Автор: Степанова Анастасия Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Канаш Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая
должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу
ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о
необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с
развитием и воспитанием ребенка до школы.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок,
тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали
происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального
поведения.
Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы
нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание
нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому
результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого
лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте
интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и
образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит
становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в
традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших
ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.
Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные
ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и
Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и
т.д.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем
относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,
декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих
культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и
изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат
русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта,
встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников
детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.
Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры,
предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.
Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной,
совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.
Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство
красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого
раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.
Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны
занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками
тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями,
поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с
трудом и различными сторонами общественной жизни человека.
В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны,
культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные
праздники.
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у
них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного
детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках
(Рождество (Святки), Масленица (Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых
цветов), Петров день (Сенокос) и др.). Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой.
Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием
наших детей.
Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании
высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на
близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс
духовных ценностей.
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд,
приносящий бесценные плоды.