Напоминание

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»


Автор: Милентенкова Галина Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: Саратовская обл, р.п Дергачи
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов ДОУ

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста»

Цели:

повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам

патриотического воспитания;

обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания,

формах и методах работы;

вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

1. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста на современном этапе.

В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской

Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской

культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования

патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый

импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого

гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего

народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих

поколений.

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в

Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование

закреплено в качестве уровня общего образования. С 1 января 2014 введен в

действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Основной целью образовательной области «Социально-

коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей

дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам,

традициям семьи, общества и государства.

Одним из основных направлений реализации образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое

воспитание детей дошкольного возраста.

В национальной доктрине образования РФ сказано, что Система

образования призвана обеспечить :

- историческую преемственность поколений, сохранение,

распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного

отношения к историческому и культурному наследию народов России.

- Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического

государства, способных к социализации в условиях гражданского общества,

уважающих права и свободы личности, обладающих высокой

нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость,

уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений.

Целью работы ДОУ по данной проблеме является создание системы

патриотического и духовно — нравственного воспитания молодежи для

формирования социально — активной личности гражданина и патриота,

обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства,

любви к отечеству, своему народу и готовность к его защите.

Термин «гражданское воспитание» является относительно новым

понятием. «Гражданское воспитание» - формирование гражданственности

как постоянного качества, позволяющего человеку ощущать себя

юридически, нравственно и политически дееспособным.

«Патриотическое воспитание» - это процесс формирования личности,

воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Специальные социологические и психолого-педагогические

исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции,

не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя

полноценного развития ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение на сегодняшний день

является единственным общественным институтом, регулярно и

неформально взаимодействующим с родителями воспитанников и имеющим

возможность оказывать определенное влияние на семью. Как показывает

практика и подтверждают педагогические исследования, родители признают

приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-

образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом

процессе.

Семья – основной институт, где формируются патриотические чувства

и сознание будущего гражданина. Первичность контакта родителей с

ребенком, его продолжительность превращает семью в ведущий орган,

воспитывающий патриота. Именно в семье возникает интерес к культуре,

языку, истории своего народа, государства, к его традициям и обычаям,

начинает формироваться личность.

В свете введения ФГОС, работа с родителями является главным

условием воспитательно - образовательного процесса. Используемые

педагогами инновационные методы и формы работы позволяют более

эффективно решать поставленные воспитательные задачи. Проведение

информационных и практических семинаров, деловых игр, досугов,

заседаний круглого стола, выставок и т.д. способствует взаимодействию

взрослых, что положительно сказывается на развитии детей. У ребенка

появляется уверенность в себе, развивается система партнерских отношений

сначала с родителями, а в дальнейшем со сверстниками и с социумом.

Современная система работы по патриотическому воспитанию

представляет собой модель, которая включает три основных направления:

Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании

патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и

понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается

формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает

возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит

правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас

окружает.

Историко-краеведческое: Каждый регион, город, село неповторимы,

различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов

и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на

исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной

город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками,

великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города,

села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не

зная их судьбы, исторического прошлого.

Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы

приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с

фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им

усвоить опыт наших предков.

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все

времена в Российском государстве были чертой национально характера. Но

в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим

обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи

с этим очевидна неотложность решения острейших проблем

воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно

по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.



В раздел образования