Напоминание

Тема "Внеурочная деятельность учителя биологии"


Автор: Тимушева Екатерина Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Село Объячево Прилузский район республика Коми
Наименование материала: Статья
Тема: Тема "Внеурочная деятельность учителя биологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Самоанализ

внеурочной деятельности по биологии за 2018-2019 учебный год

(Выступление на районном МО учителей биологии, химии, географии.

Из опыта работы учителя биологии МБОУ «СОШ» с. Объячево

Тимушевой Екатерины Михайловны)

К. Д. Ушинский: необходимо чтобы

на уроке «дети, по возможности,

трудились самостоятельно, а

учитель руководил этим

самостоятельным трудом и давал

для него материал»

Обучение

и

воспитание

составляет

единый

педагогический

процесс,

обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт

показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом

сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием

на

учащегося

во

внеурочное

время,

поэтому

внеурочные

занятия

справедливо

рассматриваются как важная составная часть работы школы.

Внеурочная работа по биологии является частью общешкольной системы

внеурочных мероприятий, гармонично сочетается с аналогичной работой по другим, и

прежде

всего

смежным,

предметами.

Ежегодно

составляется

план

внеурочной

деятельности по биологии, который рассматривается на ШМО, утверждается директором

школы.

Основной целью

внеурочной деятельности по биологии в моей деятельности

является создание условий для развития индивидуальных интересов, склонностей,

способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально - культурного

опыта в свободное от учебы время.

Основные задачи внеурочной работы:

Привитие интереса к биологии

Развитие и усовершенствование навыков по биологическому эксперименту,

наблюдению.

Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся

Подготовка учащихся к практической деятельности

Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным

воспитанием.

Внеурочная работа по биологии включает в себя такую учебную работу, когда

учащиеся добровольно выполняют ее под моим руководством во внеурочное время, сверх

учебного плана. Проводятся на добровольной основе.

Ежегодно организую и провожу факультативные занятия и элективные курсы по

биологии

для

9,10,11

классов.

Элективные

курсы

для

10-11

классов

с

стали

обязательными, проводятся по утвержденным администрацией программам, обучающиеся

по итогам обучения курса, должны получить «зачет». Факультативные занятия, как и

внеурочные занятия, не обязательны для всех учащихся. От внеурочных факультативные

занятия отличаются тем, что они проводятся по определенным и стабильным программам,

которые утверждаются директором школы, рассматриваются на ШМО. Обучающиеся

получают возможность подготовиться к экзаменам, снять с себя психологическую

нагрузку, которая появляется в предэкзаменационный период. Большую роль в подготовке

и проведении данных занятий в моей практике оказывает Интернет.

Важной задачей внеурочных занятий по биологии является развитие у учащихся

умения

самостоятельно

работать

с

дополнительными

источниками

информации:

Интернетом, дополнительной литературой, справочниками и навыков экспериментальной

работы в лаборатории. Воспитательным элементом внеурочных занятий является

выполнение общественно полезных заданий, в ходе которого у учащихся вырабатывается

чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, окружающей

среде, уважение к труду, меняется отношение к своему здоровью. Внеклассные занятия в

большей степени, чем урок и факультатив, приспособлены для развития у учащихся

самостоятельности в работе, творческой самостоятельности и изобретательности, они

позволяют глубже и конкретнее познакомить учащихся со многими вопросами

организации живого, установить более тесную связь изучаемого теоретического

материала с практикой в природных условиях, привить и развить многие ценные

практические навыки и умения. Внеурочные занятия имеют отличные от урока формы

организации, методы и содержание.

Внеурочную деятельность строю в соответствии с ФГОС, используя информационно-

коммуникативную, игровую, здоровье сберегающую технологии.

В ходе внеурочных занятий формируются следующие компетентности: учебно-

познавательные,

информационные,

коммуникативные,

ценностно-смысловые,

личностного самосовершенствования, общекультурные.

Во

время

занятий

осуществлён

контроль

за

сформированностью

УУД:

личностные:

самоопределение

(личностное

и

жизненное);

регулятивные

(целеполагание); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем

и сверстниками).

Психолого-педагогическая

ценность

и

оправданность

внеурочных

занятий

при

использовании различных приёмов, методов и технологий очевидна, так как интерес к

подобным занятиям у учащихся очень высокий, кроме того, они предоставляют

прекрасные возможности для оценки творческой деятельности и реализации достижений.

Организация любой моей внеурочной работы по биологии начинается на уроке, в

этом проявляется единство внеурочной и урочной работы, успешность и результативность

ее проведения. Стимулируется любознательность детей, появляется желание принять

участие во внеурочной деятельности, развивается творческая деятельность. Основой для

проявления творческого потенциала учащихся в области биологии должны быть хорошо

усвоенные сведения в пределах школьного курса. Уже на самых ранних этапах изучения

биологии стремлюсь к тому, чтобы в ходе внеурочных занятий ставить перед ними

посильные задачи творческого характера, позволяющие проявить сообразительность,

практическую изобретательность и смекалку. Участие моих учащихся в научно -

практических конференциях «Первые шаги в науку», участие в школьных и другого

уровня олимпиадах, конкурсах, викторинах, декадах по биологии, самостоятельная работа

с литературой, использование ИКТ, выполнение доступных работ исследовательского

характера, их презентация - все это возможно рассматривать как средства и методы

развития творческих способностей учащихся.

Вовлечение в интенсивную внеурочную работу по предмету идет, таким образом,

от урока к массовой работе. Затем из общего числа учащихся, охваченных массовой

работой, формируется актив - участники работы кружков и отдельные учащиеся, особенно

помогают в организации массовой работы по биологии. Так постепенно в школе создается

атмосфера увлеченности биологией, причастности каждого к делам всего коллектива и

возникает стройная система внеурочной работы, в которой каждый элемент существует не

отдельно, не параллельно другим, а в тесной взаимосвязи с ними и с урочной работой.

Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности.

Поэтому, особенно на первых порах, весьма важно найти стимулы, которые могли бы

заинтересовать учащихся еще до того, как они глубже познакомиться с предметом в

порядке прохождения школьной программы. Таким стимулом являются элементы

занимательности. Декада биологии насыщена разнообразными игровыми мероприятиями:

«Слабое звено», «Сильное звено», «Эволюция – вверх или вниз?», «Что? Где? Когда?»

«Поезд знаний», «Кто хочет стать миллионером?» и другое. В декаде биологии

принимают участие большинство ребят школы. В массовой внеурочной работе, т.е.

работе, в которую вовлечены не только участники биологических кружков, но и

остальные

учащиеся,

занимательность

-

важнейшая

и

необходимейшая

черта,

сохраняющая свое значение и в старших классах школы

Для каждого ученика стараюсь создавать ситуацию успеха, что также способствует

повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При

постановке вопросов и определении заданий учитываю индивидуальные особенности

учеников, даю только положительную характеристику результатам их деятельности, что

стимулирует детей и повышает их активность на уроке.

Для учащихся, интерес которых к биологии уже отчетливо определился,

занимательность,

как

такова,

постепенно

уступает

место

более

глубокое

заинтересованности в существе выполняемой работы. Ребята вовлекаются в такие

мероприятия, которые дают четкий конкретный результат, могут натолкнуть учащихся на

размышления и обобщения, вырабатывать способность улавливать за разрозненными

внешними явлениями известные им из основного курса биологии, а в ряде случаев

находить закономерности, выходящие за пределы школьной программы, но доступные

для понимания учащихся. Это помощь в подготовке разных рефератов, выступлений на

научно-

практической

школьной

конференции,

выступления

по

результатам

экспериментов по программному материалу. Темы выступлений разные: «Определение

чистоты воздуха на отдельных улицах села Объячево», «Цвет глаз о характере человека»,

«Позы сна о характере человека», «Инкубатор дома», «Подготовка семян к посеву».

«Глубина заделки семян в почву» и другие. В 8 классе обучающимися были раскрыты

темы по экологии человека: «За красоту приходится платить», «Причины нарушения

зрения детей при переходе из начального звена в старшее», «Причины нарушения осанки

детей».

Обязательным для оценки результативности обучения для девятиклассников стало

написание

индивидуальных

исследовательских

проектов.

Ежегодно

становлюсь

куратором написания этих проектов у группы детей. Темы, которые выбирают

обучающиеся, разные.

Важнейшее

место

в

системе

внеклассной

работы

по

биологии

занимает

выполнение заданий, имеющих общественно полезную направленность. К общественно

полезной работе следует, прежде всего, отнести работу учащихся по созданию гербариев,

коллекций, что серьезно помогает в расширении базы наглядных пособий кабинета

биологии, а также работа на пришкольном участке. Необходимость организации

внеурочных

работ

учащихся

диктуется

в

также

тем,

что

многие

длительные

биологические наблюдения над растениями и животными не укладываются в рамки

школьного расписания. Внеурочные работы организуются с таким расчетом, чтобы в

течение года каждый учащийся выполнил 1-2 работы; за выполнение их ставлю учащимся

отметки. Например, одной из программных работ по биологии 6 класса является

вегетативное размножение комнатных растений. Каждый ученик отчитывается по

проделанной работе, представляет дневник наблюдения и приносит результат работы,

прижившееся растение в кабинет биологии. При длительных внеурочных работах, когда

проводятся исследования, мне приходится систематически наблюдать за всем ходом,

чтобы в надлежащий момент оказать помощь учащимся, а также контролировать,

насколько

добросовестно

выполняют

они

свои

задания.

Лучшие

отчеты

исследовательской деятельности ребят использую на уроках. Такие примеры ценны в

воспитательном отношении.

Обучающиеся с удовольствие на уроках работают с микроскопом, но времени для

работы всегда не хватает, поэтому внеурочные занятия по курсу «Живое в поле зрения

микроскопа» всегда собирает группу девятиклассников, которые имеют возможность не

только отработать практические навыки при работе с микроскопом, но и возможна работа

по профориентации. Рассматривая клетки простейших, грибов, растений, животных,

появляется возможность о выдвижении гипотез о единстве происхождения всего живого

на Земле, о приспособленности организмов к средам обитания, о целостности клетки, о

признаках разных царств, их эволюции.

В живом уголке кабинета биологии жила водная черепаха. Ребята с большой

охотой наблюдали за ее поведением, жизнедеятельностью, кормили и ухаживали за ней.

Приспособленность организмов к различной среде легко прослеживается при уходе

за комнатными растениями, которых в кабинете биологии достаточно много и они

разнообразны и они дают возможность хорошо выяснить влияние различных факторов

(свет, влага, почва) на растение

Внеурочные работы для выполнения летом в природе, распределяются между

учащимися в течении всего учебного года в связи с изучением тем программы Так, по

теме «Семя» в курсе ботаники дается, например, такое задание: определить количество

сорняков на 1м

2

поля, определить приспособленность плодов к распространению,

подсчитать количество семян у различных сорных растений и сделать гербарий этих

растений. По теме «Корень» дается задание: собрать и гербаризировать растения с

различной корневой системой или растения, выросшие на разной почве. По теме «Лист»

заданиями предусматривается сбор растений с разными формами листа, с ярко

выраженной приспособленностью листьев к уменьшению испарения воды и т. п.

Особую

роль

во

внеурочной

деятельности

занимают

экскурсии,

которые

определены программой или ее дополняют. Это - экскурсии в разные временные периоды

в школьный парк с определенной целью, это -экскурсии в районный музей, где собран

богатый материал по фауне и флоре родного края, это - экскурсии на различные

биогеоценозы в летний период, когда дети находятся в составе ДОЛ с дневным

пребыванием Фенологические наблюдения предваряют экскурсии, включаются в их

содержание и дополняют экскурсионный материал

К сожалению, не стало учебно-опытного пришкольного участка при работе на

котором были широкие возможности обучения и воспитания учащихся. Развитие

приобретенных на уроках биологии понятий на пришкольном участке вступали в особо

важную стадию практикования, применения и решения практических задач, что

способствует прочности знаний. Именно здесь учащиеся могли по-настоящему научиться

не только охранять природу, но и воспроизводить ее, получать первые навыки

агротехники растений. Школьный участок я всегда рассматривала как первое звено в

трудовом воспитании.

Формы работы в десятых классах непосредственно определяются тем, что

интересы большинства учащихся становятся серьезнее, глубже и охватывают более

широкий круг вопросов. В одиннадцатых классах усиливается интерес учащихся к выбору

будущей профессии. Для них усиливается интерес учащихся к выбору профессии.

Типичной формой работы для одиннадцатых классов являются научно - практические

конференции. Они обычно посвящаются крупным вопросам естествознания, например;

«Происхождения жизни на Земле», «Глобальные проблемы человечества», «Сохраним

планету» или отделными областям биологии, особенно имеющим практическое значение.

.

Таким образом, внеурочные занятия с их разнообразием форм и методов

создают для становления творческой личности благоприятные условия для развитие

эмоциональной сферы, творческого мышления, установление связи с жизненным

опытом.

Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на

учащихся: способствует

возникновению у

ребенка

потребности в

саморазвитии;

формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает

собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.



В раздел образования