Напоминание

Инклюзия как часть современного образования


Автор: Исматова Дарья Хасановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ
Населённый пункт: Петропавловск Камчатский
Наименование материала: Инклюзия как часть современного образовательного пространства
Тема: Инклюзия как часть современного образования
Раздел: среднее образование





Назад




Актуальные проблемы современного филологического образования в

современной школе

Аннотация.

Статья

раскрывает

актуальные

вопросы,

имеющие

отношение к оценке проблем в области филологического образования в

условиях современной школы. Актуальность темы находит связь с тем, что

сегодня необходимо выстраивать эффективную государственную политику в

образовании на всех его уровнях, однако многие взгляды на структуру

образовательного процесса и содержание учебных дисциплин не вполне

укладываются в установленные ФГОС СО критерии. Исходя из этого,

филологическое образование в школе, наряду с другими видами, должно

подвергаться ревизии. Кроме того, следует учитывать инвариантность в

обучении, согласно которой филологическое образование в современной

школе может и должно подвергаться концептуальным разночтениям и

приводить к определенным разногласиям в педагогической среде.

Ключевые слова: филологическое образования, ФГОС СО, рефлексия

педагога, лингвистические дисциплины, факультатив

Филология как образовательная (предметная) область является одним

из ключевых элементов в ФГОС основного и среднего (полного) образования.

Русский

и

иностранные

языки

и

литература

представляют

собой

лингвистическую часть Базисного учебного плана, раздела обязательных к

изучению дисциплин.

Для того чтобы обозначить современные проблемы филологического

образования, прежде стоит рассмотреть, какие положительные тенденции

имеются в направлении.

Во-первых, произошло значительное расширение объема предмета

«Русский язык». Причин тому сразу несколько: очевидное сближение

школьного

и

вузовского

курсов,

обособления

отдельных

разделов

дисциплины (например, «Культура речи», «Риторика», «Стилистика») и

дальнейшее их развитие [6].

Во-вторых, изучение дисциплины «Русский язык» в современном

школе согласно программам обучения увеличилось (по количеству часов).

Это во многом обусловлено расширением объема содержательной части и

расширения разделов дисциплины, а отчасти – возросшими потребностями в

повышении грамотности современных школьников. В настоящее время

выстраиваются две параллельные линии в обучении русскому языку:

- основное (обязательное) лингвистическое образование, реализуемое в

образовательной области «Филология»,

- дополнительное углубленное (при необходимости непрерывное)

лингвистическое

образование.

Данная

часть

реализуется

через

серию

обязательных курсов - элективных и факультативных, которые проводятся на

разных образовательных ступенях (II и III), в соответствии с профилем

учебного заведения (или класса) и индивидуальными интересами учащихся.

В-третьих, интегративные процессы в образовании пронизывают все

дисциплины, в том числе это особенно заметно и в филологическим

образовании старшей школы. Так, например, в школах реализуются

лингволитературоведческие курсы «Русская словесность», «Художественный

анализ текста», элективный курс «Деловой русский».

В-четвертых, значительно расширился и инструментарий педагога:

значительная часть материала подается в современной форме с применением

информационно-коммуникативных технологий, разрабатываются и вводятся

в программу обучения по «Русскому языку» и «Литературе», иностранным

языкам [2].

Здесь же стоит обозначить первую проблему. Особенности изучения

дисциплин филологического раздела обучения часто не представляют

возможности создать полноценный электронный учебник или презентацию

по теме. Если в курсе естественно-научных дисциплин сделать это

достаточно

просто

и

есть

шанс

использовать

множество

средств

и

инструментов

визуализации,

наглядности,

то,

к

примеру,

в

курсе

«Литература» сделать это довольно проблематично. Кроме того, многие

педагоги

более старшего

поколения

часто

считают,

что применение

информационно-коммуникативных

средств

и

вообще

интерактивного

современного обучения – это дело вторичное [6].

Однако следует понимать, что при использовании современных

технологий обучения есть очевидные преимущества, помимо того, что они

отвечают

потребностям

развития

современного

человека

(«человека

будущего»):

- обучающийся имеет возможность принимать активное участие в

решении учебных задач, может выбирать степень решения задания по

сложности, постепенно формируя как навыки, так и скорость выполнения

задания. Применяя компьютер в обучении, снимается значительная доля

стресса в случае получения неверного ответа;

- информационные технологии способны обеспечить высокий уровень

гибкости

в

учебном

процессе.

Обучение

становится

более

дифференцированным и индивидуализированным;

- происходит смена «учителя-диктатора» на «учителя-координатора»,

что,

безусловно,

положительно

сказывается

на

психологическом

самочувствии обучающегося.

Следующая проблема, которая есть в филологическом образовании,

связана напрямую с введением независимой экспертизы качества знаний.

Требования к знаниям обучающихся значительно повышены, что, в свою

очередь, означает, что практическое владение русским языком становится

также шире: обучающиеся используют его больше в самых различных

функциональных разновидностях (письменная и устная речь, разговорная и

литературная, деловая и эпистолярная). От обучающихся сегодня согласно

ФГОС СО требуется овладение речью не просто как данность, а грамотной

речью и письмом, способности грамотно, самостоятельно и творчески

выражать мысли, понимать особенности различных жанров и стилей речи [3].

Что мы имеем на практике? Практически ничего из вышеуказанного.

Крайне малое количество учеников способны изъясняться, используя разные

функциональные стили речи, не говоря уже об их применении в изучаемом

иностранном языке. У современных обучающихся нет стремления к

реализации таких навыков, как и к их первичному получению, поскольку

овладение ими не входит в актуальную программу подготовки к ЕГЭ (устного

экзамена нет, поэтому и изучать ни к чему, по их мнению) [2].

Однако здесь же кроется и доля вины самих педагогов, которые также

не ориентированы на развитие подобных навыков во многих случаях. Если

обратиться к части С заданий ЕГЭ или творческой части выпускного

изложения, мы не увидим в них особенно творческих заданий, которые могли

бы показать, насколько развиты способности того или иного обучающегося.

Разумеется, в этом оказываются виноваты недостаток часов (хотя их стало

ощутимо больше), но они – не про развитие речи, а на отработку одних и тех

навыков и правил грамматики и орфографии [4].

Лучше ситуация обстоит с изучением иностранных языков, где на III

ступени обучения коммуникативная компетенция занимает 3 часа в неделю, в

то время как на уроке русского языка – только 1 час в неделю. Таким

образом, очевидно,

что в филологическом образовании по элементу

«Культура

речи,

стилистика,

коммуникации»

образовалась

огромная

пропасть: нет совпадений как по содержанию, так и по объему часов между

тем, какие навыки и знания декларируются с тем, какие виды контроля и

итоговой аттестации предлагаются.

Тем не менее, обращаясь к Методическому письму «О преподавании

учебного предмета «Русский (родной) язык» в условиях ФГОС ОО, мы видим

цели, являющиеся достаточно громкими для современного обучающегося.

Однако педагогическая система сегодня выстроена так, что ключевым

становится воспитание человека, пишущего без ошибок. Это не одно и то же,

что и «грамотного» [5]. В первом случае вообще могут не быть учтены

особенности родного и изучаемого языка, образцы языковых норм в

письменной и деловой речи.

На вышеуказанные проблемы в филологическом образовании оказывает

огромное влияние еще и проблема СМИ, в частности, нового типа СМИ –

сети Интернет. Современному учителю русского языка и литературы

становится все труднее конкурировать с речевыми образцами СМИ, а

особенно теми, что представлены в социальных сетях. Такие образцы

являются крайне примитивными, но и особым образом притягательными для

подрастающего поколения ввиду неформальности конструкций, простоты,

легкости запоминания. Используя такую речь, дети находятся «в тренде»,

«среди своих» [6].

Усугубляет данную проблему еще и тот факт, что уроки по развитию

родной речи сегодня даже не носят характер обязательных, поскольку они не

включены даже в форму промежуточного контроля. Исходя из этого,

педагогическому сообществу не стоит ожидать, что проблема уйдет сама по

себе. Для того чтобы сохранить грамотную речь, воспитать грамотного

человека,

передать

образцы

правильной

и

красивой

речи

будущему

поколению, требуется разноплановая методическая и практическая работа.

Одной из очевидных проблем также является обучение культуре

чтения, которая на сегодняшний день стремительно угасает вслед за уходом

детей в социальные сети и Всемирную глобальную паутину. Педагоги-

филологи должны обратить внимание обучающегося на то, что именно он

читает и зачем он это делает. В качестве саморефлексии педагоги должны

задавать себе и еще два важных вопроса: Как читать? Как оценивать

результаты обучения? [2]

Остро

стоит

проблема

понимания

современными

российскими

читателями русской классической литературы. Большинство текстовой

информации ускользает от таких читателей из-за незнания родного, но

исторически удаленного культурного фона (а если «нет информации», то,

значит, и читать неинтересно). Многие современные школьники отмечают,

что они не понимают героев литературных произведений, живших 150-300 т

назад, им не понятны их страдания, переживания, от того – произведение не

интересно для них. Однако здесь на первое место выходит роль педагога-

филолога: заинтересовать школьников, сделать так, чтобы познавательная

активность повышалась. Сделать это возможно благодаря привлечению

интерактивных технологий, метода проектов, творческих заданий [1].

Очевидно, что для многих современных школьников десятки имен

писателей и поэтов не значат ничего. Такой путь ведет к «рассыпанию»

русской культуры. Поскольку любое творчество сопряжено с языком

говорящего (в нашем случае – русским языком), следует учитывать то, в

какой

социокультурной

среде

изучаются

произведения

литературы.

Неодинакова интересна будет и современная литература, например, в г.

Москве и селе Республики Коми. В последнем случае для сохранения

культурных традиций республики потребуется привлечение иных методов

работы (метод проектов, экскурсий, например), чтобы привлечь внимание

обучающихся к изучению культуры родного языка. Так реализуется и

многопредметность в филологическом образовании [3].

Следующей проблемой для педагогов-филологов является отсутствие

реальной

заинтересованности

обучающихся

к

внеклассному

чтению.

Поскольку сам процесс чтения относится больше к когнитивным функциям

организма человека, то и воздействовать на это требуется особенными

методами: требуется способствовать развитию воображения, мыслительных

актов обучающихся. Часто списки литературы, которые рекомендованы для

внеклассного чтения школьников, не содержат в себе увлекательных

произведений, еще чаще – эти списки очень короткие, поскольку педагоги

отмечают, что дети все равно не прочтут все из списка. Решение здесь

очевидное:

не

сокращать

списки,

а

наоборот,

расширять

их,

давая

возможность

выбора

для

школьника

прочесть

что-то,

что

будет

соответствовать его личным интересам, а не то, что положено по программе

[5].

Вытекающей из этой проблемы другая – грамотность самого чтения и

обучение этому. Если подробно ознакомиться с текстами из учебников

русского языка, внеклассного чтения и литературы, мы увидим, что порой

тексты эти служат для проверки элементарных способностей, прежде всего

интеллектуальных, когнитивных (мышления, памяти). В вопросах к текстам

часто можно встретить довольно примитивные конструкции, например, найти

место в тексте, где персонаж собирался что-то сделать. Очевидно, что

вопросы такого характера не могут научить ничему стоящему, ценному [3].

Педагги-филологи отмечают, что им сегодня не достает времени на

давно забытые, но такие эффективные технологии, как, например, медленное

чтение, способствующее развитию аналитического мышления. Чтение с

остановками и паузами, с комментариями, возвращением к тому, что уже

прочитано ранее, - именно эти приемы, по заверениям педагогов, способны

вернуть смысл чтения, замотивировать обучающегося на решение более

интересных задач, чем просто прочитывание и изложение текста.

Проблема неуважения к чтению и многим приемам культуры русского

языка и речи – современные реалии в филологическом образовании. Есть

проблемы в качестве и те, которые обусловлены не просто особенностями

изучения этих дисциплин, но и просчетами самих педагогов-филологов. К

сожалению, некоторые педагоги (часто – молодые в силу своей неопытности

или достаточно опытные, но явно «перегоревшие» в профессии) не в

состоянии (или в нежелании) создавать среду обучения такую, которая бы

способствовала формированию социально-коммуникативных навыков, любви

к родному и иностранному языкам. У таких педагогов практически

отсутствует какая бы то ни было работа по преподаванию языка и литературы

как особого, словесного искусства [2].

В целом же можно говорить о том, что методы, которые применяются в

современной школе для изучения русского языка и литературы, во многом не

совпадают с формирующейся речевой культурой школьников. Речь не только

об искажении языка внешними факторами, но и неграмотность в применении

подходов, средств,

инструментов. Многие задания в филологическом

образовании не ориентированы на развитие творческих способностей, не

способствуют преображению учебной деятельности, педагог находится сам

по себе, обучающий – сам по себе. Остро ставится вопрос об адекватности и

грамотном применении современных ИКТ в филологическом образовании.

ИКТ – это необходимость, ценный ресурс для образования, однако в

филологическом образовании требующий гораздо больше времени, обучения

самих педагогов, степени коммуникативной компетенции.

Список использованных источников

1.

Абрамов В.П., Абрамова Г.А., Лекарева И.Н. Филологическое

образование в современной России: в поисках инварианта // Историческая и

социально-образовательный мысль. 2018. №

2.

Епхиева

М.К.

Формирование

полилингвальной

личности

в

условиях национальной школы // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. №

8.

3.

Колесников А.А., Подяков О.Г. Личностно-компетентностная

основа филологического образования // Язык и культура. 2017. №

4.

Мещанкина Н.А., Галушкин А.А. Современные тенденции в

преподавании русского языка в общеобразовательных организациях //

Образование и право. 2017. №

5.

Мишанова О.Г. Принцип преемственности в речевом развитии

детей

//

Сборник

материалов

Ежегодной

международной

научно-

практической конференции «Воспитание и обучение детей». 2016.

6.

Пономарева Л.Д., Дорфман О.В. Методическая компетентность

учителя

русского

языка

в

современной

образовательной

среде

//

Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. №

7.

Просеков С.А. Новации в образовательной политике современной

российской

школы

//

Гуманитарные

науки.

Вестник

Финансового

университета. 2016. №

8.

Троицкая Т.С. Читательские дефициты и методические установки

современных и будущих учителей начальной школы // Наука и школа. 2016.

Actual problems of modern philological education in a modern school

Abstract. The article reveals topical issues related to the assessment of

problems in the field of philological education in the conditions of modern schools.

The relevance of the topic is connected with the fact that today it is necessary to

build an effective state policy in education at all its levels, but many views on the

structure of the educational process and the content of academic disciplines do not

quite fit into the criteria established by the Federal State Educational Standard. On

this basis, philological education at school, along with other types, should be

subject to revision. In addition, it is necessary to take into account the invariance in

teaching, according to which philological education in a modern school can and

should be subject to conceptual discrepancies and lead to certain disagreements in

the pedagogical environment.

Keywords: philological education, FSES SB, teacher's reflection, linguistic

disciplines, elective course



В раздел образования