Автор: Орешина Наталья Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: с. Вад Вадский район Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование семейных ценностей через сюжетно-ролевую игру в старшем дошкольном возрасте»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
(Слайд 1.)
Тема: «Формирование семейных ценностей через сюжетно-ролевую
игру в старшем дошкольном возрасте»
(Слайд 2.)
Своё выступление хочется начать со слов Василия Александровича
Сухомлинского: «Ребенок – зеркало семьи, как в капле отражается солнце, так
в детях отражается нравственная чистота матери и отца».
Формирование образа семьи у детей старшего дошкольного возраста имеет
большое значение, т.к. именно в этом возрасте закладываются основы личности,
его гендерной принадлежности и семейные ценности.
Семья была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и
исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития. А
мы, воспитатели, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у
детей любовь и уважение к членам семьи.
(Слайд 3.)
Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного
возраста.
Сюжетно-ролевая игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности,
своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней
воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные
отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т.п.)
(Слайд 4.)
Сюжетно-ролевая игра:
- развивает потенциальные возможности детей;
- имеет решающее значение для психического развития ребёнка;
- является формой моделирования ребёнком социальных отношений;
- обладает уникальными особенностями, своеобразной структурой,
специфическими чертами, которые отличают её от других видов игр.
В группе организована предметно-развивающая среда для сюжетно-ролевых игр
(Слайд 5.)
«Мастерская», «Магазин»,
(Слайд 6.)
«Больница», «Дочки-матери».
(Слайд 7.)
«Парикмахерская».
Игровая среда оснащена оборудованием, игрушками, атрибутами,
игрушками-заместителями, которые находятся в доступном для детей месте;
имеют красивый, эстетичный вид. Это привлекает желание детей играть в
сюжетно-ролевые игры.
(Слайд 8.)
Сюжетно – ролевые игры планирую:
- в процессе совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой
группе
- в ходе режимных моментов
- в самостоятельной деятельности детей в форме индивидуальной игры и
совместной со сверстниками игре.
В своей работе использую следующие принципы организации игры:
(Слайд 9.)
- развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию
- формирование умения договариваться о теме игры
- самостоятельное распределение ролей
- обсуждение основного развития сюжета
- подготовка игровой обстановки
Для расширения игрового опыта в своей работе активно использую
дидактические игры - «Поможем маме накрыть на стол», «Оденем куклу по
сезону», «Печем пирожки», «Ждем гостей», «Семейная гостиная», «Купание
куклы», «Семейные праздники», «Мама готовит обед», «Приезд бабушки»,
«Юбилей мамы», «Папа чинит мебель», «Уборка в доме – распределение
обязанностей» и т.п.
В ходе таких игр уточняются представления детей об особенностях семейной
жизни, о взаимоотношениях поколений, о традициях и обычаях в семье. В игровых
действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих близких так,
как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации.
Изображая взрослых, дети передают обычные отношения, которые
наблюдают в домашней обстановке. Они бывают доброжелательными,
заботливыми, понимающими или деструктивными, дисгармоничными,
конфликтными.
В сюжетно-ролевых играх девочки отражают семейные ценности
материнства и родительства. (Слайд 10.)
Любимая роль девочек – роль мамы, которая заботится о детях и близких.
Девочки используют игровое оборудование (аналоги предметов быта): посуда,
муляжи продуктов, мебель, предметы бытовой техники и др. (Слайд 11.)
Анализ результатов моих наблюдений за сюжетно-ролевыми играми
дошкольников позволяет сделать вывод о том, что дети в семьях чаще видят
активность мамы. Мамы более активно включают детей в совместную
деятельность.
В процессе сюжетно-ролевых игр девочки очень эмоционально передают образ
мамы, вживаясь в него. Мальчики реже принимают участие в играх на семейно-
бытовую тематику.
Приняв на себя роль папы, они изображают ответственных, заботливых
отцов. Например, в игре предлагают покатать коляску с ребенком или увести
«малыша» в больницу. (Слайд 12.)
Дети также любят периодически разыгрывать роли, связанные с походом в
гости к родственникам или принимать гостей у себя. (Слайд 13.) (Слайд 14.)
Что говорит о том, что в семьях сохраняются традиции навещать своих
родственников или приглашать их к себе.
Знания о своей семье помогают детям стать уверенными, а тем самым это
помогает им в будущем. Чем больше детям дошкольного возраста будем давать
знания об особенностях взаимоотношений в семье, тем лучше у них будут
складываться представления о будущей семье. После систематического
использования игровой деятельности представления о семье становятся более
полными. Дети учатся раскрывать понятие «семья», с удовольствием рассказывать
о своей семье, о деятельности родителей и о семейных традициях, атак же знают о
своих будущих семейных обязанностях.
Приобщение дошкольников к семейной культуре, ориентация на семейные
ценности (материнство, отцовство, родство, семейные традиции) в процессе
сюжетно-ролевой игры способствуют формированию положительного образа
семьи при определенных условиях.
В заключении хочу поделиться некоторыми выводами на основании
проведенной мной диагностики уровня сюжетно-ролевой игры детей. Проведен
сравнительный анализ деятельности детей в старшей и подготовительной к школе
группе за 2019-2020 год.
В диагностике сюжетно-ролевой игры детей использовался метод
наблюдения.
(Слайд 15-16)
Диагностика проводилась по 4 основным критериям:
1. Уровень реализации роли в игре (фиксировалось, на каком уровне ребенок
реализует роль в игре: через действия, через сюжет или через ролевые отношения);
2. Сюжет игры (наблюдали, и анализировали, какие чаще всего ребенок
использует сюжеты в игре: бытовые, приключенческие или фантастические).
3. Использование предметов (фиксировалось, какие предметы ребенок
задействует во время игры: натуральные, заместители или воображаемые).
4. Уровень взаимодействия со сверстником в игре (анализировали, как
ребенок взаимодействует со сверстником: наблюдает, подражает, идет на
компромисс, подчиняется или управляет игрой).
Сравнительный анализ результатов диагностики сюжетно-ролевой игры
в старшей и подготовительной к школе группе, 2019-2020 г.
В диагностике приняло участие 23 ребенка:
1.
Уровень реализации роли в игре.
(Слайд 17.)
№ п\
п (%)
Показатели
Старшая группа (%)
Подготовительная к
школе группа (%)
1
Низкий
11,5
7,1
2
Средний
58,0
33,1
3
Высокий
30,5
60,8
Вывод. Хочется отметить, что более половины детей седьмого года жизни (60,8%)
начали реализовать роль в ходе сюжетно-ролевой игры на высоком уровне. Они
чаще всего реализую роль в игре через сюжет и ролевые отношения. Треть детей
подготовительной группы (32,1%) начали реализовать роль через сюжет или
ролевые отношения, некоторые используют сюжет и действие, что соответствует
условной возрастной норме развития. Треть детей старшей группы (30,5%)
реализовали роль в игре на высоком уровне, то есть реализовали роль в ходе игры
через ролевые отношения, через сюжет и ролевые отношения.
2.
Сюжет игры.
(Слайд 18.)
№ п\
п (%)
Показатели
Старшая группа (%)
Подготовительная к
школе группа (%)
1
Низкий
34,6
29,7
2
Средний
46,2
49,8
3
Высокий
19,2
20,5
Вывод. Из результатов наблюдений мы видим, что дети старшего дошкольного
возраста использовали в ходе сюжетно-ролевой игры смешанные сюжеты:
бытовой и приключенческий, приключенческий и фантастический; все три
варианта сюжета. На среднем уровне развития сюжета игры находилась
практически половина детей старшего дошкольного возраста - 46,2%, в настоящее
время - 49,8% . Треть детей шестого года жизни (34,6%) использовали в сюжетно –
ролевой игре только бытовые сюжеты, в настоящее время это число возросло.
3.
Использование предметов
(реальные, заместители, воображаемые).
(Слайд 19.)
№ п\
п (%)
Показатели
Старшая группа (%)
Подготовительная к
школе группа (%)
1
Низкий
19,2
21,4
2
Средний
53,8
50,1
3
Высокий
27,0
28,5
Вывод. Все три варианта использования предметов в игре (натуральные, предметы
– заместители, воображаемые предметы) могли использовать 27,0% детей шестого
года жизни, а на седьмом году жизни уже 28,5% детей.
4.
Уровень взаимодействия со сверстниками.
(Слайд 20)
№ п\
п (%)
Показатели
Старшая группа (%)
Подготовительная к
школе группа (%)
1
Ниже нормы
19,2
25,0
2
Возрастная норма
42,4
53,6
3
Выше нормы
38,4
21,4
Вывод. Из результатов наблюдений мы видим, что дети взаимодействуют друг с
другом в основном в соответствии с условной возрастной нормой. Данные
наблюдений показывают, что дети в ходе взаимодействия могут использовать
различные (комбинированные) способы взаимодействия: наблюдать и подражать
игре; управлять и идти на компромисс; наблюдать и подчиняться, т.е. принимать
на себя роль и действовать в соответствии с нею и т.п.
(Слайд 21.)
Спасибо за внимание!