Автор: Чернова Альбина Геннадьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 207
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль шахмат в развитии интеллекта у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
ШАХМАТНЫЙ
МИР
ДЛЯ
ДОШКОЛЯТ
Автор: Чернова А.Г.
старший воспитатель
МБДОУ № 207
г.Ульяновска
«Шахматы - это не просто спорт.
Они делают человека мудрее
и дальновиднее,
помогают объективно оценивать
сложившуюся ситуацию,
просчитывать поступки
на несколько ходов вперёд».
В.В. Путин,
Президент России
Всё чаще воспитатели детских садов и родители
задают вопросы: «Можно ли обучать детей дошкольного
возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта
полезная, увлекательная игра?»
Если проанализировать историю шахмат, невольно
бросается в глаза, что многие выдающиеся шахматисты
познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте:
Анатолий Карпов, Х.Р.Капабланка, П.Керес,
С.Решевский,
Г.Агзамов – в 4 года, В.Стрейниц, М. Эйве, Н.Гаприндашвили,
М.Гибурданидзе – в 5 лет, Гарри Каспаров, Б.Спасский,
Р.Фишер, О.Рубцова, Ю.Балашов – в 6-летнем возрасте,
А.Алёхин, М.Таль,
В.Смыслов – к 7 годам.
Такое раннее прикосновение к древней игре
помогло Б.Спасскому, А.Карпову и Г.Каспарову стать
чемпионами мира и среди юношей и среди взрослых.
Это подтверждается и многолетним практическим
опытом: зарубежным и нашим.
Впрочем, не все дети, кого увлечёт шахматная игра,
станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас
важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами –
желание вырастить гармонично развитого человека. Не
случайно охотно проводили досуг за шахматной доской
А.С.Пушкин и М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев и Л.Н.Толстой.
Последняя причина кроется в благотворном влиянии
игры на подготовку к школе. Детсадовская пора когда-то
закончится, а экспериментально подтверждено, что дети,
вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат,
лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и
даже быстрее делают домашнее задание.
Успешное обучение ребёнка в начальной школе по
современным программам предполагает высокий уровень
развития мышления, умение самостоятельно приобретать,
обобщать
и
систематизировать
свои
знания,
творчески
решать различные проблемы.
Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать
новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной
игрой,
игра
–
ведущая
форма
деятельности
ребёнка
в
дошкольном возрасте.
Огромную роль в воспитании успешного, самостоятельного,
гармонично развитого человека играют шахматы. И это не
фантастика, дети легко осваивают шахматные премудрости с
3-х лет.
О роли шахмат в формировании
подрастающего поколения президент
Международной шахматной
федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов
выразился: «Шахматы – чуть ли не
единственная чисто соревновательная,
т.е. наглядная форма фиксации
интеллекта личности».
Благодаря этой игре дети учатся
быть терпеливыми, усидчивыми,
настойчивыми в достижении
поставленной цели, вырабатывают в
себе работоспособность, умение
решать логические задачи в условиях
дефицита времени,
тренируют память, учатся
самодисциплине и т.д.
Работы выдающихся психологов и педагогов: Л.А.Венгера,
А.А.Столяра,
Л.Ф.Тихомировой,
Б.И.Никитиной,
З.А.Михайловой
,
Е.В.Колесниковой,
современные
концепции
обучения самых маленьких детей доказывают, что не менее
важным,
чем
арифметические
операции,
для
подготовки
к
усвоению
математических
знаний
дошкольников
является
формирование логического мышления. Детей необходимо учить, не
только измерять и вычислять, но и рассуждать. Ведь логическое
мышление,
это
мышление
путем
рассуждений,
это
строгое
следование законам неумолимой логики, это безукоризненное
построение причинно-следственных связей. Именно благодаря
логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить
абстрактные понятия, научить ребёнка отстаивать свою точку
зрения.
Применение в работе с детьми
методики раннего обучения азам
шахматной
игры
способствует
развитию у детей способности
ориентироваться на плоскости,
развитию аналитико-синтетической
деятельности, мышления, суждений,
умозаключений,
учит
ребёнка
запоминать,
сравнивать,
обобщать,
предвидеть
результаты
своей
деятельности.
Шахматы
–
уникальный
инструмент развития творческого
мышления, мощное средство для
гармоничного развития интеллекта
ребёнка. Они сочетают в себе
элементы
искусства,
науки
и
спорта.
Используемые источники:
•
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
•
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота.
Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.
•
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
•
Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
•
Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
•
Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник
для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное
возрождение, 1998.
•
Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное
возрождение, 1999.
•
Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению
игре в шахматы детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-
составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр
внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!