Напоминание

Организация обучения и социализация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата


Авторы: Амирова Светлана Кировна, Алиомарова Мариям Гитиномагомедовна
Должность: кандидат псих. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ. Магистратур 2 года обучения по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ»
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: город Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Организация обучения и социализация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Раздел: высшее образование





Назад




Амирова Светлана Кировна кандидат псих. наук, доцент кафедры

коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ

Алиомарова Мариям Гитиномагомедовна

магистратур 2 года

обучения по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с

ОВЗ» ДГПУ

Организация обучения и социализация детей с нарушениями опорно-

двигательного аппарата

Интерес

к

изучению

проблем

детей

с

нарушениями

опорно-

двигательного аппарата мотивирован увеличением числа и значительной

распространенностью в последние годы детей с подобными нарушениями.

У детей с диагнозами приводящими к проблемам с ОДА нередко

основной вид нарушения сопровождается задержкой психического развития,

речевыми нарушениями и другими сопутствующими заболеваниями, что не

всегда к сожалению, своевременно диагностируется, а методы лечения и

реабилитации на сегодняшний день недостаточно эффективны и своевременны.

В связи с этим НОДА и детский церебральный паралич в том числе являются

самой распространенной причиной детской инвалидности.

Люди с физическими отклонениями были во все времена , но отношение

к ним отличалось от нынешнего и претерпело значительные изменения за

последние годы. Ещё в Древней Греции людям с физическими недостатками

приписывали такие качества, как мстительность, трусость, вероломство, то есть

связывали с негативными качествами.

Новорожденных с физическими недостатками во времена спартанцев

относили в горы и оставляли их на волю природы, применяя популярный тогда

своеобразный тест на выживание. В древности считалось, что государство

вправе решать кто «пригоден» к обучению, а кто нет, во времена Аристотеля

существовало мнение, что не нужно обучать неговорящих и неслышащих.

1

В Средние века люди с отклонениями в развитии стали получать помощь

в виде крова и пищи от монастырей и духовных общин, а за пределами

духовных общин были вынуждены просить милостыню, развлекать богатых в

качестве шутов. В эпоху Просвещения немного поменялось отношение людей к

инвалидам, стала развиваться концепция социальной пользы и человеческого

достоинства. Появившиеся впервые в трудах Ф.Фрёбеля и И.Г. Песталоцци

элементы ортопедагогического учения указывали на роль ранней диагностики,

лечения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Впервые З.Фрейд употребил термин детский церебральный паралич

(ДЦП),хотя первым

научным изучением этой темы занимался английский

хирург В.Д.Литтл занимавшийся вопросами возникновения, диагностики и

лечения данного заболевания. В начале 20вв. в США и Европе детям с

проблемами

двигательной

сферы

основную

помощь

оказывали

врачи,

применялись в основном

лечебные приёмы , такие как, хирургические

операции , массаж, пассивная физкультура.

По проблемам детей с НОДА и ДЦП было проведено большое

количество исследований и опубликовано множество работ, как зарубежными,

так и отечественными авторами. В данное время мы находимся на современном

этапе модернизации образования в России и наблюдаем

значительно

возросший интерес к интеграции детей с «особыми образовательными

нуждами» в общеобразовательную среду [2].

Особенностью проблем связанных с нарушением опорно-двигательного

аппарата является наличие двигательных нарушений с самого рождения , и они

имеет тесную взаимосвязь с сенсорными нарушениями. Имеющиеся

двигательные расстройства находят отражение в нарушениях моторики,

координации движений что всегда влечет за собой сопутствующие нарушения.

Все имеющиеся нарушения двигательной сферы оказывают неблагоприятное

воздействие на развитие и правильное формирование нервно-психических

функций ребёнка и требуют скорой специальной целенаправленной лечебной и

коррекционно-педагогической работы.

2

Детям с НОДА присуща не только невозможность осуществления тех

или иных движений, но и слабость в ощущении этих движений, что часто

приводит к формированию у ребёнка неправильных представлений о

необходимых движениях и трудностям формирования навыков ориентации в

пространстве и во времени. Таким детям ввиду ослабленных ощущений

сложно определять на ощупь предметы и это замедляет развитие

целенаправленных действий и оказывает неблагоприятное воздействие на

общее психическое развитие ребенка.

У детей с нарушениями ОДА

возникают трудности в

развитии

познавательной

деятельности,

навыков

самообслуживания

и

других

практических умений и навыков из-за отсутствия или слабой согласованности

движений рук и глаз. Обычно при отсутствии нарушений в норме у детей

согласованность движений рук и глаз, которые необходимы для осуществления

целенаправленного движения вырабатываются постепенно в достаточном

объёме.

Недостаточность

развития

совместных

согласованных

движений

верхних конечностей и зрительного анализатора объясняется поражением

мышц глаза и двигательной сферы в общем. Вследствие этого нарушения

ребёнку сложно следить глазами за движениями своей руки, что не может не

наложить

отпечаток

на

формирование

у

них

различных

навыков

самообслуживания, на формирование навыков чтения и письма , им сложно

рисовать , заниматься конструированием и лепкой .

Часто ввиду разной степени двигательных нарушений дети имеют с

рождения полную зависимость от взрослых, у таких детей развивается

пассивность в действиях, отсутствует инициативность , и это не может не

оказать отрицательного воздействия на эмоционально-волевую сферу ребёнка.

Учитывая

всё

вышесказанное

можно

утверждать,

что

нарушения

в

двигательной сфере влияют на психическое развитие ребенка в целом.[11]

В основном у большинства детей с НОДА сохранный интеллект, но как

следствие поражения отдельных участков мозга может наблюдаться снижение

3

интеллектуального развития, и в зависимости от степени тяжести заболевания

встречаются дети с умственной отсталостью. Большая часть детей с НОДА это

дети с задержкой психического развития, для таких детей организовано

обучение в специализированных учреждениях для детей с нарушениями

опорно-двигательного аппарата, их как правило обучают по массовой немного

удлинённой программе.

Дети с более выраженными двигательными нарушениями проходят

обучение в специализированных школах-интернатах во вспомогательных

классах. Дети с НОДА при отсутствии грубых двигательных нарушений могут

обучаться в общеобразовательной школе, при сохранном интеллекте. Целью

коррекционного воспитания и обучения является всестороннее развитие

ребенка в соответствии с его возможностями.

Специализированный

образовательный

процесс

в

школе

должен

осуществлять следующие задачи: сочетать обучение и воспитание с лечебно-

восстановительными мероприятиями, способствовать трудовой подготовке и

профессиональной ориентации.

Коррекционно-развивающая

работа

должна

содержать

в

себе

последовательное развитие познавательной деятельности и корректировать

нарушения в ней, способствовать воспитанию устойчивых форм поведения и

деятельности, которые необходимы для социально-бытовой адаптации детей.

[11]

Наиболее эффективным вариантом обучения детей с НОДА, при условии

сохранного интеллекта является обучение их в общеобразовательных школах,

при отсутствии у ребёнка грубых двигательных нарушений обучение его

возможно в обычном классе общеобразовательной школы, то есть путём

интеграции его в среду нормально развивающихся сверстников. В наше время

всё большую популярность приобретает инклюзивная модель образования для

детей с особенностями здоровья, в которой имеет место

изменение

образовательной

среды,

учитывая их

индивидуальные

особенности и

потребности.

4

Отличительной особенностью детей с нарушениями ОДА является

повышенная утомляемость, часто при утомлении у них возникает двигательное

расстройство, неконтролируемая жестикуляция и обильное слюнотечение.[7] В

процессе обучения при целенаправленных действиях, которые требуют от

ребёнка сосредоточенности, напряжения, усиленной концетрации внимания и

участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их

здоровые сверстники. Для них характерна быстрая потеря интереса , и отказ от

выполнения действий и заданий доставляющих им трудности.

Дети с сохранной интеллектуальной сферой не имеющие грубых

патологий несмотря на наличие у них нарушений развития могут быть

подготовлены к инклюзивной форме обучения при условии проведения

коррекционной работы и психолого-педагогического воздействия .[3]

При обучении детей с нарушениями ОДА часто возникает сложности усвоения

навыков техники письма, что является следствием различных клинических

форм ДЦП и наличия гиперкинезов и приводит к нарушению манипулятивных

функций кистей рук.

В связи с этим важное значение имеет начинать обучение детей с НОДА

с подготовительного класса , тем самым дав возможность детям адаптироваться

к новым условиям , настроится и подготовится к учебному процессу . В

подготовительном

и первом классе выделяется время на формирование

двигательного навыка письма, уделяется время и особое внимание для

подготовки руки к письму, отработку навыка и его закрепление. [1]

Для

поэтапного

формирования

двигательного

навыка

письма

способствует проведение специальных занятий по выкладыванию букв из

палочек, рисования , обведения букв и их элементов по трафарету, штриховка.

[1]

Внедрение детей с особенностями в общеобразовательную среду имеет

много плюсов как для самих детей , так и для общества.

Для

описания

процесса

обучения

детей

с

особенностями

в

общеобразовательных учреждениях используется термин инклюзия. Этот

5

процесс подразумевает под собой реальное включение детей с ограниченными

возможностями здоровья в активную общественную жизнь, и позволяет им

чувствовать себя полноценными участниками образовательного процесса.

Концепция

инклюзивного

образования

признаёт

необходимость

удовлетворения различных потребностей детей с особенностями развития в

обучении ,и что немаловажно в общении. Образовательная система детей с

ОВЗ в процессе своего развития проделала большой путь в сторону улучшения

системы их образования и социализации, и пришла к инклюзии начав свой путь

от изоляции людей с особенностями здоровья от общества. [2]

В

законе

273-ФЗ

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»,

вступившего в силу 1 сентября 2013 года и в Конституции РФ говорится, что

необучаемых детей нет, что дети с проблемами развития имеют равные со

всеми права на образование [5] и при обеспечении соответствующих условий

есть возможность сделать обучение детей с особенностями более эффективным.

Для успешной социализации, и обеспечения полноценного принятия

участия детей с ОВЗ в общественной жизни, эффективной самореализации в

разных

видах

социальной

и

профессиональной

деятельности

детей

с

особенностями

развития

основным

условием

является

получение

ими

образования наравне со всеми. Основной задачей модернизации является

обеспечение доступности качественного образования, его дифференциация и

индивидуализация,

постоянный

рост

уровня

профессиональной

компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также

создание необходимых условий для достижения цели обновления и повышения

качества общего образования.

Для

организации

процесса

обучения

детей

с

НОДА

в

общеобразовательных школах необходимо выполнение определенных задач.

1.Организация

специальных

условий

для

образования

детей

с

ОВЗ

основывается на нормативно-правовой базе. При создании особых условий для

реализации образовательных прав ребёнка с особенностями необходимо

учитывать права всех остальных детей, которые включены в инклюзивную

6

образовательную среду. В связи с этим возникает необходимость разработки

определенных нормативных актов, которые способны обеспечить эффективное

образование как детей с ОВЗ, так и других детей. Таким нормативным

документом может стать Договор с родителями, в котором могут фиксироваться

права и обязанности всех участников инклюзивной образовательной среды.[6]

2.

Для

осуществления

процесса

обучения

ребёнка

с

НОДА

в

общеобразовательной школе требуется наличие специально подготовленных

педагогов, способных к реализации задач инклюзивного образования. Для

организации

работы

инклюзии

необходимо

сопровождение

команды

специалистов в лице учителя-дефектолога, тьюторов, логопеда, социального

педагога, психолога.

3. Организация специальной среды.

- Необходимо создание безбарьерной среды, требующей специальных

архитектурных

преобразований.

Безбарьерная

среда

и

качество

образовательного процесса во многом накладывает свой отпечаток на уровень

жизнедеятельности и социальной адаптации обучающихся с НОДА. Большей

части детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходима не

только медицинская помощь, но и организация адаптивного образовательного

пространства, обеспечение свободного перемещения и доступа к помещениям

образовательного учреждения и организации педагогической , коррекционной и

психологической помощи.

- Моделирование образовательного пространства с помощью специального

оборудования и средств.

- Наличие необходимых социально-бытовых условий, которые учитывают

индивидуальные потребности обучающегося. Организация

социально-

бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ

Для организации эффективного процесса обучения детей с особыми

образовательными

потребностями

необходимы

особые

содержательные

условия :

7

-в случаях когда у ребёнка с ОВЗ возникают сложности с освоением предмета

наравне

со

всеми

необходимо

составление

для

него

специальной

адаптированной

программы,

соответствующей

его

образовательным

возможностям и её реализация.

Литература

2.Кузьмина О.С. Организация и содержание подготовки педагогов к

деятельности в условиях инклюзивного образования: монография/ О.С.

Кузьмина,

Н.В.

Чекалёва,

Т.Ю.

Четверикова.-Омск:

Издатель-

Полиграфист,2014.

3.

Н.Я.Семаго

Специальные образовательные условия инклюзивной

школы Педагогический университет «Первое сентября», 2014. — 38 c.

4. «Обучение детей с нарушениями опорно-двигательной системы».-

СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. Авторы:Б.А.Марат, В.З.Кантор,

Т.П. Степанова, О.А.Каминский и др.

5.

Особенности

умственного

и

речевого

развития

учащихся

с

церебральным параличом/под.ред. М.В Ипполитовой.- М., 1989.

6.

«Особенности

умственного

и

речевого

развития

учащихся

с

церебральным параличом» Академия педагогических наук СССР. -М., 1989

7. Особенности психофизического развития учащихся специальных

школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»/под ред.

Т.А. Власовой .-М., 1985

8.Учебно-воспитательный

процесс

в

реабилитации

детей

с

заболеваниями

опорно-двигательного

аппарата/под

ред.

Н.Г.Гросс

-

М.:Советский спорт,2000

9.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания

детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. Пособие для

студ. сред. пед. учеб. заведений.-М.:Издательский центр «Академия», 2001.-

192с.

8

9



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники