Автор: Милентенкова Галина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: Саратовская обл, р.п Дергачи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов ДОУ
«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста»
Цели:
повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам
патриотического воспитания;
обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания,
формах и методах работы;
вызвать интерес педагогов к этой проблеме.
1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного
возраста на современном этапе.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской
Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской
культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования
патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый
импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого
гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего
народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих
поколений.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в
Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование
закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в
действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Основной целью образовательной области «Социально-
коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей
дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста.
В национальной доктрине образования РФ сказано, что Система
образования призвана обеспечить :
- историческую преемственность поколений, сохранение,
распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного
отношения к историческому и культурному наследию народов России.
- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического
государства, способных к социализации в условиях гражданского общества,
уважающих права и свободы личности, обладающих высокой
нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость,
уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
- формирование культуры мира и межличностных отношений.
Целью работы ДОУ по данной проблеме является создание системы
патриотического и духовно — нравственного воспитания молодежи для
формирования социально — активной личности гражданина и патриота,
обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства,
любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.
Термин «гражданское воспитание» является относительно новым
понятием. «Гражданское воспитание» - формирование гражданственности
как постоянного качества, позволяющего человеку ощущать себя
юридически, нравственно и политически дееспособным.
«Патриотическое воспитание» - это процесс формирования личности,
воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Специальные социологические и психолого-педагогические
исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции,
не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя
полноценного развития ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день
является единственным общественным институтом, регулярно и
неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим
возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает
практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают
приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-
образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом
процессе.
Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства
и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с
ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган,
воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре,
языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям,
начинает формироваться личность.
В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным
условием воспитательно - образовательного процесса. Используемые
педагогами инновационные методы и формы работы позволяют более
эффективно решать поставленные воспитательные задачи. Проведение
информационных и практических семинаров, деловых игр, досугов,
заседаний круглого стола, выставок и т.д. способствует взаимодействию
взрослых, что положительно сказывается на развитии детей. У ребенка
появляется уверенность в себе, развивается система партнерских отношений
сначала с родителями, а в дальнейшем со сверстниками и с социумом.
Современная система работы по патриотическому воспитанию
представляет собой модель, которая включает три основных направления:
Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании
патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и
понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается
формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает
возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит
правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас
окружает.
Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы,
различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов
и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на
исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной
город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками,
великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города,
села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не
зная их судьбы, исторического прошлого.
Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы
приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с
фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им
усвоить опыт наших предков.
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все
времена в Российском государстве были чертой национально характера. Но
в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим
обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи
с этим очевидна неотложность решения острейших проблем
воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно
по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.