Напоминание

Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с героическим прошлым родного края.


Авторы: Матюшкина Татьяна Станиславовна, Татьяна Станиславовна Матюшкина
Должность: воспитатель ДОУ
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Скопин Рязанской области
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Воспитание патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с героическим прошлым родного края.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Луч»

Муниципального образования городской округ город Скопин

Рязанской области

Из опыта работы

по воспитанию патриотических чувств

посредством знакомства старших дошкольников

с героическим прошлым родного края.

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад №10 «Луч»

первой квалификационной

категории Матюшкина Т.С.

Скопин, 2021год

«Дети -это наша старость. Правильное воспитание — это

наша счастливая старость, плохое воспитание — это

будущее горе, это наши слезы, эта наша вина перед

другими людьми, перед всей страной.»

А.С.Макаренко

Актуальность

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и

огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и

внутренних границ. На него воздействует поток информации, получаемой

благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино.

Воспитательное и социализирующее воздействие этих и других источников

нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

В современных условиях осуществления ведущей деятельности ребенка

усиливается конфликт между характером усвоения ребенком знаний и

ценностей в детском саду и вне детского сада, размывание границ между

культурой и антикультурой, которая меняет структуру мышления детей, их

самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского

отношения к жизни.

Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их

жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование самого себя, в

следствии чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание

гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Дошкольное образовательное учреждение призвано активно

противодействовать этим негативным тенденциям. Детскому саду как

социальному субъекту-носителю педагогической культуры, несомненно,

принадлежит ведущая роль в осуществлении духовно-нравственного развития и

патриотического воспитания.

Цель:

воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее

достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная

страна с героическим прошлым и счастливым будущим.

Задачи:

1.

знакомить детей с героическим прошлым страны и своей малой родины;

2.

развивать познавательный интерес;

3.

воспитывать нравственные чувства и этическое сознание, трудолюбие,

ценностное отношение к прекрасному, природе.

Виды деятельности и формы занятий:

ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью

замечательных людей, прославивших свою Отчизну (занятия, беседы, «заочные

экскурсии-беседы» по материалам стенда, папкам-передвижкам, поисковая

деятельность).

ознакомление с историей и культурой родного края, народным

творчеством, этнокультурными традициями. Фольклором, особенностями быта

народов России (занятия, создание уголка старины, поисковая деятельность,

праздники, развлечения, досуги, чтение художественной литературы, мастер-

классы).

знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны,

содержанием и значением государственных праздников (мероприятия,

посвященные государственным праздникам, беседы, чтение художественной

литературы).

проведение военно-спортивной игры «Зарницы», дней здоровья,

спортивных праздников, встреча с ветеранами и военнослужащими.

участие в делах милосердия, в оказании помощи нуждающимся, в заботе о

природе (акции: «Забота», «Кормушка», «Детский сад — твой дом и ты хозяин в

нем», «Сохрани дерево», «Зеленый росток»).

получение представлений о нравственных отношений в семье (конкурсы

рисунков, фотовыставки, беседы, рассматривание семейного альбома).

ознакомление с традициями художественной культуры родного края, с

фольклором и народными художественными промыслами (беседы, просмотр

презентаций, посещение выставок народного промысла города Скопина).

Содержание деятельности

месяц

название

сентябрь

Встреча с интересными людьми «Моя будущая профессия».

ОО «Познавательное развитие» (ФЦКМ) «Хлеб — богатство России».

ОО «Социально-коммуникативное развитие». Беседа «Моя улица».

ОО «Познавательное развитие». «Русский национальный костюм».

Октябрь

ОО»Познавательное развитие». «Страна, в которой мы живем».

ОО «Социально-коммуникативное развитие». «Моя семья, мой дом, мой

детский сад».

ОО «Социально-коммуникативное развитие». «Наши имена».

ОО «Познавательное развитие». «Памятники старины».

ОО»Познавательное развитие». «Летопись времени».

ноябрь

ОО «Познавательное развитие». Заочная «экскурсия» в Дмитриевский

монастырь.

ОО «Познавательное развитие». Беседа о Бирюзове С.С. из цикла «Я

помню! Я горжусь!».

ОО «Познавательное развитие». Интеллектуальная игра «Умницы и

умники».

ОО «Познавательное развитие». Беседа «Освобождение города Скопина».

ОО «Познавательное развитие». «Герб города Скопина».

декабрь

ОО «Познавательное развитие». «Легенды родного края»

Рассматривание народного костюма жителей Скопинского района.

ОО «Социально-коммуникативное развитие». Беседа «Мое любимое место

в городе».

январь

Развлечение «Пришла Коляда, отворяй ворота!»

ОО «Познавательное развитие».

Беседа «Как давали названия улицам

родного города»

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Беседа «Волшебная глина»

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Конструирование на тему:

«Кукла-оберег».

февраль

ОО"Познавательное развитие». Беседа о профессии военного «Наша армия

родная».

Беседа о Полетаеве Ф.А. цз цикла «Я помню! Я горжусь!».

ОО «Речевое развитие». Чтение художественной литературы.

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Рисование на тему: «Храмы

родного города»

март

ОО «Познавательное развитие». «Война 1812 года. М.И.Кутузов».

ОО «Художественно-эстетическое развитие». Беседа «Михайловское

чудо».

ОО «Познавательное развитие». Беседа о профессии металлурга.

ОО"Познавательное развитие». «Летопись земли Скопинской».

ОО «Познавательное развитие». «Путешествие по экологической тропе

К.Г.Паустовского».

ОО «Познавательное развитие». «Театр родного города «Предел».

апрель

ОО «Познавательное развитие». «Окский биосферный заповедник».

ОО «Социально-коммуникативное развитие». Беседа «Имею право».

ОО «Познавательное развитие». Викторина «Что мы знаем о родном

крае?».

ОО «Познавательное развитие». «Экскурсия» по материалам стенда

«Скопин - частица малая России».

Защита проекта «История Отечества в истории моей семьи».

май

Праздник, посвященный Дню Победы.

Военно-спортивная игра «Зарница».

В течении года:

Акции: «Забота», «Детский сад — твой дом и ты хозяин в нем»,

«Спасем дерево», «Зеленый росток», беседы о дружбе, добре, милосердии, цикл бесед по

ЗОЖ

,

тематические фотовыставки, выставки рисунков.

Результат

Воспитание гражданственности, патриотизма:

ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному

культурно-историческому наследию, государственной символике, родному

языку, народным традициям, старшему поколению.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

представление о моральных нормах нравственного поведения;

сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к

младшим;

знание традиций своей семьи.

Воспитание трудолюбия:

ценностное отношение к труду, человеку труда, трудовым достижениям России.

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу

жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих

людей;

знание о негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, вредных

привычек на здоровье человека.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:

ценностное отношение к природе;

участие в природоохранной деятельности в детском саду.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному:

опыт постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора;

опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.

Библиография

1.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От

рождения до школы» под ред.Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С, Васильевой М.А.-

М: издательство «Мозаика-Синтез», 2014

2.Алешина Н.В..»Патриотическое воспитание дошкольников». - М. 2004

3.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России». - М.2010

4.Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской

народной культуры». - С-Пб.: издательство «Детство-Пресс»,2002

5.Косарева В.Н.. «Народная культура и традиции». - Волгоград. 2012

6.Пименова Т.М., Архипова В.В. «Формирование художественно-речевых

навыков у детей 5-7 лет». - Волгоград. 2012

7.Козаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о войне». - М.: издательство

«Гном»,2011



В раздел образования