Автор: Александра Викторовна Гайдаржи
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУСО "Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологический тренинг как средство личностного развития подростка с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: высшее образование
Психологический тренинг как средство личностного развития
подростка с ограниченными возможностями здоровья
Гайдаржи А.В.
педагог-психолог ГБУСО «Ставропольский РЦ»
Подростковый
возраст
-
период
противоречий,
притязаний
на
взрослость
и
признание,
стремления
к
социальному
и
личностному
самоопределению, углубленного самоанализа, развития самосознания и
становления «Я-концепции».
В это время, проявляя живой интерес к
собственному внутреннему миру, подросток желает глубже понять и узнать
себя, проанализировать свои достоинства и недостатки, что в собственных
поступках является правильным, а что не правильным, чего следует
добиваться, а от чего воздерживаться.
Важный фактор психического развития в подростковом возрасте -
общение со сверстниками. Для детей очень значимо быть принятыми в
группу, особенно для ребят с ограниченными возможностями здоровья.
У детей с ОВЗ наблюдаются следующие особенности подросткового
возраста, которые отличают их от здоровых подростков: их самооценка
снижена, присутствуют страхи и тревожность в связи с наличие у них
тяжелого заболевания. Состояние здоровья у подростков с ОВЗ приводит к
повышенной
утомляемости
и
истощаемости,
они
переходят
на
индивидуальное обучение, вынуждены регулярно лечиться, находиться в
больницах и на реабилитациях, и в следствии этого у ребят ограничивается
круг общения, появляется изолированность, что мешает их социальной
адаптации. У некоторых детей с ОВЗ снижен интеллект, что приводит к
нарушению критичности мышления, адекватности поведения, из-за этого
часто возникают конфликтные ситуации, которые им сложно уладить
самостоятельно. Только в группе под руководством психолога подростки с
ОВЗ могут успешно освоить нормы поведения в обществе, разрешить
межличностные проблемы, сформировать основные качества и черты
характера. Для этого с детьми подросткового возраста специалисты ГБУСО
«Ставропольский
РЦ»
проводят
групповые
занятия
-
социально-
психологический тренинг. Занятия проходят в течение года один раз в
неделю, продолжительность каждого составляет 60-90 минут.
Цель тренинга - создание условий для формирования у подростков
адекватной самооценки и успешного преодоления ими кризисных явлений
данного возраста.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
повышение
коммуникативной
и
социально-психологической
компетентности подростков;
овладение способами эффективного поведения в конфликтных
ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов;
развитие навыков саморегуляции;
способствование повышению самооценки у участников группы;
развитие
умения
преодоления
барьеров,
мешающих
полноценному самовыражению.
В качестве примера можно привести краткое содержание тренинга
«Уверенное и неуверенное поведение», цель которого – обучить ребят
отличать одно от другого и отработать приемы уверенного поведения.
1.
Ритуал приветствия.
2. Упражнение «Воспроизведение» (разминка): бросая друг другу мяч,
дети называют имя того, кому бросают. Поймавший мяч, принимает любую
позу, все остальные, вслед за ним, ее воспроизводят (мяч должен побывать у
каждого).
3. Упражнение «Вместе весело шагать»: выстроившись в линию и
соприкасаясь обувью (левая нога находится вплотную с правой соседа), не
разрывая контакт, дети, должны дойти до финишной черты.
Нарушая правило, вся группа возвращается на исходную позицию.
По окончании упражнения организуется обратная связь.
4. Беседа об уверенном и неуверенном поведении.
5. Упражнение «Мое поведение»: от имени куклы психолог предлагает
детям определенную ситуацию. Вторая кукла, находящаяся у ребенка должна
«ответить» как поведет себя уверенный и неуверенный в себе человек в
данных обстоятельствах.
Участники тренинга могут сами придумать ситуации (в упражнении
должны поучаствовать все дети).
По окончании упражнения организуется обратная связь.
6. Упражнение «Зеркало»: дети образуют два круга - внутренний и
внешний (делятся на две команды). По сигналу психолога тот, кто стоит во
внутреннем круге, должен изобразить без слов (с помощью жестов, позы,
мимики) уверенного или неуверенного человека, а стоящий во внешнем
круге должен догадаться, кого он изображал. Затем участники меняются
ролями.
По окончании упражнения организуется обратная связь.
7. Упражнение «Рисунок на спине»: дети разбиваются по парам и
«рисуют» друг у друга на спине пальцем простой предметный рисунок, не
сообщая о задуманном партнеру. Ребенок, у которого рисуют, старается
отгадать, что изобразили. Затем участники меняются местами.
По окончании упражнения организуется обратная связь.
8. Игра «Сова»: водящий изображает «сову», в дневное время
охраняющую свою добычу. Но, будучи птицей ночной, на ярком солнечном
свету она ничего не видит (глаза водящего завязаны) и поэтому не летает
(запрещено сходить со места). У ног водящего лежит «добыча» - 10-15
смятых листов бумаги.
Остальные участники располагаются вокруг, изображая стаю «дневных
птиц», и пытаются украсть у «совы» ее «добычу».
По окончании упражнения организуется обратная связь.
9. Упражнение «Выражение чувств»: детям раздают карточки с
названиями
чувств,
с
которыми
надо
ознакомиться,
но
не
показывать окружающим. Каждому участнику с постамента (стол, стул)
необходимо изобразить «памятник» тому чувству, которое написано у него
на карточке. Задача группы – отгадать.
По окончании упражнения организуется обратная связь.
10. Упражнение «Пантомима»: желающий тянет листок с написанным
на нем словом, после чего без звука пытается передать его содержание.
Задача группы угадать, что изображает выступающий.
По окончании упражнения организуется обратная связь.
11.
Упражнение
«Круг
уверенности»
(визуализация):
задача
представить себя уверенным, смелым, свободным человеком, которому все
по плечу, у которого все получится.
По окончании упражнения организуется обратная связь.
12. Упражнение «Мне сегодня»: каждый высказывается, начиная со
слов: «Мне сегодня …».
13. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу»
Эффективность тренинговой работы можно оценить во время летней
оздоровительной
компании
-
ежегодно
организуемого
на
базе
«Ставропольского
РЦ»
лагеря
«Надежда».
В
него
ходят
ребята
из
тренинговой группы, и подростки ее не посещавшие.
У
специалистов
появляется
возможность
отследить,
как
дети,
прошедшие тренинг, знакомятся, принимают друг друга, ведут себя в
конфликтных
ситуациях,
оказывают
ли
поддержку,
проявляют
ли
толерантность по отношению друг к другу, несут ли ответственность за
собственные поступки.
Наблюдения педагогов показали, что подростки, прошедшие тренинг,
становятся раскрепощенными, учатся анализировать свое поведение, лучше
общаются в кругу сверстников, помогают друг другу, разрешая конфликтные
ситуации.
На тренингах подростки лучше узнают себя, учатся определять свои
сильные и слабые стороны, развивают чувство собственного достоинства,
преодолевают
неуверенность,
страх,
наиболее
успешно
и
полно
реализовывают себя в поведении и деятельности.
По
эффективности
тренинговых
программ,
можно
оценить
педагогические стратегии их проведения и внести необходимые коррективы.
Посещая тренинги, ребята знают, что им всегда рады, их всегда
выслушают, поймут, поддержат и, если понадобится, обязательно дадут
совет.
Список используемых источников:
1.
Божович
Л.И.
Проблемы
формирования
личности.
-
М.:
Просвещение, 1995. - 352с.
2.
Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал
- 1992. - № 4. - С. 33 - 38
3.
Донцов
А.И.
Психология
коллектива.
-
М.:
Издательство
Московского Университета, 1984. - 174с.
4.
Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное
общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.
5.
Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. - М.:
Просвещение, 1991. - 176с.
6.
Неймарк
М.С.
Направленность
личности
и
аффект
неадекватности у подростков// Изучение мотивации поведения детей и
подростков. / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М., 1972. - с.
112 - 146