Напоминание

"Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей"


Автор: Жанна Ивановна Матюхина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МА ДОУ № 4
Населённый пункт: г.Липецк
Наименование материала: Статья
Тема: "Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:

«Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости

детей».

По данным Министерства здравохранения многие дети дошкольного

возраста страдают неврозами. Тенденция в ухудшении психического

здоровья продолжает расти.

Ребёнку необходимо помочь понять, осознать, что между мыслями,

чувствами и поведением существует связь и что эмоциональные проблемы

вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Таким

образом, психогимнастика примыкает к психотерапевтическим методикам,

общей задачей которых является сохранение психического здоровья и

предупреждение эмоциональных стрессов у детей. На занятиях и во время

игры дети обучаются выражать эмоции, преодолевать барьеры в общении,

развивают лучшее понимание себя и других.

Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные

уменьшают. От ребенка можно услышать такие слова: « Когда я злюсь, мне

не нравится рисовать» эмоциональная привлекательность цели умножает

силы человека, облегчает выполнение задания. Работа со сказками оказывает

положительное воздействие на детей. Эти направления успешно решают

следующие задачи:

1) снижение тревожности и агрессивности у детей;

2) развитие способностей и саморегуляции и естественной коммуникации,

выявление и поддержка творческих способностей, развитие внимания и

памяти.

На протяжении многих веков люди рассказывали детям и друг другу

сказки. Их любили и любят в разном возрасте. «Жили –были..», «В

некотором царстве, в некотором государстве..» - нам как будто дают понять,

что такая история могла произойти где угодно: может быть за тридевять

земель, а может быть совсем рядом. События сказочной истории естественно

и лаконично вытекают одно из другого. Дети устанавливают причинно-

следственные связи, существующие в этом мире. В сказочных сюжетах

зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживают в своей жизни

каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, преодоление

себя - все это закодировано в образах сказки.

Ребёнок, слушая или читая сказку, выносит для себя тот смысл, который

наиболее актуален для него в данный момент. Со временем человек меняется

и ту же самую он может понять по-другому. Часто дети просят почитать

одну и ту же сказку несколько раз. Вероятно, эта сказка наиболее

соответствует восприятию ребенка в данный момент и помогает решить

важные для себя вопросы. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же

сказка может помочь ребенку в разные периоды жизни решать актуальные

для него проблемы. Поэтому надо не отказываться от чтения этой сказки,

хотя она и надоела.

Когда ребёнок начинает осознавать себя и исследовать устройство

окружающего мира, у него возникает множество вопросов к взрослым.

Многие детские вопросы ставят в тупик. Не так - то просто объяснить

ребёнку, почему все происходит так, как происходит, и что такое «хорошо»

и что такое «плохо». Например в любой детской народной сказке «Волк и

лиса», «Колобок» и пр., в одном случае обманывают плохого героя –хорошо

ли это? В другом – съедают того, кто и так был испечён , чтобы быть

съеденным, да к тому же вёл себя самонадеянно. Открытие неоднозначности

сказки, объединение противоположностей помогает читать её по –новому,

поразмышлять и поспорить.

Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации,

воспринимая язык сказочных героев, ребёнок во многом формирует для себя

картину мира и в зависимости от этого будет воспринимать разные ситуации

и действовать различным образом. Хороший конец сказки даёт ребёнку

чувство психологической защищённости. Герой, который проходит все

испытания, проявляя свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В

этом заключается закон жизни: как ты относишься к миру, так и он к тебе.

Сказка – как живой организм: в ней всё дышит, в любой момент может

ожить и заговорить, даже камень. Это особенность очень важна для развития

психики ребёнка. Читая, слушая сказку ребёнок «вживается» в

повествование, у него развивается способность встать на место другого,

почувствовать нечто , что отличается от самого себя.

Сказка многогранна¸ как жизнь. Именно это делает сказку эффективным

психотерапевтическим и развивающим средством, помогает в

психокоррекции, проигрыванию, рисованию и придумыванию собственных

историй. Воспитатель помогает детям обнаруживать сокровища творческого

мышления, скрытые в народных сказках и развивать способность создавать

детьми новое.

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья.

Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка здоровым , счастливым, но не

каждый знает как сделать так, чтобы дети жили в ладу с собой, с

окружающим миром и другими людьми. Думаю, что эта статья поможет

родителям в их нелёгкой работе.



В раздел образования