Напоминание

"Типовые методики и методы производства судебной строительно-технической экспертизы"


Автор: Баннова Вера Владимировна
Должность: Магистр
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ВГТУ
Населённый пункт: Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: "Типовые методики и методы производства судебной строительно-технической экспертизы"
Раздел: высшее образование





Назад




Баннова В.В.

ФГБОУ ВО «ВГТУ»

Типовые методики и методы производства судебной строительно-

технической экспертизы

Аннотация: В данной статье пойдет речь о типовых методиках и методах

производства судебной строительно-технической экспертизы

Ключевые слова: строительство, стандарт, система, менеджмент, качество,

контроль, надзор.

На сегодняшний день быстрое развитие строительной сферы привело к

тому, что все чаще в суде рассматриваются связанные со строительством

разногласия. Это вызывает все большую необходимость в экспертах-

строителях, которые могут проводить строительные экспертизы, используя

особые методики, применимые непосредственно в данной сфере. К наиболее

распространенным

методам

исследования

в

строительстве

относятся

физические,

химические,

физико-химические,

морфологические

и

структурные

методы.

Вышеперечисленные

методы

дают

возможность

исследовать характеристики и свойства строительных материалов, а также их

качества, такие как прочность, надежность, устойчивость к механическим

воздействиям и другие. Непосредственно на основе данных методов эксперт

имеет

возможность

установить

причину,

например,

произошедших

деформаций или обрушения строительных конструкций.

Производство судебных строительно-технических экспертиз содержит

в себе процесс познания - движение от незнания (неполного знания) о

необходимых для доказывания фактах к познанию (более полному знанию).

Под методикой необходимо понимать определение общей задачи

экспертизы, подробно регламентированную программу «изучения лицом,

обладающим специальными знаниями, свойств определенных объектов для

установления

обстоятельств,

имеющих

доказательственное

значение,

содержанием

которой

является

применение

в

определенной

последовательности,

разработанной

для

этой

цели

системы

методов

исследования» [4].

Общую задачу определяет суд, судья, следователь, или иной орган

(лицо), который назначил экспертизу. В процессе производства экспертизы

эксперт разделяет общую задачу на несколько этапов – подзадач, способы

решения которых называются методами.

Итак, методология – это совокупность, система методов, которые

используются в той или иной области знаний, в том числе при проведении

строительно-технической экспертизы.

Методы,

содержащиеся

в

структуре

методики,

«применяют

в

определенной последовательности, зависящей как от поставленных задач и

этапов их решения, так и от условий, в которых проводится исследование»

[4].

Проблемы экспертной методологии изучались такими учеными, как

А.Р. Шляхов, Р.С. Белкин, Н.А. Селиванов, А.И. Винберг и другими.

Также А.Р. Шляховым и А.И. Винбергомбыла разработана система

методов научного и экспертного исследования, которая, в том числе,

предусматривала уровень их обобщенности и иерархию. Данная система

состоит из трех методов:

- всеобщий диалектический метод (к нему также относятся методы

логики);

- общие (общенаучные) методы. В них входят методы измерения,

наблюдения,

вычисления,

сравнение,

моделирование,

кибернетические

методы, которые используются во многих научных сферах и отраслях

практической деятельности;

- специальные методы, изначально созданные для конкретного вида

экспертизы

или

взятые

из

иных

сфер

научной

или

практической

деятельности.

Рассмотрим

подробнее

методический

аппарат,

используемый

экспертом-строителем.

Диалектический

метод

это

совокупность

общепризнанных

традиционной наукой фундаментальных принципов и основ, которые

регулируют любую познавательную и практическую деятельность. Данный

метод является всеобщим методом познания, который одинаково применим к

абсолютно всем разновидностям данного процесса. Диалектический метод

является методологической основой любого исследования, подразумевает

собой использование «общих и частных методов исследования, своеобразных

методик и приемов, зависящих от конкретной задачи, предмета и объекта

исследования» [4].

Логические

методы

обладают

максимальной

общностью

с

диалектическим методом и традиционно находятся с ним на одном уровне. К

ключевым логическим методам причисляются синтез, анализ, индукция,

дедукция и др.

К общенаучным методам принадлежат в основном чувственно-

рациональные методы, которые сочетают в себе основы как чувственного,

так и рационального познания. Рассмотрим общие методы, наиболее часто

применяемые при проведении исследований экспертом.

Наблюдение как действие, производимое экспертом, обладает целевой

направленностью, которая связана с решением установленной задачи, и

носит организованный, системный характер. Наблюдение как процесс

предпринимается в целях изучения предмета или явления. Визуальный

осмотр является неотъемлемой частью экспертного исследования, его

результаты служат основанием в дальнейшем исследовании. Так, например,

физический износ здания определяют на основании визуального осмотра

конструктивных элементов и узлов здания. Основной задачей осмотра

является обнаружение дефектов в зданиях, определение степени процесса

разрушения. С помощью наблюдения эксперт определяет факт наличия или

отсутствия объекта,

его состояние,

взаимное расположение объектов

относительно друг друга, городской застройки, места произошедшей аварии.

Сравнение - это сопоставление параметров, свойств или признаков

двух или нескольких объектов. Этот способ проведения исследования дает

возможность обнаружить общее и специальное в процессах, действиях,

событиях, фактах, определить этапы и тенденции их формирования.

Моделирование применяется, в случае, когда с объектом невозможно

провести испытание либо проведение его бессмысленно и, тогда, появляется

необходимость

в

применении

соответственной

модели.

Наиболее

распространенным является определение модели В.А. Штоффа: «Под

моделью понимается такая мысленно представляемая или материально

реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект

исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую

информацию об этом объекте» [4]. Важной характерной чертой каждой

модели считается ее сходство с оригиналом в одном определенном,

зафиксированном

параметре.

При

проведении

прогностических

исследований (к примеру, при установлении возможности дальнейшей

эксплуатации

здания)

эксперт

имеет

возможность

создать

модель

строительных конструкций, чтобы проверить на них, как те будут

функционировать в действительности.

Ко второй группе общенаучных методов относятся математические

методы. Метод измерения, в основном, заключает в себе ряд разных по

характеру способов, которые позволяют достичь максимальной точности

результатов, насколько это дают возможность свойства объектов и тип

используемых средств.

Без вычислений не обходится практически ни одно исследование при

производстве ССТЭ. Этот метод используется при определении стоимости

строительства и выполненных строительно-ремонтных работ, установлении

прочностных характеристик несущих и ограждающих конструкций зданий, а

также при математическом моделировании распределения нагрузок в

исследуемых

конструкциях

и

пр.

Также

непосредственно

связан

с

измерением такой общенаучный метод, как геометрические построения.

На сегодняшний день в экспертную практику активно вводятся

кибернетические методы. Новейшие информационные технологические

процессы, основанные на их применении, дают возможность осуществлять

поиск и автоматизированную обработку в научно-технической, нормативной,

нормативно-технической и нормативно-правовой базах, необходимой для

производства ССТЭ.

Также существует возможность осуществлять в

процессе исследований вычисления и математическое моделирование. Кроме

того, возможно применять компьютерное моделирование при выборе

различных вариантов экспертных версий или восстановления элементов до, в

момент

и

уже

после

случившегося

события,

ставшего

предметом

расследования

или

судебного

разбирательства

(например,

аварии,

образования дефекта, обрушения конструкции, несчастного случая).

К специальным методам относятся методы, применение которых

ограничено одной или несколькими науками либо отраслями прикладной

деятельности.

Специальные методы исследования объектов строительно-технической

экспертизы можно классифицировать по таким признакам, как:

1. Характер воздействия на объект экспертизы:

-неразрушающие методы – это методы, при применении которых не

нарушается пригодность объекта исследования в процессе эксплуатации;

-разрушающие методы – это методы, при применении которых в

процессе исследования нарушается целостность и/или структура объекта

исследования.

К

неразрушающим

методам

можно

отнести:

акустический,

радиационный,

рентгеновский,

радиоволновой,

визуальный

и

измерительный,

электрический,

ультразвуковой,

магнитный,

метод

проникающих веществ, тепловой, вибродиагностический, вихретоковый и

другие.

К разрушающим методам относятся: физико-механические и физико-

химические методы исследования образцов материала, извлеченных из

объекта экспертизы.

2. Место проведения исследования:

-натурные,

которые

выполняются

непосредственно

на

объекте

экспертизы;

-лабораторные, которые выполняются в стационарных или полевых,

специально оборудованных, лабораториях на образцах и пробах, взятых с

объекта экспертизы.

К

натурным

методам

исследования

относятся:

геодезические

измерения,

геометрические

обмеры,

измерения

оборудованием,

фотографирование и другие.

К

лабораторным

методам

исследования

относятся:

физико-

механические,

химические,

физико-химические,

физические

методы

исследования образцов объекта экспертизы, то есть, другими словами,

исследования свойств образцов с применением специальной техники.

Физико-механическими методами выполняется анализ прочности,

сжатия,

упругости,

морозостойкости,

плотности,

водопроницаемости,

твердости,

вязкости,

предельного

напряжения

сдвига

материалов,

использованных при производстве строительно-монтажных работ.

Методами

химического

анализа

определяется

качественный

и

количественный химический состав вещества, его структура и системные

взаимосвязи.

Физические методы исследования базируются на существующей связи

между химическим составом образцов объекта экспертизы и их физическими

свойствами.

К

физическим

методам

исследования

относятся

микроскопический, спектральный, люминесцентный анализ. С помощью

физических методов изучают тепловые, оптические и другие свойства, а

потом представляют заключение о составе элемента.

Физико-химические методы экспертных исследований основаны на

изучении физических явлений, происходящих при протекании химических

реакций. Преимущественно, данные методы используются с целью фиксации

окончания

аналитической

реакции,

определяющиеся

по

изменению

оптических, электрохимических и других свойств среды.

Также, при производстве ССТЭ применяются специальные методы

исследования, взятые из различных строительных дисциплин, например:

-метод определения физического износа сооружений и конструкций;

-методы проектирования;

-методы диагностики скрытых дефектов, повреждений и деформаций

строительных конструкций;

- методы определения деформаций, изучения условий устойчивости,

исследования

различных

изменений

в

деформациях

при

длительной

эксплуатации сооружений;

-методы расчета прочности конструкций;

-расчетные, расчетнографические методы определения величины и

характера нагрузок на конструкции;

- определение площадей и объемов участков земли, помещений,

сооружений;

- методы определения внутренних напряжений в частях конструкций от

внешних нагрузок, температурных воздействий и т.п.

В процессе исследования, производимых судебным экспертом, равно

как и при различных других, специальные методы применяются на

основании общенаучных методов. Любой из методов экспертизы связан с

другими,

в

некоторых

случаях

предопределяет

либо

контролирует

результаты другого метода. Методы расширяют и дополняют друг друга,

несмотря на то, что могут реализовываться в известной последовательности

или обретать предпочтительное применение. Следует иметь в виду, что

эксперт

обязан

в

своей

деятельности

использовать

лишь

методы

исследования,

которые

изложены

в

нормативных

и

методических

документах, утвержденных в определенном, установленном порядке.

С учетом сказанного выше, можно отметить то, что для производства

строительной экспертизы специалист должен обладать не только хорошими

знаниями в строительстве, но и знать, а кроме того уметь использовать на

практике вышеперечисленные методы исследований. Кроме этого стоит

также

упомянуть,

что

прогресс

в

строительной

сфере

совершается

стремительными

темпами,

регулярно

возникают

новые

строительные

материалы, технологии и приборы.

Следует отметить, что, на основании диалектического, общенаучного и

специального методов разрабатываются родовые (видовые), типовые и

конкретные (частные) экспертные методики.

Родовая (видовая) экспертная методика необходима для производства

экспертиз определенного типа. Применительно к ССТЭ, принимая во

внимание

разнородность

задач,

которые

решаются

в

пределах

ее

производства, лучше заявить о возможности формирования не родовых, а

видовых методик. Любая видовая методика будет подразумевать вероятность

решения группы близких по своему содержанию вопросов. Ее содержание

обусловливается

судебной

ситуацией,

решение

которой

потребует

применения специальных знаний эксперта, например, при расследовании

аварий в строительстве.

Типовая

методика

предназначена

для

решения,

соответственно,

типовых задач, область которых существенно уже, чем область задач,

решение которых охвачено видовой методикой. Примером могут быть

экспертные исследования, которые связаны с падением работника с высоты,

а не обобщенного несчастного случая в строительстве.

Конкретная (частная) методика предназначена для решения конкретной

экспертной задачи. Эта методика, в основном, не идентична частной

методике, она является одним из ее вариантов. В процессе формирования

специалистом определенной методики, ее отдельные элементы наиболее

общего порядка пропускаются, и, в это же время, она дополняется другими

новыми элементами. В результате эксперт, основываясь на знании типовой

методики и индивидуального опыта, разрабатывает методику решения

каждой стоящей перед ним в данный период задачи, и, помимо этого, план

проведения исследования для конкретной ситуации.

В настоящее время еще не создана официальная единая методическая

система, которая позволит решать все актуальные задачи ССТЭ, и которая

будет обновляться методиками в связи с появлением новых задач. Этого

будет возможно достичь только на определенной, более высокой стадии

развития экспертизы данного рода. Процесс алгоритмизации решения задач

ССТЭ пребывает в начальной стадии своего формирования. На данной

стадии формирования экспертизы данного рода они достаточно расплывчаты

и неопределенны. Зачастую подходы к решению задач включают в себя

двойственные, противоречивые, в том числе взаимоисключающие основы,

что формирует проблемы развития единых методических основ. Это

свидетельствует

о

необходимости

наиболее

детального

исследования

методических аспектов проблем, которые образуются в процессе проведения

исследований, которым, в принципе, и должен уделяться особый интерес при

анализе вопроса касающихся направлений развития ССТЭ.

Описание в рамках настоящей работы всех типовых методик решения

задач ССТЭ невозможно и нецелесообразно. Основная задача работы -

предоставить достаточно полное представление о методических основах

ССТЭ, проанализировать и коротко изложить проблемы методического

характера, а также предложить пути их разрешения. В качестве основы для

создания одной из типовых методик следует рассмотреть исследования

монолитных строительных конструкций. Стоит отметить, что задачи,

решаемые экспертом, при всем их разнообразии обладают общими чертами,

что позволяет представить структуру решения любой задачи ССТЭ в виде

системы последовательных действий (стадий). Данная система будет

рассмотрена в следующих пунктах выпускной квалификационной работы.

Исходя из вышесказанного, следует сделать общий вывод, чтобы

сократить

количество

судебных

разбирательств,

нужно

обеспечивать

качество

строительной

продукции

на

протяжении

всего

периода

строительства. Поэтому дальнейшие исследования посвящены разработке

универсальной методики.

Список литературы

1.

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-

ФЗ (ред. от 30.04.2021)

2.

Гражданский

кодекс

Российской

Федерации

(часть

первая)

от

30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021)

3.

Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О

государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"

4. Бутырин А.Ю. Теория и практика судебной строительно-технической

экспертизы. —М.: ОАО "Издательский Дом "Городец", 2006. —224 с.



В раздел образования