Напоминание

"Роль воспитателя в процессе подготовки детей к школе”


Автор: Смолина Регина Рашидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДЕТСКИЙ САД 452 "БУСИНКА" г.о. Самара
Населённый пункт: Город Самара, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль воспитателя в процессе подготовки детей к школе”
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья

по

теме “

Роль

воспитателя

в

процессе

подготовки

детей

к

школе

(из опыта работы

воспитателя)

Дошкольные учреждения всех типов создаются в целях общественного воспитания детей

раннего и дошкольного возраста. Они действуют в соответствии с «Основами

законодательства РФ об образовании», «Уставом детского сада», а также программно-

методическими,

инструктивными

и

нормативными

документами

Министерства

просвещения РФ и министерства просвещения.

В

каждом

дошкольном

учреждении

должна

быть

создана

деловая

атмосфера,

направленная на творческое решение задач, предусмотренных «Программой воспитания в

детском саду». Квалификация его педагогических кадров, степень их ответственности и

добросовестности в выполнении своих обязанностей определяют эффективность и

качество всей проводимой работы.

Известно,

наиболее

существенным

фактором

в

личностном

развитии

старшего

дошкольника является личность воспитателя, который с ним работает. В психологической

и педагогической литературе имеется достаточно четкое представление о воздействии

общения воспитателя и старшего дошкольника на формирование личности последнего. В

психологической и педагогической литературе дан подробный анализ роли воспитателя в

интеллектуальном развитии старшего дошкольника, в воспитании у него определённых

способностей, навыков и качеств. К сожалению, как уже упоминалось выше, в

психологической и педагогической литературе не уделено еще достаточного внимания

изучению профессиональных качеств самого воспитателя детского сада. Нищева Н. В.

Система коррекционной работы.- СПб.: 2005 г.

Для детей старшего дошкольного возраста его ближайшим микросоциумом являются

родители и конечно воспитатели в детском саду. В дошкольном детстве происходит

формирование

детей

как

личности,

а

также

закладывается

их

общественная

направленность. Вырабатываются навыки социального поведения. Данными факторами

определяется значение дошкольного учреждения как общественной и организационной

формы воспитания старших дошкольников. Вследствие специфики старшего дошкольного

возраста

(легкая

внушаемость,

впечатлительность,

эмоциональность)

воспитатель

оказывает

педагогическое

воздействие

не

только

своими

интеллектуальными

и

специальными способностями, но и личностными свойствами.

Воспитатель дошкольного учреждения осуществляет воспитание детей и подготовку их к

успешному обучению в школе. Характерными чертами высококвалифицированного

воспитателя являются педагогическое мастерство, активное участие в общественно-

политической жизни страны.

Идейно-политическое воспитание работников дошкольных учреждений осуществляется в

духе общепринятых требований к педагогическим кадрам.

Специальная педагогическая и психологическая литература подчеркивает общественное

значение труда воспитателя, призывая дошкольных работников жить интересами

социалистического государства, внося свой трудовой вклад в дело развития будущего

общества нашей страны.

Политическая зрелость воспитателя помогает ему осознавать свою ответственность перед

страной и обществом за качество воспитания детей, творчески подходить к решению

педагогических задач, постоянно совершенствовать свое мастерство и помогать росту

коллег по работе.

Лучшие воспитатели обобщают свой опыт и делятся им на научно-практических

конференциях, педагогических чтениях, выступают со статьями в печати. Своим

творческим трудом они способствуют развитию теории и практики специальной

подготовки старших дошкольников к школе.

Поддерживая постоянную связь с семьей, воспитатель дошкольного учреждения помогает

родителям в воспитании детей.

Воспитатель -- это член трудового коллектива, где наглядно проявляются его деловые и

личные качества. Слаженный коллектив дошкольного учреждения, объединенный

единством целей и задач, способствует развитию творческой инициативы и повышению

эффективности воспитательного процесса, оказывает влияние на совершенствование

морального

облика

и

педагогического

мастерства

каждого

сотрудника.

Для

отечественного педагога характерны чувство профессионального долга, понимание своего

высокого назначения и ответственности, должное отношение к труду, творчество,

целеустремленность и настойчивость, умение критически оценивать свою деятельность.

Это человек большой культуры, обладающий высокими моральными качествами:

гражданственностью, принципиальностью, товарищеской взыскательностью, честностью

и правдивостью. Минскин Е. М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. - 2-е изд.,

дораб. - М.: 1987 г.

Широк круг общественных дел воспитателя -- от поручений в дошкольном учреждении до

активного участия в государственном управлении в качестве народного депутата.

Педагогическое

мастерство

воспитателя

многогранно.

Оно

складывается

из

профессиональной подготовки, постоянного углубления теоретических знаний, опыта

работы, любви к детям. Мастерство воспитателя тесно связано с его мировоззрением,

идейной направленностью, общей и специальной подготовкой.

Искусством воспитания и обучения может овладеть лишь человек большой культуры,

хорошо знающий психологию и методику работы с детьми, имеющий высокий авторитет

и обладающий педагогическим тактом. Для работы с детьми старшего дошкольного

возраста важно также уметь петь и танцевать, красиво двигаться, правильно говорить,

владеть навыками художественного чтения. Большим авторитетом у маленьких детей

пользуется воспитатель с ловкими и умелыми руками.

Мастерство воспитателя дошкольного учреждения не является каким-то особенным

искусством, которое требует таланта, но это специальность, которой надо учить, как надо

учить врача его мастерству, как надо учить музыканта.

Мастерство воспитателя формируется постепенно. Еще в педагогическом училище

будущие воспитатели учатся применять полученные теоретические знания на практике.

Молодой специалист, с интересом вникающий в работу, получает от нее большое

удовлетворение.

Это

стимулирует

его

к

совершенствованию

профессионального

мастерства.

В целях повышения идейно-политического уровня и педагогической квалификации

работников в дошкольном учреждении организуются и систематически проводятся

общественно-политические

и

методические

мероприятия

(семинары,

заседания

педагогического

совета

и

т.

п.),

которые

являются

важным

условием

роста

профессионального мастерства. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и

растем. - М.: 2005 г.

Глубокое

изучение

различной

специальной

литературы

вооружает

воспитателей

диалектическим подходом к процессу специальной подготовки детей к школе, помогает

проникнуть в его сущность.

Активно участвуя в методических мероприятиях, воспитатели узнают об опыте работы

лучших дошкольных учреждений, знакомятся с новыми исследованиями в области

специальной подготовки к школе, дошкольной педагогики и специальных методик.

Важнейшее значение в становлении педагога-мастера имеет его систематическая работа

по повышению своей квалификации. В «Положении о системе повышения квалификации

воспитателей и заведующих детскими садами» говорится о таких путях для этого, как

самостоятельная работа, занятия на курсах, а также участие в методических мероприятиях

района, города.

Все это помогает дошкольным педагогам овладевать теорией и практикой современных

методов специальной подготовки старших дошкольников к школе, творчески подходить к

реализации «Программы воспитания в детском саду», применять разнообразные методы и

приемы воспитания и обучения детей. Важным качеством педагога-мастера является

умение анализировать результаты своего труда и объективно оценивать его. Если дети

приобрели устойчивые знания, умения и навыки по всем разделам «Программы

воспитания в детском саду», то, следовательно, воспитатель эффективно владеет

педагогически обоснованными методами и приемами воздействия.

Воспитатель, формирующий нового человека, сам должен быть передовым гражданином

нашего общества. Профессиональное мастерство, любовь к детям проявляются в делах,

поступках, взаимоотношениях с людьми и служат средством воспитания детей. Плохой

воспитатель тот, который учит ребят сдерживаться, а сам не сдерживается, учит ребят

товариществу, а сам держится с ними не как товарищ, а как начальство. Для детей идея не

отделена от личности. Воспитатель должен быть детям близким другом.

Особенно велико влияние воспитателя на ребенка в старшем дошкольном возрасте, когда

закладываются первые основы человеческой личности. По мнению Ушинского К. Д. дети

воспитываются, развертываются нравственно и умственно только под прямым влиянием

человеческой личности и никакими формами, никакой дисциплиной, никакими уставами

и расписаниями времени занятий невозможно искусственно заменить влияние личности

воспитателя.

В дошкольном учреждении ребенок находится в течение первых семи лет своей жизни, и

для него воспитатель является непререкаемым примером и авторитетом. Поэтому столь

высоки

требования

к

личности

воспитателя.

Влияние

воспитателя

на

ребенка

осуществляется в повседневной жизни, в играх, на занятиях, в совместной трудовой

деятельности и общении. Он должен внимательно изучать каждого ребенка, знать его

индивидуальные

особенности,

относиться

ко

всем

детям

объективно,

проявлять

педагогический такт, справедливо оценивать их поведение и результаты деятельности,

уметь вовремя прийти на помощь, интересоваться их жизнью в семье. Только тогда

педагог сможет оказывать целенаправленное влияние на развитие личности ребенка.

Непременным условием успешной деятельности воспитателя является любовь к детям в

сочетании с разумной требовательностью к ним. Его искренность, сердечность,

ласковость, доброта вызывают у детей ответное чувство привязанности.

Процесс развития детской личности подразделяется на три фазы:

· первая стадия детства (0 -- 6 лет)

· вторая стадия детства (6 -- 12 лет)

· юность (12 -- 18 лет). Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности

младших школьников [текст] / Готовность детей к школе - проблема возрастной и

педагогической психологии. // Н.Ф.Талызина - М.: 2001 г.

Каждая из этих стадий представляет собой отчетливый самостоятельный отрезок

развития.

Фаза первой стадии детства (0 -- 6 лет) -- важнейшее время жизни, поскольку именно в это

время формируются личность и способности ребенка. Первые шесть лет жизни являются

второй эмбриональной фазой роста, во время которой развиваются дух и душа ребенка. В

то время как взрослый человек фильтрует свои восприятия, ребенок впитывает в себя

окружающую среду и она становится частью его личности.

Вторая стадия детства - фаза лабильности. В ходе своего развития ребенок проходит так

называемые «чувствительные» или «сенситивные» периоды. В такие периоды ребенок

особенно чувствителен к определенным возбуждениям со стороны окружающей среды,

например, что касается развития движений, речи или социальных аспектов. Если в

течение

фазы

чувствительности

ребенок

найдет

занятие,

соответствующее

его

потребностям, он станет способным к глубокой концентрации. В продолжение такой фазы

ребенок не позволяет себя отвлечь другим раздражителям -- он проходит процесс

постижения, который захватывает не только его интеллектуальную сторону, но и все

личностное развитие. Вторая стадия детства - является фазой «нормализации».

Одна

из

важнейших

фаз

чувствительности

каждого

ребенка

это

фаза

«усовершенствование чувств». Каждый ребенок обладает естественным стремлением все

пощупать, понюхать, попробовать на вкус. Из этого наблюдения можно сделать вывод,

что доступ к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а принципиально через его

органы чувств. Ощущать и познавать становятся в ходе процесса учебы единым целым.

В деятельности воспитателя, заключается первое педагогическое требование. Это не

требование делать что-то определенное, но требование не делать чего-то определенного, а

именно, категорический призыв не мешать процессу саморазвития. Это требование

вытекает, по крайней мере, из того тезиса, что родители -- не творцы ребенка, что ребенок,

как выше уже говорилось, сам прораб своего развития; родители -- помощники на этой

стройке и должны довольствоваться этой ролью.



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники