Автор: Исаенко Людмила Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №26 Населённый пункт: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, ст. Новолабинская Наименование материала: конспект занятия Тема: "Путешествие в космос" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад муниципального образования
Усть-Лабинский район МБДОУ №26
Конспект тематического занятия по окружаю-
щему миру
по теме «Путешествие в космос»
( старший дошкольный возраст)
Воспитатель
первой квалификационной
категории Исаенко Л.А.
Ст. Новолабинская
2015 год
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики.
2. Познакомить с Солнцем как с раскаленным космическим объектом, строением солнеч-
ной системы из планет (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях) .
3. Вызвать интерес к космосу.
Активизация словаря: Солнечная система - галактика; планеты Меркурий, Марс, Венера,
Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; глобус.
Предварительная работа: Беседа с детьми о предстоящем празднике - 12 апреля «День
космонавтики», рисование космических спутников и космонавтов в скафандре, аппликация
«Ракета».
Материалы к занятию:
Демонстрационный: картины «Солнечная система»; иллюстрации: портреты Константина
Эдуардовича Циолковского, Сергея Павловича Королева, Юрия Алексеевича Гагарина;
детские рисунки; фотография Земли из космоса, глобус, бумага черного цвета, планеты
разные по цвету и размеру из бумаги.
Ход занятия
(Дети сидят полукругом, напротив доски с иллюстрациями)
Воспитатель: - Ребята, мы с вами уже говорили о предстоящем празднике 12 апреля -
день космонавтики. Сегодня мы познакомимся со строением солнечной системы из планет.
Когда наши предки еще жили в пещерах, они часто ночью смотрели в небо. Что они
там видели? (ответы детей).
Верно, над их головами в темноте сверкали многочисленные точки. Они исчезали к
утру, чтобы вновь появиться следующей ночью. Все небо было усыпано таинственными
крошечными звездочками. Сколько же их? (ответы детей) Их примерно 200 миллионов.
Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Ци-
олковский ( слайд). Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Заду-
мал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой-
нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный
аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об
этом в своих научных книгах».
Его дело продолжили ученики - ученые под руководством конструктора Сергея Павло-
вича Королева (слайд). 80 лет назад изготовили первый космический спутник (показ
слайда), установили на нем специальные приборы и запустили в космическое про-
странство. Полет прошел успешно».
А кто первый отправился к звездам?
В 1957 году первым «космонавтом» была собака Лайка (слайд), с ней же были от-
правлены плесневые грибки, традесканции, мухи и мыши. Пролет прошел успешно. В
1958году увеличили размер ракеты и отправили две собаки-лайки: Белку и Стрелку
(слайд). Они тоже благополучно вернулись на Землю. И ученые решили осуществить свою
заветную мечту - послать в космос человека!»
12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые в мире космонавт Юрий Алек-
сеевич Гагарин (слайд)успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показ слайда).
Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно привет-
ствовали первого космонавта.(слайд).
Благодаря ученым и космонавтам мы много нового узнали о нашей Галактике.
Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и ин-
тересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку:
Кто-то утром не спеша
Надувает желтый шар.
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
- Да, это – Солнце! Что такое Солнце? Оказывается, что солнце – это звезда, такая же, ка-
кие мы наблюдаем на ночном небе.
В ночном небе звёзды кажутся маленькими точками, потому что они очень далеко от нас.
А на самом деле они так же горячи, как и Солнце. Но Солнце находится ближе других
звезд к нашей планете.
Какое оно? (Солнце - это огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает
жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Но
Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это
– планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца?
- Да.
- У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запо-
минайте. (слайд – солнечная система). Семью Солнца называют Солнечной системой.
В семье Солнца царит идеальный порядок. Каждая планета имеет свою дорожку, по кото-
рой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита.
Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы.
Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца? (9).
А теперь давайте познакомимся с планетами поближе.
В Солнечной системе есть две самые маленькие планеты: Меркурий – находится ближе
всех к Солнцу, поэтому температура воздуха там выше, чем огонь в печи. Плутон (ещё
меньше Меркурия) – находится дальше всех от Солнца, солнечные лучи до него не дохо-
дят, поэтому там всегда холодно и он покрыт льдом. Сможет ли на этих планетах кто-то
жить? Почему?
Вторая от Солнца планета – Венера. На эту планету учёные отправляли космические ла-
боратории, и оказалось, что на этой планете и днём, и ночью бушуют грозы. А атмосфера
(воздух) состоит из ядовитых газов. Как вы думаете жить на этой планете можно?
Теперь познакомимся с самыми большими планетами, можно сказать – гигантами. Это
Юпитер и Сатурн . На этих планетах нет твёрдых поверхностей, они состоят из газов, ко-
торые образуют вещество похожее на желе. Если бы вам предложили жить на этих плане-
тах, что бы вы ответили?
Планеты Уран и Нептун также находятся от Солнца далеко, поэтому солнечные лучи до
них добраться не могут, и температура на этих планетах очень холодная – 220 градуса мо-
роза. Можно ли выжить при такой температуре?
Ещё одна интересная планета – Марс , её иногда называют Красной планетой, потому что
она состоит из красного камня. На эту планету учёные отправляли космические корабли,
которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера состоит из углекислого газа. Что вы
думаете о жизни на этой планете?
Осталась ещё одна планета. Ребята, может быть вы знаете как она называется?
Да, это наша планета Земля , о которой мы с вами уже много знаем. Она находится на тре-
тьей орбите от Солнца и это единственная планета, где есть жизнь.
- Как вы думаете, какой формы и цвета увидел Гагарин нашу Землю из космоса?
- Круглой, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами. (слайд вида Земли из космоса)
- Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз?
- Правильно- глобус (Показать глобус). (дети приклеивают голубой шар «Земля»)
Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то раз-
личия? (Они различаются по длине).
- Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца?
Правильно, Меркурий. Чтобы ей пройти свой путь нужно 80 дней. А сколько времени по-
надобиться Земле? (365 дней).
Физ. минутка. А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт»
Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо -
влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)
Пролетая над землею (разводят руки в стороны)
Ей передадим привет . (поднимают руки вверх и машут)
Дидактическая игра «Расположи планеты правильно»
У каждой планеты свой собственный путь.
Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.
Вокруг Солнца вращаются наши планеты.
По-разному все они Солнцем согреты.
Выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс с пришитыми лучиками-лентами
разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они
отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна — кольца. На конце каждой ленты —
цифры от 1 до 9.
Солнце:
Эта желтая звезда
Согревает нас всегда,
Все планеты освещает,
От других звезд защищает.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.
— Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? (Меркурий, потому что
он ближе всех к солнцу.)
Ребенок — Меркурий берется за ленточку №1.
Меркурий: Меркурий — ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой — страшный холод и мертвый покой.
А эту планету холод страшный сковал,
Теплом ее солнечный луч не достал.
— Что эта за планета? (Плутон. Он находиться дальше всех планет от солнца и меньше
всех планет.)
Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9.
Плутон: Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна.
А эта планета нам всем дорога.
Нам жизнь подарила планета ...(все: Земля)
— На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от Солнца находится
наша планета? (На 3-м.)
Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3.
Земля: На планете чудеса:
Океаны и леса,
Кислород есть в атмосфере,
Дышат люди им и звери.
К планете Земля две планеты близки.
Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс)
Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно вторую и четвертую
орбиты.
Венера: Только Солнце и Луна
В небе ярче, чем она.
Да и горячей планеты
В Солнечной системе нету.
Марс: Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.
А эта планета гордится собой.
Поскольку считается, самой большой.
— Что эта за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5).
Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место у ленточки №5.
Юпитер: Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.
Планета кольцами окружена,
И этим от всех отличилась она. (Сатурн)
Ребенок — «Сатурн» занимает орбиту №6.
Сатурн: Пышный газовый гигант
Брат Юпитера и франт
Любит он, чтоб рядом были
Кольца изо льда и пыли.
А что за планета Зеленого цвета? (Уран).
Ребенок в соответствующей шапочке занимает планету №7.
Уран: Он уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчится, лежа на боку.
Царь морской названье той планете дал.
Он именем своим ее назвал. (Нептун)
Ребенок в шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8.
Нептун: На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима.
— Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца».
(звучит музыка)
Кружится хоровод планет.
У каждой свой размер и цвет.
Для каждой путь определен,
Но только на Земле мир жизнью заселен.
Рефлексия
Вот и подошло к концу наше путешествие по Галактике .
Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система?
- Солнечная система - наш дом в бесконечной Вселенной.
- Правильно, Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты в опреде-
ленной последовательности. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте,
хором дружно отвечайте».
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Закрепить знания детей можно при повторном просмотре слайдов. При этом дети объясня-
ют каждый слайд.