Напоминание

«Формирование семейных ценностей через сюжетно-ролевую игру в старшем дошкольном возрасте»


Автор: Орешина Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Вад Вадский район Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование семейных ценностей через сюжетно-ролевую игру в старшем дошкольном возрасте»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

(Слайд 1.)

Тема: «Формирование семейных ценностей через сюжетно-ролевую

игру в старшем дошкольном возрасте»

(Слайд 2.)

Своё выступление хочется начать со слов Василия Александровича

Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи, как в капле отражается солнце, так

в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Формирование образа семьи у детей старшего дошкольного возраста имеет

большое значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы личности,

его гендерной принадлежности и семейные ценности.

Семья была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и

исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. А

мы, воспитатели, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у

детей любовь и уважение к членам семьи.

(Слайд 3.)

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного

возраста.

Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности,

своеобразный способ переработки полученных впечатлений.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней

воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.

В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные

отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.п.)

(Слайд 4.)

Сюжетно-ролевая игра:

- развивает потенциальные возможности детей;

- имеет решающее значение для психического развития ребёнка;

- является формой моделирования ребёнком социальных отношений;

- обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой,

специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.

В группе организована предметно-развивающая среда для сюжетно-ролевых игр

(Слайд 5.)

«Мастерская», «Магазин»,

(Слайд 6.)

«Больница», «Дочки-матери».

(Слайд 7.)

«Парикмахерская».

Игровая среда оснащена оборудованием, игрушками, атрибутами,

игрушками-заместителями, которые находятся в доступном для детей месте;

имеют красивый, эстетичный вид. Это привлекает желание детей играть в

сюжетно-ролевые игры.

(Слайд 8.)

Сюжетно – ролевые игры планирую:

- в процессе совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой

группе

- в ходе режимных моментов

- в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и

совместной со сверстниками игре.

В своей работе использую следующие принципы организации игры:

(Слайд 9.)

- развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию

- формирование умения договариваться о теме игры

- самостоятельное распределение ролей

- обсуждение основного развития сюжета

- подготовка игровой обстановки

Для расширения игрового опыта в своей работе активно использую

дидактические игры - «Поможем маме накрыть на стол», «Оденем куклу по

сезону», «Печем пирожки», «Ждем гостей», «Семейная гостиная», «Купание

куклы», «Семейные праздники», «Мама готовит обед», «Приезд бабушки»,

«Юбилей мамы», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – распределение

обязанностей» и т.п.

В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной

жизни, о взаимоотношениях поколений, о традициях и обычаях в семье. В игровых

действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих близких так,

как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.

Изображая взрослых, дети передают обычные отношения, которые

наблюдают в домашней обстановке. Они бывают доброжелательными,

заботливыми, понимающими или деструктивными, дисгармоничными,

конфликтными.

В сюжетно-ролевых играх девочки отражают семейные ценности

материнства и родительства. (Слайд 10.)

Любимая роль девочек – роль мамы, которая заботится о детях и близких.

Девочки используют игровое оборудование (аналоги предметов быта): посуда,

муляжи продуктов, мебель, предметы бытовой техники и др. (Слайд 11.)

Анализ результатов моих наблюдений за сюжетно-ролевыми играми

дошкольников позволяет сделать вывод о том, что дети в семьях чаще видят

активность мамы. Мамы более активно включают детей в совместную

деятельность.

В процессе сюжетно-ролевых игр девочки очень эмоционально передают образ

мамы, вживаясь в него. Мальчики реже принимают участие в играх на семейно-

бытовую тематику.

Приняв на себя роль папы, они изображают ответственных, заботливых

отцов. Например, в игре предлагают покатать коляску с ребенком или увести

«малыша» в больницу. (Слайд 12.)

Дети также любят периодически разыгрывать роли, связанные с походом в

гости к родственникам или принимать гостей у себя. (Слайд 13.) (Слайд 14.)

Что говорит о том, что в семьях сохраняются традиции навещать своих

родственников или приглашать их к себе.

Знания о своей семье помогают детям стать уверенными, а тем самым это

помогает им в будущем. Чем больше детям дошкольного возраста будем давать

знания об особенностях взаимоотношений в семье, тем лучше у них будут

складываться представления о будущей семье. После систематического

использования игровой деятельности представления о семье становятся более

полными. Дети учатся раскрывать понятие «семья», с удовольствием рассказывать

о своей семье, о деятельности родителей и о семейных традициях, атак же знают о

своих будущих семейных обязанностях.

Приобщение дошкольников к семейной культуре, ориентация на семейные

ценности (материнство, отцовство, родство, семейные традиции) в процессе

сюжетно-ролевой игры способствуют формированию положительного образа

семьи при определенных условиях.

В заключении хочу поделиться некоторыми выводами на основании

проведенной мной диагностики уровня сюжетно-ролевой игры детей. Проведен

сравнительный анализ деятельности детей в старшей и подготовительной к школе

группе за 2019-2020 год.

В диагностике сюжетно-ролевой игры детей использовался метод

наблюдения.

(Слайд 15-16)

Диагностика проводилась по 4 основным критериям:

1. Уровень реализации роли в игре (фиксировалось, на каком уровне ребенок

реализует роль в игре: через действия, через сюжет или через ролевые отношения);

2. Сюжет игры (наблюдали, и анализировали, какие чаще всего ребенок

использует сюжеты в игре: бытовые, приключенческие или фантастические).

3. Использование предметов (фиксировалось, какие предметы ребенок

задействует во время игры: натуральные, заместители или воображаемые).

4. Уровень взаимодействия со сверстником в игре (анализировали, как

ребенок взаимодействует со сверстником: наблюдает, подражает, идет на

компромисс, подчиняется или управляет игрой).

Сравнительный анализ результатов диагностики сюжетно-ролевой игры

в старшей и подготовительной к школе группе, 2019-2020 г.

В диагностике приняло участие 23 ребенка:

1.

Уровень реализации роли в игре.

(Слайд 17.)

№ п\

п (%)

Показатели

Старшая группа (%)

Подготовительная к

школе группа (%)

1

Низкий

11,5

7,1

2

Средний

58,0

33,1

3

Высокий

30,5

60,8

Вывод. Хочется отметить, что более половины детей седьмого года жизни (60,8%)

начали реализовать роль в ходе сюжетно-ролевой игры на высоком уровне. Они

чаще всего реализую роль в игре через сюжет и ролевые отношения. Треть детей

подготовительной группы (32,1%) начали реализовать роль через сюжет или

ролевые отношения, некоторые используют сюжет и действие, что соответствует

условной возрастной норме развития. Треть детей старшей группы (30,5%)

реализовали роль в игре на высоком уровне, то есть реализовали роль в ходе игры

через ролевые отношения, через сюжет и ролевые отношения.

2.

Сюжет игры.

(Слайд 18.)

№ п\

п (%)

Показатели

Старшая группа (%)

Подготовительная к

школе группа (%)

1

Низкий

34,6

29,7

2

Средний

46,2

49,8

3

Высокий

19,2

20,5

Вывод. Из результатов наблюдений мы видим, что дети старшего дошкольного

возраста использовали в ходе сюжетно-ролевой игры смешанные сюжеты:

бытовой и приключенческий, приключенческий и фантастический; все три

варианта сюжета. На среднем уровне развития сюжета игры находилась

практически половина детей старшего дошкольного возраста - 46,2%, в настоящее

время - 49,8% . Треть детей шестого года жизни (34,6%) использовали в сюжетно –

ролевой игре только бытовые сюжеты, в настоящее время это число возросло.

3.

Использование предметов

(реальные, заместители, воображаемые).

(Слайд 19.)

№ п\

п (%)

Показатели

Старшая группа (%)

Подготовительная к

школе группа (%)

1

Низкий

19,2

21,4

2

Средний

53,8

50,1

3

Высокий

27,0

28,5

Вывод. Все три варианта использования предметов в игре (натуральные, предметы

– заместители, воображаемые предметы) могли использовать 27,0% детей шестого

года жизни, а на седьмом году жизни уже 28,5% детей.

4.

Уровень взаимодействия со сверстниками.

(Слайд 20)

№ п\

п (%)

Показатели

Старшая группа (%)

Подготовительная к

школе группа (%)

1

Ниже нормы

19,2

25,0

2

Возрастная норма

42,4

53,6

3

Выше нормы

38,4

21,4

Вывод. Из результатов наблюдений мы видим, что дети взаимодействуют друг с

другом в основном в соответствии с условной возрастной нормой. Данные

наблюдений показывают, что дети в ходе взаимодействия могут использовать

различные (комбинированные) способы взаимодействия: наблюдать и подражать

игре; управлять и идти на компромисс; наблюдать и подчиняться, т.е. принимать

на себя роль и действовать в соответствии с нею и т.п.

(Слайд 21.)

Спасибо за внимание!



В раздел образования