Напоминание

Использование коррекционно-развивающего потенциала предметно-пространственной развивающей среды в логопедических группах ДОУ


Автор: Иванова Наталья Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование коррекционно-развивающего потенциала предметно-пространственной развивающей среды в логопедических группах ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование коррекционно-развивающего потенциала

предметно-пространственной развивающей среды в логопедических группах

ДОУ

Предметно - развивающая среда - система материальных объектов и средств

деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его

духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной

общеобразовательной программы дошкольного образования. Это часть целостной

формы

педагогической

деятельности,

которая

включает

в

себя

систему

взаимосвязанных

задач,

содержание

и

формы

ее

организации,

а

также

предполагаемые результаты.

Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и

психическом

развитии

детей

с

недоразвитием

речи.

Каждый

специалист,

работающий с детьми с ОНР, знает ее неоценимое значение. Умело организованная

предметно-развивающая среда позволяет вывести детей на качественно новые

уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные

задачи в умственном и психическом развитии.

В

основе

организации

предметно-развивающей

среды

группы

лежат

следующие принципы:

Доступности:

материал

для

свободной

самостоятельной

деятельности

дошкольников на нижних открытых полках.

Системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено

отдельное место; составлен паспорт логопедической группы.

Интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут

использоваться и в ходе реализации других областей.

Здоровьесбережения: столы и стулья для детей имеют регулирующиеся по высоте

ножки, стены оклеены в пастельные светлые тона; для игр на полу имеются ковры.

Природосообразности,

учёт

возрастных

особенностей

детей:

наглядно

-

дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей

группы.

Мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские

столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из группы во время

разнообразных видов деятельности.

Вариативности: наглядно - методический материал, дидактические пособия и

настольно - печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей,

задач обучения).

Эстетичности: мебель, наглядно - методические пособия и игры выполнены из

современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены.

Полифункциональности:

предметно - развивающая среда группы открывает

множество возможностей и в этом смысле многофункциональна.

Известно, что предметно-пространственная развивающая среда в группе

создает

возможности

для

расширения

опыта

эмоционально-практического

взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для

ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную

деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои

способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности,

помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

В логопедической группе детского сада создание предметно-пространственной

развивающей среды приобретает особое значение. Она должна представлять собой

хорошо оборудованные микро пространства для игр детей поодиночке или

небольшими подгруппами. Неформальное общение со сверстниками и педагогом

при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его

интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры,

интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в

группе. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и

наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции

отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого

общения.

Основа наполняемости коррекционного уголка - тематическое планирование по

лексическим темам.

Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется

в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от изучаемой лексической

темы.

Материал,

содержащийся

в

коррекционном

уголке,

имеет

многофункциональный

характер.

Игры

подобраны

в

порядке

нарастающей

сложности и направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического

восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, развитию вербальной

памяти, артикуляционной моторики.

Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к

безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок, т.к. это

затрудняет выбор.

При организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей

группе учитываем, что дети младшего дошкольного возраста плохо реагируют на

пространственные

изменения

обстановки

и

предпочитают

в

этом

смысле

стабильность, поэтому оборудование в группе переставляем редко.

На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей.

Причем у детей с тяжелой речевой патологией движения плохо скоординированы,

дети моторно неловки, не обладают быстрой реакцией, поэтому пространственная

организация

среды

должна

одновременно

и

обеспечивать

безопасность,

и

стимулировать

двигательную

активность.

В

центре

группового

помещения

оставляем свободное место для катания в большом грузовике, катания кукол в

коляске, сооружения модульных конструкций

Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности

ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для

развития анализаторов.

При оформлении микро зон в младшей группе используем пиктограммы и

алгоритмы, что способствует формированию самостоятельности у детей, развитию

мышления и зрительного восприятия. Педагоги подробно объясняют детям, что

изображено на схеме, что обозначает каждый символ.

С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные

способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и

зрительного восприятия), в группе достаточное количество постоянно заменяемых

звучащих игрушек и предметов-заместителей. Дети младшего дошкольного возраста

предпочитают крупные яркие игрушки, которые сделаны из различных материалов

чистых цветов и несложных форм. Особенно в логопедической группе не должно

быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные

представления об окружающем.

Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с

развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагоги оснастили развивающую среду

большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики.

В младшей логопедической группе обязательно оборудуется уголок «Учимся

говорить», который оснащен:

- наборами игрушек и комплектами картинок для уточнения произношения в

звукоподражаниях,

уточнения

произношения

гласных

и

согласных

раннего

онтогенеза:

- наборами игрушек и комплектами картинок для проведения артикуляционной

и ритмической гимнастики,

- предметными картинками по изучаемым лексическим темам, так как ведется

активная работа по накоплению, уточнению и расширению словаря дошкольников,

-

дидактическими

играми

для

формирования

и

совершенствования

грамматического строя речи

Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей среды в

групповом помещении средней группы детского сада связано с особенностями

развития детей этого возраста. Развивающая среда для детей пятого года жизни

сохраняет некоторые черты среды для малышей и имеет свои, только ей присущие

особенности. Это, прежде всего, связано с ярким проявлением разных темпов

развития детей. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста, так же как и

малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются,

если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организация среды в

средней

группе

предусматривает

достаточно

широкие

возможности

для

передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности, она

комфорта и безопасна. Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую

территорию, для этого имеем в группе ширмы, цветные шнуры, складные заборчики

и т. п.

В этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное

накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает

как своего рода эталон, поэтому не используем объекты шаржеобразного характера,

с искаженными пропорциями и неестественных расцветок. Игрушки и предметы

чистых ярких цветов, разных размеров, изготовлены из различных материалов.

Пятый год жизни - время расцвета сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр детей

этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья,

детский сад, магазин, аптека, и т. п. Игровые наборы содержат фигурки животных

разных размеров, кукол обоих полов, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и

предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого

мышления. При этом учитываем, что дети среднего возраста любят многократно

повторять полюбившиеся игры, поэтому слишком часто не меняют игрушки и

атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.

В средней логопедической группе особое внимание нужно уделить развитию

мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому в группе

есть достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и

шнуровками. Обязательно следует включить в оборудование зон для развития

мелкой моторики природные материалы: ракушки и камушки для перебирания,

крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. ,

разложенные в контейнеры с крышками разных форм и размеров.

У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В

группе оборудован центр «Будем говорить правильно», в котором имеются

картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические

игры

для

работы

над

звукопроизношением,

для

совершенствования

грамматического строя речи, для накопления словаря по всем лексическим темам.

Воспитатели должны позаботились о том, чтобы в этом центре было

достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий

картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.

При организации предметной среды в группах старшего дошкольного

возраста учитываем потребность детей в творчестве и самоутверждении.

Среда в старшей и подготовительной группе - это поле деятельности, образ

жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Эта среда изменчива,

динамична. Она достаточно разнообразна.

Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел

возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам

позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование,

рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).

Обязательными

в

оборудовании

являются

материалы,

активизирующие

познавательную деятельность: развивающие игры, материалы, побуждающие детей

к освоению грамоты.

Особенностью организации предметно-развивающей среды старших групп

является её моделирование: обобщённый образ деятельности показан в виде значка,

символа и прикреплён там, где и находится оборудование для этой деятельности.

Это

способствует

формированию

самостоятельности,

помогает

развитию

мыслительных процессов: абстрагированию, обобщению, классификации.

Оборудование логопедического уголка в старшей логопедической группе:

Картотека игр:

- развитие фонематического слуха;

- упражнения артикуляционной гимнастики;

Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации звуков,

словесно - дидактических игр.

Художественные

произведения

по

программе.

Чистоговорки,

потешки,

поговорки, стихи.

Картотека предметных картинок по лексическим темам.

Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления

рассказов.

Картинки:

а) с изображением четко выраженных признаков предметов (для развития

словаря прилагательных);

б) с изображением действий (для развития глагольного словаря);

в) с изображением синонимов;

г) с изображением антонимов;

д) с изображением животных и их детёнышей во множественном числе;

е) с изображением нескольких предметов

ж) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино,

какао)

Пособия для развития мелкой моторики рук.

Пособия для развития дыхания.

Последний год пребывания дошкольника в детском саду - очень важный

период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивационная

готовность к школьному обучению, появляются потребность в знаниях и

стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это

необходимо

учитывать

при

организации

предметно-пространственного

развивающего пространства в подготовительной к школе группе.

Так, в групповой библиотеке есть достаточное количество доступной для детей

справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с

разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы,

глобус. В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как

личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в

игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры.

Это тоже учитывается при организации жизненного пространства: развивающие

центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в

предыдущих возрастных группах.

Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств

и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог создает такие

игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы

игры в учение, общение и труд, использует игру для воспитания. Сюжетно-ролевые

игры

с

правилами,

проводимые

в

подготовительной

группе,

помогают

формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры отличаются

большим

разнообразием

тематики,

ролей,

игровых

действий,

«проблемных

ситуаций».

В коррекционном уголке есть картотека разнообразных словесных игр.

В этой

возрастной группе представлено достаточное количество игр и пособий для

подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности.

Обязательными в оборудовании уголка становятся: настенный и разрезной алфавит,

магнитная азбука, кубики с буквами, карточки со словами и знаками для

составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу.

Делая акцент на развитие связной речи, педагоги оснащают уголок более

сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и

объектах, большим количеством серий сюжетных картинок.

Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться

с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде,

-на пройденный программный материал;

-на индивидуальные возможности детей;

-обеспечение зоны ближайшего развития.

Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего

эффекта воспитательно-образовательной работы - важнейшие задачи детского сада.

Поэтому структура предметно-развивающей среды группы определяется целями

коррекционно-образовательной работы, подбором предметного содержания с

учётом содержания основной общеобразовательной программы ДОУ, рабочей

программы группы, своеобразием пространственного расположения необходимых

предметов и материалов, а также взаимодействием педагогов. Без создания

пространственно – развивающей среды невозможно решить важнейшие задачи ДОУ



В раздел образования