Автор: Кравченко Татьяна Александровна
Должность: методист
Учебное заведение: ОГБПОУ КИПТСУ
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Разработка и оформление методических рекомендаций для обучающихся по выполнению лабораторных и практических работ
Раздел: среднее профессиональное
Разработка и оформление
методических рекомендаций для обучающихся
по выполнению лабораторных и практических работ
Методические рекомендации
для преподавателей/мастеров п/о
Томск, 2021
Разработчик:
Кравченко Татьяна Александровна, методист ОГБПОУ «КИПТСУ»
Методические рекомендации для преподавателей и мастеров п/о по разработке и
оформлению
методических
рекомендаций
для
обучающихся
по
выполнению
лабораторных и практических работ разработаны в соответствии с требованиями ФГОС
СПО.
Целью
данных
«Методических
рекомендаций»
является
оказание
помощи
преподавателям и мастерам п/о в разработке и оформлении методических рекомендаций
для обучающихся по выполнению лабораторных и практических работ.
В «Методических указаниях» приведены цель и задачи, содержание, структура
методических
рекомендаций
для
обучающихся
по
выполнению
лабораторных
и
практических работ и требования к оформлению.
2
Содержание:
1.
Общие положения………………………………………………………………………4
2.
Планирование лабораторных и практических занятий……………………………...4
3.
Организация и проведение лабораторных и практических работ…………………..6
4.
Структура
методических
рекомендаций
для
обучающихся
по
выполнению
лабораторных и практических работ…………………………………………………..7
5.
Пример критериев оценки выполнения лабораторных/практических работ………8
6.
Оформление лабораторных и практических работ …………………..........................9
7.
Порядок утверждения методических рекомендаций по выполнению лабораторных
и практических работ………………………………………………………………….11
Приложение 1. Макет методических рекомендаций по выполнению практических
работ………………………………………………………………………………………...12
Приложение 2. Макет методических рекомендаций по выполнению лабораторных
работ …………………………….........................................................................................16
3
1.
Общие положения
1.1 Настоящие рекомендации определяют планирование, организацию и проведение
лабораторных и практических работ по учебной дисциплине или междисциплинарному
курсу профессионального модуля профессионального цикла (далее – лабораторных
/практических работ) основных профессиональных образовательных программ (далее -
ОПОП)
профессий/специальностей
среднего
профессионального
образования,
реализуемых в ОГБПОУ «Колледж индустрии питания, торговли и сферы услуг» (далее
– Колледж).
1.2 Лабораторные работы/практические работы относятся к основным видам учебных
занятий,
направленные
на
экспериментальное
подтверждение теоретических
положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и
составляют
важную
часть
теоретической
и профессиональной
практической
подготовки. Семинар, контрольная работа являются видами практических занятий.
1.3 Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
среднего профессионального образования образовательное учреждение, реализующее
ОПОП по профессии или специальности СПО, должно располагать материально-
технической
базой, обеспечивающей
проведение
всех
видов
лабораторных
и
практических работ, предусмотренных учебным планом. Реализация ОПОП должна
обеспечивать выполнение обучающимся лабораторных / практических работ, включая
как обязательный компонент практические задания с использованием персональных
компьютеров.
1.4 Выполнение обучающимся лабораторных /практических работ проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических
умений по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу профессионального
модуля профессионального цикла;
- углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- формирования умений применять теоретические знания при решении поставленных
вопросов;
- формирования общих и профессиональных компетенций;
1.5 Учебные дисциплины и междисциплинарные курсы профессионального модуля,
по
которым
планируются
лабораторные /практические
работы,
их
объемы,
определяются
рабочими
учебными планами и рабочими программами по учебной
дисциплине (ПМ).
1.6 При проведении лабораторных /практических работ учебная группа может
делиться на подгруппы.
2.
Планирование лабораторных и практических работ
2.1 При планировании состава и содержания лабораторных /практических работ
следует исходить из того, что лабораторные /практические работы имеют разные
ведущие дидактические цели.
2.1.1
Ведущей
дидактической
целью
лабораторных
работ
является
экспериментальное
подтверждение
и
проверка
существенных
теоретических
положений (законов, зависимостей), и поэтому преимущественное место они занимают
при
изучении
дисциплин
математического
и
общего естественнонаучного,
общепрофессионального и профессионального циклов.
2.1.2 Ведущей дидактической целью практических работ является формирование и
совершенствование практических умений, которые делятся на: профессиональные –
умения
выполнять
определенные
действия,
операции,
необходимые
в
профессиональной деятельности; учебные – умения решать задачи, необходимых в
последующей
учебной
деятельности
по
дисциплинам профессионального цикла.
4
Практические работы рекомендуется проводить при изучении любых циклов ОПОП
СПО.
2.2 В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием лабораторных работ
могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и
подтверждение
закономерностей,
ознакомление
с
методиками
проведения
экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных
характеристик, наблюдение развития явлений, процессов, технологии и др.
2.2.1 При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из
сложности учебного материала для усвоения, из внутрипредметных и межпредметных
связей,
из
значимости
изучаемых
теоретических
положений
для
предстоящей
профессиональной деятельности, из того, какое место занимает конкретная работа в
совокупности лабораторных работ, и их значимости для формирования целостного
представления о содержании учебной дисциплины (ПМ).
2.3.2 При планировании лабораторных работ следует учитывать, что наряду с
ведущей дидактической целью - подтверждением теоретических положений - в ходе
выполнения заданий у обучающихся формируются практические умения, общие и
профессиональные компетенции.
2.4 В соответствии с ведущей дидактической целью, содержанием практических работ
являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ
производственных
ситуаций,
решение
ситуационных
производственных
задач,
выполнение профессиональных функций в деловых и ролевых играх, компьютерных
симуляций, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов,
групповых дискуссий и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с
измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными
документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной,
плановой и другой технической и специальной документации и др.
2.4.1 При разработке содержания практических работ следует учитывать, чтобы в
совокупности по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу охватывался весь
круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована
данная
дисциплина или междисциплинарный курс.
2.4.2
На
практических
занятиях
обучающиеся
овладевают первоначальными
профессиональными умениями и компетенциями, которые в дальнейшем закрепляются и
совершенствуются в процессе курсового проектирования, учебной и производственной
практики, преддипломной практики. Наряду с формированием умений и компетенций
в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и
конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность
использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
2.5 Содержание лабораторных и практических работ фиксируется в рабочих учебных
программах учебных дисциплин (ПМ) в разделе «Структура и содержание учебной
дисциплины».
2.6
Состав заданий для лабораторной или практической работы должен
быть
спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены
качественно
большинством
обучающихся.
Количество
часов,
отводимых
на
лабораторные работы и практические занятия, фиксируется в тематических планах
рабочих учебных программ.
2.7 Перечень лабораторных и практических работ в рабочей программе, а также
количество часов на их проведение могут отличаться от рекомендованных примерной
программой, но при этом должны формировать уровень подготовки
выпускника,
определенный
Требованиями
к
оцениванию
качества
освоения
ОПОП
соответствующей
профессии
или
специальности,
а также
дополнительными
требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными Колледжем.
5
3.
Организация и проведение лабораторных и практических работ
3.1 Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в специально
оборудованных учебных лабораториях. Необходимыми структурными элементами
лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются
инструктаж, проводимый преподавателем, а также организация обсуждения итогов
выполнения лабораторной работы.
3.2 Практические работы должно проводиться в учебных кабинетах или специально
оборудованных помещениях. Необходимыми структурными элементами практического
занятия, помимо самостоятельной деятельности обучающихся, являются инструктаж,
проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени
овладения обучающимися запланированными умениями, компетенциями.
3.3 Выполнению лабораторных и практических работ предшествует проверка знаний
обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания.
3.4 По каждой лабораторной и практической работе преподавателем или мастером
производственного обучения должны быть разработаны и утверждены методические
указания по их проведению.
3.5
Необходимость
защиты
лабораторных
/ практических
работ определяется
преподавателем и рассматривается на заседании предметно - цикловой комиссии.
3.6 Лабораторные и практические работы могут носить репродуктивный, частично-
поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении
обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы,
пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и
их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки),
контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении
обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения
необходимых действий, и требуют от обучающихся самостоятельного подбора
оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной
литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся должны
решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические
знания.
При планировании лабораторных и практических работ необходимо находить
оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ,
чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
3.7 Формы организации обучающихся на лабораторных и практических работах :
фронтальная, групповая и индивидуальная.
При
фронтальной
форме организации
занятий
все обучающиеся
выполняют
одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется группами
по 2-5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет
индивидуальное задание.
3.8 Для повышения эффективности проведения лабораторных и практических работ
рекомендуется:
-
разработка
сборников
задач,
заданий
и
упражнений,
сопровождающихся
методическими
указаниями,
применительно
к
конкретным
профессиям
или
специальностям;
-
разработка
заданий
для
автоматизированного
тестового
контроля
за
подготовленностью обучающихся к лабораторным работам или практическим занятиям;
6
- подчинение методики проведения лабораторных работ и практических занятий ведущим
дидактическим целям с соответствующими установками для обучающихся;
-
использование
в
практике
преподавания
поисковых
лабораторных
работ,
построенных на проблемной основе;
- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование
индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за
самостоятельное выполнение полного объема работ;
- проведение лабораторных работ и практических занятий на повышенном уровне
трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающихся условий
выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого
оборудования;
-
эффективное использование времени, отводимого на лабораторные работы и
практические занятия, подбором дополнительных задач и заданий для обучающихся,
работающих в более быстром темпе.
4.
Структура методических рекомендаций для обучающихся по выполнению
лабораторных и практических работ
4.1. Требования к содержанию и оформлению
В
ходе
выполнения
студентами
лабораторной
работы
(практической
работы)
исследовательским методом преподавателю необходимо:
-проверить знания учащимися теоретических основ для постановки опыта, наблюдения,
эксперимента;
-четко сформулировать задачу исследования;
-сформулировать гипотезу, разработать план и программу опыта;
-определить методы исследования (наблюдение, эксперимент);
-определить результаты выводов и проверить запись выводов (таблица, схема, ответ на
контрольные вопросы, рисунок).
При проведении лабораторных работ (практической работы) не должны повторяться
вопросы, которые уже изучались на теоретических занятиях, так как это резко снижает
интерес учащихся. Целесообразно включать те вопросы, которые с точки зрения
подготовки специалиста имеют практическое значение в развитии его умений и навыков.
Текст методических рекомендаций должен быть кратким и лаконичным. Удобные формы:
алгоритм, обучающие программы. Терминология и обозначения должны соответствовать
установленным стандартам, а при отсутствии стандартов – общепринятым в научно-
технической литературе нормам. К содержанию методических рекомендаций для
студентов
по
выполнению
лабораторных
и
практических
работ
предъявляются
следующие требования:
-четкость, ясность и краткость изложения;
-доступность изложения информации;
-структурированность описания работы;
-отсутствие готовых решений (схем, указаний и т.д.), допускающих механическое
выполнение учебных заданий;
-минимизация затрат времени студента на выполнение рутинных операций;
-оптимальность объема заданий лабораторной работы или практического занятия.
Содержание
должно
быть
технически
грамотным,
включать
необходимый
иллюстративный материал, поясняющий текст, и представлять студенту возможности для
обдумывания, анализа и выполнения самостоятельных действий.
Для проведений лабораторных и практических занятий преподаватели разрабатывают и
утверждают
в
установленном
порядке
учебно-методическую
документацию
(методические рекомендации для обучающихся, инструкции, задания и указания по их
7
выполнению, практикумы, тестовые задания, сборники упражнений и заданий для
лабораторных и практических работ).
4.1 Методические рекомендации по
организации и проведению лабораторных и
практических работ, как правило, имеют следующую структуру (Приложение 1,2):
Титульный лист
Утверждение методических рекомендаций
Содержание
1.
Пояснительная записка (назначение методических указаний, требования к
знаниям, умениям. Указываются профессиональные компетенции, формируемые в
результате освоения учебной дисциплины или профессионального модуля.
Сведения о планировании, организации и оформлении отчетов.)
2.
Перечень практических/лабораторных работ
3.
Инструктивно-методические
указания
по
выполнению
практических
/лабораторных работ
5.
Пример критериев оценки выполнения лабораторных/практических работ
Шкала оценивания
Критерии оценки
5 (отлично)
Все задания выполнены правильно, возможна одна
неточность или описка, не являющаяся следствием
незнания
или непонимания
учебного
материала.
Работа выполнена самостоятельно. Работа сдана с
соблюдением всех сроков. Соблюдены все правила
оформления отчета.
4 (хорошо)
Все задания выполнены правильно, но недостаточны
обоснования, рассуждения, допущены одна ошибка или
два
–три
недочета.
Обучающийся
единожды
обращается за помощью преподавателя. Работа сдана в
срок (либо с опозданием на два -три занятия). Есть
некоторые недочеты в оформлении отчета.
3 (удовлетв.)
В заданиях допущены более одной ошибки или
более
трех недочетов, но обучающийся владеет
обязательны
ми
умениями
по
проверяемой
теме.
Обучающийся многократно обращается за помощью
преподавателя. Работа сдана с опозданием более трех
занятий. В оформлении отчета есть отклонения и не
во всем соответствует предъявляемым требованиям.
2 (неудовл.)
Выполнено
меньше
половины
предложенных
заданий,
допущены
существенные
ошибки,
показавшие,
что
обучающийся
не
владеет
обязательными умениями по данной теме в полном
объеме. Обучающийся выполняет работу с помощью
преподавателя. Работа сдана с нарушением всех
сроков. Много нарушений правил оформления.
8
6.
Оформление лабораторных и практических работ
6.1 Общие требования к изложению текста методических рекомендаций
Страницы текста методических рекомендаций должны соответствовать формату А4
(210х297мм). Методические рекомендаций должны быть выполнены машинописным
способом на одной стороне листа белой бумаги, размер шрифта 10-14.
Текст методических рекомендаций следует печатать, соблюдая следующие размеры
полей: левое – не менее 25 мм; правое – не менее 10 мм; верхнее – не менее 10 мм; нижнее
– не менее 15 мм. Текст методических указаний должен быть четким и кратким.
В тексте не допускается:
-применять для одного и того же понятия различные термины (определения) близкие по
смыслу (синонимы); а также иностранные слова при наличии равнозначных русских слов;
-употреблять математические знаки без цифр, например >, <, =, №, % и т.д.;
-применять индексы стандартов (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП, СТС ЭВ) без регистрационного
номера;
-сокращать слова в тексте, кроме общепринятых сокращений, установленных правилами
русской орфографии и другими нормативными документами.
Единица измерений одного и того же параметра в пределах всех методических
рекомендаций должна быть постоянной. Обозначение единиц измерений, если они
употребляются без цифр, необходимо писать без сокращений, например: «Стоимостные
показатели выпуска продукции измеряются в рублях...».
При выполнении методических рекомендаций необходимо соблюдать равномерную
плотность, контрастность и четкость изображения. В рекомендациях должны быть четкие,
не расплывшиеся линии, буквы, цифры и знаки одинаково черные по всему тексту.
Вписывать в отпечатанный текст отдельные слова, формулы, знаки допускается только
черными чернилами или черной тушью, при этом плотность вписанного текста должна
быть максимально приближена к плотности основного изображения.
Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или
закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения
машинописным способом или от руки черными чернилами или черной тушью.
Наименования, такие как «ТЕМА РАБОТЫ», «ЦЕЛИ РАБОТЫ», «КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ» и другие, служат заголовками структурных элементов методических
указаний. Их следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая.
Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов
в заголовках не допускается. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не
более 1-2 интервалов.
Содержание структурных элементов методических рекомендаций может быть разбито на
разделы, подразделы. Разделы должны иметь порядковую нумерацию и обозначаться
арабскими цифрами без точки. Заголовки разделов следует располагать в середине строки
без точки в конце. Заголовки подразделов следует начинать с абзацного отступа, не
подчеркивая, без точки в конце.
Страницы
методических
рекомендаций
следует
нумеровать
арабскими
цифрами,
соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется в правом
нижнем углу без точки в конце. Титульный лист, включается в общую нумерацию
страниц
методических
рекомендаций.
Номер
страницы
на
титульном
листе
не
проставляют.
Разделы, подразделы, пункты методических рекомендаций должны иметь порядковую
нумерацию, разделенные точкой, например: разделы 1, 2, 3; подразделы 1.1, 1.2, 1.3;
пункты 1.1.1, 1.1.2, 1.1.3.
Оформление расчетной части
Порядок изложения расчетной части определяется характером рассчитываемых величин.
9
Каждый расчет в общем случае должен содержать:
-эскиз или схему рассчитываемого изделия (технологии);
-задачу (с указанием, что требуется определить при расчете);
-исходные данные;
-исходные условия;
-расчет;
-заключение.
Эскиз допускается вычерчивать в произвольном масштабе, обеспечивающем четкое
представление о рассчитываемом изделии (технологии).
Оформление формул и уравнений
При оформлении формул и уравнений пояснение значений символов и числовых
коэффициентов
следует
приводить
непосредственно
под
формулой
в
той
же
последовательности, в которой они даны в формуле.
Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку.
Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной
свободной строки.
Формулы в отчете следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всех
методических указаний арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом
положении на строке (1.1).
Если в методических рекомендациях только одна формула или уравнение, их не
нумеруют.
Оформление иллюстраций
Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы ит.д.) располагаются как можно ближе к
соответствующим частям текста документа.
Нумеруются арабскими цифрами сквозной нумерацией без знака №.
Необходимые пояснительные данные помещают под рисунком.
Слово «рисунок» или «схема» и его наименование помещают после пояснительных
данных слева.
В приложении слово «Рисунок» располагают в низу справа.
Если на иллюстрации или схеме изображены составные части изделия (технологии), то на
этой иллюстрации (схеме) должны быть указаны номера позиций этих составных частей.
Ссылки на иллюстрации и схемы даются по типу (Рис.1), (Схема 1).
Ссылку на ранее упомянутую иллюстрацию или схему дают с сокращенным словом
«смотри», например (см. рис.1), (см. схему 1).
Оформление таблиц
Цифровой материал должен оформляться в виде таблиц.
Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается
впервые, или на следующей странице.
На все таблицы должны быть ссылки в тексте методических рекомендаций с указанием
слова «Таблица».
Большие таблицы помещают на отдельных листах, сразу за страницей, на которой
помещена ссылка на нее, а очень большие в «Приложениях».
Оформление таблиц в методических рекомендаций – по ГОСТ 2.105.
Оформление приложений
Материал, дополняющий текст методических рекомендаций, допускается помещать в
приложениях. Приложениям и могут быть графический материал, таблицы большого
формата, расчеты и т.д.
10
Оформляют приложения как продолжение на последующих листах методических
рекомендаций. Приложения должны иметь общую с остальной частью документа
сквозную нумерацию страниц. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки.
Каждое приложение начинается с новой страницы.
Слово «Приложение» и его обозначение записывают на верху страницы. Приложение
должно иметь заголовок, который записывают отдельной строкой.
Список научно-технической, учебной и другой литературы, используемой студентами при
выполнении работы, оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-84.
Структура
лабораторных
и
практических
работ
по
дисциплине
или
междисциплинарному курсу и методические рекомендации по их выполнению
разрабатывается
преподавателями
Колледжа,
рассматриваются
и принимаются
соответствующими предметно - цикловыми комиссиями.
6.2 Оценки за выполнение лабораторных и практических работ (критерии оценивания
обучающихся
по
выполнению
лабораторной
или
практической
работы)
могут
выставляться по пятибалльной системе или в форме зачета и учитываться как показатели
текущей успеваемости обучающихся.
6.3 Отчет по лабораторным /практическим работам рекомендуется оформлять в виде
таблиц,
графиков,
схем,
структур,
графических
записей, образцов,
рисунков,
аппликаций,
расчетов,
сравнительного
анализа,
решения
конкретных
производственных задач и ситуаций и т.д. Целесообразно применение рабочих
тетрадей по дисциплинам. Форма отчета определяется на заседании предметно -цикловой
комиссии.
7.
Порядок утверждения методических рекомендаций по выполнению
лабораторных и практических работ
7.1
Инструкции
к
лабораторным
/практическим
работам рассматриваются
на
заседании председателем ПЦК и согласуются с заместителем директора.
7.2 Изменения в Методические рекомендаций вносятся в случаях изменения
нормативной документации; появления новых учебников, учебных пособий и других
учебно-методических
материалов;
постановки
новых
лабораторных
работ;
приобретения нового оборудования; разработки новых методик преподавания и
контроля знаний обучающихся и прочее.
11
Приложение 1.
Макет методических рекомендаций по выполнению практических работ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Специальность/профессия (
код, наименование специальности
1
)
Дисциплина/МДК
(
наименование дисциплины/МДК согласно учебному плану
)
20_
1
Курсивом даны пояснения, которые после заполнения необходимо удалить
12
1.
Пояснительная записка
Методические
рекомендации
предназначены
для
организации
и
проведения
практических работ по дисциплине/МДК «наименование» для специальности СПО шифр,
наименование специальности.
Практические работы проводятся после изучения соответствующих разделов и тем
учебной дисциплины/МДК. Выполнение обучающимися практических работ позволяет им
понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут
быть использованы в будущей практической деятельности.
Целью
практических
работ
является
закрепление
теоретических
знаний
и
приобретение практических умений и навыков (вписать каких).
Описания практических работ содержат:
-наименование работы;
-цель работы;
-перечень используемого оборудования (при наличии, при необходимости);
-перечень информационного обеспечения;
-краткие теоретические сведения;
-порядок проведения работы (инструкция), контрольные вопросы по данной работе;
-форма выполнения отчета (при необходимости);
-критерии оценки.
(Практическая работа может включать краткий теоретический материал).
В результате выполнения практических работ, предусмотренных программой по
дисциплине «…………», обучающийся должен:
Уметь (согласно рабочей программе учебной дисциплины/ПМ)
Знать (согласно рабочей программе учебной дисциплины/ПМ)
Методические рекомендации могут быть использованы для самостоятельной
работы обучающихся.
13
2.
Перечень практических работ
№ п/п
Наименование работы
Количество
часов
Практическая
работа №1
Наименование согласно рабочей программе
Практическая
работа №2
14
3.
Инструктивно-методические указания по выполнению практических работ
Практическая работа №1
1. Наименование работы (вписать название темы практической работы согласно
Рабочей программе)
2. Продолжительность проведения – (вписать количество часов)
3. Цели и задачи практической работы (указать, какие знания и умения должен получить
студент при выполнении задания):
Цель: закрепление теоретических знаний по теме и приобретение практических
навыков…,
Задачи: изучить ……, ознакомиться с……
,
сформировать умение….., научить
студентов обобщать, углублять уже известный материал; переносить знания в новые
ситуации.
4. Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение (вписать что используется
на занятии):
- раздаточный материал,
5. Литература, информационное обеспечение (при наличии)
6. Порядок выполнения практической работы
1
2
3
7. Анализ, результат, отчёт.(выбрать)
8. Виды контроля (Оценка)
Приложение 2.
Макет методических рекомендаций по выполнению лабораторных работ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Специальность/профессия (
код, наименование специальности
2
)
Дисциплина/МДК
(
наименование дисциплины/МДК согласно учебному плану
)
20_
2
Курсивом даны пояснения, которые после заполнения необходимо удалить
16
Содержание
1. Пояснительная записка
2.Перечень лабораторных работ
3.Инструктивно-методические указания по выполнению лабораторных работ
Лабораторная работа №1
Лабораторная работа №2
……………………………
17
1.Пояснительная записка
Методические
рекомендации
предназначены
для
организации
и
проведения
лабораторных работ по дисциплине/МДК «наименование» для специальности СПО шифр,
наименование специальности.
Лабораторные работы проводятся после изучения соответствующих разделов и тем
учебной дисциплины/МДК. Выполнение обучающимися лабораторных работ позволяет
им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут
быть использованы в будущей практической деятельности.
Целью
лабораторных
работ
является
закрепление
теоретических
знаний
и
приобретение практических умений и навыков (вписать каких).
Описание лабораторных работ содержат:
-наименование работы;
-цель работы;
-перечень используемого оборудования;
-перечень информационного обеспечения;
-краткие теоретические сведения;
-порядок проведения работы (инструкция), контрольные вопросы по данной работе;
-форма выполнения отчета;
-критерии оценки.
В результате выполнения лабораторных работ, предусмотренных программой по
дисциплине «…………», обучающийся должен:
Уметь (согласно рабочей программе учебной дисциплины/ПМ)
Знать (согласно рабочей программе учебной дисциплины/ПМ)
Методические рекомендации могут быть использованы для самостоятельной
работы обучающихся.
18
2.Перечень лабораторных работ
№ п/п
Наименование работы
Количество
часов
Лабораторная
работа №1
Наименование согласно рабочей программе
Лабораторная
работа №2
19
3.Инструктивно-методические указания по выполнению лабораторных работ
Лабораторная работа №1
1. Наименование работы (вписать название темы лабораторной работы согласно
Рабочей программе)
2. Продолжительность проведения – (вписать количество часов)
3. Цели и задачи лабораторной работы (указать, какие знания и умения должен получить
студент при выполнении задания):
Цель: закрепление теоретических знаний по теме и приобретение практических
навыков…,
Задачи: изучить ……, ознакомиться с……
,
сформировать умение….., научить
студентов обобщать, углублять уже известный материал; переносить знания в новые
ситуации.
4. Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение (вписать что используется
на занятии):
- раздаточный материал,
5. Литература, информационное обеспечение (при наличии)
6. Порядок выполнения лабораторной работы
1
2
3
7. Анализ, результат, отчёт.(выбрать)
8. Виды контроля (Оценка)
20