Автор: Калашникова Инна Викторовна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГАПОУ
Населённый пункт: п.Борисовка, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Воспитание гармонично развитой личности в современных условиях
Раздел: среднее профессиональное
Воспитание гармонично развитой личности в современных условиях
Калашникова И.В.
Главная
задача
любого
профессионального
учебного
заведения
–
подготовка конкурентоспособногоспециалиста, востребованного на рынке
труда. Прививая профессиональные навыки, не следует забывать и о
воспитательном компоненте, который всё более широко и основательно входит
в программы и рабочие планы профессионального образования.
Воспитание, как всякая другая деятельность, должно быть упорядочено.
Технология в целом представляет собой последовательное и непрерывное
движение участников воспитательного процесса через промежуточные этапы,
виды
деятельности.
Воспитательная
работа
предполагает
общение
и
взаимодействие педагогов и студентов.
Основные
задачивоспитания
подрастающего поколения:
формирование человека – патриота;
формирование гуманистических ценностей;
формирование общечеловеческих ценностей;
формирование способностей к длинной социализации в обществе и
активной адаптации на рынке труда.
Основные способы реализации концепции воспитания:
работа по профилактике ассоциального поведения среди студентов;
развитие различных видов творчества среди студентов;
кураторские часы.
Поставленные задачи и способы их решения соответствуют концепции
модернизации Российского образования.
Высокий профессионализм преподавателя зависит не только от того
насколько
хорошо
он
владеет
учебным
предметом
и
методикой
его
преподавания, но и от дифференцированного подхода к студентам. Особое
внимание
педагогам
следует
уделять
студентам,
склонным
нарушать
общепринятые правила и нормы, растущим в неблагоприятной семье. Это не
только беседы, но и выявление их интересов, привлечения к занятиям техникой,
современной музыкой, спортом.
Конечно, работу по профилактике правонарушений необходимо вести со
всеми студентами, но студенты, склонные к нарушениям, нуждаются в особом
к себе отношении и поддержке.
Главная задача учрежденийСПО – обеспечить развитие личности
будущего специалиста. Здесь главным выступает то, что будущий специалист, в
процессе профессиональной подготовки, должен самостоятельно реализовать
свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной,
творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она
способствует
проявлению
у
будущего
специалиста
самодеятельности,
самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на
создание нового.
В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с
целью развить способности студента.
Это
и
областные
конкурсы
профессионального
мастерства,
и
студенческие научно – практические конференции, и Олимпиады разного
уровня, и литературные конкурсы сочинений, рефератов, стихов. Победы
студентов в конкурсах – это и достижения их преподавателей-профессионалов.
Основной формой взаимодействия куратора с учебной группой является
кураторский час. Кураторский час позволяет педагогу найти время общения с
воспитанниками,
открыто
провозгласить
и
высветить
запланированное
отношение к определенным ценностям, побудить студентов к формированию и
выражению
собственной
позиции,
делает
воспитательное
воздействие
систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания – не хаотичным и
случайным, а управляемым и целенаправленным.
Функции кураторского часа:
просветительская
функция
заключается
в
расширении
кругозора
студентов, пополнении их знаний информацией, не нашедшей отражения
в
учебных
программах.
Это
могут
быть
сведения
о
событиях,
происходящих в городе, стране, мире.
Ориентирующая функция заключается в формировании у студентов
определенного отношения к объектам окружающей действительности,
выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если
просветительская функция дает информацию о мире, то ориентирующая
помогает
оценивать
его,
формирует
у
студентов
потребность
анализировать и совершенствовать свою жизнь и самих себя.
Направляющая
функция
означает
содействие
студентам
в
применении
полученной
информации
и
установок
в
реальной
жизни.
Обсуждаемые проблемы должны носить практическую направленность, а
познание
и
оценивание
мира
завершаться
«взаимодействием»
с
ним.
Отсутствие практической направленности воспитательного часа, его связи с
проблемами
современности
существенно
снижает
эффективность
воспитательного воздействия на студентов, создает благоприятную обстановку
для проявления скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности.
Для выживания в современном мире подрастающий человек должен
уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющихся условиях
производства, бизнеса, общественно – политической жизни, не потерять при
этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим
людям, способности к самопознанию и к самосовершенствованию. И в этом
ему
может
помочь
только
педагог,
профессионально
организовавший
воспитательную работу.
Литература:
1. Акутина С.П. "Формирование нравственных ценностных ориентаций
учащихся".
Программа
занятий
со
школьниками.
Журнал
"Классный
руководитель" №3 2017г.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология (под редакцией В.В.
Давыдова) Москва: 2018г., с. 210-216.
3. Подласый И.П. Педагогика. Книга 2. Процесс воспитания. Москва:
2018г., с. 418-516.