Авторы: Амирова Светлана Кировна, Алиомарова Мариям Гитиномагомедовна
Должность: кандидат псих. наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ. Магистратур 2 года обучения по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ»
Учебное заведение: ДГПУ
Населённый пункт: город Махачкала
Наименование материала: Научная статья
Тема: Организация обучения и социализация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Раздел: высшее образование
Амирова Светлана Кировна кандидат псих. наук, доцент кафедры
коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ
Алиомарова Мариям Гитиномагомедовна
магистратур 2 года
обучения по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с
ОВЗ» ДГПУ
Организация обучения и социализация детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата
Интерес
к
изучению
проблем
детей
с
нарушениями
опорно-
двигательного аппарата мотивирован увеличением числа и значительной
распространенностью в последние годы детей с подобными нарушениями.
У детей с диагнозами приводящими к проблемам с ОДА нередко
основной вид нарушения сопровождается задержкой психического развития,
речевыми нарушениями и другими сопутствующими заболеваниями, что не
всегда к сожалению, своевременно диагностируется, а методы лечения и
реабилитации на сегодняшний день недостаточно эффективны и своевременны.
В связи с этим НОДА и детский церебральный паралич в том числе являются
самой распространенной причиной детской инвалидности.
Люди с физическими отклонениями были во все времена , но отношение
к ним отличалось от нынешнего и претерпело значительные изменения за
последние годы. Ещё в Древней Греции людям с физическими недостатками
приписывали такие качества, как мстительность, трусость, вероломство, то есть
связывали с негативными качествами.
Новорожденных с физическими недостатками во времена спартанцев
относили в горы и оставляли их на волю природы, применяя популярный тогда
своеобразный тест на выживание. В древности считалось, что государство
вправе решать кто «пригоден» к обучению, а кто нет, во времена Аристотеля
существовало мнение, что не нужно обучать неговорящих и неслышащих.
1
В Средние века люди с отклонениями в развитии стали получать помощь
в виде крова и пищи от монастырей и духовных общин, а за пределами
духовных общин были вынуждены просить милостыню, развлекать богатых в
качестве шутов. В эпоху Просвещения немного поменялось отношение людей к
инвалидам, стала развиваться концепция социальной пользы и человеческого
достоинства. Появившиеся впервые в трудах Ф.Фрёбеля и И.Г. Песталоцци
элементы ортопедагогического учения указывали на роль ранней диагностики,
лечения и воспитания детей с отклонениями в развитии.
Впервые З.Фрейд употребил термин детский церебральный паралич
(ДЦП),хотя первым
научным изучением этой темы занимался английский
хирург В.Д.Литтл занимавшийся вопросами возникновения, диагностики и
лечения данного заболевания. В начале 20вв. в США и Европе детям с
проблемами
двигательной
сферы
основную
помощь
оказывали
врачи,
применялись в основном
лечебные приёмы , такие как, хирургические
операции , массаж, пассивная физкультура.
По проблемам детей с НОДА и ДЦП было проведено большое
количество исследований и опубликовано множество работ, как зарубежными,
так и отечественными авторами. В данное время мы находимся на современном
этапе модернизации образования в России и наблюдаем
значительно
возросший интерес к интеграции детей с «особыми образовательными
нуждами» в общеобразовательную среду [2].
Особенностью проблем связанных с нарушением опорно-двигательного
аппарата является наличие двигательных нарушений с самого рождения , и они
имеет тесную взаимосвязь с сенсорными нарушениями. Имеющиеся
двигательные расстройства находят отражение в нарушениях моторики,
координации движений что всегда влечет за собой сопутствующие нарушения.
Все имеющиеся нарушения двигательной сферы оказывают неблагоприятное
воздействие на развитие и правильное формирование нервно-психических
функций ребёнка и требуют скорой специальной целенаправленной лечебной и
коррекционно-педагогической работы.
2
Детям с НОДА присуща не только невозможность осуществления тех
или иных движений, но и слабость в ощущении этих движений, что часто
приводит к формированию у ребёнка неправильных представлений о
необходимых движениях и трудностям формирования навыков ориентации в
пространстве и во времени. Таким детям ввиду ослабленных ощущений
сложно определять на ощупь предметы и это замедляет развитие
целенаправленных действий и оказывает неблагоприятное воздействие на
общее психическое развитие ребенка.
У детей с нарушениями ОДА
возникают трудности в
развитии
познавательной
деятельности,
навыков
самообслуживания
и
других
практических умений и навыков из-за отсутствия или слабой согласованности
движений рук и глаз. Обычно при отсутствии нарушений в норме у детей
согласованность движений рук и глаз, которые необходимы для осуществления
целенаправленного движения вырабатываются постепенно в достаточном
объёме.
Недостаточность
развития
совместных
согласованных
движений
верхних конечностей и зрительного анализатора объясняется поражением
мышц глаза и двигательной сферы в общем. Вследствие этого нарушения
ребёнку сложно следить глазами за движениями своей руки, что не может не
наложить
отпечаток
на
формирование
у
них
различных
навыков
самообслуживания, на формирование навыков чтения и письма , им сложно
рисовать , заниматься конструированием и лепкой .
Часто ввиду разной степени двигательных нарушений дети имеют с
рождения полную зависимость от взрослых, у таких детей развивается
пассивность в действиях, отсутствует инициативность , и это не может не
оказать отрицательного воздействия на эмоционально-волевую сферу ребёнка.
Учитывая
всё
вышесказанное
можно
утверждать,
что
нарушения
в
двигательной сфере влияют на психическое развитие ребенка в целом.[11]
В основном у большинства детей с НОДА сохранный интеллект, но как
следствие поражения отдельных участков мозга может наблюдаться снижение
3
интеллектуального развития, и в зависимости от степени тяжести заболевания
встречаются дети с умственной отсталостью. Большая часть детей с НОДА это
дети с задержкой психического развития, для таких детей организовано
обучение в специализированных учреждениях для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, их как правило обучают по массовой немного
удлинённой программе.
Дети с более выраженными двигательными нарушениями проходят
обучение в специализированных школах-интернатах во вспомогательных
классах. Дети с НОДА при отсутствии грубых двигательных нарушений могут
обучаться в общеобразовательной школе, при сохранном интеллекте. Целью
коррекционного воспитания и обучения является всестороннее развитие
ребенка в соответствии с его возможностями.
Специализированный
образовательный
процесс
в
школе
должен
осуществлять следующие задачи: сочетать обучение и воспитание с лечебно-
восстановительными мероприятиями, способствовать трудовой подготовке и
профессиональной ориентации.
Коррекционно-развивающая
работа
должна
содержать
в
себе
последовательное развитие познавательной деятельности и корректировать
нарушения в ней, способствовать воспитанию устойчивых форм поведения и
деятельности, которые необходимы для социально-бытовой адаптации детей.
[11]
Наиболее эффективным вариантом обучения детей с НОДА, при условии
сохранного интеллекта является обучение их в общеобразовательных школах,
при отсутствии у ребёнка грубых двигательных нарушений обучение его
возможно в обычном классе общеобразовательной школы, то есть путём
интеграции его в среду нормально развивающихся сверстников. В наше время
всё большую популярность приобретает инклюзивная модель образования для
детей с особенностями здоровья, в которой имеет место
изменение
образовательной
среды,
учитывая их
индивидуальные
особенности и
потребности.
4
Отличительной особенностью детей с нарушениями ОДА является
повышенная утомляемость, часто при утомлении у них возникает двигательное
расстройство, неконтролируемая жестикуляция и обильное слюнотечение.[7] В
процессе обучения при целенаправленных действиях, которые требуют от
ребёнка сосредоточенности, напряжения, усиленной концетрации внимания и
участия мыслительных процессов, они становятся вялыми быстрее, чем их
здоровые сверстники. Для них характерна быстрая потеря интереса , и отказ от
выполнения действий и заданий доставляющих им трудности.
Дети с сохранной интеллектуальной сферой не имеющие грубых
патологий несмотря на наличие у них нарушений развития могут быть
подготовлены к инклюзивной форме обучения при условии проведения
коррекционной работы и психолого-педагогического воздействия .[3]
При обучении детей с нарушениями ОДА часто возникает сложности усвоения
навыков техники письма, что является следствием различных клинических
форм ДЦП и наличия гиперкинезов и приводит к нарушению манипулятивных
функций кистей рук.
В связи с этим важное значение имеет начинать обучение детей с НОДА
с подготовительного класса , тем самым дав возможность детям адаптироваться
к новым условиям , настроится и подготовится к учебному процессу . В
подготовительном
и первом классе выделяется время на формирование
двигательного навыка письма, уделяется время и особое внимание для
подготовки руки к письму, отработку навыка и его закрепление. [1]
Для
поэтапного
формирования
двигательного
навыка
письма
способствует проведение специальных занятий по выкладыванию букв из
палочек, рисования , обведения букв и их элементов по трафарету, штриховка.
[1]
Внедрение детей с особенностями в общеобразовательную среду имеет
много плюсов как для самих детей , так и для общества.
Для
описания
процесса
обучения
детей
с
особенностями
в
общеобразовательных учреждениях используется термин инклюзия. Этот
5
процесс подразумевает под собой реальное включение детей с ограниченными
возможностями здоровья в активную общественную жизнь, и позволяет им
чувствовать себя полноценными участниками образовательного процесса.
Концепция
инклюзивного
образования
признаёт
необходимость
удовлетворения различных потребностей детей с особенностями развития в
обучении ,и что немаловажно в общении. Образовательная система детей с
ОВЗ в процессе своего развития проделала большой путь в сторону улучшения
системы их образования и социализации, и пришла к инклюзии начав свой путь
от изоляции людей с особенностями здоровья от общества. [2]
В
законе
№
273-ФЗ
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»,
вступившего в силу 1 сентября 2013 года и в Конституции РФ говорится, что
необучаемых детей нет, что дети с проблемами развития имеют равные со
всеми права на образование [5] и при обеспечении соответствующих условий
есть возможность сделать обучение детей с особенностями более эффективным.
Для успешной социализации, и обеспечения полноценного принятия
участия детей с ОВЗ в общественной жизни, эффективной самореализации в
разных
видах
социальной
и
профессиональной
деятельности
детей
с
особенностями
развития
основным
условием
является
получение
ими
образования наравне со всеми. Основной задачей модернизации является
обеспечение доступности качественного образования, его дифференциация и
индивидуализация,
постоянный
рост
уровня
профессиональной
компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также
создание необходимых условий для достижения цели обновления и повышения
качества общего образования.
Для
организации
процесса
обучения
детей
с
НОДА
в
общеобразовательных школах необходимо выполнение определенных задач.
1.Организация
специальных
условий
для
образования
детей
с
ОВЗ
основывается на нормативно-правовой базе. При создании особых условий для
реализации образовательных прав ребёнка с особенностями необходимо
учитывать права всех остальных детей, которые включены в инклюзивную
6
образовательную среду. В связи с этим возникает необходимость разработки
определенных нормативных актов, которые способны обеспечить эффективное
образование как детей с ОВЗ, так и других детей. Таким нормативным
документом может стать Договор с родителями, в котором могут фиксироваться
права и обязанности всех участников инклюзивной образовательной среды.[6]
2.
Для
осуществления
процесса
обучения
ребёнка
с
НОДА
в
общеобразовательной школе требуется наличие специально подготовленных
педагогов, способных к реализации задач инклюзивного образования. Для
организации
работы
инклюзии
необходимо
сопровождение
команды
специалистов в лице учителя-дефектолога, тьюторов, логопеда, социального
педагога, психолога.
3. Организация специальной среды.
- Необходимо создание безбарьерной среды, требующей специальных
архитектурных
преобразований.
Безбарьерная
среда
и
качество
образовательного процесса во многом накладывает свой отпечаток на уровень
жизнедеятельности и социальной адаптации обучающихся с НОДА. Большей
части детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходима не
только медицинская помощь, но и организация адаптивного образовательного
пространства, обеспечение свободного перемещения и доступа к помещениям
образовательного учреждения и организации педагогической , коррекционной и
психологической помощи.
- Моделирование образовательного пространства с помощью специального
оборудования и средств.
- Наличие необходимых социально-бытовых условий, которые учитывают
индивидуальные потребности обучающегося. Организация
социально-
бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ
Для организации эффективного процесса обучения детей с особыми
образовательными
потребностями
необходимы
особые
содержательные
условия :
7
-в случаях когда у ребёнка с ОВЗ возникают сложности с освоением предмета
наравне
со
всеми
необходимо
составление
для
него
специальной
адаптированной
программы,
соответствующей
его
образовательным
возможностям и её реализация.
Литература
2.Кузьмина О.С. Организация и содержание подготовки педагогов к
деятельности в условиях инклюзивного образования: монография/ О.С.
Кузьмина,
Н.В.
Чекалёва,
Т.Ю.
Четверикова.-Омск:
Издатель-
Полиграфист,2014.
3.
Н.Я.Семаго
Специальные образовательные условия инклюзивной
школы Педагогический университет «Первое сентября», 2014. — 38 c.
4. «Обучение детей с нарушениями опорно-двигательной системы».-
СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. Авторы:Б.А.Марат, В.З.Кантор,
Т.П. Степанова, О.А.Каминский и др.
5.
Особенности
умственного
и
речевого
развития
учащихся
с
церебральным параличом/под.ред. М.В Ипполитовой.- М., 1989.
6.
«Особенности
умственного
и
речевого
развития
учащихся
с
церебральным параличом» Академия педагогических наук СССР. -М., 1989
7. Особенности психофизического развития учащихся специальных
школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»/под ред.
Т.А. Власовой .-М., 1985
8.Учебно-воспитательный
процесс
в
реабилитации
детей
с
заболеваниями
опорно-двигательного
аппарата/под
ред.
Н.Г.Гросс
-
М.:Советский спорт,2000
9.
Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. Пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений.-М.:Издательский центр «Академия», 2001.-
192с.
8
9