Напоминание

Мастер-класс для педагогов "Организация игр-экспериментов с детьми раннего возраста для развития поисково-познавательной деятельности"


Авторы: Сидорова Татьяна Владимировна, Власова Вера Сергеевна
Должность: старший воспитатель, старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: город Самара, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс для педагогов "Организация игр-экспериментов с детьми раннего возраста для развития поисково-познавательной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Махмадрокибова Манижа Саиджоновна

МАДОУ «Детский сад № 56» г.о. Самара

Мастер-класс

Организация игр-экспериментов с детьми раннего возраста для

развития поисково-познавательной деятельности

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию

мастер-класс по теме …..

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и

исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.

В этот период познавательная активность детей – это исследовательская

деятельность с различными предметами. Младшие дошкольники, знакомясь с

окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и

потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п.

В

группе

раннего

возраста

нет

как

таковой

самостоятельной

экспериментальной детской деятельности.

Ведущая роль принадлежит взрослому, как носителю образцов действий с

предметами и материалами и речевых образцов.

Между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий.

Игра — вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в

самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит

определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать

игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

Игры- эксперименты можно проводить как отдельный вид деятельности и

как часть занятия, так же можно - в процессе режимных моментов и

использовать на прогулке как часть наблюдения.

Игры- эксперименты могут проводиться как с подгруппой детей, так и с 2-3

малышами. Проводить опыты с целой группой не рекомендуется, т.к. при

этом невозможно задействовать всех детей и результат снижается.

Детское игровое экспериментирование включает эксперименты с:

-песком;

-водой;

-объектами живой природы;

-предметами и материалами.

Для игр-экспериментов необходимо организовать предметно-развивающую

среду (уголок экспериментирования):

-подбор игр-экспериментов;

- подбор необходимых материалов и пособий для экспериментирования:

а) емкость с песком, разнообразные некрупные игрушки для закапывания

(шарики, кубики, колечки), совки, формочки, грабельки.

б) для игр с водой емкости, набор резиновых и пластмассовых игрушек

(фигурки рыбок, черепашек, кораблики, набор игрушек из различных

материалов для игр «Что плавает», набор камушков, ракушек).

Цель моего мастер -класса - повышение компетентности педагогов в вопросе

развития у детей раннего возраста поисково-позновательной деятельности

через игры -эксперименты.

Задачи:

1.Расширить у педагогов представления развитии поисково-познавательной

деятельности детей раннего возраста через игры-эксперименты;

2.Познакомить

педагогов

с

некоторыми

играми

экспериментами,

способствующими развитию поисково-познавательной деятельности детей

раннего возраста.

3.Способствовать освоению педагогами практических навыков обучения

детей играм-экспериментам.

Сейчас я познакомлю вас с играми -экспериментами, которые я использую в

своей работе.

Пенный замок

Цель: ознакомление детей с тем, что при попадании воздуха в каплю

мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

У нас из пены на глазах

Замок вырастит сейчас,

Мы подуем с вами в трубочку

Заиграет принц на дудочке.

В небольшую ёмкость наливаем немного средства для мытья посуды,

добавляем воду и размешиваем. Берем широкую коктейльную трубочку,

опускаем в миску и начинаем дуть. Одновременно с громким бульканьем на

глазах

вырастет

облако

переливающихся

пузырей.

внутрь пены можно поставить пластмассовую или резиновую игрушку – это

«принц, который живёт в пенном замке».

Игра «Шарики-купарики».

Цель: формирование представлений о свойствах предметов из различных

материалов.

Оборудование:

набор шариков из различных материалов (дерев, металлич,

резин, ватные, бумаж, матерчатые), небольшой надувной бассейн или

широкий таз, наполненный водой.

У меня полная корзинка шариков. Наши шарики не простые это шарики –

купарики: они любят купаться. Но кто – то из них умеет плавать, а кто – то

сразу ныряет на дно.

Давайте рассмотрим и потрогаем шарики-купарики! Какие они наощупь?

Одинаковые?

Они разные: примерные ответы - твердые и мягкие, тяжелые и легкие,

гладкие и шершавые. Это потому, что они сделаны из разных материалов: из

резины- резиновые, пластмассы - пластмассовые, из железа – железные,

бумажные

Берем по одному шарику и опускаем на воду! По очереди. И каждому

шарику зададим вопрос:

Шарик-купарик, покрутись,

Шарик-купарик, покажись.

По воде поплывешь

Или на дно упадешь?

Посмотрим, он выпрыгивает из воды или нет. Выпрыгнул!

Вывод: шарик плывёт по воде, он лёгкий, пластмассовый,

Опускаем следующий шарик. Задаем вопрос…

Упал!

Вывод: шарик упал на дно, он тяжёлый, резиновый или железный.

И так далее…

Как интересно! Ребята запомните, тяжёлые предметы в воде тонут, а лёгкие

плывут.

Предлагаю поиграть с шариками, легкие передвигаем по воде палочками,

тяжелые сачками достаем со дна бассейна.

А сколько познавательных эмоций испытывают дети в летний период.

Летом особенно занимательны игры с водой, песком. Вольно или невольно

дети, играя с песком, становятся маленькими исследователями. Эти моменты

благодатны для развития любознательности.

Следующая игра «Угощение для куклы Кати»

Цель: Ознакомление детей со свойствами песка.

Ребята, к нам в гости пришла кукла Катя. Я предлагаю вам приготовить для

нее, как гостю, «угощение».

А готовить «угощение» мы будем из песка с помощью формочек.

Возьмите в руки ложки, формочки и попробуйте сделать пирожки, куличики,

пирожные.

Получились пирожки, куличики..?

Ответы: нет

Почему?

Ответы участников:

Вывод: «Угощение» не получились, потому, что песок сухой, сыпучий.

Давайте попробуем намочить песок. У меня есть лейка с водой. Песок стал

каким? - мокрым.

Попробуйте теперь из мокрого песка приготовить

«угощение».

Посмотрите, а из мокрого песка пирожки… получились? Да! Мокрый песок

не сыпучий.

Как же у вас получились такие красивые пирожки, куличики..? (намочили

песок и из мокрого песка получаются пирожки, потому что он не сыпучий)

Вот «угощение» и готово. Угощайся Катя .

Катя благодарит вас за «угощение».

В конце игры дети отмечают, что из мокрого песка можно слепить

«угощение», а из сухого нет.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: формирование представлений о разнообразии животного мира.

Я вам расскажу один секрет: с помощью песка наши руки могут

превращаться в различных животных. Не верите, а вот давайте попробуем.

Приготовьте кулачки и с силой надавливайте на песок – так шагают

медвежата

По песку медведь шагает,

Следы лап здесь оставляет.

- А теперь двумя пальчиками по песку попрыгайте, как зайчики.

( кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в

разных направлениях.)

А зайчишка скок да скок

Перепрыгнул наш песок.

- Покажите, как змея ползет по песку. Пальцем рисуем линии , в разных

направлениях, делая поверхность песка волнистой .

Мимо змейка пробегала

Зашипела и пропала.

- А теперь жучки побежали - двигаем всеми пальцами, имитируя движение

насекомых

Жуки лапками гребут

«Жу-жу-жу» мы слышим тут.

Во время игры мы узнали, что животные и насекомые на песке оставляют

свои следы и они у них разные. В дальнейшем можно будет поиграть в игру

«Чьи следы»

Вывод:

С помощью таких занимательных игр экспериментов вы подарите детям

массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать

выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших

воспитанников

интересным,

счастливым,

весёлым,

максимально

познавательным.

Последний слайд-

Мы готовы к сотрудничеству! Сайт ДОУ



В раздел образования