Напоминание

"Комплексный подход в развитии творческих способностей воспитанников через образ природы"


Автор: Мухамадеева Ольга Николаевна
Должность: Воспитатель изобразительной деятельности
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - детский сад № 28
Населённый пункт: г. Ишимбай, Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Комплексный подход в развитии творческих способностей воспитанников через образ природы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МАДОУ ЦРР – детский сад №28 «Родничок»

Комплексный подход в развитии творческих

способностей воспитанников через образ

природы

Из опыта работы воспитателя МАДОУ ЦРР –

детский сад №28 «Родничок» Мухамадеевой

О.Н.

г.

Ишимбай

1

Составитель воспитатель МАДОУ ЦРР – детский

сад №28 «Родничок» Мухамадеева О.Н.

В пособии предлагается опыт работы воспитателя

МАДОУ ЦРР – детский сад №28 «Родничок»

Мухамадеевой О.Н. по теме «Комплексный подход в

развитии творческих способностей воспитанников

через образ природы»

2

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение центр развития

ребёнка- детский сад №28 «Родничок» города

Ишимбая муниципального района Ишимбайский

район Республики Башкортостан

Комплексный подход в развитии

творческих способностей

воспитанников через образ

природы

Рекомендации для воспитателей детских садов и

родителей.

Из опыта работы воспитателя

муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения центр развития

ребенка – детский сад №28 «Родничок»

Мухамадеевой О.Н.

3

Мир, окружающий ребёнка, - это

прежде всего мир природы с

безграничным богатством явлений, с

неисчерпаемой красотой. Здесь, в

природе, вечный источник детского

разума.

В.А.Сухомлинский

Введение

4

Наиболее сложный и наименее

разработанный вид деятельности – это творчество.

Известно, что детское творчество – явление

уникальное. Педагогическая мысль различных стран

уже многие десятки лет исследует проблему

природы детского творчества.

Материал и опыт по исследованию детского

творчества накапливались с годами. Постепенно

вырабатывался правильный подход к этой проблеме.

Психолог Л.Выготский отметил, что любая практика,

любой опыт могут быть усвоены двумя путями.

Один из них - воспроизводящий, репродуктивный. В

его

основе

лежит

точное

повторение

ранее

выработанных приёмов поведения. Другой способ

основывается

не

на

воспроизведении

готовых

способов, а на творческой переработке, создании

новых образов и действий.

А.А.Волкова,

характеризуя

творчество

дошкольников, писала: «Воспитание творчества –

разностороннее и сложное воздействие на ребёнка.

Мы видели, что в творческой деятельности взрослых

принимают

участие

ум

(знания,

мышление,

воображение), характер (смелость, настойчивость),

чувство (любовь к красоте, увлечение образом,

мыслью).Эти же стороны личности мы должны

воспитывать и у ребёнка для того, чтобы успешнее

развивать в нём творческие способности.

Обогатить ум воспитанника разнообразными

представлениями, некоторыми знаниями – значит

дать обильную пищу для творчества детей. Научить

их

внимательно

присматриваться,

быть

5

наблюдательным – значит сделать их представления

ясными,

более

полными.

Это

поможет

воспитанникам

ярче

воспроизводить

в

своём

творчестве виденное ими.

И.Я.Лернер

утверждает,

что

творчеству

можно учить, но это учение особое, оно не такое как

обычно учат знаниям и умениям.

Нетрадиционная

техника

изображения

новый

вид

изобразительной

деятельности.

Доступный

материал,

несложная

техника

выполнения работ не превышают возможностей

дошкольного возраста.

Новые методы и приёмы в силу своей

новизны и необычности способствуют развитию

творческой активности. Нетрадиционные техники

рисования

создают

на

занятиях

атмосферу

непринуждённости,

открытости,

раскованности,

развивают инициативу, самостоятельность, создают

эмоционально

положительное

отношение

к

деятельности.

Согласно

высказыванию

С.Кожохиной:

«Маленький ребёнок говорит руками, не обладая

пока возможностью выразить в полной мере свои

чувства

и

ощущения

словесно.

Речью ребёнка

становиться умение творить на листе. Поэтому очень

важно предоставить ребёнку свободу действий и

богатый выбор изобразительных средств. Творческие

способности развиваются тогда, когда для этого

созданы условия, которые используются в полном

объёме.

Познавательную деятельность, направленную

на объекты природы, тоже следует рассматривать

6

как творческую. Красота любого природного явления

вызывает

восторженный

отклик

в

душе

воспитанника. Воспитанник открывает для себя

разнообразный и удивительный и удивительный мир

природы, облака, разноцветная радуга, капли дождя

и

т.д.

интересуют

и

удивляют

его,

будят

воображение

и

фантазию.

Воспитанник

воспринимает природу ярче и острее взрослого. Чем

больше он накапливает знания о природе, тем

богаче, ярче становится его творческая деятельность.

Важно

не

дать

угаснуть

детской

любознательности,

развивать

наблюдательность,

помочь в познании окружающего мира и передаче

своих впечатлений в разных жанрах живописи с

использованием

как

традиционных

так

и

нетрадиционных техник изображения. Чем больше

воспитанник

знает

вариантов

получения

изображения, тем больше у него возможностей

передать свои идеи, а их может быть столько,

насколько развиты у него творчество и воображение.

7

Комплексный подход в развитии творческих

способностей воспитанников через образ

природы.

Природа, являясь средой обитания человека,

источником, питающим его жизненные силы и

вдохновляющим на сбережение её богатств,

заключает в себе и огромный потенциал

всестороннего развития личности. Широко известно

влияние природы на формирование различных

сторон характера, индивидуальности воспитанника.

Природа пробуждает его любознательность,

воздействует на органы чувств, активизирует

сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного.

Можно без преувеличения утверждать, что

воспитанник познаёт красоту окружающего мира

через восприятие красоты природы. Воздействуя на

эмоции воспитанника своими качествами –

совершенством формы, разнообразным и (в

зависимости от времени дня, года, освещения)

изменчивым колоритом, природа вызывает

эстетические чувства. Это способствует появлению и

проявлению эмоционального отношения к объектам

и явлениям природы.

Взаимосвязь изобразительной деятельности и

ознакомление воспитанника с природой обогащает

как знания о мире, так и изобразительное творчество

маленького художника. Стремление передать

образцы природы в рисунке приводит к углублению,

уточнению знаний и представлений о природных

объектах и явлениях. Вместе с тем содержание

детского творчества обогащается новыми образами.

8

В детских рисунках появляются новые темы. В

процессе познания и изображения развиваются

психические процессы, лежащие в основе познания

природы и отражения её в художественном

творчестве: восприятие, мыслительные операции

(анализ, синтез, сравнение, уподобление,

обобщение ), воображение, положительное

эмоциональное отношение к жизни и творчеству,

формируются эстетические чувства.

Мир природы удивителен и прекрасен.

Однако далеко не все способны видеть эту красоту,

многообразие цвета, форм и оттенков. Поэтому

очень важно развивать у воспитанников умение

«смотреть», «слушать» и «слышать», эмоционально

откликаться на красоту природы и отражать свои

впечатления в рисунке. Развитие творческих

способностей воспитанников через образ природы

необходимо проводить в системе, через общение с

живой природой и использованием различных видов

искусства: художественной литературы, музыки,

живописи.

В работе с воспитанниками можно выделить

следующие задачи:

- способствовать обобщению и расширению

знаний воспитанников о традиционных и

нетрадиционных техниках изображения объектов

природы в разных жанрах живописи (пейзаже,

портрете, натюрморте);

-создать условия для развития умения активно

и творчески применять усвоенные разные варианты

изображения используя выразительные средства;

9

-способствовать развитию у воспитанников

внимательности, умению видеть характерные

эстетические признаки окружающих объектов

природы, сравнивать их;

-способствовать воспитанию эмоционально-

доброжелательного отношения к объектам природы

через поэзию, музыку, произведения художников.

Познание ребёнком образа природы через

произведения разных видов искусств должно

происходить как через эмоциональное восприятие им

образа (художественного, музыкального,

поэтического), так и через осознание, понимание

способов его воплощения. Необходимо шаг за шагом

помочь воспитаннику осознать, что каждому виду

искусства свойственны свои средства

выразительности. Образ одного и того же объекта

природы, явления в поэзии, музыкальном

произведении, в картине художника достигает

особой выразительности за счёт специфических

средств того или иного вида искусства. При такой

комплексной подаче материала один из видов

искусства должен выступать доминирующим

«стержневым», другие же помогать более глубокому

осмыслению художественного образа природы,

усиливать степень его эмоционального восприятия

воспитанниками.

Для того, чтобы развить воспитанника как

творческую личность, добиться эмоционального

раскрепощения и большей способности откликаться

на красоту природы, особое внимание следует

уделить пейзажной живописи как в традиционной

так и нетрадиционной технике изображения.

10

Произведения великих художников-

пейзажистов таких как Шишкин, Верещагин,

Айвазовский, Левитан, Поленов открывают

воспитанникам мир чудесных образов, переданных

людьми, умеющими наблюдать, видеть необычное в

обычном и передавать свои чувства и впечатления на

холсте.

Пейзаж ярче других жанров живописи

выражает различные оттенки и нюансы чувств,

эмоций художника. Художественный пейзаж

раскрывает поэзию природы, учит видеть её красоту,

обогащает представления. Именно пейзаж является

одним из самых лирических и эмоциональных

жанров живописи, это высшая ступень

художественного освоения природы, вдохновенно и

образно воссоздающая её красоту. Художественный

пейзаж помогает развивать эстетический вкус,

образное и ассоциативное мышление, воображение,

самосозерцание. Пейзажная живопись способна не

только доставлять радость, но и вдохновлять на

творчество. Пейзажные произведения к тому же

очень созвучны с музыкой и поэзией. К каждому

произведению живописи можно подобрать созвучное

музыкальное произведение, что усилит и обогатит

детское восприятие природы.

Не менее интересен как жанр живописи и

натюрморт, основной темой которого так же

является любовь к природе, её познанию,

восхищением изобилием её даров, их красотой и

бесконечным разнообразием. Но это не только

любование природой, а ещё и прославление

человека, который вырастил, собрал, разложил

11

красиво все эти прекрасные и полезные предметы.

Объекты изображения ценны сами по себе:

разнообразие их форм, цветосочетаний, фактур, их

плотность, мягкость, твёрдость, сочность, спелость,

изящество и хрупкость восхищают и вдохновляют на

творчество.

Детям дошкольного возраста трудно

самостоятельно постичь эстетические и

нравственные ценности, заложенные в

художественных образах. Поэтому при

рассматривании художественных произведений

художников в жанре натюрморт необходимо

обращать внимание на средства выразительности,

видеть, как с помощью рисунка, цвета, композиции,

техники художник передаёт своё отношение к тому,

что изображает. Учить воспитанников «читать»

картину, слышать её «музыку», откликаться сердцем

на её красоту, настроение и смысл, выражать своё

понимание произведения.

Красота природы неисчерпаема, как

неисчерпаемы и разнообразны сами её объекты. Она

является источником эмоционального воздействия на

человека, вызывая различные настроения.

Поэтические образы времён года воспетые поэтами,

помогают дошкольникам так же и через портретный

жанр живописи раскрыть художественный образ

Весны, Лета, Осени, Зимы. Художники знают, что

самый лучший портрет природы можно создать лишь

в сотворчестве с ней.

Эмоционально-творческое настроение и

эстетические чувства дошкольников пробуждает

поэзия. Тонко подмеченная, искусно воспетая в

12

стихах образность природы помогает воспитаннику

увидеть волнующую прелесть белоствольных

берёзок, пёстрых лугов, дубовых рощ, еловых

хороводов и испытать радость от прекрасных встреч

с окружающим миром, побуждая желание выразить

свои чувства и переживания в рисунке.

Эстетическое восприятие предполагает

наличие широкого круга ассоциаций, возникших на

основе опыта. Чем больше воспитанник накапливает

знаний о природе, тем богаче, ярче становиться его

воображение, без которого немыслима творческая

деятельность. А поэтическое слово помогает ему

обобщить впечатления от наблюдений.

Такое комплексное воздействие

эмоциональных, зрительных и слуховых образов

способствует развитию у воспитанников творческих

способностей.

Детские рисунки всегда выразительны, хотя

техника исполнения подчас несовершенна. Это

обусловлено тем, что возможности восприятия

выразительных средств поэзии у воспитанников

выше, чем изобразительные умения,

способствующие их передаче в рисунке.

Несформированность графических навыков и

умений мешает воспитаннику выражать в рисунках

задуманное. Среди трудностей, с которыми часто

сталкиваются воспитанники – сложность

изображения предмета тонкими линиями. И поэтому

рисунки часто получаются далёкими то реальности.

И как следствие, у воспитанников гаснет интерес к

изобразительному искусству, к желанию рисовать. В

13

этом вопросе изменить ситуацию поможет сочетание

традиционных и нетрадиционных техник рисования.

Использование нетрадиционных способов

изображения позволяет разнообразить способности

воспитанников в рисовании образа природы,

пробуждают интерес к исследованию

изобразительных возможностей материалов и, как

следствие, повышают интерес к изобразительной

деятельности в целом.

Занятия с элементами нетрадиционных

техник, основаны на творческой фантазии,

интересны тем, что рисунки у всех воспитанников

получаются разными. Они предлагают

воспитанникам пофантазировать, вообразить,

подумать, изобрести что-то своё, необычное.

При развитии творческих способностей через

образ природы хорошо подходят такие

нетрадиционные техники, как метод тычка (жесткой

полусухой кистью, ватными палочками), рисование

пальцами, ладошками, оттиск ( пробкой, смятой

бумагой, поролоном, печатками ), рисование свечой,

восковыми мелками и акварелью, монотипия,

кляксография, гризайль и др.

Сталкиваясь с красотой и гармонией

окружающей природы, изведав при этом чувство

восторга и восхищения, воспитанники испытывают

желание « остановить прекрасное мгновение»,

отобразив своё отношение к действительности на

листе бумаги с помощью нетрадиционных техник

рисования.

Таким образом, творческие способности

воспитанников наиболее ярко и глубже развиваются

14

через непосредственное наблюдение живой природы,

просмотр картин (репродукций известных

художников в разных жанрах живописи), знакомство

с лучшими поэтическими образами описания

природы и использование традиционных и

нетрадиционных техник изображения.

П

римерные занятия для детей старшего возраста,

где образ природы раскрывается через жанры

живописи: натюрморт, портрет и пейзаж.

КОНСПЕКТ

занятия по рисованию на тему:

15

«Портрет осени»

Задачи:

• образовательные: научить воспитанников понимать

как композиторы, поэты и художники, используя

разные средства выразительности передают образ

осени.

Закреплять

навыки

расположения

и

прорисовки формы частей лица (глаза, нос, губы),

умение

рисовать

концом

кисти

мелкие

детали

рисунка.

развивающие:

расширять

спектр

технических

изобразительных

возможностей

воспитанников,

позволяющих

осуществлять

наиболее

яркую

передачу образа.

• воспитательные: воспитывать интерес к познанию

природы и более тонкому отражению впечатлений в

изобразительном творчестве.

Словарная работа: портрет, вальсирует, холодным

серебром, бордовый.

Предварительная работа: рассматривание портретов

разных художников, беседы по картинам, чтение

художественной литературы на осеннюю тематику.

Оборудование :

• наглядный материал: 3 портрета осени «Осень

дождей», «Золотая осень», «Урожайная осень»,

таблица

с

поэтапным

ведением

работы

над

портретом.

• раздаточный материал: альбомный лист, гуашь,

кисть белка №4, №2, щетинистая кисть, ватные

палочки,

печатки

в

виде

кружков,

листьев,

бумажные салфетки.

Ход проведения:

16

Загадка:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас,-

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька мой сосед,-

Обязательно картина

Называется … (портрет)

Педагог: Кого изображают художники на портрете?

Воспитанники: Людей.

Педагог. Правильно, художники рисуют (пишут)

портреты людей, а вот поэты сочиняют словесные

портреты в стихах. Послушайте, о каком времени

года написан этот словесный портрет.

Распустила она косы

Полыхающим костром

Чаще иней, реже росы,

Дождь- холодным серебром.

Оголила она плечи,

В декольте все дерева-

Скоро бал, прощальный вечер…

Уж вальсирует листва…

Воспитанники. О осени.

Педагог.

Часто

поэты

сравнивают

осень

с

художником.

Рисует осень свой портрет,

На краски не скупиться.

Каких оттенков только нет,

Все блещет и искрится.

На ней манто из облаков,

Корона- листья клена,

17

В руках букет прекрасных снов,

Колье из бус зеленых.

Педагог:

Поэты сравнивают осень с женским

образом.

Красавица Осень спешила на бал,

Меняла наряды, цвета, украшенья,

И что же, последний листочек упал,

Расстроилась Осень, ей нет утешенья.

И хлынули слёзы дождём проливным,

И холодно ей, и пропали надежды.

Ты, Осень, не плачь, не грусти, подожди,

И новые мы нарисуем одежды.

Г. Исаева

Педагог:

Давайте

и

мы

сегодня

попробуем

нарисовать каждый свой портрет осени.

Педагог показывает на доске разные варианты

готовых портретов осени «Осень дождей», «Золотая

осень», «Урожайная осень» и т.д, обращая внимание

воспитанников на интересные головные уборы и

украшения (вместо шляпы блюдо с фруктами,

вместо серёжек гроздья рябины, бусы из ягод, венок

из осенних листьев, корона в виде кленового листа).

Педагог:

Каким техническим приёмом можно

передать прическу осени, украшения?

Воспитанники: Методом тычка, вливанием тёплых

цветов чередуя их. Украшения ватной палочкой,

печатками и т.д.

Педагог:

Какие

цвета

нужно

использовать

в

рисунке?

Воспитанники:

Тёплые цвета (красный, жёлтый,

оранжевый)

18

Закрепление

этапов

работы

над

портретом

по

таблице.

1.

Чуть

выше

середины

листа

простым

карандашом наметить овал лица, шею, плечи.

2.

Прорисовка глаз, бровей, носа, губ.

3.

Контур причёски, головной убор.

4.

Работа над рисунком в цвете.

Под музыку П.И.Чайковского «Времена года»

воспитанники

приступают

к

работе.

Прием

и

материал выбирают сами.

В

процессе

работы

педагог

в

случае

необходимости помогает воспитанникам советом,

показом отдельных элементов на отдельном листе.

Физкультминутка:

Ходит

осень

по

дорожке,

(поочерёдное

похлопывание ладошками по столу)

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета, (перебирание пальцами

по столу)

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень, (пальчики шагают по

столу)

Ветер с клёна листья сбросил (встряхивание кистями

рук)

Под ногами коврик новый

Жёлто-розовый

кленовый

(подвигать

ногами,

изобразить шуршание).

В.Авдиенко

Воспитанники заканчивают работу в цвете.

19

В

конце

занятия

рассмотреть

рисунки

воспитанников.

Похвалить

за

многообразие

переданных

образов

осени,

полюбоваться

ими,

отметить наиболее интересные работы.

КОНСПЕКТ

занятия по рисованию на тему:

«Листопад»

Задачи:

образовательные:

закреплять

умение

воспитанников рисовать с натуры, передавая форму

и

окраску

разных

осенних

листьев,

совершенствовать изобразительную технику заливку

изображения тёплыми цветами.

• развивающие: развивать цветовое восприятие,

творческую активность.

20

• воспитательные: воспитывать интерес и бережное

отношение к природе, вызывать желание сохранить

её красоту в своих рисунках.

Предварительная

работа:

рассматривание

репродукции картин разных художников, беседы по

картинам, чтение художественной литературы на

осеннюю тематику.

Оборудование:

наглядный

материал:

осенние

листья

клёна,

берёзы, рябины в красочном конверте.

• раздаточный материал: альбомный лист, простой

карандаш,

ластик,

акварель,

восковой

мелок

коричневого цвета.

Ход проведения:

Педагог

читает

стихотворение

О.Дриз

«Что

случилось»

Ах, что было

Что случилось

Дверь тихонько отварилась

И тихонько затворилась.

Мы судили, мы рядили

Да и думать бросили:

Кто же нам через порог

Кинул жёлтенький листок-

Письмецо от осени?

Педагог показывает детям конверт и сообщает,

что в наш детский сад тоже пришло письмо от осени

.А в нем красивые осенние листья. С каких деревьев

эти листья?

Воспитанники: С клёна, берёзы, рябины.

21

Педагог

предлагает

подумать,

что

можно

сделать с этими листьями, для чего их осень

прислала?

После ответов воспитанников, педагог советует

нарисовать подарки осени и запечатлить их красоту

в своих рисунках. Но нарисовать не просто так, а с

натуры как это делают настоящие художники, чтобы

листья на рисунках были как настоящие.

Для этого нужно внимательно рассмотреть

листья, определить их размер, форму, цвет, обратить

внимание

на

характерные

особенности

(прожилки) ,определить расположение на листе

бумаги.

Педагог показывает воспитанникам порядок

выполнения рисунка кленового листа

простым карандашом, обращая внимание на то, что

его

части

похожи

на

маленькие

короны

объединённые между собой дугой, а по всему листу

проходят прожилки.

Этапы выполнения рисунка:

1.Простым

карандашом

сверху

вниз

провести

прямую вертикальную линию и снизу отступить на

1/3 часть поставить точку.

2. Из точки влево и вправо провести по 2 линии

(прожилки).

3. На конце каждой из 5 линий нарисовать корону с

острыми зубчиками.

4. Соединить между собой крайние зубчики дугой.

5. Восковым мелком коричневого цвета обвести

прожилки и палочку листка.

6. Акварельными красками сделать заливку всего

кленового листа, чередуя тёплые цвета.

22

Закрепление этапов работы над рисунком.

Под мелодию А.Вивальди « Времена года» «

Осень»

воспитанники

приступают

к

самостоятельной работе. По ходу занятия, при

необходимости педагог помогает воспитанникам в

прорисовке

формы

листа

на

отдельном

листе

бумаги.

Физкультминутка:

Ветер тихо клён качает (шевелить пальцами на

руках)

Вправо-влево

наклоняет

(наклоны

кистями рук

вправо-влево)

Раз-наклон и два-наклон

Зашумел листвою клён (быстро трести кистями рук)

Воспитанники продолжают работу над рисунком.

Тем, кто справился с заданием быстро предложить на

свободной

части

листа

самостоятельно

нарисовать

берёзовый жёлтый лист.

По окончании занятия полюбоваться детскими

рисунками,

обратить

внимание

воспитанников

на

аккуратно выполненные работы, где тёплые цвета

красиво чередуются между собой не выходят за край

изображения.

23

КОНСПЕКТ

занятия по рисованию на тему: «Багровый

лес полон сказок и чудес»

Задачи:

образовательные:

продолжать

знакомить

воспитанников

с

жанром

живописи

пейзажем;

закреплять знания воспитанников о нетрадиционных

техниках рисования (методе тычка щетинистой кистью,

ватной палочкой, печатками); продолжать знакомить

воспитанников

со

средствами

выразительности

в

художественной

деятельности

(цвет,

материал,

композиция).

развивающие: развивать технические навыки в

рисовании, используя

в работе разные способы и

материалы; развивать любознательность, воображение,

мелкую моторику рук.

• воспитательные: воспитывать бережное отношение

к природе родного края.

• Словарная работа: унылая, пасмурная, хмурая,

дождливая, шуршат.

Предварительная работа: рассматривание пейзажей

разных художников, беседы по картинам, чтение

художественной литературы на осеннюю тематику.

Оборудование:

наглядный

материал:

репродукции

картин

художников

И.И.Левитан

«Осенний

день.Сокольники»,

И.Э.Грабарь

«Рябинка»,

Е.Е.Волков «Октябрь».

• раздаточный материал: акварель, кисть белка №4,

№2, щетинистая кисть, печатки в форме мелких

листиков, ватные палочки, бумажные салфетки.

24

Ход проведения:

У каждого времени года

Особенный запах и цвет

Но так совершенна природа,

Что в целом, её краше нет.

Вот осень. Туманные дали.

Трепещет кругом листопад

И с запахом светлой печали

Опавшие листья шуршат.

О.Рязанова

Педагог: О красоте какого времени года написано

это стихотворение?

Воспитанники: О осени.

Педагог: Поэты воспевают красоту осени в стихах,

композиторы

сочиняют

осенние

мелодии,

а

художники пишут картины передавая в них разные

периоды осени.

Перед вами 3 репродукции картин разных

художников:

1.И.И.Левитан «Осенний день. Сокольники»

2. И.Э.Грабарь «Рябинка»

3. Е.Е.Волков «Октябрь»

Педагог: К какому жанру живописи они относятся?

Воспитанники: Это пейзаж.

Педагог:

Какие

периоды

осени

изобразили

художники? По каким приметам вы это определили?

Ответы воспитанников:

1.

Ранняя осень, начало осени. (Листья только

начали менять свой цвет, основная часть листвы

деревьев зелёная. Погода хмурая , дождливая.)

25

2.

Золотая осень, середина осени. (На всех

деревьях листья поменяли окраску. Погода ясная,

солнечная.)

3.

Поздняя

осень,

конец

осени.

(Листья

с

деревьев опали и лежат на земле ярким ковром.

Погода унылая, пасмурная.)

Педагог предлагает подумать и выбрать тот

период осени, который воспитанники хотели бы

изобразить.

Ответы воспитанников.

Педагог: Перед вами на столах приготовлены 3 вида

кисточек, печатки, ватные палочки, которые

вы

можете использовать во время работы.

Педагог: Какой способ вы будете применять?

Воспитанники: Метод тычка.

Педагог: Какими цветами будете рисовать осень?

Ответы воспитанников: Тёплыми цветами.

Закрепить знания о перспективе, светотени.

Частичный показ этапов ведения работы:

1.

Нарисовать землю покрытую осенними листьями

методом

тычка

щетинистой

кистью

жёлтым

,красным,

оранжевым

цветом.

(Показ

педагога)

2.

Прорисовка стволов деревьев, ветвей (на переднем

плане деревья высокие на дальнем низкие).

3.

Методом

тычка

(щетинистой

кистью,

ватными

палочками, печатками) сформировать листву на

деревьях

4.

При передаче солнечной погоды нарисовать солнце

и падающую от деревьев тень.

5.

При передаче пасмурной погоды нарисовать тучи,

дождь, летящие по ветру листья, лужи.

26

Самостоятельная работа воспитанников.

Индивидуальная

работа

педагога

с

теми

воспитанниками, кто неуверенно приступил к работе

, испытывает затруднения.

Физкультминутка:

Дети

выполняют

образные

движения

согласно

тексту.

Станем мы деревьями

Сильными, большими.

Ноги – это корни,

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево,

Падать не давали,

Из глубин далёких

Воду доставали.

Тело наше – ствол могучий,

Он чуть-чуть качается

И своей верхушкой острой

В небо упирается.

Наши руки – это ветви,

Крону вместе образуют

В кроне им совсем не страшно,

Когда ветры сильно дуют.

Пальцы веточками будут.

Листья закрывают их.

Как придёт за летом осень –

Разлетятся листья в миг.

Воспитанники продолжают работу над осенним

пейзажем.

В конце занятия разместить детские рисунки в

ряд, чтобы получилась панорама осеннего леса.

27

Предложить воспитанникам прогуляться мысленно

по лесу и полюбоваться его красотой.

КОНСПЕКТ

занятия по рисованию на тему: «Ваза с

веткой рябины»

Задачи:

• образовательные: закреплять умение рисовать с

натуры, точно передавая характерные особенности

вазы и ветки рябины (форму, строение, цвет);

познакомить

с

новым

техническим

приёмом

двухцветным мазком;

• развивающие: совершенствовать технические и

изобразительно-выразительные умения; развивать

мелкую моторику рук;

28

• воспитательные: воспитывать любовь к родной

природе, умение видеть и переживать её красоту.

Словарная

работа:

натюрморт,

драпировка,

светотень, тулово, блик.

Оборудование:

• наглядный материал: драпировка, ваза, осенняя

ветка рябины.

• раздаточный материал: гуашь, кисти белка №4,

№2, печатки круглой формы, альбомный лист, вода.

Ход проведения:

Загадка

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу – знай, что это …

(натюрморт)

Педагог:

А

что

художники

изображают

на

натюрмортах?

Воспитанники: Предметы быта окружающие нас,

цветы, фрукты и т.д.

Педагог

предлагает

нарисовать

осенний

натюрморт. Определить из каких предметов он

состоит?

Воспитанники:

Вазы,

осенней веточки рябины,

драпировки.

Педагог с воспитанниками обследуют предметы

натюрморта:

1.

Ваза (цвет, форма и размер горла, тулово,

расположение светотени).

2.

Ветка рябины (расположение по отношению к

вазе, цвет, форма, строение и расположение ветвей,

листьев, грозди рябины ).

29

3.

Драпировка (цвет, цвет падающей тени).

Этапы выполнения работы над натюрмортом (показ

педагога).

1.

Снизу на 1/3 части листа синей краской, концом

кисти прорисовать форму вазы с коротким горлом и

овальным туловом. Покрыть всю вазу синим цветом. С

правой стороны той же краской, но более густой и

тёмной нарисовать собственную тень вазы. С левой

стороны белой краской наметить блик (самое светлое

пятно на вазе).

2.

Коричневым цветом большой кистью, сверху вниз

концом кисти с нажимом к низу, провести основную

часть ветки под нужным наклоном.

3.

Маленькой кистью нарисовать нужное количество

тонких веток.

4.

Весь ворс большой кисти окунуть в жёлтую

гуашь, а кончик в красную (оранжевую, зелёную) и

отпечатать листья двухцветным мазком в нужном

направлении. И так меняя основной цвет и цвет на

конце кисти, прорисовать листья на каждой ветке.

5.

Печатками оранжевым цветом отпечатать гроздь

рябины. Тонкой кистью коричневой краской дорисовать

веточки и в нижней части каждой ягоды поставить

точку.

6.

Жёлтым

цветом

провести

линию

стола

и

разукрасить

всю

драпировку.

Коричневым

цветом

нарисовать падающую тень от вазы.

Закрепить порядок выполнения работы.

Самостоятельная работа воспитанников под музыку А.

Вивальди «Времена года», «Осень».

Индивидуальная работа с теми воспитанниками, кто

испытывает затруднения.

30

Физкультминутка:

Нежно гладит куст рябины

Осень влажною рукой: (поочерёдное поглаживание

одной рукой другую)

Ягод красные рубины

И багряных листьев рой. (встряхивание кистями

рук)

Каплет дождик непрестанный,

И сбегают ручейки (дробь пальцами по столу)

В лужу под рябиной старой

Выбивают

пузырьки.

(сжимание

и

разжимание

кулачков)

Воспитанники

продолжают

работу

над

натюрмортом.

В

конце

занятия

рассмотреть

несколько

рисунков, отметить аккуратные работы в которых

правильно

передано

пропорциональное

соотношение предметов.

31

Заключение

Исторически оценивая явления природы,

человек вкладывает в эту оценку своё

содержание,

свой

человеческий

смысл,

ассоциации,

т.е.

связывает

восприятие

внешних

качеств

природы

со

своими

переживаниями.

Только

после

чувственного

познания,

созерцания

эстетических

свойств

природы,

наслаждения ими, можно воспитать глаз

воспитанника эстетически – значит сделать

его восприимчивым к красоте цвета и

форм,

способным

замечать

изящное

в

предметах и явлениях, удерживать их в

памяти, проникаться восторгом и радостью

перед « музыкой» и певучей гармонией

природы.

Это важно, так как через это

закладывается

фундамент

эстетического

мировоззрения,

мирочувствования,

а

значит, эстетического и художественного

развития воспитанника. Чтобы подвести

воспитанника

к

постижению

красоты

природы своего края, своей Отчизне, надо

вложить в эту работу своё сердце, суметь

передать своё видение, свои ощущения,

подобрать слова, которые бы затронули

его, нашли взволнованный отклик в его

32

душе. И тогда любовь к красоте, влечение к

ней

навсегда

поселятся

в

сердце

воспитанника, сердце станет добрее, а глаза

– зорче.

33

Литература

1.

Утробина

К.К.

Увлекательное

рисование

методом тычка с детьми 3-7 лет. – М.

:Издательство «Гном и Д», 2005.

2.

Курочкина

Н.А.

Знакомство

с

пейзажной

живописью.

Санкт-Петербург:

«Детство-

Пресс», 2001.

3.

Курочкина Н.А.. Знакомство с натюрмортом. –

Санкт-

Петербург:

«Детство-Пресс»,

2001,2006.

4.

Давыдова

Г.Н..

Нетрадиционные

техники

рисования в детском саду.1-2 часть. – М.:

2008.

5.

Рузанова Ю.В.

Развитие моторики рук в

нетрадиционной

изобразительной

деятельности. – Санкт-Петербург: КАРО, 2007.

– 160 с.

6.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы

в детском рисунке. – М.:

7.

Бочкарева

О.И.

Система

работы

по

художественно-эстетическому воспитанию. –

Волгоград.:

Издательско-торговый

дом

«Корифей» 2009.

34

Содержание

Введение........................................................................5

Комплексный подход в развитии творческих

способностей воспитанников через образ

природы.........................................................................8

Конспект занятия на тему: «Портрет осени»………16

Конспект занятия на тему: «Листопад»…….............20

Конспект занятия на тему: «Багровый лес полон

сказок и чудес»……………………………………….24

Конспект занятия на тему: «Ваза с веткой

рябины»………………………………………………28

Заключение..................................................................32

Литература...................................................................34

35



В раздел образования