Напоминание

"Путешествие в космос"


Автор: Исаенко Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №26
Населённый пункт: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, ст. Новолабинская
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Путешествие в космос"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад муниципального образования

Усть-Лабинский район МБДОУ №26

Конспект тематического занятия по окружаю-

щему миру

по теме «Путешествие в космос»

( старший дошкольный возраст)



Воспитатель

первой квалификационной

категории Исаенко Л.А.

Ст. Новолабинская

2015 год


Программное содержание:
1. Закрепить знания детей об истории развития космонавтики. 2. Познакомить с Солнцем как с раскаленным космическим объектом, строением солнеч- ной системы из планет (их размерах, расположении к Солнцу, некоторых особенностях) . 3. Вызвать интерес к космосу.
Активизация словаря:
Солнечная система - галактика; планеты Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; глобус.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о предстоящем празднике - 12 апреля «День космонавтики», рисование космических спутников и космонавтов в скафандре, аппликация «Ракета».
Материалы к занятию:
Демонстрационный: картины «Солнечная система»; иллюстрации: портреты Константина Эдуардовича Циолковского, Сергея Павловича Королева, Юрия Алексеевича Гагарина; детские рисунки; фотография Земли из космоса, глобус, бумага черного цвета, планеты разные по цвету и размеру из бумаги.
Ход занятия
(Дети сидят полукругом, напротив доски с иллюстрациями)
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами уже говорили о предстоящем празднике 12 апреля - день космонавтики. Сегодня мы познакомимся со строением солнечной системы из планет. Когда наши предки еще жили в пещерах, они часто ночью смотрели в небо. Что они там видели? (ответы детей). Верно, над их головами в темноте сверкали многочисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы вновь появиться следующей ночью. Все небо было усыпано таинственными крошечными звездочками. Сколько же их? (ответы детей) Их примерно 200 миллионов. Почти сто лет назад в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Ци- олковский ( слайд). Он очень любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. Заду- мал сконструировать такой летательный аппарат, который смог бы долететь до какой- нибудь планеты. Циолковский проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих научных книгах». Его дело продолжили ученики - ученые под руководством конструктора Сергея Павло- вича Королева (слайд). 80 лет назад изготовили первый космический спутник (показ слайда), установили на нем специальные приборы и запустили в космическое про- странство. Полет прошел успешно». А кто первый отправился к звездам? В 1957 году первым «космонавтом» была собака Лайка (слайд), с ней же были от- правлены плесневые грибки, традесканции, мухи и мыши. Пролет прошел успешно. В 1958году увеличили размер ракеты и отправили две собаки-лайки: Белку и Стрелку (слайд). Они тоже благополучно вернулись на Землю. И ученые решили осуществить свою заветную мечту - послать в космос человека!»
12 апреля 1961 года сбылась мечта человечества. Впервые в мире космонавт Юрий Алек- сеевич Гагарин (слайд)успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток» (показ слайда). Это было очень важным событием для всего мира. Все люди планеты восторженно привет- ствовали первого космонавта.(слайд). Благодаря ученым и космонавтам мы много нового узнали о нашей Галактике. Все вы умеете внимательно слушать и отвечать на вопросы, любите узнавать новое и ин- тересное. Сегодня я открою вам несколько секретов космоса. Но прежде отгадайте загадку: Кто-то утром не спеша Надувает желтый шар. А как выпустит из рук- Станет вдруг светло вокруг. (Солнце) - Да, это – Солнце! Что такое Солнце? Оказывается, что солнце – это звезда, такая же, ка- кие мы наблюдаем на ночном небе. В ночном небе звёзды кажутся маленькими точками, потому что они очень далеко от нас. А на самом деле они так же горячи, как и Солнце. Но Солнце находится ближе других звезд к нашей планете. Какое оно? (Солнце - это огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце жизни нет, там очень жарко). Но Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не мама и папа, не сыночки и дочки. Это – планеты. Хотите, я открою вам секрет и расскажу, что за планеты в семье Солнца? - Да. - У каждой планеты есть имя, как и у нас с вами. Внимательно смотрите, слушайте и запо- минайте. (слайд – солнечная система). Семью Солнца называют Солнечной системой. В семье Солнца царит идеальный порядок. Каждая планета имеет свою дорожку, по кото- рой она бежит вокруг Солнца. Дорожка, по которой движется планета, называется орбита. Повторите, это слово. А теперь, посмотрите внимательно на схему Солнечной системы. Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца? (9). А теперь давайте познакомимся с планетами поближе. В Солнечной системе есть две самые маленькие планеты:
Меркурий
– находится ближе всех к Солнцу, поэтому температура воздуха там выше, чем огонь в печи.
Плутон
(ещё меньше Меркурия) – находится дальше всех от Солнца, солнечные лучи до него не дохо- дят, поэтому там всегда холодно и он покрыт льдом. Сможет ли на этих планетах кто-то жить? Почему? Вторая от Солнца планета –
Венера.
На эту планету учёные отправляли космические ла- боратории, и оказалось, что на этой планете и днём, и ночью бушуют грозы. А атмосфера (воздух) состоит из ядовитых газов. Как вы думаете жить на этой планете можно? Теперь познакомимся с самыми большими планетами, можно сказать – гигантами. Это
Юпитер
и
Сатурн
. На этих планетах нет твёрдых поверхностей, они состоят из газов, ко- торые образуют вещество похожее на желе. Если бы вам предложили жить на этих плане- тах, что бы вы ответили?
Планеты
Уран
и
Нептун
также находятся от Солнца далеко, поэтому солнечные лучи до них добраться не могут, и температура на этих планетах очень холодная – 220 градуса мо- роза. Можно ли выжить при такой температуре? Ещё одна интересная планета –
Марс
, её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера состоит из углекислого газа. Что вы думаете о жизни на этой планете? Осталась ещё одна планета. Ребята, может быть вы знаете как она называется? Да, это наша планета
Земля
, о которой мы с вами уже много знаем. Она находится на тре- тьей орбите от Солнца и это единственная планета, где есть жизнь. - Как вы думаете, какой формы и цвета увидел Гагарин нашу Землю из космоса? - Круглой, голубой, в облаках с зеленоватыми пятнами. (слайд вида Земли из космоса) - Как называется маленькая модель Земли, уменьшенная во много раз? - Правильно-
глобус
(Показать глобус). (дети приклеивают голубой шар «Земля») Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то раз- личия? (Они различаются по длине). - Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца? Правильно, Меркурий. Чтобы ей пройти свой путь нужно 80 дней. А сколько времени по- надобиться Земле? (365 дней).
Физ. минутка.
А теперь отдохнем и поиграем в игру «Космонавт» Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх) Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны) Чтобы долететь до солнца (круг руками) Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой) Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо - влево) Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях) Пролетая над землею (разводят руки в стороны) Ей передадим привет . (поднимают руки вверх и машут)
Дидактическая игра «Расположи планеты правильно»

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть.

Вокруг Солнца вращаются наши планеты.

По-разному все они Солнцем согреты.
Выбирается ребенок «Солнце», на него одевается пояс с пришитыми лучиками-лентами разной длины. Их девять. У девяти детей на головах шапочки с изображением планет, они отличаются по величине, цвету. На шапочке Сатурна — кольца. На конце каждой ленты — цифры от 1 до 9. Солнце: Эта желтая звезда Согревает нас всегда, Все планеты освещает,
От других звезд защищает.
На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья.
— Какая у нас самая жаркая планета? Где она располагается? (Меркурий, потому что он ближе всех к солнцу.) Ребенок — Меркурий берется за ленточку №1. Меркурий: Меркурий — ближайшая к Солнцу планета. Жара нестерпима! Изжарит в котлету! Повернута к Солнцу одной стороной, С другой — страшный холод и мертвый покой.
А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал.
— Что эта за планета? (Плутон. Он находиться дальше всех планет от солнца и меньше всех планет.) Ребенок в шапочке «Плутона» берется за самую длинную ленточку №9. Плутон: Нужно пять часов, чтоб свету Долететь до той планеты, И поэтому она В телескопы не видна.
А эта планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета ...(все: Земля)
— На какой орбите вращается планета Земля? На каком месте от Солнца находится наша планета? (На 3-м.) Ребенок в шапочке «Земля» берется за ленточку №3. Земля: На планете чудеса: Океаны и леса, Кислород есть в атмосфере, Дышат люди им и звери.
К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс)
Дети в шапочках «Венеры» и «Марса» занимают соответственно вторую и четвертую орбиты. Венера: Только Солнце и Луна В небе ярче, чем она. Да и горячей планеты В Солнечной системе нету. Марс: Над планетой красной кружат Каменюки Страх и Ужас. Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.
А эта планета гордится собой.

Поскольку считается, самой большой.
— Что эта за планета? На какой орбите она находится? (Юпитер, орбита №5). Ребенок в шапочке «Юпитера» занимает место у ленточки №5. Юпитер: Великан-тяжеловес Мечет молнии с небес, Полосат он, словно кошка, Жаль худеет понемножку.
Планета кольцами окружена,

И этим от всех отличилась она. (Сатурн)
Ребенок — «Сатурн» занимает орбиту №6. Сатурн: Пышный газовый гигант Брат Юпитера и франт Любит он, чтоб рядом были Кольца изо льда и пыли.
А что за планета Зеленого цвета? (Уран).
Ребенок в соответствующей шапочке занимает планету №7. Уран: Он уже который век Среди братьев-римлян грек, И сквозь космоса тоску Мчится, лежа на боку.
Царь морской названье той планете дал.

Он именем своим ее назвал. (Нептун)
Ребенок в шапочке «Нептуна» занимает орбиту №8. Нептун: На планете синей-синей Дует ветер очень сильный. Год на ней велик весьма - Длится 40 лет зима. — Все дети заняли места свои и начинают вращаться вокруг «Солнца». (звучит музыка)
Кружится хоровод планет.

У каждой свой размер и цвет.

Для каждой путь определен,

Но только на Земле мир жизнью заселен.

Рефлексия
Вот и подошло к концу наше путешествие по Галактике . Подумайте и скажите, что же такое Солнечная система? - Солнечная система - наш дом в бесконечной Вселенной. - Правильно, Солнечная система это наш дом, в которой расположены планеты в опреде- ленной последовательности. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте».
По порядку все планеты Назовёт любой из нас: Раз … Меркурий, Два … Венера, Три … Земля, Четыре … Марс. Пять … Юпитер, Шесть … Сатурн, Семь … Уран, За ним … Нептун. Он восьмым идёт по счёту. А за ним уже, потом, И девятая планета Под названием Плутон. Закрепить знания детей можно при повторном просмотре слайдов. При этом дети объясня- ют каждый слайд.


В раздел образования