Автор: Иванова Наталья Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование коррекционно-развивающего потенциала предметно-пространственной развивающей среды в логопедических группах ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Использование коррекционно-развивающего потенциала
предметно-пространственной развивающей среды в логопедических группах
ДОУ
Предметно - развивающая среда - система материальных объектов и средств
деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его
духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной
общеобразовательной программы дошкольного образования. Это часть целостной
формы
педагогической
деятельности,
которая
включает
в
себя
систему
взаимосвязанных
задач,
содержание
и
формы
ее
организации,
а
также
предполагаемые результаты.
Предметно-развивающая среда играет очень большую роль в речевом и
психическом
развитии
детей
с
недоразвитием
речи.
Каждый
специалист,
работающий с детьми с ОНР, знает ее неоценимое значение. Умело организованная
предметно-развивающая среда позволяет вывести детей на качественно новые
уровни владения речевыми умениями, а также поставить перед ними более сложные
задачи в умственном и психическом развитии.
В
основе
организации
предметно-развивающей
среды
группы
лежат
следующие принципы:
Доступности:
материал
для
свободной
самостоятельной
деятельности
дошкольников на нижних открытых полках.
Системности: весь материал систематизирован по зонам; каждой зоне отведено
отдельное место; составлен паспорт логопедической группы.
Интеграции: материалы и оборудование для одной образовательной области могут
использоваться и в ходе реализации других областей.
Здоровьесбережения: столы и стулья для детей имеют регулирующиеся по высоте
ножки, стены оклеены в пастельные светлые тона; для игр на полу имеются ковры.
Природосообразности,
учёт
возрастных
особенностей
детей:
наглядно
-
дидактический материал и игры подобраны в соответствии с возрастом детей
группы.
Мобильности: настенные пособия легко снимаются со стен и переносятся; детские
столы могут раздвигаться, сдвигаться или выносится из группы во время
разнообразных видов деятельности.
Вариативности: наглядно - методический материал, дидактические пособия и
настольно - печатные пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей,
задач обучения).
Эстетичности: мебель, наглядно - методические пособия и игры выполнены из
современных, ярких, легко обрабатывающихся материалов, эстетически оформлены.
Полифункциональности:
предметно - развивающая среда группы открывает
множество возможностей и в этом смысле многофункциональна.
Известно, что предметно-пространственная развивающая среда в группе
создает
возможности
для
расширения
опыта
эмоционально-практического
взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками в наиболее важных для
ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную
деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои
способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности,
помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.
В логопедической группе детского сада создание предметно-пространственной
развивающей среды приобретает особое значение. Она должна представлять собой
хорошо оборудованные микро пространства для игр детей поодиночке или
небольшими подгруппами. Неформальное общение со сверстниками и педагогом
при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его
интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры,
интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в
группе. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой, дидактический и
наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции
отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого
общения.
Основа наполняемости коррекционного уголка - тематическое планирование по
лексическим темам.
Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется
в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от изучаемой лексической
темы.
Материал,
содержащийся
в
коррекционном
уголке,
имеет
многофункциональный
характер.
Игры
подобраны
в
порядке
нарастающей
сложности и направлены на развитие и коррекцию речи, развитие фонематического
восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, развитию вербальной
памяти, артикуляционной моторики.
Пустое по содержанию предметное пространство утомляет, побуждает к
безделью и агрессии. В то же время не следует перегружать уголок, т.к. это
затрудняет выбор.
При организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей
группе учитываем, что дети младшего дошкольного возраста плохо реагируют на
пространственные
изменения
обстановки
и
предпочитают
в
этом
смысле
стабильность, поэтому оборудование в группе переставляем редко.
На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей.
Причем у детей с тяжелой речевой патологией движения плохо скоординированы,
дети моторно неловки, не обладают быстрой реакцией, поэтому пространственная
организация
среды
должна
одновременно
и
обеспечивать
безопасность,
и
стимулировать
двигательную
активность.
В
центре
группового
помещения
оставляем свободное место для катания в большом грузовике, катания кукол в
коляске, сооружения модульных конструкций
Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности
ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия для
развития анализаторов.
При оформлении микро зон в младшей группе используем пиктограммы и
алгоритмы, что способствует формированию самостоятельности у детей, развитию
мышления и зрительного восприятия. Педагоги подробно объясняют детям, что
изображено на схеме, что обозначает каждый символ.
С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные
способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и
зрительного восприятия), в группе достаточное количество постоянно заменяемых
звучащих игрушек и предметов-заместителей. Дети младшего дошкольного возраста
предпочитают крупные яркие игрушки, которые сделаны из различных материалов
чистых цветов и несложных форм. Особенно в логопедической группе не должно
быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные
представления об окружающем.
Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с
развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагоги оснастили развивающую среду
большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики.
В младшей логопедической группе обязательно оборудуется уголок «Учимся
говорить», который оснащен:
- наборами игрушек и комплектами картинок для уточнения произношения в
звукоподражаниях,
уточнения
произношения
гласных
и
согласных
раннего
онтогенеза:
- наборами игрушек и комплектами картинок для проведения артикуляционной
и ритмической гимнастики,
- предметными картинками по изучаемым лексическим темам, так как ведется
активная работа по накоплению, уточнению и расширению словаря дошкольников,
-
дидактическими
играми
для
формирования
и
совершенствования
грамматического строя речи
Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей среды в
групповом помещении средней группы детского сада связано с особенностями
развития детей этого возраста. Развивающая среда для детей пятого года жизни
сохраняет некоторые черты среды для малышей и имеет свои, только ей присущие
особенности. Это, прежде всего, связано с ярким проявлением разных темпов
развития детей. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста, так же как и
малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются,
если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организация среды в
средней
группе
предусматривает
достаточно
широкие
возможности
для
передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности, она
комфорта и безопасна. Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую
территорию, для этого имеем в группе ширмы, цветные шнуры, складные заборчики
и т. п.
В этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное
накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает
как своего рода эталон, поэтому не используем объекты шаржеобразного характера,
с искаженными пропорциями и неестественных расцветок. Игрушки и предметы
чистых ярких цветов, разных размеров, изготовлены из различных материалов.
Пятый год жизни - время расцвета сюжетно-ролевой игры. Сюжеты игр детей
этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья,
детский сад, магазин, аптека, и т. п. Игровые наборы содержат фигурки животных
разных размеров, кукол обоих полов, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и
предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого
мышления. При этом учитываем, что дети среднего возраста любят многократно
повторять полюбившиеся игры, поэтому слишком часто не меняют игрушки и
атрибуты в уголке сюжетно-ролевых игр.
В средней логопедической группе особое внимание нужно уделить развитию
мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому в группе
есть достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и
шнуровками. Обязательно следует включить в оборудование зон для развития
мелкой моторики природные материалы: ракушки и камушки для перебирания,
крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. ,
разложенные в контейнеры с крышками разных форм и размеров.
У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В
группе оборудован центр «Будем говорить правильно», в котором имеются
картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические
игры
для
работы
над
звукопроизношением,
для
совершенствования
грамматического строя речи, для накопления словаря по всем лексическим темам.
Воспитатели должны позаботились о том, чтобы в этом центре было
достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий
картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.
При организации предметной среды в группах старшего дошкольного
возраста учитываем потребность детей в творчестве и самоутверждении.
Среда в старшей и подготовительной группе - это поле деятельности, образ
жизни, передача опыта, творчество, предметное образование. Эта среда изменчива,
динамична. Она достаточно разнообразна.
Предметно-развивающая среда организована так, чтобы каждый ребёнок имел
возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам
позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам (конструирование,
рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).
Обязательными
в
оборудовании
являются
материалы,
активизирующие
познавательную деятельность: развивающие игры, материалы, побуждающие детей
к освоению грамоты.
Особенностью организации предметно-развивающей среды старших групп
является её моделирование: обобщённый образ деятельности показан в виде значка,
символа и прикреплён там, где и находится оборудование для этой деятельности.
Это
способствует
формированию
самостоятельности,
помогает
развитию
мыслительных процессов: абстрагированию, обобщению, классификации.
Оборудование логопедического уголка в старшей логопедической группе:
•
Картотека игр:
- развитие фонематического слуха;
- упражнения артикуляционной гимнастики;
•
Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации звуков,
словесно - дидактических игр.
•
Художественные
произведения
по
программе.
Чистоговорки,
потешки,
поговорки, стихи.
•
Картотека предметных картинок по лексическим темам.
•
Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления
рассказов.
•
Картинки:
а) с изображением четко выраженных признаков предметов (для развития
словаря прилагательных);
б) с изображением действий (для развития глагольного словаря);
в) с изображением синонимов;
г) с изображением антонимов;
д) с изображением животных и их детёнышей во множественном числе;
е) с изображением нескольких предметов
ж) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино,
какао)
•
Пособия для развития мелкой моторики рук.
•
Пособия для развития дыхания.
Последний год пребывания дошкольника в детском саду - очень важный
период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивационная
готовность к школьному обучению, появляются потребность в знаниях и
стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это
необходимо
учитывать
при
организации
предметно-пространственного
развивающего пространства в подготовительной к школе группе.
Так, в групповой библиотеке есть достаточное количество доступной для детей
справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с
разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы,
глобус. В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как
личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в
игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры.
Это тоже учитывается при организации жизненного пространства: развивающие
центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в
предыдущих возрастных группах.
Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств
и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог создает такие
игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы
игры в учение, общение и труд, использует игру для воспитания. Сюжетно-ролевые
игры
с
правилами,
проводимые
в
подготовительной
группе,
помогают
формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры отличаются
большим
разнообразием
тематики,
ролей,
игровых
действий,
«проблемных
ситуаций».
В коррекционном уголке есть картотека разнообразных словесных игр.
В этой
возрастной группе представлено достаточное количество игр и пособий для
подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности.
Обязательными в оборудовании уголка становятся: настенный и разрезной алфавит,
магнитная азбука, кубики с буквами, карточки со словами и знаками для
составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу.
Делая акцент на развитие связной речи, педагоги оснащают уголок более
сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и
объектах, большим количеством серий сюжетных картинок.
Содержание предметно-развивающей среды должно периодически обогащаться
с ориентацией на поддержание интереса ребенка к предметно-развивающей среде,
-на пройденный программный материал;
-на индивидуальные возможности детей;
-обеспечение зоны ближайшего развития.
Совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего
эффекта воспитательно-образовательной работы - важнейшие задачи детского сада.
Поэтому структура предметно-развивающей среды группы определяется целями
коррекционно-образовательной работы, подбором предметного содержания с
учётом содержания основной общеобразовательной программы ДОУ, рабочей
программы группы, своеобразием пространственного расположения необходимых
предметов и материалов, а также взаимодействием педагогов. Без создания
пространственно – развивающей среды невозможно решить важнейшие задачи ДОУ