Автор: Жанна Ивановна Матюхина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ № 4
Населённый пункт: г.Липецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей"
Раздел: дошкольное образование
Статья на тему:
«Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости
детей».
По данным Министерства здравохранения многие дети дошкольного
возраста страдают неврозами. Тенденция в ухудшении психического
здоровья продолжает расти.
Ребёнку необходимо помочь понять, осознать, что между мыслями,
чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы
вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Таким
образом, психогимнастика примыкает к психотерапевтическим методикам,
общей задачей которых является сохранение психического здоровья и
предупреждение эмоциональных стрессов у детей. На занятиях и во время
игры дети обучаются выражать эмоции, преодолевать барьеры в общении,
развивают лучшее понимание себя и других.
Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные
уменьшают. От ребенка можно услышать такие слова: « Когда я злюсь, мне
не нравится рисовать» эмоциональная привлекательность цели умножает
силы человека, облегчает выполнение задания. Работа со сказками оказывает
положительное воздействие на детей. Эти направления успешно решают
следующие задачи:
1) снижение тревожности и агрессивности у детей;
2) развитие способностей и саморегуляции и естественной коммуникации,
выявление и поддержка творческих способностей, развитие внимания и
памяти.
На протяжении многих веков люди рассказывали детям и друг другу
сказки. Их любили и любят в разном возрасте. «Жили –были..», «В
некотором царстве, в некотором государстве..» - нам как будто дают понять,
что такая история могла произойти где угодно: может быть за тридевять
земель, а может быть совсем рядом. События сказочной истории естественно
и лаконично вытекают одно из другого. Дети устанавливают причинно-
следственные связи, существующие в этом мире. В сказочных сюжетах
зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживают в своей жизни
каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, преодоление
себя - все это закодировано в образах сказки.
Ребёнок, слушая или читая сказку, выносит для себя тот смысл, который
наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется
и ту же самую он может понять по-другому. Часто дети просят почитать
одну и ту же сказку несколько раз. Вероятно, эта сказка наиболее
соответствует восприятию ребенка в данный момент и помогает решить
важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же
сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные
для него проблемы. Поэтому надо не отказываться от чтения этой сказки,
хотя она и надоела.
Когда ребёнок начинает осознавать себя и исследовать устройство
окружающего мира, у него возникает множество вопросов к взрослым.
Многие детские вопросы ставят в тупик. Не так - то просто объяснить
ребёнку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо»
и что такое «плохо». Например в любой детской народной сказке «Волк и
лиса», «Колобок» и пр., в одном случае обманывают плохого героя –хорошо
ли это? В другом – съедают того, кто и так был испечён , чтобы быть
съеденным, да к тому же вёл себя самонадеянно. Открытие неоднозначности
сказки, объединение противоположностей помогает читать её по –новому,
поразмышлять и поспорить.
Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации,
воспринимая язык сказочных героев, ребёнок во многом формирует для себя
картину мира и в зависимости от этого будет воспринимать разные ситуации
и действовать различным образом. Хороший конец сказки даёт ребёнку
чувство психологической защищённости. Герой, который проходит все
испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В
этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе.
Сказка – как живой организм: в ней всё дышит, в любой момент может
ожить и заговорить, даже камень. Это особенность очень важна для развития
психики ребёнка. Читая, слушая сказку ребёнок «вживается» в
повествование, у него развивается способность встать на место другого,
почувствовать нечто , что отличается от самого себя.
Сказка многогранна¸ как жизнь. Именно это делает сказку эффективным
психотерапевтическим и развивающим средством, помогает в
психокоррекции, проигрыванию, рисованию и придумыванию собственных
историй. Воспитатель помогает детям обнаруживать сокровища творческого
мышления, скрытые в народных сказках и развивать способность создавать
детьми новое.
Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья.
Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым , счастливым, но не
каждый знает как сделать так, чтобы дети жили в ладу с собой, с
окружающим миром и другими людьми. Думаю, что эта статья поможет
родителям в их нелёгкой работе.