Автор: Глазко Ирина Петровна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 17
Населённый пункт: Московская обл. Ленинский р-н пос. Володарского
Наименование материала: Тематическая статья
Тема: Психологическая подготовка детей к школе
Раздел: дошкольное образование
Психологическая подготовка детей к школе
В моей статье речь пойдет о таком важном событии в жизни ребенка и
его родителей как поступление в школу. «Скоро в школу!» - это утверждение
и
радостное
и
волнительное
одновременно.
Переходный
период
от
дошкольного
к
школьному
детству
считается
наиболее
сложным
и
«уязвимым». Как сделать так, чтобы он оказался успешным для детей?
Нам, взрослым, необходимо знать психологические причины школьной
зрелости. Выделяют три компонента школьной зрелости: интеллектуальный,
эмоциональный и социально-личностный.
Интеллектуальный
компонент включает
способность
ребенка
обобщать,
сравнивать,
выделять
существенные
признаки
явлений
и
устанавливать причинно-следственные отношения между ними, способность
воспроизводить образец, логическое запоминание, интерес к напряженной
деятельности, к новым знаниям, овладение разговорной речью и способность
понимать и использовать символы, развитие тонкой моторики руки и
зрительно-двигательной координации.
Эмоциональный компонент в основном понимается как уменьшение
импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень
привлекательное задание, иными словами у ребенка у ребенка должны быть
сформированы параметры произвольности, на которые опирается обучение в
первом классе, а именно:
- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу;
- умение ориентироваться на заданную систему требований;
- умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания,
предлагаемые в устной форме.
Социально-личностный компонент включает потребность ребенка в
общении со сверстниками, а также потребность исполнять роль ученика в
ситуации школьного обучения. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и
потому, что:
- ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а
именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости;
-
у
него
есть
потребность
познания,
которую
он
не
может
удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей – это «внутренняя
позиция школьника».
Кроме указанных составляющих психологической готовности к школе
хотелось бы выделить еще одну – развитие речи. Речь тесно связана с
интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его
логического мышления. Необходимо, чтобы ребенок умел находить в словах
отдельные звуки, т.е. у него должен быть развит фонематический слух.
Если все вышеперечисленные компоненты присутствуют у детей, то
можно говорить о сформированности у них полноценной психологической
готовности к школе. Если нет, то надо постараться до поступления в школу
оказать ребенку коррекционно-развивающую помощь.
В детском саду в режиме дня предусматривается специальные занятия.
Проведение занятий с детьми, не посещающими детский сад, возлагается на
родителей. Наиболее благоприятные часы для занятий – утренние или после
дневного сна. Длительность занятий не более 25 – 30 минут.
Давая ребенку задания, нужно показать ему, как его выполнить, и
проверить выполнение. После занятий ребенок должен все убрать на свое
место.
Дети должны научиться ровно и красиво держаться во время обеда,
занятий рисованием, лепкой и др. Ребенок должен уметь контролировать
свою позу.
Ребенок к семи годам должен самостоятельно одеваться, есть, мыть
руки, чистить зубы, следить за чистотой одежды и обуви, прибрать свой
уголок.
Умственное воспитание детей зависит во многом от разумного
общения взрослых с детьми. Ребенок должен знать об окружающем мире,
реальное понимание природных явлений и связей между ними.
Хорошо, если дети знают о своем городе или селе, в котором живут;
чем он замечателен; о правилах уличного движения; о школе, в которой он
будет учиться; свой домашний адрес; о семье, кок зовут родителей, где они
работают.
К моменту поступления в школу у ребенка должна быть сформирована
ориентировка в величине, в форме, пространственном расположении
предметов, умение считать предметы.
В школе дети труднее всего овладевают письмом. Но это не означает,
что родители должны обучать письму. Родители не знают требований к
методике
преподавания,
и
может
случиться,
что
учителю
придется
переучивать ребенка после вмешательства родителей. Достаточно, если
родители уделят внимание подготовке руки ребенка к письму. В этом могут
помочь
такие
виды
домашних
занятий,
как
лепка,
рисование,
конструирование,
штриховка
и
раскрашивание
картинок.
Важнейшей
предпосылкой успешного обучения в школе является развитие устной речи.
Нужно побуждать детей пересказывать знакомые сказки, рассказывать по
картинке об увиденном на прогулке, придумывать небольшие сюжеты.
Нередко родители и учителя жалуются, что дети забывают, что задано
на дом. Это происходит потому, что у детей не сформировано чувство
ответственности, помогающие удержать в памяти то, что надо сделать.
Работу ребенка надо оценить, вместе с ним разобраться, что у него
хорошо, а над чем надо еще поработать. При этом следует помнить, что дети
очень чувствительны в оценке их деятельности другими людьми и
родителями.
Нельзя
запугивать
и
применять
физическое
наказания.
Справедливая положительная оценка очень важна, она побуждает ребенка к
действию, познанию, развивает интерес к учению. Родителям необходимо
ориентироваться в том, что должен знать и уметь поступающий в школу
ребенок (см. приложение 1).
Готовя детей к школе, родители не должны забывать о формировании у
них таких навыков общественного поведения, как вежливость, сдержанность,
послушание. Надо не только разъяснять детям, что хорошо и что плохо, как
поступать в том или ином случае, но постоянно упражнять их в хороших
поступках – помогать более слабым, заступаться за обиженных, дать другому
любимую
игрушку.
Это
приучает
ребенка
быть
внимательным
и
справедливым по отношению к окружающим людям.
Важнейшим средством воспитания общественного поведения является
пример взрослых, прочные нравственные устои семьи.
В период подготовки к школе важно проверить состояние здоровья
ребенка. Кроме педиатра, ребенка осматривают окулист, специалист по
болезням уха, горло и нос, хирург – ортопед, психоневролог, стоматолог,
логопед и другие специалисты.
Если у ребенка выявлено какое-либо хроническое заболевание,
пониженная острота зрения, дефекты осанки и прочее, ему в обязательном
порядке будет назначено лечение. И долг родителей – аккуратно и точно
выполнять назначения врача с тем, чтобы ребенок пошел в школу здоровым.
Здоровье – это главный фактор, который обеспечит успешное овладение
учебным материалом, поможет вызвать интерес к учению и знаниям.
Приложение 1
Что положено знать и уметь поступающему в школу ребенку
Уметь называть себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь
полностью назвать маму, папу, бабушку, дедушку.
Знать времена года, количество и названия месяцев в году, дней в
неделе. Знать, какое сейчас время года, какой месяц, какой сегодня день.
Уметь ответить на вопросы типа "Когда птицы улетают на юг?", "Когда
холодно и идет снег?", "В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?",
"В какое время года листья желтеют и опадают?", "Когда мы собираем грибы
и ягоды?" и т.д.
Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой
текст из нескольких предложений. Некоторые школы этого не требуют.
Быть в состоянии написать или скопировать простую фразу.
Например: "ОН ел суп", "Миша мыл окно".
Прямой и обратный счет в пределах двадцати.
Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.
Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных
картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые чем-то объединяет.
Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой
и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и
сказать, что это - транспорт, или средства передвижения, или "на них ездят
люди". Если предложен ряд из слов "туфли, сапоги, тапочки", то ребенок
должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае
это слово "обувь".
Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: "сыр,
масло, пластилин, колбаса". Ребенок не только должен исключить лишнее
слово "пластилин", но и объяснить, почему лишним является именно оно.
"Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все
остальное - это еда. Ее едят".
Находить сходство и различия между предметами: Что общего
между морковкой и картошкой? (Оба они овощи, их едят, из них варят суп,
они растут в земле, у них есть кожура и т.д.). Чем они отличаются друг от
друга? (Отличаются формой. Морковка
длинная и треугольная, а картошка круглая или овальная. Отличаются
цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая).
Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. В
некоторых школах детям предлагают сначала расположить картинки в
нужном порядке, а потом рассказывать по ним историю. Рассказ должен
быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание
об эмоциональном состоянии героев ("На этой картинке девочка грустная,
потому что у нее улетел шарик", "Дети обрадовались, что им построили
горку" и т.д.)
Знать геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат,
прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и
один квадрат). Уметь их нарисовать.
Запомнить 5-7 из 10 четко названных простых слов.
Запомнить
и
назвать
не
менее
шести
из
12
картинок,
одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.
Уметь по просьбе учителя рассказать наизусть небольшое
стихотворение.
Уметь отвечать на вопросы типа "Что бывает раньше - обед или
ужин? Весна или лето?" "Кто больше - корова или коза? Птица или пчела?",
"У коровы детеныш - теленок. А у лошади?".
Знать 10-12 цветов.
Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями
тела (включая шею, пальцы и т.д.).
Если ребенок владеет всеми перечисленными навыками и умениями,
то, скорее всего, в школу он успешно поступит и учиться в первом классе
будет без особых учебных проблем.