исследования:
1.Определение
темы проекта, поиск
и
анализ
проблемы,
постановка
цели
проекта, выбор названия проекта;
2.Обсуждение возможных вариантов
исследования, сравнение предполагаемых
стратегий, выбор способов, сбор и изучение
информации, определение формы продукта
и
требований
к
продукту,
составление
плана работы, распределение обязанностей;
3.Выполнение
запланированных
технологических
операций,
внесение
необходимых изменений;
4.Подготовка и защита презентации;
5.Анализ
результатов
выполнения
проекта,
оценка
качества
выполнения
проекта.
1.Формулирование
проблемы,
обоснование актуальности выбранной темы.
2.Выдвижение
гипотезы.
3.Постановка цели и конкретных задач
исследования.
4.Определение
объекта
и
предмета
исследования.
5.Выбор методов и методики проведения
исследования.
6.Описание
процесса
исследования.
7.Обсуждение
результатов исследования.
8.Формулирование
выводов
и
оценка
полученных результатов
Продуктами обоих видов деятельности могут быть:
●
Web – сайты
●
Анализ данных социологического опроса
●
Атлас, карта
●
Видеофильм
●
Выставка
●
Игра
●
Коллекция
●
Костюи
●
Модель
●
Мультмедийный проект
●
Учебное пособие
●
Экскурсия и т.д
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии
четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом
исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Важно различать проектные работы, где исследование выступает средством
обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где
проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого
для достижения конечного результата – подтверждения или опровержения выдвинутой
гипотезы.
Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или
проекта
Учащийся
Учитель
Исследовательская деятельность,
потому что личная мотивация связана с
получением объективно новых знаний об
объекте своего исследования
Научный подход к деятельности,
потому что критерием качества
исследования является его объективность,
т. е. принципиальная воспроизводимость
результата
Проектная деятельность, потому что
смысл этой деятельности заключается в
достижении главной цели образования –
повышения качества образования
учащегося
Научно-организационный
подход, потому что главный смысл
деятельности сводится к созданию условий,
раскрывающих исследовательские
способности учащегося
Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и
исследовательских работ
Проект
Исследование
Умение целенаправленно про-
двигаться к заранее намеченной цели,
уверенно преодолевать мешающие и
тормозящие обстоятельства
Оценивать успешность выполнения
проекта по максимальному соответствию
реальной и планировавшейся деятельности
Умение максимально широко
использовать и рекламировать результат
проекта. Осознавать ценность полностью
завершенного проекта
Максимально вдумчиво проверять
результаты наблюдений и экспериментов,
не подтверждающих заранее выдвинутую
гипотезу
Оценивать успешность выполнения
исследования по степени достоверности
полученных результатов
Замечать, запоминать и следить за
«второстепенными» наблюдениями,
понимая, что это материал для будущих
исследований
Время работы и результат
Проект должен быть спланирован и
завершен в точно обозначенное время.
Результат проекта должен быть точно
соотнесён со всеми характеристиками,
сформулированными в его замысле.
Исследования проводятся в рамках
долгосрочных исследовательских программ
(см., например, исследования на
андронномколлайдере).Точный результат
исследования предсказан быть не может.
Время завершения исследования не может
быть точно предсказано.
Из выше сказанного можно сделать следующий вывод, что в условиях обучения
исследовательской и проектной деятельности необходимо их чёткое разделение,
предъявление разных требований к их организации и определение разных критериев
оценки результативности. Именно умение осознанно различать эти виды деятельности и
применять знание этих различий на практике является ведущей профессиональной
компетенцией учителя и метапредметной компетенцией учащегося.
Методист МКУДПО «ГЦРО»
в Ленинском районе
Акимова Оксана Владимировна