Напоминание

"Образы "слова о полку Игореве" в других литературных произведениях, произведениях музыки и живописи"


Автор: Кудрина Анна Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ МО СОШ №73 имени Александра Васильевича Молчанова
Населённый пункт: Краснодар
Наименование материала: проект
Тема: "Образы "слова о полку Игореве" в других литературных произведениях, произведениях музыки и живописи"
Раздел: среднее образование





Назад




Конкурс научных проектов школьников в рамках краевой научно-практической конференции «Эврика Малой академии учащихся Кубани «ОБРАЗЫ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ДРУГИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, ПРОИЗВЕДЕНИЯХ МУЗЫКИ И ЖИВОПИСИ». Научно-исследовательский проект Выполнен учащейся 9 «Б» класса МБОУ СОШ №73 Муниципального образования город Краснодар Каприеловой Анастасией Владиславовной Научный руководитель: Кудрина Анна Сергеевна Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №73 Краснодар 2016
2
Оглавление.
Аннотация……………………………………………………………………………………..3 План исследования……………………………………………………………………………4 Вступление…………………………………………………………………………………….6 Основная часть «Слово…» в литературе……………………………………………………………………...8 «Слово…» в музыке………………………………………………………………………….9 «Слово…» в живописи………………………………………………………………………11 Заключение……………………………………………………………………………………13 Используемая литература…………………………………………………………………….14 Приложение……………………………………………………………………………………16
3
Анотация.
Работу выполнила ученица 9 «Б» Каприелова Анастасия. В своей работе она ставила перед собой задачу исследовать, как образы «Слова…» нашли своё отражения в других видах искусства. Для этого она использовала такие методы исследования как:  Теория (система логически взаимосвязанных утверждений);  Формализация (отражение результатов мышления);  Рефлексия (исследование конкретных явлений);  Индукция и дедукция (изучения предмета путем перехода от частного к общему и наоборот);  Абстрагирование (отвлечение от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной его стороны);  Классификация (объединение различных объектов в группы). “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.
План исследования:

4 Проблема, которую мы поднимаем в данной работе актуальна в связи со сложившейся политической обстановкой, так как главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. 1. Рассмотреть общие сведения о «Слове…» 2. Выявить, как образы «Слова …» нашли своё отражение в литературе. 3. Выявить, как образы «Слова …» нашли своё отражение в музыке. 4. Выявить, как образы «Слова …» нашли своё отражение в живописи. 5. Сделать выводы о том, как образы «Слова…» нашли своё отражения в других видах искусства. Для этого буду использовать такие методы исследования как:  Теория (система логически взаимосвязанных утверждений);  Формализация (отражение результатов мышления);  Рефлексия (исследование конкретных явлений);  Индукция и дедукция (изучения предмета путем перехода от частного к общему и наоборот);  Абстрагирование (отвлечение от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной его стороны);  Классификация (объединение различных объектов в группы). Данный вопрос волновал многих исследователей. В своей работе в основном мы использовали сведения из таких источников, как: 1. “Преданья старины глубокой”. (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997. 2. Прокофьев Н.И. “Слово о полку Игореве”: космические мотивы, земная природа и человек. В книге: “Слово о полку Игореве”. (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997. 3. Прокофьев Н.И. “Слово о полку Игореве”. Статья. В книге: “Слово о полку Игореве”. (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997. 4. “Читаю “Слово о полку…””. (Под ред. И.Шкляревского). Москва,1991.
5 А так же данные с интернет портала wikipedia
6
Вступление.
Кто из нас не слышал о замечательном памятнике литературы древней Руси XII века «Слово о полку Игореве»? Его знают не только в нашей стране но и за рубежом. «Слово» переведено на многие языки мира. Вновь и вновь услышанные строки “Слова” всегда рождают в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будят душу и воображение. И это понятно. “Слово” – юность русской литературы, юность мечтаний, благородных порывов, страстного стремления помочь отчизне, стремления к героическим поступкам. Вот почему оно необыкновенно свежее, как дикий полевой цветок. Диким полевым цветком, “благоухающим, свежим, ярким”, называл “Слово” В.Г. Белинский. И таковым оно остается до сих пор. И поэтому неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов, исследователей и просто читателей. «Слово о полку Игореве» было найдено в девяностых годах восемнадцатого века известным любителем русских древностей А. Мусиным-Пушкиным. С рукописи «Слова» были сняты копии: одна из них предназначалась Екатерине II, именно эта копия дошла до нас. «Слово» повествует не только о князьях: оно говорит о народе, о русских сынах, о русских воинах, о женах этих воинов. Более ста семидесяти пяти лет «Слово о полку Игореве» находится в поле зрения издателей, историков, исследователей, переводчиков, поэтов, художников, композиторов, и просто читателей. «Слово о полку Игореве» стало живым явлением не только древней литературы, но и новой. В своей работе я ставлю перед собой задачу исследовать, как образы «Слова…» нашли своё отражения в других видах искусства.
7 Проблема, которую мы поднимаем в данной работе актуальна в связи со сложившейся политической обстановкой. Главная идея “Слова о полку Игореве” в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.
8
Основная часть.

1.

«Слово…» в литературе.
“Слово о полку Игореве” заложило традиции русской литературы и стало источником вдохновения для многих писателей и поэтов. Мотивы “Слова …” звучат в стихотворениях И.А. Бунина “Ковыль” и И. Северянина “Игорь и Ярославна”, М.Волошина “Гроза”. Поэты В.А.Жуковский, И.И.Козлов, Н.А.Заболоцкий являются авторами поэтического перевода этого прекрасного произведения. Большое внимание образам из «Слова…» уделяли русские писатели и поэты. Они не только переводили «Слово», но и использовали его образы в своих произведениях. С удивительным искусством использованы образы «Слова» в стихах о России Александра Блока, в стихах Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина, в произведениях Ивана Бунина. Образы «Слова» несут в себе удивительную поэтическую силу; они используются поэтами наряду с образами устного народного творчества. В современной поэзии образы помогают ощутить связь времени, извечность чувств, вечность пейзажей нашей Родины. Не менее велики образы «Палача Ярославны». Ярославна в «палаче» обращается к ветру; веющему под облаками: «Что ты, Ветер, злобно повеваешь, Что клубишь туманы у реки, Стрелы половецкие вздымаешь, Мечешь их на русские полки? Чем тебе не любо на просторе
9 Высоко под облаком летать, Корабли лелеять в синем море, За кормою волны колыхать?» Обращается к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую: "Днепр мой славный! Каменные горы В землях половецких ты пробил, Святослава в дальние просторы До полков Кобяковых носил» Обращается к солнцу ,которое всем тепло и прекрасно: "Солнце трижды светлое! С тобою Каждому приветно и тепло. Что ж ты войско князя удалое Жаркими лучами обожгло? И зачем в пустыне ты безводной Под ударом грозных половчан Жаждою стянуло лук походный, Горем переполнило колчан?"
2.

«Слово…» в музыке
«Слово о полку Игореве» вошло в русскую музыку. Опера «Князь Игорь» Бородина стала одним из любимейших произведений оперного слушателя.
10 Благодаря талантливой музыке, её оригинальности, опера “Князь Игорь” занимает одно из первых мест в русской классической музыке. Как и автор “Слова”, Бородин хотел подчеркнуть, что неудавшийся поход северского князя – только один эпизод многовекового столкновения народов. В этом столкновении на одной стороне землевладельческая Русь, на другой – кочевой Восток. Печенеги, половцы, татары сменяли друг друга, как кочующие волны моря, стремящиеся затопить землю. Это была борьба двух эпох, культуры и варварства, передового и отсталого – та борьба, в которой выковывались и судьбы народов и судьбы людей. Бородин увидел в “Слове” не просто поход одного из русских князей против половецких ханов, а мощное движение целого народа против варварского нашествия. Опера называется “Князь Игорь”. Но Игорь представлен в ней не как отдельный человек, а как выразитель воли многих тысяч русских людей. У Бородина образ народа предстает обобщенным, сильным, спокойно-величавым. И в музыке его – не только решимость, сила, но и пленительная красота, которые говорят о физической и духовной мощи, о высокой нравственности русского человека. Обращают на себя внимание и лирические образы оперы “Князь Игорь”. Эти образы дополняют героическое начало и являются воплощением высокой духовности, дополняющей физическую красоту и силу русского человека. Центральным образом оперы является образ князя Игоря. Для Игоря быть князем – значит служить русской земле, охранять ее, бороться с ее врагами. Игорь – это воплощение идеи патриотического долга, воплощение чести. Особенно дорогим композитору был образ Ярославна. Когда он только приступил к работе над оперой, то начал с того, что написал “Сон Ярославны”. В мировой поэзии немного найдется произведений, где так прекрасно была бы выражена сила любви, более могущественная, чем все силы природы. Бородину удалось создать в музыке то, что автор “Слова” создал в поэзии. В “Плаче Ярославны” до нас доходит живой
11 голос женщины, которой давно уже нет на свете. В нем звучит вековечное горе многих матерей и жён. Это стон, который не умолкнет до тех пор, пока на всей земле не затихнет навсегда грохот битв.
3.

«Слово…» в живописи.
Владимир Андреевич Фаворский – российский художник-график, монументалист, театральный художник, теоретик искусства, иллюстратор, создатель школы отечественной ксилографии, то есть гравюры на дереве. Он стал виртуозом в этой технике, нарезал более 500 больших гравюр. Богатый арсенал приёмов, которым владел мастер, способствовал содержательной простоте, ясности, лиризму его произведений. В. Фаворский четырежды иллюстрировал “Слово о полку Игореве”. Впервые он делает гравюры к этому произведению в 1937 году, продолжил работу после войны, когда “Слово…” зазвучало с новой силой как поэтическое свидетельство славы русского народа. За эти иллюстрации в 1962 году ему была присуждена Ленинская премия. “Главное достоинство гравюр Фаворского в том, что они органично слиты с книгой, с текстом. Точность и глубина мысли – вот первейшее качество книжной гравюры. Когда человек берёт в руки книгу, он приуготовлен к активной работе мысли. Гравюры Фаворского к “Слову” не отвлекают, а помогают читать. Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Герои поэмы живут, действуют среди природы, их жизнь находит отклик и в ней.
12 Как чудесно выражены близость человека к природе, поклонение её силам в сцене “ Природа в иллюстрациях Фаворского небезучастна к судьбе русских людей! Светлая песнь радости звучит в лугах, полях и лесах родной земли, по которым спешит из плена Игорь. О гравюрах В.А.Фаворского хочется сказать словами Пушкина: “Какая глубина! Какая смелость и какая стройность. Сегодня мы можем увидеть несколько из этих гравюр. И сцена за сценой, образ за образом, эпизод за эпизодом представляются перед нами. То это образ Бояна, представленный даже на двух гравюрах, то образ русских воинов и князя Игоря, то образ широкой русской земли, и даже гравюра, на которой изображено затмение солнца и конечно же образ Ярославны. Сюжеты «Слова» широко использовались в живописи. Картина Шварца «Плач Ярославны». На ней изображена молодая жена Игоря Ярославна, которая ждет своего мужа с войны. Очень знаменитая и ярко выражающая события битвы князя Игоря, картина «После побоища Игоря Святославовича с половцами», и многие другие интересные картины.
13
Заключение.
В 1800 году «Слово» было издано А.И.Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с его учеными друзьями: В 1812 году сборник, включавший «Слово», сгорел в московском пожаре вместе со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И.Мусина-Пушкина. «Слово о полку Игореве» сохранилось только в одном Более чем семь с половиной веков живёт “Слово” полнокровной жизнью, и сила его воздействия не только не ослабевает, но всё возрастает и расширяется. Такова власть над временем “Слова о полку Игореве”, его живой связи с мировоззрением и творчеством всего народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX– XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине. Итак, в ходе своей работы я рассмотрела, как поэты и музыканты использовали образы «Слова» в своих произведениях.
14
Используемая литература.
5. Д.Лихачёв. “Слово о полку Игореве” – героический пролог русской литературы” – Ленинград, изд. “Художественная литература”, 1967 г. 6. П.Беликов, В. Князева “Рерих” ЖЗЛ – М.: Белая гвардия, 1973 г. 7. М.Ильин, Е.Сегал “Александр Порфирьевич Бородин”– М.: Правда,1989 г. 8. М.Третьякова “Русская музыка 19 века” – М.: Просвещение, 1976 г. “Слово о полку Игореве” в гравюрах В.А.Фаворского – М.: Искусство, 1987 г. 9. Басыров А. Памятнику древнерусской культуры — 800 лет // Художник. 1985 № 6. "Слова" 50—59; 10. Памятнику древнерусской культуры-800 лет. – Художник,№6 1985 11. Плотников В. М. Фольклор и русское изобразительное искусство второй половины XIX века. Л., 1987. 12. Попов П. Н. "Слово о полку Игореве" в изобразительном искусстве XIX—XX вв. // Слово. Сб. — 1950. "Слова" 458—478; 13. Селивачев М. Р. Отражение в "Слове о полку Игореве" особенностей древнерусского декоративного искусства и его традиции в современном народном творчестве // "Слово" и наша современность. "Слова" 48—49; 14. Сидоров В. М. "Слово о полку Игореве" в произведениях русских советских художников // Культурно-ист. Наследие Руси и героико-патриотич. Воспитание: К 800- летию "Слова о полку Игореве". М., 1985 "Слова" 130—136; 15. “Преданья старины глубокой”. (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997.
15 16. Прокофьев Н.И. “Слово о полку Игореве”: космические мотивы, земная природа и человек. В книге: “Слово о полку Игореве”. (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997. 17. Прокофьев Н.И. “Слово о полку Игореве”. Статья. В книге: “Слово о полку Игореве”. (Под ред. Л.А. Черниченко). Москва, 1997. 18. “Читаю “Слово о полку…””. (Под ред. И.Шкляревского). Москва,1991. 19. wikipedia
16
Приложение.

Гравюры Фаворского к «Слову…».
«Слово о полку Игореве». Гравюра на дереве В. А. Фаворского. 1950.
17
Шварц «Плач Ярославваны».


В раздел образования