Автор: Щербинина Валентина Сергеенва
Должность: студентка
Учебное заведение: Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского»
Населённый пункт: г. Ялта
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационная деятельность преподавателя"
Раздел: высшее образование
Инновационная деятельность преподавателя.
Щербинина Валентина Сергеевна
студентка
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего
образования «Крымский федеральный университет имени В.И.
Вернадского»
г. Ялта
Анотация.
В статье рассматривается инновационная активность
учителей школ и вузов при разработке новой концепции современного
образования.
Ключевые слова:
инновационная деятельность, новая парадигма
педагогики
В настоящее время Россия переживает сложные политические и
экономические
преобразования,
которые
произвели
революцию
в
общественном сознании, создали своего рода развивающуюся социальную
среду,
которая
порождает
большую
потребность
в
инновационных
концепциях во всех сферах жизни. Эти изменения определяют высокую
насыщенность
домашнего
образования
инновационными
процессами,
стимулируют стремление учителей двигаться в поисках новых форм,
методов, способов решения педагогических задач. В сознании учителей
консолидировалась идея о том, что обществу сегодня нужен новый учитель,
сознательно планирующий собственный образовательный процесс, в отличие
от других, гибкое мышление и нестандартные действия в динамично
меняющемся концептуальном поле современного образования, уникальный
опыт учащихся. Понимание учителя - учителя как доминирующей фигуры в
образовательном процессе, ориентированное на отдельные компоненты
содержания, устарело и не соответствует времени, что приводит учащихся к
пассивному
и
изолированному
обучению.
Изменилась
парадигма
образовательного процесса в школах и общеобразовательных вузах. Субъект
образования - это человек, умеющий ориентироваться во всем многообразии
противоречий современного мира. Меняются ценностные установки в
обществе и образовании, обсуждается переход от школы памяти к школе
мысли, а затем и школе развития.
Появляется новая парадигма в педагогике – парадигма проектирования
образования, способного к саморазвитию. Обучаемый в рамках этой
парадигмы
рассматривается
не
только
как
объект
педагогического
воздействия,
но
и
как
субъект
познавательной,
самостоятельной
деятельности.
Деятельность
педагога
представляет
собой
сложную
целостность знаний и умений, включающую стандарты и стратегию
обучения,
выраженные
в
них
социокультурные
нормы
и
ценности,
ориентированную
на
создание
условий
развития
равноправных
интеллектуально-коммуникативных и рефлексивных отношений.
Преподавателю необходимо пользоваться новыми формами и методами
исследовательского
подхода
к
организации
учебной
деятельности
обучаемых, способов усвоения познавательного процесса. Образовательная
цель на сегодняшний день состоит сегодня в том, чтобы стимулировать у
обучаемых развитие критического и последовательного отношения к знанию.
Длительное время в отечественной педагогике и в обществе целом, под
целью образования понималось формирование всесторонне и гармонично
развитой
личности,
развитие
таких
качеств,
которые
необходимы
государству. Реализация этой цели требовала прежде всего приобретение
знаний, умений, навыков, знаниями которые включали в себя знания –
знакомства, знания-копии.
Современный педагог – это человек многофункциональный, он
функционален и в образовательном учреждении и за его пределами. Среди
главных функций педагога важное место занимает инновационная функция.
Сущность инновационной деятельности преподавателя состоит в
пересмотре
самой
концепции
организации
учебно–познавательной
деятельности обучающихся, и постановка акцента с обучающей деятельности
на преобразовательно–деятельностную.
Инновационная
профессионально–педагогическая
деятельность
является продуктивной деятельностью, она предполагает творческий подход,
решение профессиональных проблем (часто нестандартных) и высший
уровень развития профессиональных компетенций [1, с.6].
Анализ
научно–методической
и
психолого–педагогической
литературы, а также собственный опыт педагогической деятельности
показал, что все существующие инновации в педагогической науке можно
разделить на 3 группы:
1.
организационные,
связанные
с
оптимизацией
условий
образовательной деятельности;
2.
методические,
направленные
на
улучшение
содержания
образования и увеличения его качества,
3.
управленческие, совершенствование системы управления [2,
c.50].
В педагогике «инновационная деятельность» рассматривается более
глубже и имеет более широкий смысловой диапазон. Это «целенаправленная
педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного
педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно –
воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов,
получения нового знания, внедрения новой педагогической практики,
творческий
процесс
по
планированию
и
реализации
педагогических
новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально
- педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога»[4,
с.161].
Практически все педагоги видят в данном понятии несколько
составляющих, которые являются основными:
- это что-то новое по сравнению с предыдущим;
- это новое направлено на повышение качества образования.
Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в
этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению
данного понятия. Современный словарь по педагогике так трактует этот
термин: «Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую
деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания,
имеющие целью повышение их эффективности».
По сути, определение обозначено достаточно верно. В современном
понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-
либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Понятие «новшество»
является синонимом инновации.
М.В.
Кларин,
например,
в
понятие
«инновация»
вкладывает
следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и
распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе
деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан».
В своих работах Виктор Иванович Слободчиков отметил, что
«инновационная деятельность является высшим фактором саморазвития
личности,
выступает
как
созидательный
процесс
по
преобразованию
педагогической действительности и личности педагога; актуализирует
систему ценностей, углубляет ценностные ориентации, способствует духовно
– нравственному самоукреплению личности; создает возможность обретения
значительного
статуса
в
педагогическом
сообществе;
способствует
самореализации
личности
педагога
в
инновационном
личностном
пространстве учебного заведения»[6, с.164].
Проводя анализ статей, следует отметить, что профессионально –
творческое
саморазвитие
рассматривается
«как
включенность
в
инновационную деятельность, характеризующую степень реализации им
идей инновационного образования и требующую активного использования
интеллектуальных, духовных и физических сил, интенсивного участия
личности во всей её целостности в инновационной деятельности» [3, с.94].
Под инновационной деятельностью преподавателей понимается его
«включение в деятельность по созданию и использованию педагогических
новшеств в практике обучения и воспитания будущих специалистов,
создание в образовательном учреждении определенной инновационной
среды»[4, с.160].
В условиях модернизации современного общества инновационный тип
обучения направлен на формирование личности, которая умеет возникающие
проблемы решать сама, с которыми могут сталкиваться люди в одиночку так
и в целом общество. Главной задачей для педагога должна быть помощь
формирования в личности таких умений и навыков, благодаря которым
личность может не только познавать мир, но и способна его преобразовать.
Становится актуальной проблема - улучшения качества подготовки
студентов учреждений среднего профессионального образования. Основным
механизмом развития системы среднего профессионального образования
постепенно становится инновационная деятельность. Она ориентирована не
столько на передачу студентам постоянно устаревших знаний, сколько на
овладение ими новыми методами и технологиями, которые позволяют
постоянно получать, осваивать использовать непрерывно обновляющуюся
информацию.
Основные продуктивные технологии:
технология
проблемно-диалогического
обучения,
информационно-коммуникативная технология;
личностно-ориентированного,
развивающего
обучения
И.С.
Якиманской;
технология продуктивного обучения А.В. Хуторского;
технология критического мышления и метод проектов (или
проектная технология).
Исследования
Татьяны
Сергеевны
Назаровой
посвящены
педагогическим технологиям в инновационном процессе [5, c.11].
Разнообразные
интерактивные
технологии
также
относятся
к
инновационной
деятельности
в
образовании.
Они
предполагают
вовлеченность обучающихся в педагогический процесс с большей силой по
сравнению с традиционными формами приобретения знаний, умений и
навыков.
Применяя
интерактивные
технологии
можно
реализовать
такие
важнейшие принципы дидактики, как наглядность, связь теории с практикой,
принцип развивающего обучения, перехода от простого к сложному, а также
способна
повысить
учебную
мотивацию.
Из
этого
следует
рост
эффективности педагогического процесса.
Метод проектов признан перспективным направлением развивающего
обучения.
Сегодня к методу проектов прибегают в связи с тем, что современный
этап развития общества выдвигает особые требования к образованию и
главной задачей ставят научить студентов добывать знания, развивать их
познавательные способности, интерес и продуктивность.
Проектная
деятельность
-
совместная
учебно-познавательная,
индивидуальная, творческая деятельность студентов, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направлена на достижение
общего результата деятельности.
Метод проектов ориентирован на более самостоятельную деятельность
студентов.
Проектная деятельность на занятиях позволяет творчески применить
языковой
материал,
превратить
занятия
в
исследование,
дискуссию.
Выполняя задания по проекту, студент наблюдает практическую пользу и
повышает интерес к изучению предмета.
Сейчас вопрос повышения уровня образования очень актуален и
педагогу современности необходимо не только внедрять методы, новые
формы и технологии, необходимо ещё понимать, как их необходимо
внедрять, сопровождать, осваивать.
Всем педагогам необходимо стремиться стать творцом воспитания
молодого поколения. Есть замечательное крылатое выражение «Новое – это
хорошо забытое старое». Необходимо взять лучшие традиции советского
образования для развития новейшей концепции современного образования в
России.
Продуктивное взаимодействие внешних условий и субъективных
особенностей преподавателя обеспечивает его творческое самоопределение,
при котором устанавливается соответствие личностных предпосылок к
профессиональной
деятельности
и
глубины
понимания,
осмысления
содержания педагогических инноваций.
Из всего следует, что современный педагог не только передает знания
студентам, но и прививает необходимые навыки у обучающихся, благодаря
которым они будут способны получать новые знания, и самое главное,
применять их в будущем, в своей профессиональной деятельности.