Автор: Москалева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №101"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
Раздел: дошкольное образование
«МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
Особенности пространственных представлений детей 5-6 лет
с общим недоразвитием речи
В процессе логопедической работы с дошкольниками необходимо
учитывать
особенности
и
последовательность
формирования
пространственного
восприятия,
пространственных
представлений
в
онтогенезе, временных ориентировок.
Пространственные представления – это деятельность, включающая в
себя определение формы, величины, местоположения и перемещения
предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно
окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую
роль
во
взаимодействии
человека
с
окружающей
средой,
являясь
необходимым условием ориентировки в ней человека.
Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует
серьёзного понимания значения пространства и умения справляться с этими
соотношениями.
Для понимания проблемы речевых расстройств у детей этот вопрос
имеет существенное значение, так как недостаточная сформированность
пространственных представлений с большой вероятностью скажется у
дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на
процессе формирования навыка чтения и письма.
Дети, у которых не сформированы пространственные представления,
не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные
взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто
отсутствует предлог над. Дошкольники, а иногда и младшие школьники, в
устной речи затрудняются в дифференциации предлогов к – у, в – на (к дому
– у дома, в столе – на столе). Нередко дети этой категории смешивают
предлоги перед – после – за, что является следствием несформированности и
пространственных отношений. Например: «Шкаф стоит после стула» вместо
«Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после
зимы».
Дошкольники
испытывают
трудности
при
использовании
прилагательных широкий – узкий, толстый – тонкий. Эти прилагательные
заменяются обозначениями большой или маленький.
Например: широкая река – большая река, тонкий стебелёк – маленький
стебелёк. В дальнейшем при овладении навыком письма перечисленные
трудности приводят к нарушениям письменной речи, патологическую основу
которой составляют недостаточность или запаздывание формирования
«схемы тела». В последствии это найдет своё проявление в затруднениях при
ориентировки в схеме тетрадного листа. Например, при оформлении
письменных работ дети долгое время не могут принять и добиться
автоматизма при выполнении стандартных требований к их оформлению:
пропуск определённого количества строчек или клеточек между работами,
выделение «красной строки», соблюдение «полей» тетрадного листа,
оформления работы «в два – три столбика», равномерного заполнения
тетрадного листа текстом.
Методы и приёмы развития пространственных представлений
у дошкольников на логопедических занятиях
С целью развития и уточнения пространственных представлений
необходимо учитывать закономерности формирования пространственных
функций в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по
следующему плану.
Развитие и уточнение пространственных представлений.
1) дифференциация правых и левых частей тела – правая и левая рука,
нога; правый и левый глаз; правое и левое ухо. Параллельно уточняются те
названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре
детей с нарушениями речи. Например: голень, бедро, щиколотка, запястье,
стопа, кисть, плечо и т. д.
На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:
•
- Подними правую руку, левую руку.
•
- Покажи, где у меня правая, левая рука.
•
- Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева
от тебя.
•
- Пробы Хеда.
а) Наглядный вариант
Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим
напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой
левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует
мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к
зеркальному воспроизведению.
Ошибки возникают не только при нарушении пространственного
праксиса, но и при снижении психической активности.
б) Речевой вариант
Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку, покажи
правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к
следующему, если нет – прекращают.
2) ориентировка в окружающем пространстве.
При
этом
учитывается
что,
ориентировка
в
горизонтальных
направлениях (сзади – спереди, вперёд – назад) страдает больше, чем в
вертикальных (вверху – внизу, сверху – снизу, над – под). Наиболее яркой
отличительной
особенностью
данной
категории
детей
является
неспособность овладеть понятиями слева – справа, левый – правый, лево –
право.
А. Н. Корнев связывает это с тем, что среди всех речевых обозначений
направлений пространства понятия «левое» и «правое» являются наименее
чувственно подкреплёнными, весьма отвлечёнными. В отличие от этого,
понятия
«впереди
–
позади»
подкрепляются
ощущением
различий
вентральной и дорзальной частей тела, а «верх – низ» - отношениями к
вертикальной оси «голова - ноги». Подобная абстрактность значительно
затрудняет усвоение данных словесных категорий в онтогенезе, требует
высокой степени осознанности пространственных представлений.
Можно предложить выполнить детям такие задания:
•
- Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от
книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или
слева; где находится карандаш по отношении к тетради – слева или справа.
Аналогичная
работа
проводится
по
определению
пространственного
расположения трёх предметов.
Логопед предлагает детям выполнить
следующие примерные задания: «Положите книгу перед собой, слева от неё
положи карандаш, справа – ручку» и т. д.
•
- Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади;
стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.
•
- На демонстрационном полотне расположить по инструкции
соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.
•
- Сидя за столом определить его правый и левый края.
•
- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с
соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к
соседу, ориентируясь на руку соседа.
•
- Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из
каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку,
левую ногу и т. д.
затем роли меняются.
•
- Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей
а) спинкой вверх;
б) спинкой вниз.
Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади)
•
- Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке
•
-
Последовательность
воспроизведения
расположения
ряда
цветов радуги Расположи цвета радуги в правильной последовательности. В
случае затруднения воспользуйся подсказкой. (Каждый Охотник Желает
Знать Где Сидит Фазан).
•
- Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого
десятка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
а) Назовите первое число справа; первое число слева. Какое из них
больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?
б) Прочитайте ряд в обратном порядке (т. е. справа налево). Как
изменяется
величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).
в) Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит
слева
от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назовите соседей числа 4 справа,
сравните по величине.
г) Покажи соседа слева.
д) Покажи соседа справа.
е) Верни число на место.
3)
определение
пространственных
соотношений
элементов
графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное
восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.
Детям предлагаются следующие упражнения:
Написать называемые геометрические фигуры справа или слева
от вертикальной линии.
Определи пространственное расположение рисунков на картинке
относительно друг друга.
Что находится в центре рисунка? (бабочка)
Что находится в правом верхнем углу? (туча)
Что находится слева от бабочки? (ромашка, птица)
Где находится дом по отношению к бабочке? (внизу слева)
Где находится туча по отношению к бабочке, собака, птице?
(наверху справа, над собакой, справа)
Что находится в правом нижнем углу? (собака)
Дорисуй правое ухо.
Дорисуй левое ухо.
Дорисуй левую бровь и правый глаз.
Дорисуй правое ухо и левый глаз.
Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и
упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственных
представлений будет способствовать совершенствованию лексического и
грамматического
компонента
речи,
положительно
отразится
на
формировании неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), упредит
возникновение
графических
ошибок
на
письме.
Всё
это
неизбежно
положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребёнка.