Автор: Серебровская Елена Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: с. Дмитриевка, Белгородская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого занятия по ОУД.05 ИСТОРИЯ
Тема: «Восстание декабристов»
Раздел: среднее профессиональное
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДМИТРИЕВСКИЙ АГРАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
ОГАПОУ «Дмитриевский аграрный колледж»
________ Лебедева О.Ю.
«___» ________ 20___ Г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
по ОУД.05 История
специальность: 36.02.01 Ветеринария
Тема: «Восстание декабристов»
Преподаватель:
Серебровская Елена Александровна
2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная
методическая
разработка
предназначена
для
преподавателей
образовательных
организаций
СПО,
осуществляющих
обучение
по
общеобразовательной дисциплине «История».
Методическая
разработка
учебного занятия
соответствует
Федеральному
государственному образовательному стандарту
базового
уровня
подготовки по
специальности среднего профессионального образования 36.02.01 «Ветеринария».
Тема
занятия
определена
в
соответствии
с
рабочей
программой
и
календарно-тематическим планом.
Данная методическая разработка рекомендована к использованию в учебном
процессе.
Технологическая карта учебного занятия
Оборудование
ПК,
медиапроектор,
к/ф «Звезда пленительного счастья»,
Термины,
ключевые слова
Гражданское
общество,
гражданин,
государство,
права
человека, декабристы, восстание.
Персоналий
Александр
I,
Константин
Павлович,
Николай
I,
Павел
Иванович Пестель,
Сергей Иванович Муравьёв-Апостол,
Михаил Павлович Бестужев-Рюмин,
Никита
Михайлович
Муравьёв,
Кондратий
Фёдорович
Рылеев,
Пётр
Григорьевич Каховский, Сергей Павлович Трубецкой.
Определения
и
даты
Династический кризис;
Междуцарствие;
14 декабря 1825
года – выступление на Сенатской площади, 29 декабря 1825
года – восстание Черниговского полка.
Формы и методы
обучения
Методы
–
объяснительно-иллюстративный;
частично-
поисковый;
Формы – индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цели занятия
Образовательная:
создать
представление
о
причинах
зарождения
организованного
общественного
движения,
характере деятельности и целях тайных обществ,
событиях
14.12.1825г.,
значении
декабристского
выступления
для
развитии России.
Воспитательная:
прививать
чувство
патриотизма
на
примере гражданского и личного мужества членов тайных
обществ, жен декабристов; воспитывать чувство уважения к
чужому
мнению при
работе
в
группах
и
при
оценке
исторических событий.
Развивающая:
развивать
навыки
анализа
в
работе
с
историческим
источником,
сравнения
(работа
с
программами тайных обществ),
умение делать выводы и
суждения
обобщающего
характера;
умение
работать
в
группе.
План занятия
1.
Мотивация.
Введение в тему (Постановка проблемного
вопроса, эвристическая беседа);
2.
Опрос домашнего задания;
3.
Изучение нового материала:
Ш
Причины восстания;
Ш
Участники;
Ш
Предпосылки восстания;
Ш
Выступление
14
декабря
1825
года
на
Сенатской
площади;
Ш
Итог восстания;;
Ш
Значение восстания;
4.
Рефлексия;
5.
Домашнее задание.
Тип занятия
Урок изучения нового материала
Вид занятия
Комбинированный
Дата занятия
Тема занятия
Восстание декабристов
«Восстание декабристов», раздаточный материал
7. Домашнее задание
1
6. Рефлексия
3
5.
Подведение
итогов
занятия,
выставление
оценок
обучающимся
5
4. Изучение новой темы
25
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
6
2.
План занятия.
Постановка
целей и задач
занятия,
формулировка проблемного вопроса
3
1.
Организационный
момент.
Мотивация
учебной
деятельности. Тема занятия
2
Этапы занятия
Временная
реализация (мин)
План проведения занятия
Научатся
выделять
главное
в
тексте,
строить
причинно-
следственные связи,
объяснять
значения
терминов,
высказывать
своё
отношение
к
выступлению
декабристов.
Познавательные:
устанавливают
причинно-следственные
связи между событиями;
Коммутативные:
планируют
цели
и
способы
взаимодействия,
обмениваются
мнениями,
слушают
друг
друга, понимают позицию партнера.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу,
учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
Личностные:
проявляют заинтересованность не только в
личном успехе,
но и в решении проблемных заданий всей
группой,
понимают
причины успешности/неуспешности
учебной деятельности.
Предметные
компетенции
Метапредметные и личностные УУД
Планируемые образовательные результаты
Авторский
медиапродукт
Презентация Microsoft Power Point
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. Тема занятия
Приветствие. Добрый день, уважаемые студенты, гости нашего занятия!
Дежурный, кто сегодня отсутствует на занятии?
В декабре
1825
года
произошло
событие
во
многом определившее
развитие
дальнейшей истории Российского государства.
Я
предлагаю
просмотреть
небольшой
фрагмент
из
кинофильма
“Звезда
пленительного счастья” (слайд №2)
А каком событии в данном фрагменте идет речь? (Ответы студентов)
Тема занятия.
Правильно.
Тема нашего занятия: “Восстание декабристов” (запись
на доске) (слайд №3)
2. Постановка целей и задач занятия, формулировка проблемного вопроса
Постановка целей занятия.
Исходя из названия темы – Что нам предстоит
узнать на занятии? Что мы пока не знаем?
(Составление плана) Запись на доске:
Причины
Участники
Предпосылки
Ход восстания декабристов
Итог
Значение (слайд №4)
Соответственно,
целью и задачами сегодняшнего занятия будет
необходимость
узнать
всё
то,
что
предшествовало
Восстанию декабристов,
рассмотреть
ход
непосредственных событий на Сенатской площади и понять их значимость для
последующей истории России.
Проблемный вопрос студентам.
Я зачитаю Вам высказывание В.И.Ленина,
а Вы
попробуйте определить проблемный вопрос:
«В 1825 году Россия впервые видела
революционное движение против царизма,
и это движение было представлено
почти исключительно дворянами. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки
они от народа. Но декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную
агитацию».
Итак, Ленин назвал Восстание декабристов “революцией”. Так ли это? (слайд №5)
Оборудование. Ребята, обращаю Ваше внимание – перед Вами на столах находятся:
Рабочий лист,
который в ходе занятия Вы должны будете оформить,
а так же –
дополнительный
материал
в
виде
Приложений
–
они
Вам понадобятся
для
выполнения ряда заданий.
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
Преподаватель. Первый пункт плана – Причины восстания. Начнем с них.
Вопрос студентам: Домашним заданием было повторение пройденного материала:
внутренняя и внешняя политика, проводимая императором Александром I.
Преподаватель.
Итак,
император Александр I
взошел на престол в 1801 году в
результате
дворцового переворота,
в
ходе
которого был убит
его отец Павел
Петрович.
По вошествию на престол он обещал править по заветам своей бабушки
Екатерины II.
Начальный период его правления характеризуется проведением ряда
либеральных реформ. Вопрос студентам: Каких?
Ответы студентов:
- учреждение Негласного комитета для разработки и подготовки реформ
- Министерская реформа (преобразование Коллегий в Министерства)
- Создание Государственного Совета
- вернул, ранее отмененные “Жалованные грамоты” дворянству и городам
- реформа Народного просвещения
- Сенат – вновь становится высшим судебным органом
- Указ о “вольных хлебопашцах” (1803г.)
- проект Сперанского о гос. устройстве страны (слайд №6)
Преподаватель.
После войны 1812 года император всё также хотел продолжить
либеральные преобразования. Разрабатывались проекты отмены крепостного права
(Мордвинов,
Аракчеев,
Канкрин,
Гурьев и др.),
разрабатывались также проекты
Конституции (Новосильцев, Сперанский, Вяземский).
Но, поддерживая политику Екатерины II “Просвещенного абсолютизма”, Александр
I
не
стремился
обнародывать эти проекты.
К тому же
он встретил огромное
сопротивление со стороны консервативного дворянства.
Таким образом,
сложилась
ситуация
– либеральные
проекты разрабатывались,
однако они не осуществлялись, а все отклыдывались “в стол”.
Вопрос студентам:
Что ещё мы можем назвать ПРИЧИНАМИ возникновения
революционного движения, идеологии, последующего восстания?
Ответы студентов:
с одной стороны:
- Война 1812 года и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший
все русское общество
-
Заграничные
походы русской
армии
1813-1814гг.
и
знакомство
будущих
декабристов с политическим устройством европейских государств
-
Влияние
идей
европейского
Просвещения
(теории
народного
суверенитета,
демократии,
социальной
справедливости)
и
особенно
его
революционного
направления
- Революционные события в Западной Европе
и при этом:
-
Российская
действительность:
существование
крепостного права,
сословий,
отсутствие гражданских прав для основной массы населения империи, организация
военных поселений, произвол со стороны властей. В целом – отказ Александра I от
курса реформ и переход к реакционной политике
(слайд №7)
4. Изучение новой темы
Преподаватель.
Таким образом,
в
среде
просвещенного
дворянства
начинает
складываться понимание того,
что сохранение крепостничества и самодержавия
губительно
для
дальнейшей
судьбы
России.
Существующие
феодально-
крепостнически порядки являются тормозом для развития производительных сил,
исторического
прогресса
страны.
А правящая
власть
не
готова
добровольно
принимать меры к коренным политическим и социальным изменениям.
Преподаватель. Теперь давайте с Вами рассмотрим, кто являлся УЧАСТНИКАМИ
последующего восстания.
Опережающее
задание.
Краткие
сообщения
студентов:
о
ранних
преддекабристских организациях, “Союзе Спасения”, “Союзе Благоденствия”
Студент 1. Ранние преддекабристские организации
Первому
тайному
обществу
декабристов
предшествовало
создание
нескольких
более ранних организаций.
Все они послужили школой будущего движения,
его
непосредственной предпосылкой.
После войны 1812 г.
возникают четыре ранние
преддекабристские организации:
две офицерские артели – одна в Семеновском
полку, другая среди офицеров Главного штаба («Священная артель»), кружок
Владимира Раевского и «Общество русских рыцарей» Михаила Орлова и Матвея
Дмитриева-Мамонова (слайд №8)
В них молодые офицеры обсуждали дальнейшее развитие Российской империи, все
более убеждаясь в необходимости проведения кардинальных изменений в стране,
обществе.
Студент 2. «Союз Спасения» (1816-1818гг.) (слайд №9)
В марте 1816 года гвардейские офицеры: Александр и Никита Муравьёвы,
капитан
Иван Якушкин,
Матвей и Сергей Муравьёв-Апостол,
князь Сергей Трубецкой,
образовали политическое тайное общество «Союз
спасения».
Позднее,
в состав
общества вошли: И. А. Долгоруков, Павел Пестель и другие.
В 1817 году был составлен Устав общества под названием «Статут».
В нём была
выражена цель:
трудиться всеми силами на пользу общества,
поддерживать все
благие меры правительства,
препятствовать всякому злу и искоренять социальные
пороки. Кроме того, тайная организация преследовала такие цели как:
- отмену крепостного права
- введение конституционного правления
«Союз Спасения» просуществовал всего два года,
после чего его члены приняли
решение распустить свое общество и на его основе создать новое.
Студент 3. «Союз Благоденствия»
«Союз Благоденствия», образованный в Москве в 1818 году, значительно расширил
свой круг и решил,
опираясь на самые разнообразные слои общества,
подготовить
общественное мнение к борьбе за политический переворот и свержение монархии,
за
утверждение
республики.
Это
была
довольно
крупная
организация,
насчитывающая около 200 человек.
Его состав по прежнему оставался дворянский,
было много молодежи, военных. Был составлен Устав общества. Первая его часть по
цвету переплета называлась «Зеленая Книга» и содержала лишь общие положения,
написанные в духе
задач распространения просвещения и благотворительности
(слайд №10)
Существовала
также
вторая
часть
Устава,
где
излагалась
тайная
цель
«Союза
Благоденствия»
–
необходимость
свержения
самодержавия,
ликвидации
крепостничества,
введение конституционного правления.
Эта часть Устава была
известна только особо посвященным.
Общество имело организации (управы) в Москве и на периферии.
Между членами общества велись яростные споры о будущем устройстве России и
тактике
революционного переворота.
Со временем в
обществе
все
отчетливей
вырисовывались принципиальные разногласия между его ведущими членами по
программным и тактическим вопросам.
Созванный в 1821 году в Москве съезд
постановил ликвидировать «Союз Благоденствия».
Радикально настроенные члены
Союза
хотели,
прикрываясь
этим решением,
освободиться
от
его
слабых
и
колеблющихся членов и организовать новое тайное общество.
Преподаватель.
После того,
как усилилась реакционная политика правительства,
некоторые члены «Союза Благоденствия» пересмотрели свои взгляды.
Союз был
распущен в 1821 году,
а вместо него появилось Южное общество в украинском
городе Тульчине. Руководил им Павел Пестель (слайд №12)
Практически в это же время возникло Северное общество в северной столице в
Санкт-Петербурге,
организованное Никитой Муравьёвым,
Сергеем Трубецким и
Евгением Оболенским.
Позже
одну из
главных ролей в обществе
стал играть
Кондратий Рылеев (слайд №13)
Запись на доске:
Ранние преддекабристские организации
«Союз Спасения» (1816-1818гг.)
«Союз Благоденствия» (1818-1821гг.)
- Южное общество (1821 г.)
- Северное общество (1822 г.)
Вопрос студентам:
В чем заключались особенности оппозиционного движения?
(слайд №11)
Ответы студентов:
- Впервые приобрело организованные формы
- Исключительно дворянский состав участников
- Изолированность от народных масс
- Ставка на вооруженное выступление армии
- Буржуазный характер требований
- Вели тайную от правительства деятельность
Преподаватель.
Таким образом,
мы можем сказать,
что
участниками тайных
обществ
и
будущего
восстания
на
Сенатской
площади
были
представители
дворянской,
военной среды.
Среди них было множество известных людей,
в том
числе и очень высокопоставленных.
Самостоятельная работа студентов.
Сейчас самостоятельно рассмотрите два
программных документа декабристов (Приложение №1)
– “
Русскую правду
”
Павла
Пестеля
(Южное
общество)
и
Конституцию Никиты
Муравьёва
(Северное
общество), назовите черты сходства и черты различия этих программ.
Работа у доски: Давайте с Вами вместе у доски обозначим сходства и различия
данных программных документов
(слайд №14)
Общие требования программ тайных обществ:
- Отмена крепостного права
- Введение представительного правления
- Введение демократических свобод
- Уничтожение сословий
Основные различия программ тайных обществ:
- Различия по форме правления и государственного устройства России
- Наделении крестьян землей
- Путь проведения преобразований
Вопрос
студента:.
Как Вы считаете,
программа какого общества
была
более
реалистична для осуществления в России в то время в тех условиях?
Примерный ответ: Положительная сторона проекта Н.Муравьёва
–
это то, что
в своей основе он был реалистичен. Автор понимал, что стране нельзя навязывать
преобразования, к которым она не готова. Программа преобразований, написанная
П.Пестелем и названная им
“
Русская правда
”
,
была более смелой,
но при этом
менее реалистичной.
Преподаватель.
Нужно сказать,
что несмотря на разногласия,
представители и
Северного
и
Южного
общества
пришли
к
выводу,
что
для
первоначального
принуждения власти к изменениям
–
необходим путь революционного восстания.
Однако,
на примере Франции,
они не хотели народного кровопролития и анархии.
Поэтому,
основной опорой для восстания должна была стать армия,
а движущей
силой
–
войска, и соответственно военные.
Восстание
было запланировано на
лето 1826 года.
Но последующие
события
заставили внести в их планы коррективы.
Вопрос студентам: Кто скажет: В чём сущность Акта Павла Ι о престолонаследии?
Кто должен был взойти на престол после смерти Александра Ι?
Ответы студентов: В соответствии с Актом Павла Ι устанавливалась строгая
очередность
в
порядке
наследования
престола,
престол
передавался
только
прямым наследникам в
первую очередь мужского пола (слайд №15)
Преподаватель.
Обратимся
к
отрывку
из
монографии
Мелицы
Нечкиной,
академику, известному историку, опубликовавшей в 1976 году свое исследование по
изучаемой нами теме «Декабристы» и ответим на вопрос – Почему для выступления
был выбран именно декабрь 1825 года?
Студенты обращаются к раздаточному материалу (Приложение №2)
«Между
тем события
обогнали
декабристов
и
вынудили
их
раньше
сроков,
которые были ими определены.
Всё резко изменилось поздней осенью 1825 г.
В
ноябре 1825 года неожиданно умер вдали от Петербурга,
в Таганроге,
император
Александр 1.
Сына у него не было,
и наследником престола являлся его брат
Константин.
Но
женатый
на
простой
дворянке,
особе
не
царской
крови,
Константин по правилам престолонаследия не мог бы передать престол своим
потомкам и поэтому отрекся от престола. Наследником Александра Ι должен был
стать следующий брат,
Николай.
Отречение Константина держали в тайне,
о
нём знал лишь самый узкий круг членов царской семьи.
Не обнародованное при
жизни императора отречение
не
получило силы закона,
поэтому наследником
престола продолжал считаться Константин.
В магазинах уже выставили его
портреты,
успели даже отчеканить несколько новых монет с его изображением.
Подорожные
уже
подписывались
его
именем.
Но
Константин
престола
не
принимал,
одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве
императора, которому уже принесена присяга.
Создалось двусмысленное и крайне
напряженное положение междуцарствия.
Николай,
боясь народного возмущения,
решился,
наконец,
объявить себя императором,
так и не дождавшись от брата
формального акта отречения.
Была назначена вторая присяга,
или, как говорили в
войсках, «переприсяга», – на этот раз уже Николаю Ι. «Переприсяга» в Петербурге
была
назначена
на
14
декабря.
Междуцарствие
и
«переприсяга»
волновали
население
и раздражали армию.
Декабристы ещё
при создании своей первой
организации
приняли
решение
выступить
в
момент смены императора
на
престоле. Этот момент теперь настал».
Ответы студентов:
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОССТАНИЯ.
Сложившаяся
ситуация
Династического
кризиса
и
Междуцарствие
способствовали
складыванию
удобного момента для восстания. Выступление было намечено на 14 декабря 1825
года (слайд №16)
Преподаватель.
ХОД ВОССТАНИЯ.
Давайте
ознакомимся,
как
декабристы
готовились к восстанию
Разработкой плана
выступления занимались
– Сергей Трубецкой и Кондратий
Рылеев.
Был
составлен
предварительный
план
хода
выступления,
разработан
«
Манифест к русскому народу
»
.
План восстания состоял в следующем: (слайд №17)
- Помешать войскам и Сенату принести присягу новому императору
- Занять Зимний дворец и Петропавловскую крепость
- Арест императорской семьи (возможно и убийство)
- Потребовать от Сената опубликовать всенародный
«
Манифест к русскому народу
»
- Учреждение Временного революционного правительства
- Созыв Всенародного (Великого) собора
Самостоятельная работа студентов.
В Приложении под №3 написан текст
«
Манифест к русскому народу
»
.
Самостоятельно ознакомьтесь с ним.
О чем в нем
говорилось?
Примерные
ответы студентов:
В этом манифесте
царское
правительство
объявлялось
низложенным,
уничтожалось
крепостное
право,
устанавливалось
равенство всех сословий перед законом,
объявлялась свобода печати,
совести и
занятий,
обеспечивалась
гласность
судов,
чиновники
заменялись
выборными
лицами,
сокращалась
военная
служба,
уничтожалось
рекрутство
и
военные
поселения,
вводилась всеобщая воинская повинность и учреждалось внутренняя
народная стража, отменялась подушная подать.
Преподаватель. Несмотря на принятый план восстания, четкого единства действий
его участников все же не было.
Одни стремились установить Республику,
другие
–
добиться от императора возможности высказать их требования.
Петр Каховский
взял на себя задачу
–
перед началом выступления убить Николая I,
но так и не
решился
ее
выполнить.
Руководителем
–
диктатором восстания
был назначен
Сергей Трубецкой (слайд №18-19)
Просмотр фрагмента видеофильма.
Давайте с Вами перенесемся с помощью
видеофильма
в
тот
трагичный
день,
который
изменил
судьбу
российского
государства (слайд №20)
Преподаватель.
Через две недели 29 декабря 1825 года С.И.
Муравьев-Апостол
поднял восстание Черниговского полка (слайд №21-23). К этому времени уже было
известно об арестах и поражении восстания в Петербурге,
но члены Южного
общества хотели тем самым показать правительству, что северяне не одиноки и что
вся
страна
их
поддерживает.
Но
их
надежды не
оправдались.
Несмотря
на
поддержку крестьян, правительству удалось изолировать Черниговский полк и через
неделю, 3 января 1826 года, он был расстрелян.
Преподаватель.
Давайте
с
Вами
совместно
обозначим причины поражения
восстания и его ИТОГ.
(слайд №24-25)
Преподаватель.
Следствие
и
суд
над
декабристами.
К следствию были
привлечены около 600 человек. Многих допрашивал лично сам Николай I. Пятерых
– П.И. Пестеля, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, М.П. Бестужева-Рюмина и
П.Г.
Каховского – приговорили к четвертованию,
замененному затем повешением
(слайд №26).
Остальных по степени виновности осудили на каторжные работы,
сослали в Сибирь,
разжаловали в солдаты.
Вплоть до смерти Николая I
ни один
декабрист не получил прощения.
За осужденными декабристами последовали их отважные жены,
невесты,
матери,
сестры. Они шли на добровольное изгнание (слайд №27).
Дамы, принадлежащие к благородному сословию, бросили их уютные усадьбы ради
того,
чтобы жить рядом с близкими им людьми,
как простолюдинки.
Тем самым,
совершая великий подвиг, который естественно не получил публичную поддержку,
девятнадцать
жен
декабристов
вслед
за
мужьями
добровольно
проделали
«путешествие» в Сибирь,
которое сам царь
считал «ужасным».
Они проявили
мужество, твердость духа и самоотверженность, как и декабристы.
Преподаватель. ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНИЯ
Несмотря
на
разгром восстания
–
Николай
I
оказался
под
сильным
впечатлением от этого события, стало очевидно, что жить по старым порядкам
страна уже не может.
Декабристы всколыхнули передовую часть российского
общества.
Преподаватель.
Вернемся с
Вами к проблемному вопросу,
который в начале
занятия ставили и на основе теперь уже полученных знаний на него ответим. Итак,
Восстание
декабристов
–
это
“революция”?
А возможно
–
“дворцовый”,
“государственный” или “военный переворот”? (слайд №28)
Революция – это коренное,
радикальное преобразование в какой-либо области
человеческой деятельности.
Дворцовый переворот – смена власти в результате борьбы группировок внутри
господствующего класса при опоре на армию.
Государственный переворот (в сокращении
госпереворот)
– захват власти в
государстве,
обычно
с
применением силы для
захвата
центров
управления
государством и осуществлением физической изоляции (ареста или ликвидации)
действующих его руководителей.
Военный переворот – характеризуется четким присутствием вооруженных сил для
свержения правительства.
Ответы студентов:
Да,
восстание декабристов – событие,
вобравшее в себя
черты,
как восстания – против политического порядка в империи,
так и черты
переворотов,
поскольку,
действия
свершались
представителями
высшего
дворянского сословия, большинство из которых, в то же время были военными, при
этом
с
целью
изменения
правящего
режима
и
формы
государственного
устройства.
5. Подведение итогов занятия, выставление оценок обучающимся
6. Рефлексия. Игровой момент “Реставрация” (слайд № 29)
7. Домашнее задание (слайд № 30)
1) Оформить и приклеить Рабочий лист в тетрадь.
2) Решить кроссворд
1.
Рудник, на котором работали большинство декабристов.
2.
Первая из женщин-декабристок.
3.
Император, который взошёл на престол в 1825 году.
4.
Император,
который
в
1856
г.
по
случаю своей
коронации
даровал
амнистию
декабристам.
5.
В этом сибирском городе в разное время проживали до 15 декабристов и их семьи.
6.
Самая большая колония декабристов проживала в …… заводе.
7.
Помилование, объявленное декабристам в 1856г.
8.
Этот декабрист несколько лет служил в Омске.
9.
Большинство декабристов были осуждены на ……