"Образы "слова о полку Игореве" в других литературных произведениях, произведениях музыки и живописи"
Автор: Кудрина Анна Сергеевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ МО СОШ №73 имени Александра Васильевича Молчанова Населённый пункт: Краснодар Наименование материала: проект Тема: "Образы "слова о полку Игореве" в других литературных произведениях, произведениях музыки и живописи" Раздел: среднее образование
Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции
«Эврика Малой академии учащихся Кубани
«ОБРАЗЫ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ДРУГИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ».
Научно-исследовательский проект
Выполнен учащейся
9 «Б» класса МБОУ СОШ №73
Муниципального образования город
Краснодар
Каприеловой Анастасией
Владиславовной
Научный руководитель:
Кудрина Анна Сергеевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №73
Краснодар 2016
2
Оглавление.
Аннотация……………………………………………………………………………………..3
План исследования……………………………………………………………………………4
Вступление…………………………………………………………………………………….6
Основная часть
«Слово…» в литературе……………………………………………………………………...8
«Слово…» в музыке………………………………………………………………………….9
«Слово…» в живописи………………………………………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………………………13
Используемая литература…………………………………………………………………….14
Приложение……………………………………………………………………………………16
3
Анотация.
Работу выполнила ученица 9 «Б» Каприелова Анастасия. В своей работе она ставила перед
собой задачу исследовать, как образы «Слова…» нашли своё отражения в других видах
искусства.
Для этого она использовала такие методы исследования как:
Теория (система логически взаимосвязанных утверждений);
Формализация (отражение результатов мышления);
Рефлексия (исследование конкретных явлений);
Индукция и дедукция (изучения предмета путем перехода от частного к общему и
наоборот);
Абстрагирование (отвлечение от некоторых свойств объекта с целью углубленного
исследования одной его стороны);
Классификация (объединение различных объектов в группы).
“Слово”,
продолжающее
жить
в
произведениях
XIX–XX
веков,
мы
вправе
считать
произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы.
Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и
любви к родине.
План исследования:
4
Проблема, которую мы поднимаем в данной работе актуальна в связи со сложившейся
политической обстановкой, так как
главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся
Русь
должна
быть единой,
а
не
разделенной
на
множество
мелких
княжеств.
Такая
раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели.
1.
Рассмотреть общие сведения о «Слове…»
2.
Выявить, как образы «Слова …» нашли своё отражение в литературе.
3.
Выявить, как образы «Слова …» нашли своё отражение в музыке.
4.
Выявить, как образы «Слова …» нашли своё отражение в живописи.
5.
Сделать выводы о том, как образы «Слова…» нашли своё отражения в других видах
искусства.
Для этого буду использовать такие методы исследования как:
Теория (система логически взаимосвязанных утверждений);
Формализация (отражение результатов мышления);
Рефлексия (исследование конкретных явлений);
Индукция и дедукция (изучения предмета путем перехода от частного к общему и
наоборот);
Абстрагирование (отвлечение от некоторых свойств объекта с целью углубленного
исследования одной его стороны);
Классификация (объединение различных объектов в группы).
Данный
вопрос
волновал
многих
исследователей.
В
своей
работе
в
основном
мы
использовали сведения из таких источников, как:
1.
“Преданья старины глубокой”. (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
2.
Прокофьев Н.И. “Слово о полку Игореве”: космические мотивы, земная природа и
человек. В книге: “Слово о полку Игореве”. (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
3.
Прокофьев Н.И. “Слово о полку Игореве”. Статья. В книге: “Слово о полку Игореве”.
(Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
4.
“Читаю “Слово о полку…””. (Под ред. И.Шкляревского). Москва,1991.
5
А так же данные с интернет портала wikipedia
6
Вступление.
Кто из нас не слышал о замечательном памятнике литературы древней Руси XII века «Слово
о полку Игореве»? Его знают не только в нашей стране но и за рубежом. «Слово» переведено
на многие языки мира.
Вновь и вновь услышанные строки “Слова” всегда рождают в человеке глубокие мысли,
сильные переживания, будят душу и воображение. И это понятно. “Слово” – юность русской
литературы,
юность
мечтаний,
благородных
порывов,
страстного
стремления
помочь
отчизне, стремления к героическим поступкам. Вот почему оно необыкновенно свежее, как
дикий полевой цветок. Диким полевым цветком, “благоухающим, свежим, ярким”, называл
“Слово” В.Г. Белинский. И таковым оно остается до сих пор. И поэтому неудивительно, что
уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников,
композиторов, исследователей и просто читателей.
«Слово о полку Игореве» было найдено в девяностых годах восемнадцатого века известным
любителем русских древностей А. Мусиным-Пушкиным. С рукописи «Слова» были сняты
копии: одна из них предназначалась Екатерине II, именно эта копия дошла до нас.
«Слово» повествует не только о князьях: оно говорит о народе, о русских сынах, о русских
воинах, о женах этих воинов.
Более ста семидесяти пяти лет «Слово о полку Игореве» находится в поле зрения издателей,
историков,
исследователей,
переводчиков,
поэтов,
художников,
композиторов,
и
просто
читателей.
«Слово о полку Игореве» стало живым явлением не только древней литературы, но и новой.
В своей работе я ставлю перед собой задачу исследовать, как образы «Слова…» нашли своё
отражения в других видах искусства.
7
Проблема, которую мы поднимаем в данной работе актуальна в связи со сложившейся
политической
обстановкой.
Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь
должна
быть единой,
а
не
разделенной
на
множество
мелких
княжеств.
Такая
раздробленность
неизбежно
приводит
сильное
государство
к
неминуемой
гибели.
На
примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не
победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось
пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в
последующую эпоху.
8
Основная часть.
1.
«Слово…» в литературе.
“Слово о полку Игореве” заложило традиции русской литературы и стало источником
вдохновения для многих писателей и поэтов. Мотивы “Слова …” звучат в стихотворениях
И.А. Бунина “Ковыль” и И. Северянина “Игорь и Ярославна”, М.Волошина “Гроза”. Поэты
В.А.Жуковский,
И.И.Козлов,
Н.А.Заболоцкий
являются
авторами
поэтического
перевода
этого прекрасного произведения.
Большое внимание образам из «Слова…» уделяли русские писатели и поэты.
Они не только переводили «Слово», но и использовали его образы в своих произведениях. С
удивительным искусством использованы образы «Слова» в стихах о России Александра
Блока, в стихах Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина, в произведениях Ивана Бунина.
Образы «Слова» несут в себе удивительную поэтическую силу; они используются поэтами
наряду с образами устного народного творчества. В современной поэзии образы помогают
ощутить связь времени, извечность чувств, вечность пейзажей нашей Родины.
Не менее велики образы «Палача Ярославны». Ярославна в «палаче» обращается к ветру;
веющему под облаками:
«Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
Чем тебе не любо на просторе
9
Высоко под облаком летать,
Корабли лелеять в синем море,
За кормою волны колыхать?»
Обращается к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую:
"Днепр мой славный! Каменные горы
В землях половецких ты пробил,
Святослава в дальние просторы
До полков Кобяковых носил»
Обращается к солнцу ,которое всем тепло и прекрасно:
"Солнце трижды светлое! С тобою
Каждому приветно и тепло.
Что ж ты войско князя удалое
Жаркими лучами обожгло?
И зачем в пустыне ты безводной
Под ударом грозных половчан
Жаждою стянуло лук походный,
Горем переполнило колчан?"
2.
«Слово…» в музыке
«Слово о полку Игореве» вошло в русскую музыку. Опера «Князь Игорь» Бородина стала
одним из любимейших произведений оперного слушателя.
10
Благодаря талантливой музыке, её оригинальности, опера “Князь Игорь” занимает одно из
первых
мест
в
русской
классической
музыке.
Как
и
автор
“Слова”,
Бородин
хотел
подчеркнуть, что неудавшийся поход северского князя – только один эпизод многовекового
столкновения народов. В этом столкновении на одной стороне землевладельческая Русь, на
другой – кочевой Восток. Печенеги, половцы, татары сменяли друг друга, как кочующие
волны
моря,
стремящиеся
затопить
землю.
Это
была
борьба
двух
эпох,
культуры
и
варварства, передового и отсталого – та борьба, в которой выковывались и судьбы народов и
судьбы людей. Бородин увидел в “Слове” не просто поход одного из русских князей против
половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия.
Опера называется “Князь Игорь”. Но Игорь представлен в ней не как отдельный человек, а
как выразитель воли многих тысяч русских людей.
У Бородина образ народа предстает обобщенным, сильным, спокойно-величавым. И в музыке
его – не только решимость, сила, но и пленительная красота, которые говорят о физической и
духовной мощи, о высокой нравственности русского человека.
Обращают
на
себя
внимание
и
лирические
образы
оперы
“Князь
Игорь”.
Эти
образы
дополняют героическое начало и являются воплощением высокой духовности, дополняющей
физическую красоту и силу русского человека. Центральным образом оперы является образ
князя Игоря. Для Игоря быть князем – значит служить русской земле, охранять ее, бороться с
ее врагами. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести.
Особенно дорогим композитору был образ Ярославна. Когда он только приступил к работе
над оперой, то начал с того, что написал “Сон Ярославны”.
В мировой поэзии немного найдется произведений, где так прекрасно была бы выражена
сила любви, более могущественная, чем все силы природы. Бородину удалось создать в
музыке то, что автор “Слова” создал в поэзии. В “Плаче Ярославны” до нас доходит живой
11
голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нем звучит вековечное горе многих
матерей и жён.
Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот
битв.
3.
«Слово…» в живописи.
Владимир
Андреевич
Фаворский
–
российский
художник-график,
монументалист,
театральный художник, теоретик искусства, иллюстратор, создатель школы отечественной
ксилографии, то есть гравюры на дереве. Он стал виртуозом в этой технике, нарезал более
500 больших гравюр.
Богатый арсенал приёмов, которым владел мастер, способствовал содержательной простоте,
ясности, лиризму его произведений. В. Фаворский четырежды иллюстрировал “Слово о
полку Игореве”.
Впервые он делает гравюры к этому произведению в 1937 году, продолжил работу после
войны, когда “Слово…” зазвучало с новой силой как поэтическое свидетельство славы
русского народа. За эти иллюстрации в 1962 году ему была присуждена Ленинская премия.
“Главное достоинство гравюр Фаворского в том, что они органично слиты с книгой, с
текстом. Точность и глубина мысли – вот первейшее качество книжной гравюры. Когда
человек берёт в руки книгу, он приуготовлен к активной работе мысли. Гравюры Фаворского
к “Слову” не отвлекают, а помогают читать.
Люди,
живущие
на
гравюрах,
полны
человеческих
страстей
и
в
лучшем
смысле
психологичны.
Герои поэмы живут, действуют среди природы, их жизнь находит отклик и в ней.
12
Как чудесно выражены близость человека к природе, поклонение её силам в сцене “ Природа
в иллюстрациях Фаворского небезучастна к судьбе русских людей!
Светлая песнь радости звучит в лугах, полях и лесах родной земли, по которым спешит из
плена Игорь.
О
гравюрах
В.А.Фаворского
хочется
сказать
словами
Пушкина:
“Какая
глубина!
Какая
смелость и какая стройность.
Сегодня мы можем увидеть несколько из этих гравюр. И сцена за сценой, образ за образом,
эпизод за эпизодом представляются перед нами. То это образ Бояна, представленный даже на
двух гравюрах, то образ русских воинов и князя Игоря, то образ широкой русской земли, и
даже гравюра, на которой изображено затмение солнца и конечно же образ Ярославны.
Сюжеты «Слова» широко использовались в живописи. Картина Шварца «Плач Ярославны».
На ней изображена молодая жена Игоря Ярославна, которая ждет своего мужа с войны.
Очень знаменитая и ярко выражающая события битвы князя Игоря, картина «После побоища
Игоря Святославовича с половцами», и многие другие интересные картины.
13
Заключение.
В 1800 году «Слово» было издано А.И.Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с его учеными
друзьями:
В 1812 году сборник, включавший «Слово», сгорел в московском пожаре вместе со всем
ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И.Мусина-Пушкина. «Слово о
полку Игореве» сохранилось только в одном
Более чем семь с половиной веков живёт “Слово” полнокровной жизнью, и сила его
воздействия не только не ослабевает, но всё возрастает и расширяется.
Такова власть над временем “Слова о полку Игореве”, его живой связи с мировоззрением и
творчеством всего народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–
XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и
современной литературы.
Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и
любви к родине.
Итак,
в ходе своей работы я рассмотрела, как поэты и музыканты использовали образы
«Слова» в своих произведениях.
14
Используемая литература.
5.
Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве” – героический пролог русской литературы” –
Ленинград, изд. “Художественная литература”, 1967 г.
6.
П.Беликов, В. Князева “Рерих” ЖЗЛ – М.: Белая гвардия, 1973 г.
7.
М.Ильин, Е.Сегал “Александр Порфирьевич Бородин”– М.: Правда,1989 г.
8.
М.Третьякова “Русская музыка 19 века” – М.: Просвещение, 1976 г. “Слово о полку
Игореве” в гравюрах В.А.Фаворского – М.: Искусство, 1987 г.
9.
Басыров А. Памятнику древнерусской культуры — 800 лет // Художник. 1985 № 6.
"Слова" 50—59;
10. Памятнику древнерусской культуры-800 лет. – Художник,№6 1985
11. Плотников В. М. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX
века. Л., 1987.
12. Попов П. Н. "Слово о полку Игореве" в изобразительном искусстве XIX—XX вв. // Слово.
Сб. — 1950. "Слова" 458—478;
13. Селивачев М. Р. Отражение в "Слове о полку Игореве" особенностей древнерусского
декоративного искусства и его традиции в современном народном творчестве // "Слово" и
наша современность. "Слова" 48—49;
14. Сидоров В. М. "Слово о полку Игореве" в произведениях русских советских
художников // Культурно-ист. Наследие Руси и героико-патриотич. Воспитание: К 800-
летию "Слова о полку Игореве". М., 1985 "Слова" 130—136;
15. “Преданья старины глубокой”. (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
15
16. Прокофьев Н.И. “Слово о полку Игореве”: космические мотивы, земная природа и
человек. В книге: “Слово о полку Игореве”. (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
17. Прокофьев Н.И. “Слово о полку Игореве”. Статья. В книге: “Слово о полку Игореве”.
(Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
18. “Читаю “Слово о полку…””. (Под ред. И.Шкляревского). Москва,1991.
19. wikipedia
16
Приложение.
Гравюры Фаворского к «Слову…».
«Слово о полку Игореве». Гравюра на дереве В. А. Фаворского. 1950.
17
Шварц «Плач Ярославваны».