Напоминание

"Психологический тренинг как средство личностного развития подростка с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Александра Викторовна Гайдаржи
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУСО "Ставропольский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: город Ставрополь, Ставропольский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологический тренинг как средство личностного развития подростка с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: высшее образование





Назад




Психологический тренинг как средство личностного развития

подростка с ограниченными возможностями здоровья

Гайдаржи А.В.

педагог-психолог ГБУСО «Ставропольский РЦ»

Подростковый

возраст

-

период

противоречий,

притязаний

на

взрослость

и

признание,

стремления

к

социальному

и

личностному

самоопределению, углубленного самоанализа, развития самосознания и

становления «Я-концепции».

В это время, проявляя живой интерес к

собственному внутреннему миру, подросток желает глубже понять и узнать

себя, проанализировать свои достоинства и недостатки, что в собственных

поступках является правильным, а что не правильным, чего следует

добиваться, а от чего воздерживаться.

Важный фактор психического развития в подростковом возрасте -

общение со сверстниками. Для детей очень значимо быть принятыми в

группу, особенно для ребят с ограниченными возможностями здоровья.

У детей с ОВЗ наблюдаются следующие особенности подросткового

возраста, которые отличают их от здоровых подростков: их самооценка

снижена, присутствуют страхи и тревожность в связи с наличие у них

тяжелого заболевания. Состояние здоровья у подростков с ОВЗ приводит к

повышенной

утомляемости

и

истощаемости,

они

переходят

на

индивидуальное обучение, вынуждены регулярно лечиться, находиться в

больницах и на реабилитациях, и в следствии этого у ребят ограничивается

круг общения, появляется изолированность, что мешает их социальной

адаптации. У некоторых детей с ОВЗ снижен интеллект, что приводит к

нарушению критичности мышления, адекватности поведения, из-за этого

часто возникают конфликтные ситуации, которые им сложно уладить

самостоятельно. Только в группе под руководством психолога подростки с

ОВЗ могут успешно освоить нормы поведения в обществе, разрешить

межличностные проблемы, сформировать основные качества и черты

характера. Для этого с детьми подросткового возраста специалисты ГБУСО

«Ставропольский

РЦ»

проводят

групповые

занятия

-

социально-

психологический тренинг. Занятия проходят в течение года один раз в

неделю, продолжительность каждого составляет 60-90 минут.

Цель тренинга - создание условий для формирования у подростков

адекватной самооценки и успешного преодоления ими кризисных явлений

данного возраста.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

повышение

коммуникативной

и

социально-психологической

компетентности подростков;

овладение способами эффективного поведения в конфликтных

ситуациях и конструктивного разрешения конфликтов;

развитие навыков саморегуляции;

способствование повышению самооценки у участников группы;

развитие

умения

преодоления

барьеров,

мешающих

полноценному самовыражению.

В качестве примера можно привести краткое содержание тренинга

«Уверенное и неуверенное поведение», цель которого – обучить ребят

отличать одно от другого и отработать приемы уверенного поведения.

1.

Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Воспроизведение» (разминка): бросая друг другу мяч,

дети называют имя того, кому бросают. Поймавший мяч, принимает любую

позу, все остальные, вслед за ним, ее воспроизводят (мяч должен побывать у

каждого).

3. Упражнение «Вместе весело шагать»: выстроившись в линию и

соприкасаясь обувью (левая нога находится вплотную с правой соседа), не

разрывая контакт, дети, должны дойти до финишной черты.

Нарушая правило, вся группа возвращается на исходную позицию.

По окончании упражнения организуется обратная связь.

4. Беседа об уверенном и неуверенном поведении.

5. Упражнение «Мое поведение»: от имени куклы психолог предлагает

детям определенную ситуацию. Вторая кукла, находящаяся у ребенка должна

«ответить» как поведет себя уверенный и неуверенный в себе человек в

данных обстоятельствах.

Участники тренинга могут сами придумать ситуации (в упражнении

должны поучаствовать все дети).

По окончании упражнения организуется обратная связь.

6. Упражнение «Зеркало»: дети образуют два круга - внутренний и

внешний (делятся на две команды). По сигналу психолога тот, кто стоит во

внутреннем круге, должен изобразить без слов (с помощью жестов, позы,

мимики) уверенного или неуверенного человека, а стоящий во внешнем

круге должен догадаться, кого он изображал. Затем участники меняются

ролями.

По окончании упражнения организуется обратная связь.

7. Упражнение «Рисунок на спине»: дети разбиваются по парам и

«рисуют» друг у друга на спине пальцем простой предметный рисунок, не

сообщая о задуманном партнеру. Ребенок, у которого рисуют, старается

отгадать, что изобразили. Затем участники меняются местами.

По окончании упражнения организуется обратная связь.

8. Игра «Сова»: водящий изображает «сову», в дневное время

охраняющую свою добычу. Но, будучи птицей ночной, на ярком солнечном

свету она ничего не видит (глаза водящего завязаны) и поэтому не летает

(запрещено сходить со места). У ног водящего лежит «добыча» - 10-15

смятых листов бумаги.

Остальные участники располагаются вокруг, изображая стаю «дневных

птиц», и пытаются украсть у «совы» ее «добычу».

По окончании упражнения организуется обратная связь.

9. Упражнение «Выражение чувств»: детям раздают карточки с

названиями

чувств,

с

которыми

надо

ознакомиться,

но

не

показывать окружающим. Каждому участнику с постамента (стол, стул)

необходимо изобразить «памятник» тому чувству, которое написано у него

на карточке. Задача группы – отгадать.

По окончании упражнения организуется обратная связь.

10. Упражнение «Пантомима»: желающий тянет листок с написанным

на нем словом, после чего без звука пытается передать его содержание.

Задача группы угадать, что изображает выступающий.

По окончании упражнения организуется обратная связь.

11.

Упражнение

«Круг

уверенности»

(визуализация):

задача

представить себя уверенным, смелым, свободным человеком, которому все

по плечу, у которого все получится.

По окончании упражнения организуется обратная связь.

12. Упражнение «Мне сегодня»: каждый высказывается, начиная со

слов: «Мне сегодня …».

13. Ритуал прощания «Аплодисменты по кругу»

Эффективность тренинговой работы можно оценить во время летней

оздоровительной

компании

-

ежегодно

организуемого

на

базе

«Ставропольского

РЦ»

лагеря

«Надежда».

В

него

ходят

ребята

из

тренинговой группы, и подростки ее не посещавшие.

У

специалистов

появляется

возможность

отследить,

как

дети,

прошедшие тренинг, знакомятся, принимают друг друга, ведут себя в

конфликтных

ситуациях,

оказывают

ли

поддержку,

проявляют

ли

толерантность по отношению друг к другу, несут ли ответственность за

собственные поступки.

Наблюдения педагогов показали, что подростки, прошедшие тренинг,

становятся раскрепощенными, учатся анализировать свое поведение, лучше

общаются в кругу сверстников, помогают друг другу, разрешая конфликтные

ситуации.

На тренингах подростки лучше узнают себя, учатся определять свои

сильные и слабые стороны, развивают чувство собственного достоинства,

преодолевают

неуверенность,

страх,

наиболее

успешно

и

полно

реализовывают себя в поведении и деятельности.

По

эффективности

тренинговых

программ,

можно

оценить

педагогические стратегии их проведения и внести необходимые коррективы.

Посещая тренинги, ребята знают, что им всегда рады, их всегда

выслушают, поймут, поддержат и, если понадобится, обязательно дадут

совет.

Список используемых источников:

1.

Божович

Л.И.

Проблемы

формирования

личности.

-

М.:

Просвещение, 1995. - 352с.

2.

Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал

- 1992. - № 4. - С. 33 - 38

3.

Донцов

А.И.

Психология

коллектива.

-

М.:

Издательство

Московского Университета, 1984. - 174с.

4.

Куницына В.Н., Казарнова Н.В., Погольша В.М. Межличностное

общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001.

5.

Мадорский Л.Р. Глазами подростков. Книга для учителя. - М.:

Просвещение, 1991. - 176с.

6.

Неймарк

М.С.

Направленность

личности

и

аффект

неадекватности у подростков// Изучение мотивации поведения детей и

подростков. / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. - М., 1972. - с.

112 - 146



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники