Напоминание

Структурно-компонентная модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра


Авторы: Джамалудинова Заира Гамзатовна, Шихалиева Эмилия Джафаровна
Должность: кандидат пед. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. Магистратур 2 года обучения по направлению: «Специальное (дефектологическое) образование, по программе –Клиническая психология в специальном образовании»
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: город Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Структурно-компонентная модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра
Раздел: высшее образование





Назад




Джамалудинова

З.Г.

кандидат

пед.

наук,

доцент

кафедры

коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ.

Шихалиева Э. Д. магистратур 2 года обучения по направлению:

«Специальное

(дефектологическое)

образование,

по

программе

Клиническая психология в специальном образовании»

Структурно-компонентная

модель

организации

психолого-

педагогического

сопровождения

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра

Особая роль в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с

ОВЗ отводится педагогу-психологу, который оказывает помощь в создании

благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОО, организации

психологически комфортной образовательной среды в соответствии с

реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим

коллективом, родителями, принимает участие в разработке адаптированной

образовательной программы (далее – АОП).

Семьи, в которых воспитываются дети с ОВЗ, сталкиваются с

множеством проблем. Не каждый родитель способен принять недуг ребенка

и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в

процессе

жизни.

Поэтому

обязательным

направлением

психолого-

педагогического сопровождения является консультирование и просвещение

родителей детей с ОВЗ. Просвещение происходит через информирование на

родительских собраниях, выпуск буклетов, оформление информационного

стенда. Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на

основе партнерства на тематических консультациях, семинарах-практикумах

и т. д.

Это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и

достигать

их

с

большей

эффективностью,

чем

если

бы

участники

действовали изолированно друг от друга.

Установление партнерских

отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

Консультации для родителей детей с ОВЗ проводятся по их запросу в

индивидуальном порядке.

На

индивидуальных

консультациях

проводится

совместное

обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализируются

факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются

рекомендации по преодолению возможных проблем. Хорошие результаты

дает такая форма работы, как родительский клуб.

Цель работы клуба – повышение педагогической компетенции

родителей

в

вопросах

государственных

гарантий

семьям,

оказание

психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в

вопросах обучения и развития детей, формирование родительских навыков

содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья,

создания безопасной среды, успешной социализации.

Ещё

одним

немаловажным

направлением

работы

является

консультирование педагогов ДОО по вопросам сопровождения детей с ОВЗ.

Основные

задачи

психолого-педагогического

просвещения:

раскрыть

«слабые» и «сильные» стороны когнитивного и личностного развития

ребёнка, определить способы компенсации трудностей, выработать наиболее

адекватные пути взаимодействия педагога с ребёнком.

Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей

детей

с

ОВЗ

является

психологическая

компетентность

педагога:

деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении

познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.

Большая роль в работе специалистов отводится и организационно-

методическому направлению, которое включает подготовку материалов к

консилиумам,

методическим

объединениям,

педагогическим

советам,

участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.

В

целом

алгоритм

действий

ДОО

по

оказанию

психолого-

педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ выглядит

следующим образом. Если в ДОО поступают дети с выраженными

отклонениями,

обследованием

занимаются

специалисты

определенного

профиля, а воспитатель знакомится с полученными ими данными. Если

отклонения не ярко выражены, главной фигурой в процессе обследования

является воспитатель.

Чтобы выявить факторы риска в развитии ребенка, педагог проводит

следующие диагностические мероприятия: беседует с родителями, изучает

медицинскую документацию, наблюдает за ребенком. Беседа с родителями

ребенка. В беседе с родителями, кроме обычных сведений о составе семьи, ее

материальном и социальном положении, важно понять, что родители

ожидают от ДОО.

Многие ДОО разрабатывают для этого стандартизованные анкеты и

рассматривают ожидания родителей как социальный заказ. Однако родители

не всегда могут ясно сформулировать свой запрос, поэтому воспитатель

может использовать косвенные вопросы.

Например,

если

ребенок

самостоятелен

в

быту,

у

родителей

спрашивают, кто его научил одеваться, убирать со стола и т. д., если хорошо

рисует или умеет лепить, важно спросить, кто учил и как. Все эти вопросы

дают возможность понять, кто в семье больше общается с ребенком, под

чьим влиянием он преимущественно находится, к какому стилю общения и

взаимодействия тяготеет.

Вопросы о том, какие навыки одевания, туалета, еды, ухода за

одеждой и обувью есть у малыша (даже если ему всего два года), помогут

понять, есть ли по отношению к ребенку завышенные требования или,

напротив, гиперопека. Изучение медицинской документации.

Для выявления отклонений важно обратить внимание на показатели

нервно-психического

развития.

Напомним,

что

наиболее

важными

показателями моторного развития являются удерживание головы – 2 месяца,

умение ползать – 7 месяцев, самому садиться и вставать – 8 месяцев, в год

ребенок

должен

самостоятельно

ходить.

Важнейший

показатель

эмоционального, двигательного и интеллектуального развития – комплекс

оживления. В норме он возникает в 3 месяца.

Кроме

этих

показателей,

в

медицинской

карте,

как

правило,

отмечается начало лепета (6 месяцев) и появление первых слов (12 месяцев).

Изучая медицинскую карту, нужно иметь в виду, что само по себе нарушение

одного из сроков не является свидетельством отклонения и должно

рассматриваться в контексте актуального развития ребенка. Например, если в

медицинской карте указаны поздние сроки появления лепета и первых слов, а

поступивший в детский сад трехлетний малыш говорит хорошо, то

указанные

отклонения

от

нормативных

сроков

можно

объяснить

особенностями темперамента.

Список использованной литературы

1.

Степанова

О.

А.

Комплексное

сопровождение

профессионального

образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / О. А.

Степанова, С. П. Амиридзе // Научные исследования в образовании. 2012.

№11. С. 12-23.

2. Танцюра С. Ю. Индивидуальная образовательная программа в условиях

инклюзии: Методические рекомендации / С. Ю. Танцюра, С. И. Кононова.

М.: ТЦ Сфера, 2016. — 64 с.

3. Ускова С. А. Сопровождение как базовая категория современной

педагогики: теоретическое обоснование // Человек и Образование. 2013. №2.

С. 84-88.

4. Хмелькова М. А. Психологическое сопровождение педагогического

процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф.

дис. … канд. псих. наук. М., 2009. — 23 с.

5. Юракова С. В. Создание развивающей предметно-пространственной среды

в ДОО в соответствии с ФГОС ДО // Дошкольное образование: опыт,

проблемы и перспективы развития. 2015. № 1. С. 80-81.



В раздел образования