Авторы: Джамалудинова Заира Гамзатовна, Шихалиева Эмилия Джафаровна
Должность: кандидат пед. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии. Магистратур 2 года обучения по направлению: «Специальное (дефектологическое) образование, по программе –Клиническая психология в специальном образовании»
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: город Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Структурно-компонентная модель организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра
Раздел: высшее образование
Джамалудинова
З.Г.
кандидат
пед.
наук,
доцент
кафедры
коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ.
Шихалиева Э. Д. магистратур 2 года обучения по направлению:
«Специальное
(дефектологическое)
образование,
по
программе
–
Клиническая психология в специальном образовании»
Структурно-компонентная
модель
организации
психолого-
педагогического
сопровождения
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра
Особая роль в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с
ОВЗ отводится педагогу-психологу, который оказывает помощь в создании
благоприятных условий для нахождения такого ребёнка в ДОО, организации
психологически комфортной образовательной среды в соответствии с
реальными возможностями ребенка, проводит работу с педагогическим
коллективом, родителями, принимает участие в разработке адаптированной
образовательной программы (далее – АОП).
Семьи, в которых воспитываются дети с ОВЗ, сталкиваются с
множеством проблем. Не каждый родитель способен принять недуг ребенка
и адекватно реагировать на его проблемы, которые постоянно возникают в
процессе
жизни.
Поэтому
обязательным
направлением
психолого-
педагогического сопровождения является консультирование и просвещение
родителей детей с ОВЗ. Просвещение происходит через информирование на
родительских собраниях, выпуск буклетов, оформление информационного
стенда. Работа с родителями осуществляется также в групповой форме на
основе партнерства на тематических консультациях, семинарах-практикумах
и т. д.
Это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и
достигать
их
с
большей
эффективностью,
чем
если
бы
участники
действовали изолированно друг от друга.
Установление партнерских
отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.
Консультации для родителей детей с ОВЗ проводятся по их запросу в
индивидуальном порядке.
На
индивидуальных
консультациях
проводится
совместное
обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализируются
факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются
рекомендации по преодолению возможных проблем. Хорошие результаты
дает такая форма работы, как родительский клуб.
Цель работы клуба – повышение педагогической компетенции
родителей
в
вопросах
государственных
гарантий
семьям,
оказание
психологической и коррекционно-педагогической поддержки семьям в
вопросах обучения и развития детей, формирование родительских навыков
содержания и воспитания ребенка, в том числе охраны его прав и здоровья,
создания безопасной среды, успешной социализации.
Ещё
одним
немаловажным
направлением
работы
является
консультирование педагогов ДОО по вопросам сопровождения детей с ОВЗ.
Основные
задачи
психолого-педагогического
просвещения:
раскрыть
«слабые» и «сильные» стороны когнитивного и личностного развития
ребёнка, определить способы компенсации трудностей, выработать наиболее
адекватные пути взаимодействия педагога с ребёнком.
Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей
детей
с
ОВЗ
является
психологическая
компетентность
педагога:
деликатность, такт, умение оказать помощь ребёнку в осуществлении
познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.
Большая роль в работе специалистов отводится и организационно-
методическому направлению, которое включает подготовку материалов к
консилиумам,
методическим
объединениям,
педагогическим
советам,
участие в указанных мероприятиях, а также оформление документации.
В
целом
алгоритм
действий
ДОО
по
оказанию
психолого-
педагогической, медицинской и социальной помощи детям с ОВЗ выглядит
следующим образом. Если в ДОО поступают дети с выраженными
отклонениями,
обследованием
занимаются
специалисты
определенного
профиля, а воспитатель знакомится с полученными ими данными. Если
отклонения не ярко выражены, главной фигурой в процессе обследования
является воспитатель.
Чтобы выявить факторы риска в развитии ребенка, педагог проводит
следующие диагностические мероприятия: беседует с родителями, изучает
медицинскую документацию, наблюдает за ребенком. Беседа с родителями
ребенка. В беседе с родителями, кроме обычных сведений о составе семьи, ее
материальном и социальном положении, важно понять, что родители
ожидают от ДОО.
Многие ДОО разрабатывают для этого стандартизованные анкеты и
рассматривают ожидания родителей как социальный заказ. Однако родители
не всегда могут ясно сформулировать свой запрос, поэтому воспитатель
может использовать косвенные вопросы.
Например,
если
ребенок
самостоятелен
в
быту,
у
родителей
спрашивают, кто его научил одеваться, убирать со стола и т. д., если хорошо
рисует или умеет лепить, важно спросить, кто учил и как. Все эти вопросы
дают возможность понять, кто в семье больше общается с ребенком, под
чьим влиянием он преимущественно находится, к какому стилю общения и
взаимодействия тяготеет.
Вопросы о том, какие навыки одевания, туалета, еды, ухода за
одеждой и обувью есть у малыша (даже если ему всего два года), помогут
понять, есть ли по отношению к ребенку завышенные требования или,
напротив, гиперопека. Изучение медицинской документации.
Для выявления отклонений важно обратить внимание на показатели
нервно-психического
развития.
Напомним,
что
наиболее
важными
показателями моторного развития являются удерживание головы – 2 месяца,
умение ползать – 7 месяцев, самому садиться и вставать – 8 месяцев, в год
ребенок
должен
самостоятельно
ходить.
Важнейший
показатель
эмоционального, двигательного и интеллектуального развития – комплекс
оживления. В норме он возникает в 3 месяца.
Кроме
этих
показателей,
в
медицинской
карте,
как
правило,
отмечается начало лепета (6 месяцев) и появление первых слов (12 месяцев).
Изучая медицинскую карту, нужно иметь в виду, что само по себе нарушение
одного из сроков не является свидетельством отклонения и должно
рассматриваться в контексте актуального развития ребенка. Например, если в
медицинской карте указаны поздние сроки появления лепета и первых слов, а
поступивший в детский сад трехлетний малыш говорит хорошо, то
указанные
отклонения
от
нормативных
сроков
можно
объяснить
особенностями темперамента.
Список использованной литературы
1.
Степанова
О.
А.
Комплексное
сопровождение
профессионального
образования лиц с ограниченными возможностями здоровья / О. А.
Степанова, С. П. Амиридзе // Научные исследования в образовании. 2012.
№11. С. 12-23.
2. Танцюра С. Ю. Индивидуальная образовательная программа в условиях
инклюзии: Методические рекомендации / С. Ю. Танцюра, С. И. Кононова.
М.: ТЦ Сфера, 2016. — 64 с.
3. Ускова С. А. Сопровождение как базовая категория современной
педагогики: теоретическое обоснование // Человек и Образование. 2013. №2.
С. 84-88.
4. Хмелькова М. А. Психологическое сопровождение педагогического
процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореф.
дис. … канд. псих. наук. М., 2009. — 23 с.
5. Юракова С. В. Создание развивающей предметно-пространственной среды
в ДОО в соответствии с ФГОС ДО // Дошкольное образование: опыт,
проблемы и перспективы развития. 2015. № 1. С. 80-81.