Автор: Тимушева Екатерина Михайловна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Село Объячево Прилузский район республика Коми
Наименование материала: Статья
Тема: Тема "Внеурочная деятельность учителя биологии"
Раздел: среднее образование
Самоанализ
внеурочной деятельности по биологии за 2018-2019 учебный год
(Выступление на районном МО учителей биологии, химии, географии.
Из опыта работы учителя биологии МБОУ «СОШ» с. Объячево
Тимушевой Екатерины Михайловны)
К. Д. Ушинский: необходимо чтобы
на уроке «дети, по возможности,
трудились самостоятельно, а
учитель руководил этим
самостоятельным трудом и давал
для него материал»
Обучение
и
воспитание
составляет
единый
педагогический
процесс,
обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опыт
показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом
сочетании учебно-воспитательной работы в ходе урока с целенаправленным воздействием
на
учащегося
во
внеурочное
время,
поэтому
внеурочные
занятия
справедливо
рассматриваются как важная составная часть работы школы.
Внеурочная работа по биологии является частью общешкольной системы
внеурочных мероприятий, гармонично сочетается с аналогичной работой по другим, и
прежде
всего
смежным,
предметами.
Ежегодно
составляется
план
внеурочной
деятельности по биологии, который рассматривается на ШМО, утверждается директором
школы.
Основной целью
внеурочной деятельности по биологии в моей деятельности
является создание условий для развития индивидуальных интересов, склонностей,
способностей обучающихся, приобретение ими собственного социально - культурного
опыта в свободное от учебы время.
Основные задачи внеурочной работы:
Привитие интереса к биологии
Развитие и усовершенствование навыков по биологическому эксперименту,
наблюдению.
Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся
Подготовка учащихся к практической деятельности
Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным
воспитанием.
Внеурочная работа по биологии включает в себя такую учебную работу, когда
учащиеся добровольно выполняют ее под моим руководством во внеурочное время, сверх
учебного плана. Проводятся на добровольной основе.
Ежегодно организую и провожу факультативные занятия и элективные курсы по
биологии
для
9,10,11
классов.
Элективные
курсы
для
10-11
классов
с
стали
обязательными, проводятся по утвержденным администрацией программам, обучающиеся
по итогам обучения курса, должны получить «зачет». Факультативные занятия, как и
внеурочные занятия, не обязательны для всех учащихся. От внеурочных факультативные
занятия отличаются тем, что они проводятся по определенным и стабильным программам,
которые утверждаются директором школы, рассматриваются на ШМО. Обучающиеся
получают возможность подготовиться к экзаменам, снять с себя психологическую
нагрузку, которая появляется в предэкзаменационный период. Большую роль в подготовке
и проведении данных занятий в моей практике оказывает Интернет.
Важной задачей внеурочных занятий по биологии является развитие у учащихся
умения
самостоятельно
работать
с
дополнительными
источниками
информации:
Интернетом, дополнительной литературой, справочниками и навыков экспериментальной
работы в лаборатории. Воспитательным элементом внеурочных занятий является
выполнение общественно полезных заданий, в ходе которого у учащихся вырабатывается
чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям, окружающей
среде, уважение к труду, меняется отношение к своему здоровью. Внеклассные занятия в
большей степени, чем урок и факультатив, приспособлены для развития у учащихся
самостоятельности в работе, творческой самостоятельности и изобретательности, они
позволяют глубже и конкретнее познакомить учащихся со многими вопросами
организации живого, установить более тесную связь изучаемого теоретического
материала с практикой в природных условиях, привить и развить многие ценные
практические навыки и умения. Внеурочные занятия имеют отличные от урока формы
организации, методы и содержание.
Внеурочную деятельность строю в соответствии с ФГОС, используя информационно-
коммуникативную, игровую, здоровье сберегающую технологии.
В ходе внеурочных занятий формируются следующие компетентности: учебно-
познавательные,
информационные,
коммуникативные,
ценностно-смысловые,
личностного самосовершенствования, общекультурные.
Во
время
занятий
осуществлён
контроль
за
сформированностью
УУД:
личностные:
самоопределение
(личностное
и
жизненное);
регулятивные
(целеполагание); коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем
и сверстниками).
Психолого-педагогическая
ценность
и
оправданность
внеурочных
занятий
при
использовании различных приёмов, методов и технологий очевидна, так как интерес к
подобным занятиям у учащихся очень высокий, кроме того, они предоставляют
прекрасные возможности для оценки творческой деятельности и реализации достижений.
Организация любой моей внеурочной работы по биологии начинается на уроке, в
этом проявляется единство внеурочной и урочной работы, успешность и результативность
ее проведения. Стимулируется любознательность детей, появляется желание принять
участие во внеурочной деятельности, развивается творческая деятельность. Основой для
проявления творческого потенциала учащихся в области биологии должны быть хорошо
усвоенные сведения в пределах школьного курса. Уже на самых ранних этапах изучения
биологии стремлюсь к тому, чтобы в ходе внеурочных занятий ставить перед ними
посильные задачи творческого характера, позволяющие проявить сообразительность,
практическую изобретательность и смекалку. Участие моих учащихся в научно -
практических конференциях «Первые шаги в науку», участие в школьных и другого
уровня олимпиадах, конкурсах, викторинах, декадах по биологии, самостоятельная работа
с литературой, использование ИКТ, выполнение доступных работ исследовательского
характера, их презентация - все это возможно рассматривать как средства и методы
развития творческих способностей учащихся.
Вовлечение в интенсивную внеурочную работу по предмету идет, таким образом,
от урока к массовой работе. Затем из общего числа учащихся, охваченных массовой
работой, формируется актив - участники работы кружков и отдельные учащиеся, особенно
помогают в организации массовой работы по биологии. Так постепенно в школе создается
атмосфера увлеченности биологией, причастности каждого к делам всего коллектива и
возникает стройная система внеурочной работы, в которой каждый элемент существует не
отдельно, не параллельно другим, а в тесной взаимосвязи с ними и с урочной работой.
Вся внеурочная работа в школе строится на основе принципа добровольности.
Поэтому, особенно на первых порах, весьма важно найти стимулы, которые могли бы
заинтересовать учащихся еще до того, как они глубже познакомиться с предметом в
порядке прохождения школьной программы. Таким стимулом являются элементы
занимательности. Декада биологии насыщена разнообразными игровыми мероприятиями:
«Слабое звено», «Сильное звено», «Эволюция – вверх или вниз?», «Что? Где? Когда?»
«Поезд знаний», «Кто хочет стать миллионером?» и другое. В декаде биологии
принимают участие большинство ребят школы. В массовой внеурочной работе, т.е.
работе, в которую вовлечены не только участники биологических кружков, но и
остальные
учащиеся,
занимательность
-
важнейшая
и
необходимейшая
черта,
сохраняющая свое значение и в старших классах школы
Для каждого ученика стараюсь создавать ситуацию успеха, что также способствует
повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При
постановке вопросов и определении заданий учитываю индивидуальные особенности
учеников, даю только положительную характеристику результатам их деятельности, что
стимулирует детей и повышает их активность на уроке.
Для учащихся, интерес которых к биологии уже отчетливо определился,
занимательность,
как
такова,
постепенно
уступает
место
более
глубокое
заинтересованности в существе выполняемой работы. Ребята вовлекаются в такие
мероприятия, которые дают четкий конкретный результат, могут натолкнуть учащихся на
размышления и обобщения, вырабатывать способность улавливать за разрозненными
внешними явлениями известные им из основного курса биологии, а в ряде случаев
находить закономерности, выходящие за пределы школьной программы, но доступные
для понимания учащихся. Это помощь в подготовке разных рефератов, выступлений на
научно-
практической
школьной
конференции,
выступления
по
результатам
экспериментов по программному материалу. Темы выступлений разные: «Определение
чистоты воздуха на отдельных улицах села Объячево», «Цвет глаз о характере человека»,
«Позы сна о характере человека», «Инкубатор дома», «Подготовка семян к посеву».
«Глубина заделки семян в почву» и другие. В 8 классе обучающимися были раскрыты
темы по экологии человека: «За красоту приходится платить», «Причины нарушения
зрения детей при переходе из начального звена в старшее», «Причины нарушения осанки
детей».
Обязательным для оценки результативности обучения для девятиклассников стало
написание
индивидуальных
исследовательских
проектов.
Ежегодно
становлюсь
куратором написания этих проектов у группы детей. Темы, которые выбирают
обучающиеся, разные.
Важнейшее
место
в
системе
внеклассной
работы
по
биологии
занимает
выполнение заданий, имеющих общественно полезную направленность. К общественно
полезной работе следует, прежде всего, отнести работу учащихся по созданию гербариев,
коллекций, что серьезно помогает в расширении базы наглядных пособий кабинета
биологии, а также работа на пришкольном участке. Необходимость организации
внеурочных
работ
учащихся
диктуется
в
также
тем,
что
многие
длительные
биологические наблюдения над растениями и животными не укладываются в рамки
школьного расписания. Внеурочные работы организуются с таким расчетом, чтобы в
течение года каждый учащийся выполнил 1-2 работы; за выполнение их ставлю учащимся
отметки. Например, одной из программных работ по биологии 6 класса является
вегетативное размножение комнатных растений. Каждый ученик отчитывается по
проделанной работе, представляет дневник наблюдения и приносит результат работы,
прижившееся растение в кабинет биологии. При длительных внеурочных работах, когда
проводятся исследования, мне приходится систематически наблюдать за всем ходом,
чтобы в надлежащий момент оказать помощь учащимся, а также контролировать,
насколько
добросовестно
выполняют
они
свои
задания.
Лучшие
отчеты
исследовательской деятельности ребят использую на уроках. Такие примеры ценны в
воспитательном отношении.
Обучающиеся с удовольствие на уроках работают с микроскопом, но времени для
работы всегда не хватает, поэтому внеурочные занятия по курсу «Живое в поле зрения
микроскопа» всегда собирает группу девятиклассников, которые имеют возможность не
только отработать практические навыки при работе с микроскопом, но и возможна работа
по профориентации. Рассматривая клетки простейших, грибов, растений, животных,
появляется возможность о выдвижении гипотез о единстве происхождения всего живого
на Земле, о приспособленности организмов к средам обитания, о целостности клетки, о
признаках разных царств, их эволюции.
В живом уголке кабинета биологии жила водная черепаха. Ребята с большой
охотой наблюдали за ее поведением, жизнедеятельностью, кормили и ухаживали за ней.
Приспособленность организмов к различной среде легко прослеживается при уходе
за комнатными растениями, которых в кабинете биологии достаточно много и они
разнообразны и они дают возможность хорошо выяснить влияние различных факторов
(свет, влага, почва) на растение
Внеурочные работы для выполнения летом в природе, распределяются между
учащимися в течении всего учебного года в связи с изучением тем программы Так, по
теме «Семя» в курсе ботаники дается, например, такое задание: определить количество
сорняков на 1м
2
поля, определить приспособленность плодов к распространению,
подсчитать количество семян у различных сорных растений и сделать гербарий этих
растений. По теме «Корень» дается задание: собрать и гербаризировать растения с
различной корневой системой или растения, выросшие на разной почве. По теме «Лист»
заданиями предусматривается сбор растений с разными формами листа, с ярко
выраженной приспособленностью листьев к уменьшению испарения воды и т. п.
Особую
роль
во
внеурочной
деятельности
занимают
экскурсии,
которые
определены программой или ее дополняют. Это - экскурсии в разные временные периоды
в школьный парк с определенной целью, это -экскурсии в районный музей, где собран
богатый материал по фауне и флоре родного края, это - экскурсии на различные
биогеоценозы в летний период, когда дети находятся в составе ДОЛ с дневным
пребыванием Фенологические наблюдения предваряют экскурсии, включаются в их
содержание и дополняют экскурсионный материал
К сожалению, не стало учебно-опытного пришкольного участка при работе на
котором были широкие возможности обучения и воспитания учащихся. Развитие
приобретенных на уроках биологии понятий на пришкольном участке вступали в особо
важную стадию практикования, применения и решения практических задач, что
способствует прочности знаний. Именно здесь учащиеся могли по-настоящему научиться
не только охранять природу, но и воспроизводить ее, получать первые навыки
агротехники растений. Школьный участок я всегда рассматривала как первое звено в
трудовом воспитании.
Формы работы в десятых классах непосредственно определяются тем, что
интересы большинства учащихся становятся серьезнее, глубже и охватывают более
широкий круг вопросов. В одиннадцатых классах усиливается интерес учащихся к выбору
будущей профессии. Для них усиливается интерес учащихся к выбору профессии.
Типичной формой работы для одиннадцатых классов являются научно - практические
конференции. Они обычно посвящаются крупным вопросам естествознания, например;
«Происхождения жизни на Земле», «Глобальные проблемы человечества», «Сохраним
планету» или отделными областям биологии, особенно имеющим практическое значение.
.
Таким образом, внеурочные занятия с их разнообразием форм и методов
создают для становления творческой личности благоприятные условия для развитие
эмоциональной сферы, творческого мышления, установление связи с жизненным
опытом.
Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на
учащихся: способствует
возникновению у
ребенка
потребности в
саморазвитии;
формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности; повышает
собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.