Напоминание

Психологическая подготовка детей к школе


Автор: Глазко Ирина Петровна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 17
Населённый пункт: Московская обл. Ленинский р-н пос. Володарского
Наименование материала: Тематическая статья
Тема: Психологическая подготовка детей к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психологическая подготовка детей к школе

В моей статье речь пойдет о таком важном событии в жизни ребенка и

его родителей как поступление в школу. «Скоро в школу!» - это утверждение

и

радостное

и

волнительное

одновременно.

Переходный

период

от

дошкольного

к

школьному

детству

считается

наиболее

сложным

и

«уязвимым». Как сделать так, чтобы он оказался успешным для детей?

Нам, взрослым, необходимо знать психологические причины школьной

зрелости. Выделяют три компонента школьной зрелости: интеллектуальный,

эмоциональный и социально-личностный.

Интеллектуальный

компонент включает

способность

ребенка

обобщать,

сравнивать,

выделять

существенные

признаки

явлений

и

устанавливать причинно-следственные отношения между ними, способность

воспроизводить образец, логическое запоминание, интерес к напряженной

деятельности, к новым знаниям, овладение разговорной речью и способность

понимать и использовать символы, развитие тонкой моторики руки и

зрительно-двигательной координации.

Эмоциональный компонент в основном понимается как уменьшение

импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень

привлекательное задание, иными словами у ребенка у ребенка должны быть

сформированы параметры произвольности, на которые опирается обучение в

первом классе, а именно:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;

- умение ориентироваться на заданную систему требований;

- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,

предлагаемые в устной форме.

Социально-личностный компонент включает потребность ребенка в

общении со сверстниками, а также потребность исполнять роль ученика в

ситуации школьного обучения. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и

потому, что:

- ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а

именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости;

-

у

него

есть

потребность

познания,

которую

он

не

может

удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей – это «внутренняя

позиция школьника».

Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе

хотелось бы выделить еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с

интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его

логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах

отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.

Если все вышеперечисленные компоненты присутствуют у детей, то

можно говорить о сформированности у них полноценной психологической

готовности к школе. Если нет, то надо постараться до поступления в школу

оказать ребенку коррекционно-развивающую помощь.

В детском саду в режиме дня предусматривается специальные занятия.

Проведение занятий с детьми, не посещающими детский сад, возлагается на

родителей. Наиболее благоприятные часы для занятий – утренние или после

дневного сна. Длительность занятий не более 25 – 30 минут.

Давая ребенку задания, нужно показать ему, как его выполнить, и

проверить выполнение. После занятий ребенок должен все убрать на свое

место.

Дети должны научиться ровно и красиво держаться во время обеда,

занятий рисованием, лепкой и др. Ребенок должен уметь контролировать

свою позу.

Ребенок к семи годам должен самостоятельно одеваться, есть, мыть

руки, чистить зубы, следить за чистотой одежды и обуви, прибрать свой

уголок.

Умственное воспитание детей зависит во многом от разумного

общения взрослых с детьми. Ребенок должен знать об окружающем мире,

реальное понимание природных явлений и связей между ними.

Хорошо, если дети знают о своем городе или селе, в котором живут;

чем он замечателен; о правилах уличного движения; о школе, в которой он

будет учиться; свой домашний адрес; о семье, кок зовут родителей, где они

работают.

К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована

ориентировка в величине, в форме, пространственном расположении

предметов, умение считать предметы.

В школе дети труднее всего овладевают письмом. Но это не означает,

что родители должны обучать письму. Родители не знают требований к

методике

преподавания,

и

может

случиться,

что

учителю

придется

переучивать ребенка после вмешательства родителей. Достаточно, если

родители уделят внимание подготовке руки ребенка к письму. В этом могут

помочь

такие

виды

домашних

занятий,

как

лепка,

рисование,

конструирование,

штриховка

и

раскрашивание

картинок.

Важнейшей

предпосылкой успешного обучения в школе является развитие устной речи.

Нужно побуждать детей пересказывать знакомые сказки, рассказывать по

картинке об увиденном на прогулке, придумывать небольшие сюжеты.

Нередко родители и учителя жалуются, что дети забывают, что задано

на дом. Это происходит потому, что у детей не сформировано чувство

ответственности, помогающие удержать в памяти то, что надо сделать.

Работу ребенка надо оценить, вместе с ним разобраться, что у него

хорошо, а над чем надо еще поработать. При этом следует помнить, что дети

очень чувствительны в оценке их деятельности другими людьми и

родителями.

Нельзя

запугивать

и

применять

физическое

наказания.

Справедливая положительная оценка очень важна, она побуждает ребенка к

действию, познанию, развивает интерес к учению. Родителям необходимо

ориентироваться в том, что должен знать и уметь поступающий в школу

ребенок (см. приложение 1).

Готовя детей к школе, родители не должны забывать о формировании у

них таких навыков общественного поведения, как вежливость, сдержанность,

послушание. Надо не только разъяснять детям, что хорошо и что плохо, как

поступать в том или ином случае, но постоянно упражнять их в хороших

поступках – помогать более слабым, заступаться за обиженных, дать другому

любимую

игрушку.

Это

приучает

ребенка

быть

внимательным

и

справедливым по отношению к окружающим людям.

Важнейшим средством воспитания общественного поведения является

пример взрослых, прочные нравственные устои семьи.

В период подготовки к школе важно проверить состояние здоровья

ребенка. Кроме педиатра, ребенка осматривают окулист, специалист по

болезням уха, горло и нос, хирург – ортопед, психоневролог, стоматолог,

логопед и другие специалисты.

Если у ребенка выявлено какое-либо хроническое заболевание,

пониженная острота зрения, дефекты осанки и прочее, ему в обязательном

порядке будет назначено лечение. И долг родителей – аккуратно и точно

выполнять назначения врача с тем, чтобы ребенок пошел в школу здоровым.

Здоровье – это главный фактор, который обеспечит успешное овладение

учебным материалом, поможет вызвать интерес к учению и знаниям.

Приложение 1

Что положено знать и уметь поступающему в школу ребенку

Уметь называть себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь

полностью назвать маму, папу, бабушку, дедушку.

Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в

неделе. Знать, какое сейчас время года, какой месяц, какой сегодня день.

Уметь ответить на вопросы типа "Когда птицы улетают на юг?", "Когда

холодно и идет снег?", "В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?",

"В какое время года листья желтеют и опадают?", "Когда мы собираем грибы

и ягоды?" и т.д.

Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой

текст из нескольких предложений. Некоторые школы этого не требуют.

Быть в состоянии написать или скопировать простую фразу.

Например: "ОН ел суп", "Миша мыл окно".

Прямой и обратный счет в пределах двадцати.

Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.

Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных

картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые чем-то объединяет.

Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой

и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и

сказать, что это - транспорт, или средства передвижения, или "на них ездят

люди". Если предложен ряд из слов "туфли, сапоги, тапочки", то ребенок

должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае

это слово "обувь".

Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: "сыр,

масло, пластилин, колбаса". Ребенок не только должен исключить лишнее

слово "пластилин", но и объяснить, почему лишним является именно оно.

"Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все

остальное - это еда. Ее едят".

Находить сходство и различия между предметами: Что общего

между морковкой и картошкой? (Оба они овощи, их едят, из них варят суп,

они растут в земле, у них есть кожура и т.д.). Чем они отличаются друг от

друга? (Отличаются формой. Морковка

длинная и треугольная, а картошка круглая или овальная. Отличаются

цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая).

Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В

некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в

нужном порядке, а потом рассказывать по ним историю. Рассказ должен

быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание

об эмоциональном состоянии героев ("На этой картинке девочка грустная,

потому что у нее улетел шарик", "Дети обрадовались, что им построили

горку" и т.д.)

Знать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат,

прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и

один квадрат). Уметь их нарисовать.

Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.

Запомнить

и

назвать

не

менее

шести

из

12

картинок,

одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.

Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое

стихотворение.

Уметь отвечать на вопросы типа "Что бывает раньше - обед или

ужин? Весна или лето?" "Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?",

"У коровы детеныш - теленок. А у лошади?".

Знать 10-12 цветов.

Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями

тела (включая шею, пальцы и т.д.).

Если ребенок владеет всеми перечисленными навыками и умениями,

то, скорее всего, в школу он успешно поступит и учиться в первом классе

будет без особых учебных проблем.



В раздел образования