Напоминание

"Путешествие по геометрической тайге"


Автор: Русанова Анастасия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С № 125
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: конспект занятия в подготовительной группе
Тема: "Путешествие по геометрической тайге"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия в подготовительной группе по ФЭМП

«Путешествие по геометрической тайге или

знакомство с зеркальной симметрией»

Цель: Через поисковую работу выявить симметричность фигур.

Задачи:

- развивать умение видеть симметричность фигур, различать фигуры,

имеющие одну или несколько осей симметрии;

- формировать умения работать с информацией, отображать в речи

доказательства, навыки самостоятельной и коллективной работы;

- воспитывать интерес к работе, чувство взаимовыручки, любознательность.

ХОД:

В: Ребята, к нам в гости сегодня пришел Квадруг и снова приглашает нас

попутешествовать по геометрической тайге. Как вы знаете, тайга это не

простой лес, а волшебный. И животные там необычные. А почему?

Д: Потому что они состоят из геометрических фигур.

В: А еще там обитают: Леший, Водяной и Колдунья, которые постоянно

стоят козни мирным обитателям геометрической тайги. Ребята. Вы слышите,

кто это? (плачь зайчика и мишки)

Д: Это плачут лесные жители.

В: Да, они наверно испугались кого-то. Давайте изобразим это чудище по

описанию и узнаем.

Голова у него квадратная, на лице круглые глаза и треугольный нос, рот

квадратный. На голове волосы - 5 треугольников. Туловище треугольное.

Руки и ноги длинные прямоугольники. Ух, какой страшный! Этот леший. Он

наверно что-то задумал и позвал своих родственников – водяного и

колдунью. Они тоже невидимы, но мы можем и их расколдовать, изобразив

по описанию.

В: Водяной живет в воде, поэтому все его тело состоит из кругов. У колдуньи

круглая голова, треугольное туловище, длинные треугольные руки и

квадратные ноги. На лице у неё квадратные глаза, нос и прямоугольный рот.

На голове - волосы из 6 треугольников. Ну и страшилища!

В: Вот посмотрите, что совершили колдунья, леший и водяной. Они стерли

половинки лесных жителей. Как же их восстановить?

В: Помните волшебное слово, которое поможет нам расколдовать лесных

обитателей.

Д: Это слово – СИММЕТРИЯ.

В: Да, правильно! Мы с вами уже знаем, что если изображение животного

разделить пополам вдоль туловища, то одна половинка будет похожа на

вторую. А если изображение согнуть по этой линии (симметрии), то эти

половинки совпадут.

В: А сегодня, мы с вами, идя опытно – исследовательским путем, будем

доказывать и добывать информацию о том, что изображение может иметь не

одну, а две и больше осей симметрии, а может не иметь ни одной такой оси.

Задание 1:

В: Давайте проверим, сколько есть осей симметрии у предложенных

геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник,

параллелограмм и круг.

В: Давайте начнем с треугольника. Сколько осей у вас получилось?

Д: Одна.

В: Да, правильно, у предложенного треугольника одна ось симметрии, т.к.

при

складывании треугольника пополам слева направо получаются две

одинаковые половинки, симметричные. При складывании сверху вниз

одинаковых половинок не получается. Значит у предложенного треугольника

одна ось симметрии. Но мы с вами знаем, что треугольники бывают разные

по форме. И в следующий раз мы проверим другие треугольники.

В: А теперь возьмем прямоугольник. Сколько осей симметрии у этой

фигуры?

Д: Две.

В: Правильно. Докажите!

Д: Мы сложили прямоугольник пополам сверху вниз и получили первую ось.

Затем мы сложили фигуру пополам слева направо и получили вторую ось.

При дальнейшем складывании фигуры пополам половинки получаются

неодинаковыми, значит не симметричными. Следовательно у

прямоугольника две оси симметрии.

В: Теперь возьмем квадрат. Сколько осей симметрии у этой фигуры?

Д: четыре.

В: Докажите.

Д: Мы сложили квадрат пополам сверху вниз и получили первую ось. Затем

мы сложили фигуру пополам слева направо и получили вторую ось. Далее

сложили квадрат пополам по диагонали слева направо и получили третью ось

симметрии. Еще сложили квадрат пополам по диагонали справа налево и

получили четвертую ось симметрии.

В: А это что за фигура?

Д: Параллелограмм.

В: Да, это параллелограмм и я утверждаю, что у этой фигуры нет оси

симметрии? Попробуйте доказать, что мое утверждение верно. Что для этого

нужно сделать?

Д: Сложить фигуру пополам разными способами.

В: Приступайте.

Д: Утверждение, что у параллелограмма нет оси симметрии верно, т.к. при

складывании фигуры пополам, разными способами, одинаковых половинок

не получается.

В: А теперь возьмем круг и попробуем его сложить пополам. Да, мы

получили первую ось симметрии. Но я открою вам один секрет, сколько бы

раз мы не складывали круг пополам, столько и получится у нас осей

симметрии. Но только если ось будет проходить через центр круга.

Проверьте.

В: Давайте повторим. Ось симметрии - это линия или прямая, которая делит

фигуру на две одинаковые части/зеркальные части.

В: А теперь давайте поиграем. Я предлагаю нашей геометрической фигуре

круг попутешествовать. Возьмите круг и положите его в центр квадрата.

Прижмите пальчиком и поехали: верхний правый угол, нижний левый угол,

центр и т.д.

Физминутка:

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!

По коленкам – шлеп, шлеп!

По плечам теперь похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем! Влево можем!

И крест-накрест руки сложим!

Тихо сели, вновь за дело.

В: Мы с вами знаем еще один секрет симметрии - это зеркало. Сегодня мы

проведем опыт, который я вам обещала.

Опыт:

В: Возьмите зеркало и приставьте его одной стороной к линии (оси

симметрии), зеркальной поверхностью к рисунку. Смотрите теперь в

зеркало. Что вы видите? Зверята восстановились! Эта симметрия так и

называется – ЗЕРКАЛЬНАЯ СИММЕТРИЯ. Но, если вы уберете зеркало,

колдовство опять вернется.

Задание 2:

Надо взять волшебные палочки – карандаши – и дорисовать жителей. По

клеточкам сделать это не трудно. Как? Сколько клеточек справа от оси,

столько же изобразите и слева.

Задание 3:

В: Молодцы! А теперь я предлагаю рассказать о своем лесном жителе.

Д: (ребенок выходит к мольберту со своим получившемся графическим

изображением животного и рассказывает о нем, проводя по линиям указкой).

У меня получился зайчик. Он состоит из прямых вертикальных и

горизонтальных линий, а еще наклонных. Изображение получилось

симметричным, т.к. справа от оси, столько же клеточек, сколько и слева.

В: Хорошо! Кто еще хочет рассказать?

Д: У меня получился мишка. Он состоит из прямых вертикальных и

горизонтальных линий. Наклонных линий нет. Изображение получилось

симметричным, т.к. справа от оси, столько же клеточек, сколько и слева.

В: Молодцы! Мы свами помогли обитателям геометрической тайги и

вспомнили волшебное слово. Доказали и подтвердили информацию о том,

что изображение может иметь не одну, а две и больше осей симметрии, а

может не иметь ни одной такой оси. А теперь давайте подведем итог нашей

работы.

Итог:

Что нового вы узнали? Какими способами можно проверить симметричность

фигур? Какое задание вам понравилось и почему? Что давалось трудно? Вы

собой довольны? Если да, похвалите себя: похлопайте себе в ладоши или

погладьте по голове.

Всем спасибо!



В раздел образования