Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Степанова Анастасия Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Канаш Чувашская Республика
Наименование материала: Статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,

без духовности нет личности, без личности нет народа!»

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая

должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу

ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о

необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с

развитием и воспитанием ребенка до школы.

В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок,

тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали

происходит намного позднее, чем формируются нравственные чувства и алгоритм социального

поведения.

Мы, педагоги, должны обратиться к душе ребенка. Воспитание его души – создание основы

нравственных ценностей будущего взрослого человека. Но, очевидно, рациональное воспитание

нравственности, не затрагивающее эмоции ребенка, никогда не приведет к желаемому

результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого

лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте

интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и

образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит

становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в

традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших

ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры – праздники и обряды.

Корни духовно-нравственного воспитания лежат в православии. Все наши нравственные

ценности родом из Нового Завета: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и

Родине, бескорыстность, жертвенность, скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и

т.д.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем

относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам,

декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих

культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и

изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат

русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта,

встречающиеся в фольклорных произведениях. Не секрет, что представления выпускников

детского сада о русской культуре были и остаются отрывочны и поверхностны.

Задача педагога – соединить обучение и воспитание через изучение традиций нашей культуры,

предоставить детям возможность познакомиться с культурным наследием наших предков.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной,

совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство

красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого

раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.

Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В устном народном творчестве, как нигде, сохранились особенные черты русского характера.

Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны

занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками

тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями,

поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связаны с

трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны,

культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные

праздники.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у

них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного

детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках

(Рождество (Святки), Масленица (Вторник-заигрыш), Васильковый день (Праздник полевых

цветов), Петров день (Сенокос) и др.). Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой.

Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием

наших детей.

Итак, народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании

высоконравственной, культурно образованной личности. Благодаря им в доступных формах, на

близком и понятном материале дети усваивают нравы, обычаи русского народа – весь комплекс

духовных ценностей.

Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд,

приносящий бесценные плоды.



В раздел образования