Автор: Русанова Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С № 125
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: конспект занятия в подготовительной группе
Тема: "Путешествие по геометрической тайге"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в подготовительной группе по ФЭМП
«Путешествие по геометрической тайге или
знакомство с зеркальной симметрией»
Цель: Через поисковую работу выявить симметричность фигур.
Задачи:
- развивать умение видеть симметричность фигур, различать фигуры,
имеющие одну или несколько осей симметрии;
- формировать умения работать с информацией, отображать в речи
доказательства, навыки самостоятельной и коллективной работы;
- воспитывать интерес к работе, чувство взаимовыручки, любознательность.
ХОД:
В: Ребята, к нам в гости сегодня пришел Квадруг и снова приглашает нас
попутешествовать по геометрической тайге. Как вы знаете, тайга это не
простой лес, а волшебный. И животные там необычные. А почему?
Д: Потому что они состоят из геометрических фигур.
В: А еще там обитают: Леший, Водяной и Колдунья, которые постоянно
стоят козни мирным обитателям геометрической тайги. Ребята. Вы слышите,
кто это? (плачь зайчика и мишки)
Д: Это плачут лесные жители.
В: Да, они наверно испугались кого-то. Давайте изобразим это чудище по
описанию и узнаем.
Голова у него квадратная, на лице круглые глаза и треугольный нос, рот
квадратный. На голове волосы - 5 треугольников. Туловище треугольное.
Руки и ноги длинные прямоугольники. Ух, какой страшный! Этот леший. Он
наверно что-то задумал и позвал своих родственников – водяного и
колдунью. Они тоже невидимы, но мы можем и их расколдовать, изобразив
по описанию.
В: Водяной живет в воде, поэтому все его тело состоит из кругов. У колдуньи
круглая голова, треугольное туловище, длинные треугольные руки и
квадратные ноги. На лице у неё квадратные глаза, нос и прямоугольный рот.
На голове - волосы из 6 треугольников. Ну и страшилища!
В: Вот посмотрите, что совершили колдунья, леший и водяной. Они стерли
половинки лесных жителей. Как же их восстановить?
В: Помните волшебное слово, которое поможет нам расколдовать лесных
обитателей.
Д: Это слово – СИММЕТРИЯ.
В: Да, правильно! Мы с вами уже знаем, что если изображение животного
разделить пополам вдоль туловища, то одна половинка будет похожа на
вторую. А если изображение согнуть по этой линии (симметрии), то эти
половинки совпадут.
В: А сегодня, мы с вами, идя опытно – исследовательским путем, будем
доказывать и добывать информацию о том, что изображение может иметь не
одну, а две и больше осей симметрии, а может не иметь ни одной такой оси.
Задание 1:
В: Давайте проверим, сколько есть осей симметрии у предложенных
геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник,
параллелограмм и круг.
В: Давайте начнем с треугольника. Сколько осей у вас получилось?
Д: Одна.
В: Да, правильно, у предложенного треугольника одна ось симметрии, т.к.
при
складывании треугольника пополам слева направо получаются две
одинаковые половинки, симметричные. При складывании сверху вниз
одинаковых половинок не получается. Значит у предложенного треугольника
одна ось симметрии. Но мы с вами знаем, что треугольники бывают разные
по форме. И в следующий раз мы проверим другие треугольники.
В: А теперь возьмем прямоугольник. Сколько осей симметрии у этой
фигуры?
Д: Две.
В: Правильно. Докажите!
Д: Мы сложили прямоугольник пополам сверху вниз и получили первую ось.
Затем мы сложили фигуру пополам слева направо и получили вторую ось.
При дальнейшем складывании фигуры пополам половинки получаются
неодинаковыми, значит не симметричными. Следовательно у
прямоугольника две оси симметрии.
В: Теперь возьмем квадрат. Сколько осей симметрии у этой фигуры?
Д: четыре.
В: Докажите.
Д: Мы сложили квадрат пополам сверху вниз и получили первую ось. Затем
мы сложили фигуру пополам слева направо и получили вторую ось. Далее
сложили квадрат пополам по диагонали слева направо и получили третью ось
симметрии. Еще сложили квадрат пополам по диагонали справа налево и
получили четвертую ось симметрии.
В: А это что за фигура?
Д: Параллелограмм.
В: Да, это параллелограмм и я утверждаю, что у этой фигуры нет оси
симметрии? Попробуйте доказать, что мое утверждение верно. Что для этого
нужно сделать?
Д: Сложить фигуру пополам разными способами.
В: Приступайте.
Д: Утверждение, что у параллелограмма нет оси симметрии верно, т.к. при
складывании фигуры пополам, разными способами, одинаковых половинок
не получается.
В: А теперь возьмем круг и попробуем его сложить пополам. Да, мы
получили первую ось симметрии. Но я открою вам один секрет, сколько бы
раз мы не складывали круг пополам, столько и получится у нас осей
симметрии. Но только если ось будет проходить через центр круга.
Проверьте.
В: Давайте повторим. Ось симметрии - это линия или прямая, которая делит
фигуру на две одинаковые части/зеркальные части.
В: А теперь давайте поиграем. Я предлагаю нашей геометрической фигуре
круг попутешествовать. Возьмите круг и положите его в центр квадрата.
Прижмите пальчиком и поехали: верхний правый угол, нижний левый угол,
центр и т.д.
Физминутка:
Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлеп, шлеп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест-накрест руки сложим!
Тихо сели, вновь за дело.
В: Мы с вами знаем еще один секрет симметрии - это зеркало. Сегодня мы
проведем опыт, который я вам обещала.
Опыт:
В: Возьмите зеркало и приставьте его одной стороной к линии (оси
симметрии), зеркальной поверхностью к рисунку. Смотрите теперь в
зеркало. Что вы видите? Зверята восстановились! Эта симметрия так и
называется – ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ. Но, если вы уберете зеркало,
колдовство опять вернется.
Задание 2:
Надо взять волшебные палочки – карандаши – и дорисовать жителей. По
клеточкам сделать это не трудно. Как? Сколько клеточек справа от оси,
столько же изобразите и слева.
Задание 3:
В: Молодцы! А теперь я предлагаю рассказать о своем лесном жителе.
Д: (ребенок выходит к мольберту со своим получившемся графическим
изображением животного и рассказывает о нем, проводя по линиям указкой).
У меня получился зайчик. Он состоит из прямых вертикальных и
горизонтальных линий, а еще наклонных. Изображение получилось
симметричным, т.к. справа от оси, столько же клеточек, сколько и слева.
В: Хорошо! Кто еще хочет рассказать?
Д: У меня получился мишка. Он состоит из прямых вертикальных и
горизонтальных линий. Наклонных линий нет. Изображение получилось
симметричным, т.к. справа от оси, столько же клеточек, сколько и слева.
В: Молодцы! Мы свами помогли обитателям геометрической тайги и
вспомнили волшебное слово. Доказали и подтвердили информацию о том,
что изображение может иметь не одну, а две и больше осей симметрии, а
может не иметь ни одной такой оси. А теперь давайте подведем итог нашей
работы.
Итог:
Что нового вы узнали? Какими способами можно проверить симметричность
фигур? Какое задание вам понравилось и почему? Что давалось трудно? Вы
собой довольны? Если да, похвалите себя: похлопайте себе в ладоши или
погладьте по голове.
Всем спасибо!