Автор: Нефедова Любовь Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Окуневский детский сад "Умка"
Населённый пункт: село Окунево, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Знатоки ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
«ЗНАТОКИ ФГОС»
«ЗНАТОКИ ФГОС»
Игра – викторина для педагогов - воспитателей
Игра – викторина для педагогов - воспитателей
Тема
Вопрос
Содержание ФГОС
100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000
Предметно – пространственная
развивающая среда
100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000
Виды детской деятельности
100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000
Образовательные области
100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000
Что такое ООП ДО? Раскройте понятие.
Основная образовательная программа дошкольного
образования.
Программа, разрабатываемая, утверждаемая и
реализуемая в дошкольном образовательном
учреждении (группе) на основе примерной основной
общеобразовательной программы дошкольного
образования.
Назовите этапы дошкольного детства
Младенческий (2 месяца – 1 год)
Ранний (1 год – 3 года)
Дошкольный (3 года – 8 лет)
Какие требования определяет ФГОС ДО?
-
Требования к структуре Основной
Образовательной Программе ДО;
-
Требования к условиям реализации
Основной Образовательной Программе
ДО;
-
Требования к результатам освоения
Основной Образовательной Программе
ДО
Вам достается вопрос
«Устами младенца»
Проводится ли педагогическая диагностика (мониторинг)
при реализации программы? Если да, то кем и с какой
целью проводится?
Может проводиться педагогическим
работником для индивидуализации
образования (в том числе поддержки
ребенка, построения его образовательной
траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития и
для создания индивидуальных маршрутов),
а также для оптимизации работы с
группой детей.)
Содержание ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ должно отражать следующие
аспекты образовательной среды для ребёнка
дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная
развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со
взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими
детьми;
4) система отношений ребёнка к миру, к
другим людям, к себе самому.
Из каких частей состоит ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
Их соотношение?
Обязательная часть Программы не менее 60% от её
общего объёма;
Часть формируемая участниками образовательных
отношений, не более 40%.
Что включает в себя целевой раздел
образовательной программы
дошкольного образования?
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку
и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
цели и задачи реализации Программы;
принципы и подходы к формированию Программы;
значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования
Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей
и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а
также особенностей развития детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе детей-инвалидов.
Что включает в себя Содержательный раздел
образовательной программы дошкольного
образования?
а) особенности образовательной деятельности
разных видов и культурных
практик;
б) способы и направления поддержки детской
инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического
коллектива с семьями
воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы,
наиболее существенные
с точки зрения авторов Программы.
Перечислите условия, необходимые для
создания социальной ситуации развития
детей
1.обеспечение эмоционального благополучия
2.поддержка индивидуальности и инициативы
3. установление правил взаимодействия в
разных ситуациях
4. построение вариативного развивающего
образования
5. взаимодействие с родителями
Какой должна быть развивающая предметно-
пространственная среда?
Развивающая предметно-
пространственная среда должна
быть содержательно-
насыщенной, трансформируемой,
полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной
На какие зоны активности условно
подразделяется групповое
помещение?
Зона умеренной активности
Зона средней активности
Зона повышенной активности
Вам достается вопрос «Устами младенца»
Уберите лишнее (3).
Вариативность предметно –
пространственной развивающей среды,
предполагает:
•
Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей;
•
Исправность и сохранность материалов и оборудования;
•
Наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования,
обеспечивающих свободный выбор детей;
•
Доступность всех помещений, где осуществляется образовательная
деятельность;
•
Наличие различных пространств (для игры, конструирования,
уединения)
Уберите лишнее (2).
Полифункциональность материалов
предполагает:
•
возможность изменений предметно-пространственной
среды в зависимости от образовательной ситуации, в том
числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
•
возможность разнообразного использования различных
составляющих предметной среды, например, детской
мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных
(не обладающих жёстко закреплённым способом
употребления) предметов, в том числе природных
материалов, пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве предметов-
заместителей в детской игре).
•
доступность для воспитанников, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-
инвалидов, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
Организация образовательного пространства
и разнообразие материалов, оборудования и
инвентаря (в здании и на участке) должны
обеспечивать
•
игровую, познавательную, исследовательскую и
творческую активность всех воспитанников,
экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой);
•
двигательную активность, в том числе развитие
крупной и мелкой моторики, участие в подвижных
играх и соревнованиях;
•
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии
с предметно-пространственным окружением;
•
возможность самовыражения детей.
Уберите лишнее (1).
Доступность предметно – пространственной
развивающей среды, предполагает:
− доступность для воспитанников, в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
- соответствие всех ее элементов требованиям по
обеспечению надежности и безопасности их
использования.
− свободный доступ детей, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности;
− исправность и сохранность материалов и
оборудования.
Развивающая предметно-
пространственная среда должна
обеспечивать:
− реализацию различных образовательных
программ;
− в случае организации инклюзивного образования -
необходимые для него условия;
− учет национально-культурных, климатических
условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность; учет возрастных особенностей детей.
Организационный раздел Основной
образовательной программы
дошкольного образования должен
содержать:
- описание материально-технического обеспечения
Программы,
- обеспеченности методическими материалами и
средствами обучения и воспитания,
- включать распорядок и /или режим дня,
- особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий;
- особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды.
Перечислите, какие аспекты образовательной
среды для ребенка дошкольного возраста
должно отражать содержание ООПДО, в
соответствии с ФГОС ДО.
Предметно-пространственная развивающая
образовательная среда, характер взаимодействия
со взрослыми и другими детьми, система
отношений ребенка к миру, к другим людям, к
самому себе
Что является ведущим видом
деятельности в дошкольном детстве?
игра
Назовите виды детской деятельности в
дошкольном возрасте
•
Коммуникативная
•
Конструирование из разного материала
•
Двигательная
•
Восприятие художественной
литературы и фольклора
•
Игровая
•
Познавательно-исследовательская
•
Изобразительная
•
Музыкальная
•
Самообслуживание и элементарный
бытовой труд
С какого вида детской деятельности начинается
развитие навыков трудовой деятельности у детей?
самообслуживание и элементарный бытовой
труд
Вам перечислены виды детской деятельности.
Определите к какому возрасту они относятся?
•
Манипулирование с предметами
•
Непосредственное эмоциональное общение со взрослым
•
Познавательно-исследовательские действия
•
Тактильно-двигательные игры
•
Восприятие музыки, детских песен и стихов
•
Двигательная активность
Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)
Вам достается вопрос «Устами младенца»
Вам перечислены виды детской деятельности.
Определите к какому возрасту они относятся?
•
Предметная деятельность и игры с составными и
динамическими
•
игрушками
•
Общение со взрослым и сверстниками под
руководством взрослого
•
Экспериментирование с материалами и веществами
(песок, тесто
•
и др.)
•
Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание
картинок
•
Самообслуживание и действия с бытовыми
предметами -орудиями
•
(ложка, совок, лопатка и т.д.)
•
Восприятие смысла музыки
•
Двигательная активность
Дети раннего возраста (1 год – 3 года)
Вам перечислены виды детской деятельности.
Определите к какому возрасту они относятся?
•
Игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с
правилами и другие виды игры)
•
Коммуникативная (общение и взаимодействие со
взрослыми и сверстниками)
•
Познавательно-исследовательская (исследование
объектов окружающего мира и экспериментирование с
ними)
•
Восприятие художественной литературы и фольклора
•
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (в
помещении и на улице)
•
Конструирование из разного материала, включая
конструкторы, модули, бумагу, природный и иной
материал
•
Изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
•
Музыкальная (восприятие и понимание смысла
музыкальных произведений, пение, музыкально-
ритмические движения, игра на детских музыкальных
инструментах)
•
Двигательная (овладение основными движениями)
Дети дошкольного возраста (3 года – 8 лет)
Какие виды образовательной деятельности
осуществляются на протяжении всего времени
нахождения ребенка в дошкольном
учреждении.
- образовательная деятельность в режимных моментах;
- организованная образовательная деятельность;
- самостоятельная деятельность детей.
Что представляет собой
организованная образовательная
деятельность
?
Организованная образовательная
деятельность представляет собой
?
организацию совместной деятельности
педагога с детьми: с одним ребенком; с
подгруппой детей; с целой группой
детей. Выбор количества детей зависит
от возрастных и индивидуальных
особенностей детей; их интереса к
данному занятию; сложности
материала; вида деятельности
(игровая, познавательно -
исследовательская, двигательная,
продуктивная).
Определите к какому виду детской деятельности
относятся данные определения?
…
- форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс
действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком
условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.
…
—форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей
объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая
формированию целостной картины мира
….
—форма активности ребенка, направленная
на взаимодействие с другим человеком как субъектом, потенциальным
партнером по общению, предполагающая согласование и объединение усилий с
целью налаживания отношений и достижения общего результата
…
—форма активности ребенка, в результате которой создается
материальный или идеальный продукт
…
—форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное
мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает
возможность для развития творчества, обогащает речь
…
.—форма активности ребенка, предполагающая не пассивное созерцание, а
деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии,
сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, в
«мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного
присутствия, личного участия в событиях
Назовите образовательные области в
соответствии с ФГОС ДО.
*социально-коммуникативное развитие;
*познавательное развитие;
*речевое развитие;
*художественно-эстетическое развитие;
*физическое развитие.
Определите, к какой образовательной области
относятся следующие задачи:
•
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности;
•
формирование позитивных установок к различным видам
труда и творчества;
•
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Социально-коммуникативное
развитие
Определите, к какой образовательной области
относятся следующие задачи:
•
Формирование первичных представлений о малой
Родине и Отечестве, представлений о
социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях;
•
Формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о
свойствах и отношениях объектов окружающего
мира.
Познавательное развитие
Определите, к какой образовательной
области относятся следующие задачи:
•
Знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы;
•
формирование звуковой аналитико – синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Речевое развитие
Определите, к какой образовательной
области относятся следующие задачи:
•
Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и
понимания произведений искусства;
•
реализация самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно – модельной, музыкальной и
др).
Художественно – эстетическое
развитие
Определите, к какой образовательной
области относятся следующие задачи:
•
Приобретение опыта в двигательной деятельности детей;
•
формирование начальных представлений о некоторых
видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами;
•
становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей здорового
образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме,
закаливании, при формировании полезных привычек и
др.).
Физическое развитие
Куда вошли бывшие ранее
образовательные области
«Здоровье»
«Безопасность»
«Труд»
«Музыка»
физическое
развитие
социально-коммуникативное развитие
художественно-
эстетическое развитие
Вам достается «Волшебная
шкатулка»
Художественно –
эстетическое
развитие
Л
е
п
к
а
Р
и
с
о
в
ан
и
е
А
п
п
л
и
к
а
ц
и
я
К
у
к
о
ль
н
ы
й
те
а
т
р
Разучивание песен,
танцев, хороводов
и народных игр
К какой образовательной области относится данный перечень форм организации детской
деятельности.
Образовательная область развития
Формы организации детской деятельности
Подвижные дидактические игры, подвижные игры с
правилами, игровые упражнения, соревнования
Сюжетные игры, игры с правилами
Беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление
и отгадывание загадок, сюжетные игры
игры с правилами
Совместные действия, дежурство, поручение, задание,
реализация проектов
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества,
реализация проектов
Слушание, исполнение, импровизация, подвижные игры (с
муз.сопровождением), музыкально – дидактическая игра
Чтение, обсуждение, разучивание
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества,
реализация проектов, сюжетные игры
Наблюдение, экскурсия, решение проблемных ситуаций,
экспериментирование, игры с правилами
коллекционирование, моделирование, реализация проекта
Беседы, ситуативный разговор, речевая ситуация
Составление и отгадывание загадок
Вам достается вопрос «Устами младенца»
Вариативность предметно – пространственной
развивающей среды, предполагает:
•
Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых
предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и
исследовательскую активность детей;
•
Наличие различных пространств (для игры, конструирования,
уединения)
Полифункциональность материалов
предполагает:
•
возможность разнообразного использования
различных составляющих предметной среды,
например, детской мебели, матов, мягких
модулей, ширм и т.д.;
•
наличие в Организации или Группе
полифункциональных (не обладающих жёстко
закреплённым способом употребления)
предметов, в том числе природных материалов,
пригодных для использования в разных видах
детской активности (в том числе в качестве
предметов-заместителей в детской игре).
Доступность предметно – пространственной
развивающей среды, предполагает:
− доступность для воспитанников, в том числе
детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется
образовательная деятельность;
− свободный доступ детей, в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья, к играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим
все основные виды детской активности;
− исправность и сохранность материалов и
оборудования.
Разработчик: Воспитатель высшей
категории
Нефёдова Любовь Викторовна
СПАСИБО ЗА АКТИВНУЮ РАБОТУ
В НАШЕМ ПРОЕКТЕ!!!