Автор: Айшат Алиулаховна Алиризаева
Должность: учитель истории Дагестана и обществознания
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Избербаш, РД
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Интеллект - карта в помощь учителю при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ
Раздел: среднее образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
г. Избербаш, Республика Дагестан
Провела: Алиризаева Айшат Алиулаховна
учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ№12»
г. Избербаш, 2019г.
2
Интеллект – карта в помощь учителю при подготовке учащихся
к сдаче основного государственного экзамена.
Добрый день, уважаемые коллеги. Свое выступление мне
хотелось бы начать со слов Л. Н. Толстого: Слайд №1 «Знание
только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не
памятью».
Позвольте мне сегодня познакомить вас с очень интересной
технологией критического мышления. Слайд №2 Это - интеллект -
карта.
Цели и задачи данной технологии: Слайд №3
формирование нового стиля мышления;
развитие базовых качеств личности: критическое мышление,
комуникативность, креативность, мобильность;
развитие аналитического, критического мышления;
формирование культуры чтения, включающее в себя умение
ориентироваться в источниках информации, применять полученные
данные на практике;
стимулирование самостоятельной поисковой творческой
деятельности, запуск механизмов самообразования и
самоорганизации.
В чем преимущества применения данной технологии или почему
мне импонирует именно эта технология:
+ со стороны учащихся Слайд
№4
+ со стороны учителя Слайд №5
Легко научиться.
Пишем: мало, быстро и с
удовольствием.
Запоминаем: сразу, много,
качественно.
Задействуем: творчество,
весь потенциал.
Видно: взаимосвязи,
структуру, логику.
Развивает: мышление,
память.
Легко в применении.
Экономия времени при
записи основной мысли
урока.
Интересная и необычная
форма подачи учебного
материала.
Учащиеся сразу могут
научиться закреплять
полученные данные, что
способствует наилучшему
усвоению.
3
Слайд №6 Применение этой технологии приводит к следующим
результатам:
- высокая мотивация учащихся к образовательному процессу;
- возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости
мышления, его переключения с одного типа на другой;
- развитие способности самостоятельно конструировать, строить
понятия, оперировать ими, понимать и принимать точку зрения
другого человека, анализировать полученную информацию;
- эффективно при подготовке к сдаче ОГЭ.
Что
дает
интеллект–карта
ученику: Слайд №7
Что
дает
интеллект-карта
учителю: Слайд №8
4
повышение
эффективности восприятия
информации;
повышение интереса,
как к изучаемому материалу, так
и к самому процессу обучения;
умение ответственно
относиться к собственному
образованию;
умение применять
полученные знания на практике;
повышение качества
образования.
возможность создать в
классе атмосферу открытости и
сотрудничества;
возможность
использовать эффективную
методику, которая способствует
развитию критического
мышления и самостоятельности в
процессе обучения;
стать практиками и
грамотно анализировать свою
деятельность.
Основные особенности технологии Слайд №9 интеллект – карта
можно сформулировать следующим образом: не объем знаний или
количество информации является целью образования, а то, как
ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим
способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Слайд №10 Данная технология имеет структуру, определенный
алгоритм,
позволяет не только разнообразить урок, сделать его
нестандартным, заинтересовать детей, но и позволяет достичь
конкретных образовательных результатов:
1-я стадия – знакомство с темой и её основным планом.
2-я стадия –«составление ветвей», т.е. раскрыть каждую ветвь
плана.
3-я стадия – я, совместив методы: «Кластер», «Интеллект -
карта», получила рациональную методику, которая более
универсальна и наилучшим способом способствует усвоению новых
знаний. Это прекрасный способ применения полученных знаний на
практике.
5
Такая
структура
соответствует
современным
требованиям:
вначале надо настроиться и обобщить знания, затем научиться
применять их на практике. Слайд №11
Хочется поделиться методом использования данной технологии
на различных этапах урока: Слайд №12
1.
во время объяснения материала учитель и учащиеся
совместно заполняют интеллект – карты, вместо основной
записи на уроке;
2.
как один из методов самостоятельного изучения темы или
если ученик пропустил объяснение новой темы, по какой то
причине;
3.
как один из методов групповой работы, распределив каждому
участнику своё индивидуальное задание;
4.
как метод закрепления одной из тем или глав;
5.
как эффективный метод при подготовке к экзамену.
Слайд №13
Сейчас я предлагаю вам использовать данную технологию
непосредственно на практике. Для этого я предлагаю поделиться на 2
группы и выполнить соответствующие задания:
6
1 группа – ваша задача распределить обязанности между
участниками группы и выполнить задание, т.е. составить интеллект -
карту по теме: «Государство»;
2 группа - ваша задача, используя готовую интеллект – карту,
выполнить задания ОГЭ.
Затем проводим обсуждение, верно ли заполнили материал,
уточняем, дополняем, исправляем. В дальнейшем учащиеся при
составлении таблиц могут сами выбирать объекты сравнения или
линии сравнения.
Слайд №14 Теперь вы видите, что эта методика универсальна и
может применяться вами на разных стадиях урока или как домашнее
задание, постепенно либо целиком, как результат обобщения.
Слайд №15