Напоминание

"Сказкотерапия, как средство самопознания младших дошкольников"


Авторы: Губайдуллина Дина Сергеевна, Голева Наталья Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г. Междуреченск, Кемеровская область-Кузбасс
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Сказкотерапия, как средство самопознания младших дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО САМОПОЗНАНИЯ

МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Мы очень долго, как мамы, как воспитатели считали своих детей,

воспитанников

маленькими.

Нам

спокойнее,

когда

мы

опекаем

их,

направляем туда, где, как нам кажется, безопаснее, спокойнее. Но малыш

проявляет свое «я», пытается выразить свое мнение, желание. В наше время,

при огромном потоке информации малыш начинает очень рано развиваться в

интеллектуальном и личностном направлении.

Исследования ученных показали, что ребенок очень пластичен и легко

обучаем. Не зря ведь говорят, что ребенок словно губка впитывает все, что

видит и слышит. Его полноценное развитие и обучение происходит полнее и

эффективнее тогда, когда малыш понимает, что с ним происходит. Поэтому

при реализации социально-личностного развития ребенка, главным считается

накопление опыта самопознания. Весь процесс самопознания начинается уже

в младенчестве и происходит стихийно. Поведение ребенка напрямую

связано с его представлением о себе, его пониманием, каким он должен быть

и каким хотел бы стать. Ребенок, познавая себя, учится узнавать других,

приобретать

друзей,

видеть

их

положительные

качества.

Познавая

окружающий мир, оставаясь активным лицом, он познает и самого себя.

Учись находиться в мире взрослых, накопляя опыт самопознания, старается

избежать сложностей, которые связанны с коррекционной работой. Конечно,

необходимо учитывать психофизические особенности детей, которые со

временем достигают тех необходимых высот, какие нужны каждому

человеку.

Другой аспект данной проблемы, является-вопрос о формах обучения.

Максимальный эффект в развитие ребёнка достигается в обучении через

игру, чтение сказок, их сочинения, изготовления кукол и показа с их

помощью сказочных представлений, рисовании, лепки и т.д. Объединение

различных педагогических и психотерапевтических приёмов в единый

сказочный контекст составляет новизну и актуальность метода комплексной

сказкотерапии. Один из методов- создание сказочной среды, в которой

проявляются особенности личности ребёнка. Сказка- это интересная,

понятная, благоприятное условие для познания своего Я.

Народная мудрость гласит: ребёнок – это открытая книга Вселенной,

которую взрослым надо научиться читать.

Детское творчество – важная глава этой Великой книги. Сказка для

ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений.

Слушая

сказку,

сочиняя

её,

дети

осваивают

реальность

через

мир

переживаний и образов. Придумывая сказку, ребёнок проявляет свои

творческие способности. Придумывание сказок, истории можно проводить

на занятие, в играх, в индивидуальных блицах с детьми.

Вот несколько рекомендаций по проведению занятий:

1.

Занятия проводятся психологом раз в две недели, а игры,

разученные

на

занятиях,

воспитатель

может

повторять

по

своему

усмотрению.

2.

Воспитатель и психолог – активные участники занятий, заряжают

детей положительными эмоциями, вызывают желание принять участие в

играх.

3.

Не

следует

оценивать

детей

и

добиваться

единственно

правильного ответа: в этом случае они будут просто повторять то, что от них

требуют, а не проявлять себя.

4.

В процессе работы допустимо, как сокращение количества

предлагаемых игр, так и внесение дополнительных. Это зависит от интереса

детей.

5.

Психолог может использовать цикл занятий как основу своей

работы или проводить отдельное занятие, игры, упражнения.

1.

«Познакомимся!»

В нашей группе, в нашей группе

(хлопают в ладошки)

Много маленьких ребят

Все на стульчиках сидят

А у нас есть…

(указать на ребёнка, дети хором называют его имя).

2.

«Как тебя зовут?»

Дети сидят в кругу и представляются.

Меня зовут… (потом кидают мяч).

3.

«Волшебный марш»

Воспитатель предлагает поиграть в Волшебника, который заколдовал

игрушечных солдатиков. Чтобы расколдовать, им нужно без ошибок

выполнить его команды. Дети шагают на месте, выполняют задание.

4.

«Волшебные ножки»

Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ-топ-топ,

Коленочки: хлоп-хлоп-хлоп,

Ступни: шлёп-шлёп-шлёп.

Пяточки: цок-цок-цок,

Пальчики: шёлк-шёлк-шёлк.

Гармоничное развитие человека проявляется в его готовности и

умении жить в ладу с самим собой, другими людьми. На занятиях по

«самопознанию»,

ребёнок

учится

понимать

и

осознавать

своё

«Я».

Продолжая слушать и смотреть различные произведения, пропуская их через

игру,

инсценировку

ребёнок

знакомится

с

понятием

«сострадание»,

«милосердия».

Предлагая на занятие показать сказку, инсценировать её, необходимо

подготовить для детей материал: иллюстрации, атрибуты, знание сказки.

И обязательно побеседовать, оценить, дать возможность выразить

эмоции. И еще. Чтобы ребенок мог вступить в разговор, мог придумывать,

фантазировать, он должен чувствовать, что его любят, ему верят, его

принимают таким, какой он есть.

«Добро - это солнце, которое согревает душу человека… Все хорошее в

природе от солнца, а все лучшее в жизни - от человека» М. Пришвин.



В раздел образования