Напоминание

Методика проведения НОД


Автор: Пирожкова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №8 Огонёк
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО
Наименование материала: Методика ознакомления детей с литературными произведениями в старшей группе
Тема: Методика проведения НОД
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методика ознакомления детей с литературными произведениями в старшей

группе ( 5-6 лет).

Подготовила:

Воспитатель старшей группы

Пирожкова И.Н.

Вступление.

Художественная литература - могучее действенное средство умственного нравственного и

эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи.

Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского

литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность

слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных

сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором,

живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к

личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность

проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Задачи.

На основе восприятия выдвигаются следующие задачи по ознакомлению с художественной

литературой:

1.Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному

восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и

эмоциональную отзывчивость на него.

2.Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о

жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах

образности в языке.

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать красоту и

поэтичность рассказов, сказок, стихов, развивать поэтический слух.

4.Формировать способность элементарно анализировать содержание и форму произведения.

Основными методами являются:

1.Чтение воспитателя по книге или наизусть.

Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передаёт все оттенки мысли

писателя , воздействует на ум и чувства слушателей.

2.Рассказывание воспитателя.

Это относительно свободная передача текста- возможна перестановка слов, их замена,

толкование). Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.

3.Инсценирование.

Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным

произведением.

4.Заучивание наизусть.

В структуре занятия можно выделить три части.

В первой части происходит знакомство с произведением, основная цель - обеспечить детям

правильное и яркое восприятие путём художественного слова. Во второй части проводится

беседа о прочитанном с целью уточнения содержания и литературно-художественной формы,

средств художественной выразительности. В третьей части организуется повторное чтение текста

с целью закрепления эмоционального впечатления и углубления воспринятого.

Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, чёткой организации детей,

соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию,

связывающая их опыт, текущие события с темой произведения. В такую беседу могут быть

включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям.

Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес

можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр

(рассказ, сказка, стихотворение),имя автора.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие

произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными

основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Особую работу проводит

воспитатель с метафорами и эпитетами, помогая детям понять то или иное выражение. (Например,

при чтении сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева» разбирается смысл выражения « у него

холодное сердце», которое сопоставляется с поступками Кая после того, как в его сердце попал

кусочек льда. Педагог выясняет у детей, про каких людей можно сказать, что у них «горячее

сердце», какие они должны совершать поступки).

Также особое внимание в работе со старшими дошкольниками уделяется пониманию смысла

пословиц и поговорок. Мудрые пословицы помогают людям оценивать свои поступки и действия

других людей. В возрасте 5-6 лет используем пословицы, которые имеют прямой смысл « На

чужбине жить- слёзы лить». Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, не обойтись без

комментариев, сравнения, сопоставления одних предметов или явлений с другими. Вначале

разбираются отдельные слова и их смысл и только потом объясняется прямое или переносное

значение всей пословицы в целом.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с

детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует

отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно

бывает повышения или понижения голоса, паузы.

По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного,

необходима небольшая пауза. Наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а

элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога,

будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли

сказка? В конце занятия возможно повторное чтение произведения (если оно короткое) и

рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее

раскрывают художественные образы.

Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от

возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия

текста. Основная задача чтения дошкольника – научить слушать и слышать (правильно

воспринимать речь). Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю

преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не

вовремя. При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем

рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот

- иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе

мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети "не услышат" слова, его

звуковая оболочка их не заинтересует.

Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес,любопытство

детей к данной книге.

Таким образом, при ознакомлении дошкольников с художественной литературой используются

разные приемы формирования полноценного восприятия произведения детьми: выразительное

чтение воспитателя, беседа о прочитанном, повторное чтение, рассматривание иллюстраций,

объяснение незнакомых слов.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их

чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею

произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к

авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического

воспитания детей. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей

привлекает к себе мир звуков.

При заучивании стихотворений с детьми воспитатель ставит перед собой сразу несколько задач:

вызвать интерес к стихотворению и желание знать его, помочь понять содержание в целом и

отдельных трудных мест и слов, обеспечить запоминание, научить выразительно читать перед

слушателями, воспитывать любовь к поэзии. Все эти задачи определяют построение занятий и

выбор основных приемов для лучшего усвоения и заучивания детьми текста.

В старших группах перед повторным чтением детей предупреждают о том, что стихотворение

нужно будет заучить (такая установка повышает качество запоминания),и проводят небольшую

разъяснительную беседу о самом стихотворении, о форме его чтения. За беседой вновь следует

чтение воспитателя. Это способствует целостному восприятию произведения, особенностей

исполнения. Затем стихотворение читают дети. Дети повторяют стихотворение индивидуально, а

не хором; только так сохраняются самостоятельность ребенка в подборе средств выразительности

и естественность последних. В начале занятия, обеспечивая многократное прослушивание текста,

повторение поручают тем детям, которые быстро запоминают. По ходу чтения воспитатель

подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои указания и

разъяснения по поводу характера чтения. Иногда дает развернутую оценку некоторым ответам.

Если дети читают невыразительно, педагог может вновь предложить образец чтения. Он вызывает

для ответа и тех, кто запоминает медленно, старается, чтобы они произнесли весь текст ритмично,

без длинных пауз (активно подсказывает им, поощряет).Как в процессе разъяснительной беседы,

так и при заучивании проводится большая работа по формированию выразительности и

непосредственности детского чтения. Закончить занятие следует наиболее ярким исполнением:

вызвать выразительно читающего ребенка, внести любимую детьми игрушку, которой желающие

могут прочитать новое стихотворение, и т. д. Заученное стихотворение можно читать по частям, в

лицах, включать в игру «Угадай, кто читает?»; в дальнейшем его повторяют при подходящих

обстоятельствах (на других занятиях, на праздниках, в быту, в игре).В результате стихотворение

сохраняется в памяти ребенка надолго, легко воспроизводится им, используется в устной речи. У

некоторых детей заучивание стихов вызывает большие трудности. Чтобы пробудить в детях интерес

к заучиванию стихов, на помощь взрослым приходят мнемотаблицы. В мнемотаблице

схематически возможно отобразить явления природы, некоторые действия и признаки предмета,

персонажей и т.д. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений повышает интерес

ребенка к произведению, превращает занятие в игру, а также облегчает и ускоряет процесс

усвоения и запоминания текстов. При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и

зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. В

старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и

выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания

рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А.С.

Пушкин «Ель растет перед дворцом»).

Таким образом, умение воспринимать литературное произведение формируется у детей

постепенно, на протяжении всего дошкольного возраста. Педагог может включить литературный

материал в другие занятия, например, на занятиях по развитию речи, ознакомлению с

окружающим миром используются стихотворения, загадки; на занятиях по лепке и рисованию дети

вместе с воспитателем вспоминают героев, сюжет сказки, на тему которой они собираются лепить

или рисовать. Литературному воспитанию детей также способствует проведение праздников,

вечеров развлечений. Причем, все дополнительные формы работы педагогам следует проводить с

привлечением родителей.

Предметная среда

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного

отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное,

эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать

иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований:

- Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.

- Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.

- Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.

В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги,

репродукции картин. В старшей и группе содержание становится более разносторонним.

Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10 дети могут самостоятельно пользоваться

библиотекой. Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира, детские журналы,

произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты,

атласы, энциклопедии. Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной

литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

В заключении следует отметить, что литература оказывает большое влияние на нравственное

развитие дошкольника. Поэтому очень велика роль педагога в процессе организации детского

чтения.



В раздел образования