Напоминание

«МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»


Автор: Москалева Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №101"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: «МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»

Особенности пространственных представлений детей 5-6 лет

с общим недоразвитием речи

В процессе логопедической работы с дошкольниками необходимо

учитывать

особенности

и

последовательность

формирования

пространственного

восприятия,

пространственных

представлений

в

онтогенезе, временных ориентировок.

Пространственные представления – это деятельность, включающая в

себя определение формы, величины, местоположения и перемещения

предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно

окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую

роль

во

взаимодействии

человека

с

окружающей

средой,

являясь

необходимым условием ориентировки в ней человека.

Как отмечал П. Ф. Лесгафт, каждая сознательная работа требует

серьёзного понимания значения пространства и умения справляться с этими

соотношениями.

Для понимания проблемы речевых расстройств у детей этот вопрос

имеет существенное значение, так как недостаточная сформированность

пространственных представлений с большой вероятностью скажется у

дошкольников на формировании грамотной связной речи, а у школьников на

процессе формирования навыка чтения и письма.

Дети, у которых не сформированы пространственные представления,

не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные

взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто

отсутствует предлог над. Дошкольники, а иногда и младшие школьники, в

устной речи затрудняются в дифференциации предлогов к – у, в – на (к дому

– у дома, в столе – на столе). Нередко дети этой категории смешивают

предлоги перед – после – за, что является следствием несформированности и

пространственных отношений. Например: «Шкаф стоит после стула» вместо

«Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после

зимы».

Дошкольники

испытывают

трудности

при

использовании

прилагательных широкий – узкий, толстый – тонкий. Эти прилагательные

заменяются обозначениями большой или маленький.

Например: широкая река – большая река, тонкий стебелёк – маленький

стебелёк. В дальнейшем при овладении навыком письма перечисленные

трудности приводят к нарушениям письменной речи, патологическую основу

которой составляют недостаточность или запаздывание формирования

«схемы тела». В последствии это найдет своё проявление в затруднениях при

ориентировки в схеме тетрадного листа. Например, при оформлении

письменных работ дети долгое время не могут принять и добиться

автоматизма при выполнении стандартных требований к их оформлению:

пропуск определённого количества строчек или клеточек между работами,

выделение «красной строки», соблюдение «полей» тетрадного листа,

оформления работы «в два – три столбика», равномерного заполнения

тетрадного листа текстом.

Методы и приёмы развития пространственных представлений

у дошкольников на логопедических занятиях

С целью развития и уточнения пространственных представлений

необходимо учитывать закономерности формирования пространственных

функций в онтогенезе и в связи с этим проводить логопедическую работу по

следующему плану.

Развитие и уточнение пространственных представлений.

1) дифференциация правых и левых частей тела – правая и левая рука,

нога; правый и левый глаз; правое и левое ухо. Параллельно уточняются те

названия парных частей тела, которые с трудом закрепляются в словаре

детей с нарушениями речи. Например: голень, бедро, щиколотка, запястье,

стопа, кисть, плечо и т. д.

На этом этапе можно предложить детям такие задания и упражнения:

- Подними правую руку, левую руку.

- Покажи, где у меня правая, левая рука.

- Назови предметы, которые расположены справа от тебя, слева

от тебя.

- Пробы Хеда.

а) Наглядный вариант

Ребёнку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим

напротив обследующим: коснуться левой рукой правого уха, правой рукой

левого глаза, правой рукой правого глаза и т. д. Выполнение задания требует

мысленной пространственной переориентации для преодоления тенденции к

зеркальному воспроизведению.

Ошибки возникают не только при нарушении пространственного

праксиса, но и при снижении психической активности.

б) Речевой вариант

Простая ориентировка. Инструкция: «Подними левую руку, покажи

правый глаз, левую ногу». Если задание выполнено, то переходят к

следующему, если нет – прекращают.

2) ориентировка в окружающем пространстве.

При

этом

учитывается

что,

ориентировка

в

горизонтальных

направлениях (сзади – спереди, вперёд – назад) страдает больше, чем в

вертикальных (вверху – внизу, сверху – снизу, над – под). Наиболее яркой

отличительной

особенностью

данной

категории

детей

является

неспособность овладеть понятиями слева – справа, левый – правый, лево –

право.

А. Н. Корнев связывает это с тем, что среди всех речевых обозначений

направлений пространства понятия «левое» и «правое» являются наименее

чувственно подкреплёнными, весьма отвлечёнными. В отличие от этого,

понятия

«впереди

позади»

подкрепляются

ощущением

различий

вентральной и дорзальной частей тела, а «верх – низ» - отношениями к

вертикальной оси «голова - ноги». Подобная абстрактность значительно

затрудняет усвоение данных словесных категорий в онтогенезе, требует

высокой степени осознанности пространственных представлений.

Можно предложить выполнить детям такие задания:

- Положить ручку справа от тетради; положить карандаш слева от

книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или

слева; где находится карандаш по отношении к тетради – слева или справа.

Аналогичная

работа

проводится

по

определению

пространственного

расположения трёх предметов.

Логопед предлагает детям выполнить

следующие примерные задания: «Положите книгу перед собой, слева от неё

положи карандаш, справа – ручку» и т. д.

- Стоя друг за другом, назвать стоящего впереди, стоящего сзади;

стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева.

- На демонстрационном полотне расположить по инструкции

соответствующие картинки слева и справа от заданного предмета.

- Сидя за столом определить его правый и левый края.

- Определить место соседа по отношению к себе, соотнеся это с

соответствующей своей рукой; определить своё место по отношению к

соседу, ориентируясь на руку соседа.

- Стоя попарно, лицом друг к другу, по команде логопеда один из

каждой пары определяет сначала у себя, затем у товарища правую руку,

левую ногу и т. д.

затем роли меняются.

- Определить правый и левый рукава у блузки, лежащей

а) спинкой вверх;

б) спинкой вниз.

Определить левый и правый карманы у джинсов (вид спереди и сзади)

- Определить, след правой или левой ноги отпечатан на песке

-

Последовательность

воспроизведения

расположения

ряда

цветов радуги Расположи цвета радуги в правильной последовательности. В

случае затруднения воспользуйся подсказкой. (Каждый Охотник Желает

Знать Где Сидит Фазан).

- Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого

десятка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

а) Назовите первое число справа; первое число слева. Какое из них

больше? В каком направлении возрастают числа в ряду?

б) Прочитайте ряд в обратном порядке (т. е. справа налево). Как

изменяется

величина чисел в этом направлении? (Уменьшается).

в) Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит

слева

от 4? Больше оно или меньше, чем 4? Назовите соседей числа 4 справа,

сравните по величине.

г) Покажи соседа слева.

д) Покажи соседа справа.

е) Верни число на место.

3)

определение

пространственных

соотношений

элементов

графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное

восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.

Детям предлагаются следующие упражнения:

Написать называемые геометрические фигуры справа или слева

от вертикальной линии.

Определи пространственное расположение рисунков на картинке

относительно друг друга.

Что находится в центре рисунка? (бабочка)

Что находится в правом верхнем углу? (туча)

Что находится слева от бабочки? (ромашка, птица)

Где находится дом по отношению к бабочке? (внизу слева)

Где находится туча по отношению к бабочке, собака, птице?

(наверху справа, над собакой, справа)

Что находится в правом нижнем углу? (собака)

Дорисуй правое ухо.

Дорисуй левое ухо.

Дорисуй левую бровь и правый глаз.

Дорисуй правое ухо и левый глаз.

Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и

упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственных

представлений будет способствовать совершенствованию лексического и

грамматического

компонента

речи,

положительно

отразится

на

формировании неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), упредит

возникновение

графических

ошибок

на

письме.

Всё

это

неизбежно

положительно скажется и на речевом, и на общем развитии ребёнка.



В раздел образования