Автор: Тесаршева Татьяна Константиновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова г.о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: статья, методическая разработка
Тема: Методика проведения интегрированных уроков в современной школе
Раздел: среднее образование
Методика проведения интегрированных уроков
в современной школе
Для
использования интегрированных уроках
в
современной школе,
необходимо понимать, что связь между предметами необходимо развивать.
Поэтому на примере составленных и проведенных уроков, хочу показать, что
даже несовместимые уроки можно объединить. За основу взяты предметы
математики, информатики и истории.
Первый урок «И слышу, и вижу, и чувствую» (Приложение 1), который
был прописан учителями для учащихся 9-11 классов, имеет интересную
историю. Изначально урок рассматривался для детей, которые не смогли в
нем участвовать в первый раз. Это привело к тому, что было необходимо
найти замену.
Замену учителя искали таким образом, чтобы команды были поделены
на три группы не случайным образом. Это делалось с помощью психолого-
педагогических характеристик и пройденных на классных часах теста на
выявления психотипа. Одна из групп была холерики и меланхолики, вторая –
флегматики, третьи – сангвиники.
Так
как
тема
была
посвящена
подчинению
авторитету,
где
раскрывалась такая информация для данного возраста очень сложная, было
интересно посмотреть, как будут себя вести и что предложат обучающиеся,
имеющие разные психические черты.
Но рассмотреть результаты мы смогли только с помощью изначальной
группы, когда повторно провели урок. Произошло это, потому что урок был
приготовлен
индивидуально
на
другой
класс,
учитывались
все
его
особенности,
потенциал,
поэтому
заменить
данных
учащихся
было
фактически
невозможно.
Подтвердился
ранее
описанный
факт
–
интегрированные
уроки
пишутся
индивидуально
на
класс,
группы,
на
каждого человека, находящегося
в классе,
смотря какую
форму работы,
выберут учителя.
2
На группы необходимо было поделить по разным психотипам, чтобы
посмотреть, как ребята будут справляться в группе, а также какие варианты
ответов будут предполагать. Ожидалось, что самые импульсивные будут
предполагать, что на авторитет личности будут влиять такие черты, как пол,
возраст,
нация
и
другие
черты,
которые
ближе
эмоциональным
меланхоликам и холерикам, а отвергать данные факты будут сангвиники и
меланхолики. Ожидания не оправдались, но результат достаточно удивил.
Никто из ребят не считал, что можно подчиняться личности. Скорее всего,
это
вызвано
их
психолого-физическими
особенностями,
чувством
юношеского максимализма, что в последствие заставило их бурно обсуждать
идею и творчески рассуждать об этом.
Что касается методов, которые были применимы на данном уроке, то
здесь
использовались
и
источники
различные,
статистические
данные,
документы,
которые
рассматривались
учителем
истории.
Учителем
математиком была объяснена тема с построением графика, что выводила
результаты, полученные в ходе урока, благодаря которым наглядно можно
было
прочитать
итог.
Учитель
информатики
смог
помочь
организовать
работы в google-таблицах, что дало возможность работать детям с графиком
и сразу транслировать его на экран через проектор.
Также исключительным моментом данного урока является связь не
просто
двух
предметов,
как
математика
и
история,
а
также
другими
предметами разного цикла. Таким образом, между учителями происходил
обмен опытом, методикой преподавания и возможностью на дальнейшее
сотрудничество с данной метапредметной связью. А обучающиеся могли
проявить на одном уроке не только знания точных и технических наук, но и
гуманитарных, развивать и показать свои таланты владения компьютерами,
анализа текста, графика и умением вести дискуссию.
Продуктами данного урока стали графики и их анализ, сделанный на
уроке
группами,
который
привел
их
к
выводу,
что
авторитету
можно
подчиниться в любом случае, а не причинить человеку боль можно только
3
при трех обстоятельствах: когда мы видим человека, слышим и чувствуем.
То есть, чтобы спастись от повтора Второй мировой войны можно, помня о
ней, рассказывая о ней и осознавая, что подобные события происходить не
должны.
Вторым
интегрированным
уроком,
проведенным
автором
данной
работы стал урок «Первые русские князья» (Приложение 2). Этот урок был
направлен на коммуникативную связь шестого и одиннадцатого классов.
Основой стал урок изучения новых знаний по истории шестого класса, где
описывалось правление трех князей: Рюрика, Олега, Игоря.
Необычным
было
проведение,
потому
что
также
использовался
элемент
театрализации:
старшеклассники
одевались
в
языческих
Богов
периода Древней Руси, становясь у одной из команд. Роль была в том, чтобы
помогать младшеклассникам, приносить им «письма» с загадками, то есть
была
вспомогательной.
Основную
роль
играли
шестиклассники.
Они
составляли на полученных ватманах ленту времени. Для каждой команды
был
составлен
одинаковый
набор
канцтоваров:
маркеры
трех
цветов,
наклейки для украшения и совмещения их на ленте времени, сам ватман,
представляющий
собой
основу.
Также
на
данном
уроке
использовались
мобильные телефоны.
Сейчас
повсеместно различные
гаджеты
не
просто
входят
в
нашу
жизнь,
а
становятся
нашими
«лучшими
друзьями»,
а
для
многих
единственными.
Проблема
данного
класса
состояла
в
том,
что
данный
телефон
использовался
в
основном
для
развлечения.
И
воспитательный
момент данного урока состоял в том, чтобы показать пример того, как в
учебных целях интересно было бы использовать гаджеты.
С помощью сайта «Kahoot!» была создана викторина, каждый уровень
открывал для команды следующее письмо, перед которым была составлена
беседа
с
учителем
истории.
Также
в
уроке
были
использованы
видеоматериалы
(мультфильм
«Повесть
временных
лет»),
источники,
которые читались и анализировались вместе с учителем истории.
4
Учитель математики организовывал работу с электронной викториной.
Также
учителем
математики
были
составлены
исторические
задачи
по
пройденным
темам
математики,
благодаря
которым
шифровался
код
на
письме участников. Только после раскрытия очередной задачи обучающиеся
могли
видеть
содержимое
конвертов
и
располагать
элементы
на
ленте
времени.
Итогом данного урока и продуктом может являться три одинаковые, но
совершенно
разные
по
оформлению
ленты
времени.
Обучающиеся,
прорабатывая
даты
с
помощью
математических
вычислений,
смогли
запомнить их больше, чем на обычном уроке, что доказала самостоятельная
работа.
Факты,
которые
были
проиллюстрированы
в
источниках
и
отображались наглядно на ленте времени, также запомнились обучающимся
лучше, чем на обычном, традиционном уроке.
Выводы
Методика проведения интегрированного урока достаточно сложна, так
как этот урок проводится на отдельном классе, прорабатывается огромный
пласт
методического
и
информационного материала.
Давать
такой
урок
ежедневно
нельзя:
теряется
мотивационный
компонент,
заставляющий
обучающихся идти по сценарию урока. Также на подготовку такого урока
уходит больше времени, чем на рабочие.
Но эти уроки всегда будут запоминающиеся для всех его участников.
Благодаря
таким
урокам,
формируется
целостное
понимание
событие,
процесса, явления. А также укрепляются связи между детьми и учителями,
участвующими в данном уроке. Развивается творческий потенциал учителей
и учеников. Материал воспринимается интереснее, чем на традиционном
уроке.
5
6
Приложение 1
Тема урока
«И видишь, и слышишь, и чувствуешь»
Тип урока
Развивающее обучение
Вид урока
Урок новой темы (Интеграция математики, информатики, истории и обществознания)
Информационно
—
методическое
обеспечение
педагогической
системы
урочной
деятельности
История.
С
древнейших
времён
до
конца
XIX
века:
учебник
общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни: в 2 ч. Ч.2 / А.Н. Сахаров,
Н.В .Загладин, Ю.А.Петров. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 448 с. (ФГОС.
Инновационная школа)
План урока
1.
Актуализация знаний
2.
Авторитет и его виды
3.
Объяснение графика
4.
Разделение по группам
5.
Составление графиков по группам
6.
Анализ графиков
7.
Историческая память. Подведение итогов
8.
Рефлексия. Домашнее задание
7
Цель урока
учащиеся закрепят полученные навыки по изучению авторитета, осознают влияние личности
в историческом контексте
Формы
и
методы
обучения
Методы: словесный и письменный
Формы: фронтальная, групповая
Основные
понятия
и
термины
Авторитет, Вторая мировая война, построение графика, историческая память.
Планируемые результаты
Личностные
Предметные
Ключевые компетенции
•
осмысление
социально-нравственного
опыта
предшествующих
поколений,
способность
к
определению
своей
позиции и ответственному поведению
в современном обществе;
•
формирование
потребности
к
самовыражению
и
самореализации
через
оценку
деятельности
исторических личностей.
•
проведение поиска информации в
исторических текстах;
•
владение
целостным
представлением
об
историческом
пути своей страны и человечества;
•
способность
применять
понятийный аппарат исторического
знания
и
приёмы
исторического
анализа.
Регулятивные:
определяют
промежуточных
конечного результата;
составляют план и алгоритм действий.
Познавательные:
ориентируются в разнообразии способов
решения познавательных задач;
выбирают наиболее эффективные из них
Коммуникативные:
8
договариваются
функций
деятельности;
задают
вопросы,
организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером
Организация структуры урока
Этап урока
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Осуществл
яемы
действия
1
2
3
4
I.
Организацион-
ный момент
Мотивация
к
учебной
деятельности,
включение
в
учебную
Здравствуйте,
сегодня
мы
с
вами
проведем необычный урок, где будут
два
учителя:
учитель
истории
и
обществознания
и
математики
и
информатики
Приветству
ют учителя,
проявляют
интерес
к
материалу
9
деятельность
на
личном
личностно
значимом
уровне.
изучения.
II.
Актуализация
знаний,
постановка
учебной
задачи
Создание
проблемной
ситуации,
в
результате
которой
обучающиеся
самостоятельно
выдвинут цели
урока
в
виде
вопросов
или
гипотез.
Учитель читает стихотворение
Все
творчество
Эриха
Вайнерта
–
немецкого
поэта
было
проникнуто
непоколебимой
верой
в
неминуемое
поражение
фашистов.
Поэт
гневно
обличает
преступность
и
моральное
убожество нацистов, призывает массы
покончить
с
пассивностью,
нерешительностью
и
перейти
к
активным, смелым действиям против
фашистского рабства.
СОН НЕМЕЦКОГО СОЛДАТА
Я видел сон, страшней всех прежних
Слушают,
делятся
на
группу,
выполняют
задание,
анализирую
т
текст,
строят
графики.
Обобщают
полученные
данные
10
снов, -
Я был убит на линии огня.
Не помню, как меня швырнули в ров,
Как трупы навалили на меня.
Земля сырая на лицо легла.
И тишина могильная за ней.
И умер я, но мысль моя была
Отчетливей, чем раньше, и ясней.
Так я лежал и думал много дней.
Но вдруг шаги услышал над собой,
Услышал песню, звонкий смех детей...
О, белый свет! О, полдень голубой!
И голос над собой услышал я:
"Вот
здесь
фашисты
спят
в
сырой
могиле.
Они несли смерть в дальние края
И полземли в пустыню превратили".
И кровь в лицо мне бросилась в тот
11
миг.
И захотел я крикнуть людям в дали:
"Я невиновен, я боялся их.
Они меня вас убивать послали".
От ужаса вскочил я. День вставал.
Кивали мертвецы на смертной тризне.
Я от собачьей смерти в плен бежал,
Сюда
-
навстречу
новой,
честной
жизни.
Учитель истории:
После
трагедии,
глобальной
катастрофы,
после
Второй
мировой
войны. Люди после того, как начали
восстанавливать
города,
занятия,
продолжать
развивать
искусств.
После
того
жуткого
напряжения,
постоянной мысли, что сейчас упадет
бомба.
Или
что
завтра
твоего
отца,
12
брата, сына, друга заберут на войну.
После
всего
произошедшего
возникают
миллионы
вопросов,
но
один
единственный
будет
всегда
беспокоить человечество. Почему?
Почему началась война?
Почему не прекратили ее еще в самом
начале?
Почему участвовал весь мир?
Почему
столько
жертв
на
руках
обычных солдат?
Почему они не могли просто так взять
и остановиться?
В учебные планы школ ФРГ изучение
Второй
мировой
включили
в
конце
1960-х
годов.
В
учебниках
жестко
критиковали
произвол,
который
чинили
нацисты,
но
при
этом
13
подчеркивали
изначально
мирную
природу немцев.
Тогда появляется еще один вопрос: кто
виноват?
В нацистской Германии с 1933 по 1945
год миллионы людей систематически
умерщвляли
в
конц.лагерях.
Вдохновитель этого кошмара Адольф
Гитлер. Но он не смог бы сделать все
это
в
одиночку. Как
быть
со
всеми
теми, кто проводил день за днем эти
операции,
строил
печи
и
газовые
камеры,
заполнял
их
человеческими
существами,
считал
тела
и
вел
необходимую
бумажную
работу?
Были ли они все теми же монстрами?
Один
человек?
Или
целый
народ?
Стали доказывать, что в трагических
14
событиях виноваты лидеры держав и
люди, которые им подчиняются.
Лидеры всегда обладают авторитетом,
который
и
заставляет
подчиняться
людей.
Тогда
необходимо
начать
с
понимания значения данных слов.
•
Что такое авторитет?
•
Что такое подчинение?
Авторитет — тип власти, при котором
люди
с
готовностью
подчиняются
руководителю.
Эта проблема введена в социологию
М.
Вебером,
который
различал
три
типа
А.,
обеспечивающихся
различными
способами:
Легально-
рациональный
А.
основан
на
подчинении
формальным
правилам,
носителем
которых
является
15
руководитель, на вере в их законность.
Традиционный А. основан на вере в
святость традиций и восприятии тех,
кто управляет, как носителей данной
традиции
(короли
и
королевы).
Харизматический А. основан на вере в
экстраординарные качества лидера, на
исключительной
преданности
лидеру
и
безусловном
следовании
его
приказам и введенным им правилам.
А.
может
искать
себе
опору
в
принуждении, вознаграждении и т. п.
ПОДЧИНЕНИЕ.
Исполнение
одним
лицом
воли
другого
в
форме
выполнения
приказов
и
инструкций
последнего.
Сегодня мы с вами попробуем понять,
каким
образом
соотносятся
данные
16
определения.
Свои
предположения
решила
проверить группа ученых. Одним из
них
был
Стенли
Милграм,
об
эксперименте
которого
вы
узнаете,
посмотрев на экран.
III.Этап
усвоения
новых знаний
Поиск решения
проблемной
ситуации,
формирование
знаний
1.
С
помощью
видео
объясняется
опыт Стенли Милгрема.
В престижной лаборатории Йельского
университета
находилось
три
человека:
учитель,
ученик,
экспериментатор.
Ученик
–
актер,
лицо подставное. Следует сказать, что
экспериментатор
не
обладает
физической и моральной властью над
участниками эксперимента. Учитель –
тот, над кем проводился эксперимент
17
(единственный
над
кем
проводился
эксперимент)
пришел
туда
по
собственной воле и мог уйти в любой
момент.
Чтобы
он
продолжал
эксперимент,
ему
монотонным
голосом
говорили
одинаковые
4
фразы,
суть
которых
сводилась
к
«Продолжайте, пожалуйста».
2. Учитель математики:
Мы изучили 2 вида индексов. Первый:
способ обработки данных. Выявление
среднестатистического,
которое
изучали
еще
в
средних
классах.
Второй
способ
более
усложненный.
Мы
рассчитывали
среднее
с
учетом
веса
каждого
числа.
На
основе
полученных
данных
мы
строили
18
графики. Давайте те графики, которые
мы получили, проанализируем сейчас
вместе.
Проанализировать график
Давайте
еще
раз
вспомним,
что
мы
откладывали по оси х. По оси х мы
откладывали уровень электрошока. А
какие уровни бывают? Верно! От 1 до
30, в зависимости от того, какой удар
давал человек. Действительно, анализ
проводился
не
в
количестве
испускаемого
тока,
а
в
уровне.
Т.е.
каждому значению электрошока был
присвоен свой уровень. По оси у мы
откладывает
количество
человек,
которые остановились в процентах на
данном
этапе.
Что
значит
остановившихся?
19
Это
значит,
что
мы
прервали
эксперимент на данном этапе. И у нас
таблица
не
заканчивается
на
0.
Это
значит, что люди не остановились, в
принципе, и мы не можем считать их
остановившимися. Они
подчинились.
Еще
раз
в
данном
эксперименте
«подчинение»
понимается,
как
до
хождение до 30 уровня электрошока.
И
не
закончен
эксперимент. Т.е.
он
заканчивается
на
том,
что
они
остановились. Всё. На каком уровне
останавливаются мужчины. 100% идет
до уровня 15. Все дали до уровня 15
электрошок.
Затем
мы
видим
небольшое снижение, т.е. есть люди,
которые
остановились,
есть
люди,
которые решили, что хватит, не надо
20
дальше. И вот их процент конечно же
мал.
Давайте
посмотрим
сколько
людей остановились на уровне 21-25.
Это
примерно
82-83%
людей
не
остановились, они продолжили давать
электрошок,
увеличивая
с
каждым
этапом удар. Давайте посмотрим, 26-
30,
сколько
процентов
людей
не
остановились в принципе. Это 62-65%,
26
человек
из
40.
Действительно,
кажется всего 26 человек из 40.
3.
С
помощью
диалога
с
обучающимися
учителя
выясняют
признаки, которые по предположению
учеников
могли
бы
остановить
испытуемых.
Давайте
попробуем
подумать,
что
21
можно было изменить, чтобы снизить
уровень подчиняемости.
•
Изменение окружения
•
Место расположение ученика
•
Воля учителя
Учащиеся делятся
на
три команды.
Появляются
две
части в
команде
–
«анализаторы»,
которые
изучали
карточки эксперимента, выявляя, что
отличительного
в
этом
эксперименте;
«администраторы»,
которые
в
компьютере
с
помощью
google-приложений
по
данным,
даваемым
учителем
математики,
составляют
графики.
После
проведенной
работы
ребята
соединяют полученную информацию.
Место расположения ученика
22
•
Соприкасание
•
Непосредственная близость
•
Изоляция
•
Голосовой отклик
Изменение окружения
•
Офис Бриджпорт
•
Смена площадки
•
Обычный человек
•
Смена персонала
Воля учителя
•
Ученик требует ударов
•
Испытуемый
выбирает
уровень
электрошока
•
Экспериментатор отсутствует
•
Два авторитета – один как жертва
Все
это
время
проводят
консультацию по своим ролям учителя
23
истории,
математики
и
информатики.
4. Ребята подводят итог с помощью
проблемных
вопросов
учителя
истории
Что
может
остановить
человека:
«И
ВИДИМ,
И
СЛЫШИМ,
И
ЧУВСТВУЕМ»
Таким образом, получается, что любой
человек,
который
будет
рядом
с
другим человеком, незнакомым совсем
ему, может просто так, в большинстве
случаев, дать смертельную дозу тока?
IV
Закрепление
знаний
Презентация
результатов
и
продуктов
деятельности
С помощью беседы с обучающимися
приходят
к
выводу,
что
также
может
повлиять
на
то,
чтобы
не
повторялись
события
Второй
Фронтальна
я беседа
24
малых
групп,
коллективное
обсуждение
мировой
войны,
ИСТОРИЧЕСКАЯ
ПАМЯТЬ.
Память поколений
Чтобы история не знала искажений,
Не подвергались пересмотру подвиги
дедов,
Давайте
создавать
мосты
меж
поколениями,
Где Память - то звено для сочленения
веков…
Хранит
она,
словно
сосуд
хрустальный, хрупкий,
Голодный детский взгляд блокадников
войны,
Или
следы,
что
выгрызли
овчарок
зубы,
Раны
у
тех,
кто
пытки
выдержать
смогли….
Чтение
стихотворе
ния
25
Хранит
она
листок
из
дневника
мальчишки,
Безусового еще, но храброго в бою,
Ему бы в школе , да читать бы книжки,
А
он
решил,
что
должен
быть
в
строю…
Хранит она платок, который был омыт
слезами,
Той матери, что прячет похоронку от
отца,
Ведь он простить себя сможет, едва
ли…
Что сына схоронить пришлось вместо
себя…
Как боязно утратить нашу память,
Священную, коей была сама война,
Лишь сохраняя мост воспоминаний,
Бессмертный
полк
будет
бессмертен
26
навсегда!
V
Домашняя
работа
Сообщение
учителя
Эссе
«Влияние исторической
памяти
на личность человека»
Восприним
ают
задание,
уточняют
его
27
Приложение 2
Тема урока
«Первые русские князья»
Тип урока
Развивающее обучение
Вид урока
Урок - игра (Интеграция математики, информатики, истории и обществознания)
Цель урока
1. Умение работать с информацией с помощью знаковой системы.
2. Формирование научного мировоззрения у учащегося через сформированные знания.
3. Развитие коммуникативных действий.
Информационно-
методическое
обеспечение
педагогической
системы
урочной
деятельности
План
изучения
нового материала
1. Призвание варягов на Русь
2. Князь Олег. Образование Древнерусского государства.
3. Князь Игорь
Основные понятия
Лента времени, координатная прямая, ось, полюдье, государство.
Основные
Рюрик, Олег, Игорь.
28
личности
Алгоритмы
Решение математических задач на темы рациональные и целые числа, движение, анализ графиков
и диаграмм;
Алгоритм поведения в команде при прохождении игры.
Мизансцена
Класс разделен на три группы по 7-8 человек
Оборудование
урока
Мультимедийные средства, раздаточные дидактические материалы
Домашнее задание
Сочинение на тему: «Вклад первых Древнерусских князей в историю Руси»; параграфы 3-4 и
ответы на вопросы.
Планируемые результаты
Личностные
Предметные
активно и заинтересовано выполняет
все задания на уроке;
обосновывает
необходимость
и
значимость
для
себя
деятельности
первых князей на Руси;
самостоятельность
в
приобретении
новых знаний и практических умений.
раскрывает
основные
особенности
внешней
и
внутренней
политики
первых князей на Руси;
использует
алгоритм
решения
задач,
связанных с графиками и диаграммой,
целыми
и
рациональными
числами,
движением.
Регулятивные:
определяют
промежуточных
конечного результата;
составляют план и алгоритм решения
математических
личностей.
29
определяет
на
данном
уроке
начало
ленты времени и где находятся на ней
первые русские князья
объясняет
явление
становления
Древнерусского государства.
видит отличия и схожее в политике
первых князей на
Руси, обобщает и
делает выводы;
знает
определение
новых
исторических понятий;
использует
знания
математических
понятий в решении задач.
Познавательные:
выбирают наиболее эффективные пути
решения задач.
Коммуникативные:
договариваются
функций
деятельности;
задают
организации
деятельности
партнером
Организационная структура урока
Этапы
Цель этапа
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
30
урока
Осуществ-
ляемые
действия
I. Органи-
зацион-
ный
момент
Мотивация
к
учебной
деятельности,
включение
в
учебную
деятельность
на
личном
личностно
значимом уровне.
Приветствует
детей,
проверяет
их
готовность
к
уроку.
Настраивает
на
активную работу.
Приветствуют
учителя,
настраиваются
на
плодотворную
работу
II.
Постано-
вка
учебной
задачи
Создание
проблемной
ситуации,
в
результате
которой
обучающиеся
Чтение
наизусть
стихотворения
(Приложение 1).
Проговорить
правила
сегодняшнего
урока
и
представить
основных
действующих лиц. (Приложение 2).
Слушают
учителя
31
самостоятельно
выдвинут
цели
урока
в
виде
вопросов
или
гипотез.
Задание
Провести первый разминочный тур.
Итог
Учащиеся разобрались с какими веками
сегодня
они
столкнуться
и
каким
образом они будут действовать на уроке
Задание
Что
ж.
Вот
вы
и
открыли
успешно
первые
конверты.
Но
темы
сегодняшнего
дня
в
них
так
и
не
нашлось! Она оказалась зашифрована в
кроссвордах,
которые
хитрые
Боги
поделили
на
три
ключевых
слова
сегодняшнего урока. Решив задания, вы
получите
три
слова,
которые
и
складываются в тему сегодняшнего дня.
Решают
задание
Знакомятся
условиями
игры
32
Игра «кроссворд» (Приложение 3).
Итог
Учащиеся
из
полученных
ключевых
слов
сами
составляют
тему
сегодняшнего
урока
«Первые
русские
князья»
Озвучивают
тему урока
III.
Откры-
тие новых
знаний
Поиск
решения
проблемной
ситуации,
формирование
знаний
Задание
Решение
11
заданий
(Приложение
4),
чтобы открыть конверты и расположить
содержимое на Ленте времени.
Рассказ учителя истории сопровождает
каждое
событие,
которое
учащиеся
отображают на ленте времени.
Также проходит аналитическая беседа с
Решение
игровых
заданий
заполнение
ленты времени
Отвечают
на
вопросы
учителя,
доказывают
свою
точку
33
учащимися.
Для
событий
«Призвание
варяг
на
Русь»,
«Объединение
Киева
и
Новгорода», «Договоры 907 и 911 гг.»
подобран видеоряд из цикла «Повесть
временных лет».
Итог
С
помощью
решения
примеров
и
выявления
новых
источников
у
учащихся
формируется
понимание
политики первых русских князей.
зрения
34
IV.
Примене-
ние
новых
знаний
Презентация
результатов
и
продуктов
деятельности
малых
групп,
коллективное
обсуждение
Создание оригинальной Ленты времени
для
каждой
из
группы
с
помощью
содержимого конвертов.
Представляют
свою
групповую
работу
V.
Подведе-
Сообщение
учителя
Данная «Лента времени» продолжится
пополнятся
в
течение
всего
года
и
Слушают
учителя
35
ние
итогов
урока
поможет
повторить
программу
по
отечественной истории за 6 класс.
Дифференцированное
домашнее
задание.
Для тех, кто активно участвовал
Сочинение
на
тему:
«Вклад
первых
Древнерусских князей в историю Руси»
Для остальных:
Прочтение параграфов 3-4 и ответы на
вопросы после них
36
Приложение 1
1 ученик:
Нет ничего важнее той науки,
Что люди математикой зовут.
Что
людям
могут
дать
пустые
звуки?
Писать слова… Но разве это труд?
2 ученик:
Нет ничего ужасней чисел скучных,
Каких-то
формул,
множества
нулей.
А слово нужное! Оно ведь лечит
душу,
И
в
трудный
час
нас
делает
сильней.
1 ученик:
Нет! Миром числа управляют.
Они в порядок наш приводят ум.
И
истину
лишь
математики
познают,
Как
Архимед, Евклид, Паскаль
и
Юнг.
2 ученик:
Есть
листьев
шум
и
мир
под
облаками.
Рассвет. Туман. Осеннее ненастье.
Числом
не
скажешь
все,
что
выразишь словами -
И боль, и страх, любовь и счастье.
Учитель математики:
Не надо ссор,
Не разрешить вам этот спор.
Решение всего одно
И лишь в гармонии оно!
37
Приложение 2
Учитель математики и истории: Ребята, сегодня почта школы заполнилась
письмами,
которые
адресованы
абсолютно
все
6
Е
классу.
Но
почта
необычная и посланники сегодня тоже совершенно сверхъестественные. К
вам приехали славянские Боги, которые с вами проведут сегодняшний урок.
Знакомьтесь, это Лада! Очень добрая богиня, которая покровительствует
молодым матерям и заботится о сохранении семейного очага.
А этот Бог, который покровительствует рогатому скоту, не зря же у него
такие рога. А еще он превращается в медведя и защищает лес и диких
животных от нападений.
А это яркий, улыбающийся как летнее солнышко – Бог Ярило.
Сегодня они помогут раскрыть тайну древних славян: какие же они – первые
правители
Руси
и
что
за
династия
будет
править
около
восьми
веков!
Получая
письма,
вы
решаете
загадки, а
внутри
у
вас
будет
какое-либо
событие, о котором поведаю я.Вам будет необходимо собрать все кусочки на
нашей линии времени… или по-другому она называется в математике…
Условный
ноль.
События,
которые
происходят
в
нашей
жизни
можно
сказать,
что
начинаются
с
какого-либо
начала.
Каждый
день,
заводя
будильник, вы ставите себе тот самый условный ноль.
Условный ноль у нас будет сегодня у ленты времени. А таким событием
будет… Вы узнаете уже через несколько минут. Но теперь мы расскажем, как
сегодня вы будете получать и открывать письма.
Открываться
письма
будут
только,
когда
вы
введете
правильный
код
в
планшет. Тогда Бог, который покровительствует вашей команде и откроет
письмо. Что делать при получении письма есть у каждой команды, если
вдруг позабудете.
А сейчас у вас будет первые два задания, решив которые вы увидите, с
какими веками вы будете работать. Ну, что посланники, первые письма
готовы? (кивок) Начнем.
38
Решать потренировались, разогрели свои умы, а теперь такой вопрос. Какая
же тема урока? А точный ответ на этот вопрос мы узнаем, решив загадочные
кроссворды. У каждой группы получится лишь одно слово темы, составив
верно, получится тема.
Приложение 3
1- Равенство двух отношений.
2 – Сотая часть числа (величины).
3 – Две величины называются прямо …………, при увеличении одной из них
в несколько раз, другая увеличивается во столько же раз.
4 – Корнем …….. называют такое число, при подстановке которого в …….
вместо х, получается верное равенство.
5 – Числа, которые отличаются только знаком.
6 – Частное двух, не равных нулю чисел a и b называют …….
1. Бесплатный принудительный труд крестьян в хозяйстве земледельца
(феодала) со своим орудием и скотом.
2. Организация управления обществом, людьми, которые проживают на
отдельной территории, имеют единый аппарат управления, систему законов,
армию, налоговую систему и др.
3. Религия, создателем которого является пророк Мухаммед.
4. Религия, основателем которого считается Богочеловек – сын Господа Бога
и земной девушки Марии Иисус Христос.
1
п
р
о
п
о
р
ц
и
я
2
п
р
о
ц
е
н
т
3
п
р
о
п
о
р
ц
и
о
н
а
л
ь
н
ы
м
и
4
у
р
а
в
н
е
н
и
е
5
п
р
о
т
и
в
о
п
о
л
о
ж
н
ы
м
и
6
о
т
н
о
ш
е
н
и
е
м
39
5. Часть урожая и других доходов крестьянского хозяйства, которую
крестьянин должен был постоянно выплачивать владельцу земли за право
проживания на ней.
6. Самоуправляющееся объединение купцов, защищающее интересы своих
членов.
7. Собственник крупного земельного хозяйства (феода), имеющий право
получать оброк с зависимых от него крестьян и назначать для них барщину.
1
б
а
р
щ
и
н
а
2
г
о
с
у
д
а
р
с
т
в
о
3
и
с
л
а
м
4
х
р
и
с
т
и
а
н
с
т
в
о
5
о
б
р
о
к
6
г
и
л
ь
д
и
я
7
ф
е
о
д
а
л
Приложение 4
Перейдем к разминочному этапу. Все получили код доступа к игре через сайт
«Kahoot». Заходят капитаны команд через телефон и вводят этот код на
сайте. Теперь у вашей команды есть доступ к игре. После каждого
выполненного задания вы получаете цифры, которые соответствует какому-
либо событию, которое происходило во времена первых князей Руси. Это
число и будет «кодом доступа» к открытию ваших конвертов и продолжению
нашей сегодняшней игры.
Готовы? Начали!
IX век
Решите уравнение:
4 (х-5) — 12 : 3 = 5 (х-7) + 2
40
X век
Вычислите
862 год
Найдите 150% от 52% от 1200 и вычтите четвертую часть от 296.
864 год
879 год
882 год
В школу как то пришли изучать великую науку – математику 441 мальчишка,
что составило
50 % от числа всех учащихся этой школы. Сколько учащихся в школе?
907 год
Скучно стало Игорю, решил он посмотреть, как же идет продажа хлеба в
Киеве, да вот незадача, умные мужы сделали какую-то картинку и назвали ее
еще странно – «ДИАГРАММА». Непонятно что где и откуда… Почесал
Игорь свою голову, да не помогло это… Понял лишь, что снизу месяца
(
4
11
:(
− 16
33
)+5
3
4
) :
5
879
41
написаны, и сбоку количество проданного хлеба. Ребята, помогите Игорю
разобраться в этой премудрой картинку, да напишите, что чему соответствует.
Каждой букве надо подобрать цифру и получится код.
ПЕРИОДЫ
ВРЕМЕНИ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) январь-март
Б) апрель-июнь
В) июль-
сентябрь
0) рост объёма продаж был наибольшим (самый
высокий рост)
1) было продано меньше всего батонов хлеба
2) во второй половине недели среднесуточная темпера-
тура снижалась
3) среднесуточная температура достигла месячного
максимума
4) четыре дня за неделю среднесуточная температура
принимала одно и то же значение
5) среднесуточная температура не снижалась в течение
недели
6) в течение периода объёмы добычи сначала росли, а
затем стали падать
42
7) объём продаж падал на одно и то же число буханок
хлеба в месяц
8) годовой объём добычи составлял больше 175 млн т,
но меньше 200 млн т
9) было продано около 800 батонов хлеба
911 год
Пришел как-то к мудрецу Олег и спросил у него, вот если бы я взял сколько-
то, умножил на три, вычел из него пять, умножил на 7, затем вычел 483 и
получил , то сколько я взял изначально?
941 год
Как то ночью Игорю стало скучно и он решил почитать книгу. Пошел в свою
библиотеку и наугад взял книгу, а так было написано:
У Саурона было несколько колец. Три кольца он дал эльфам — для добра их
гордого, семь колец он дал пещерным гномам — для труда их горного, девять
колец дал он людям Средиземья — для служенья черного и бесстрашия в
сражениях смертоносно твердого, а одно — всесильное, он оставил себе,
Властелину Мордора.
Выберете верные утверждения и запишите в ответе их номера.
1) Гномы получили больше колец, чем эльфы.
2) Изначально у Саурона было не более 19 колец.
3) Меньше всего колец было у эльфов.
4) У Сайрона и людей в сумме было столько же колец, сколько у гномов и
эльфов вместе.
9) Изначально у Саурона было 20 колец
43
944 год
Вычислите:
(
5 −
(
3 − 1
7
20
)
∶
9
25
+
36
8
)
:
3
576
945 год
Обратился как-то Игорь к предсказателю погоды и говорит: «Дорой мой друг,
во вторник, состоятся мои именины, надо бы знать, какая погодка будет. Да
давление у меня что то скачет, видимо стар я стал». И составил предсказатель
прогноз, но непростой. Помогите Игорю определить наибольшее значение
атмосферного давления во вторник (По горизонтали указаны дни недели, по
вертикали — значения атмосферного давления в миллиметрах ртутного
столба).
44