Напоминание

Игра как активный метод профилактики вредных привычек у младших подростков


Автор: Буслаев Роман Олегович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Пермское суворовское военное училище"
Населённый пункт: Пермский край, пгт Звёздный
Наименование материала: статья
Тема: Игра как активный метод профилактики вредных привычек у младших подростков
Раздел: среднее образование





Назад




Буслаев Роман Олегович

Игра как активный метод профилактики вредных привычек у младших подростков

Приоритетная

задача

образования

сбережение

и

укрепление

здоровья

обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора

образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих детское здоровье.

Ценностное отношение к здоровью у обучающихся не может формироваться без

участия педагогов.

Эффективным инструментом в вопросах формирования представлений о важности

здоровья и ведения здорового образа жизни у обучающихся является игровая технология.

К началу младшего подросткового возраста игра не теряет своей роли, но содержание и

направленность игр меняется. Большое место начинают занимать игры с правилами и

дидактические игры. С помощью их подросток учится подчинять свое поведение

правилам, развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в

школе.

Приведем примеры игр по профилактике вредных привычек в среде подростков.

Целесообразность использования игр как активного метода в воспитательном процессе

школы

очевидна.

Такие

занятия

способствуют

сохранению

жизни,

здоровья

и

психического благополучия подростков, формированию у них здорового образа жизни,

принятию большей ответственности за свое поведение, созданию некоего барьера

препятствующему началу экспериментирования с вредными привычками.

«Зачем человек употребляет наркотики и алкоголь?».

Ориентировочное время проведения 30 минут.

Ведущий предлагает свободно высказаться по поводу причин, почему человек

употребляет наркотики или алкоголь. Все ответы, которые поступают, ведущий

фиксирует на доске, поощряет участников к высказываниям. Варианты ответов могут

быть следующие: «Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества

помогают ему: снимать барьеры в общении, удовлетворять свое любопытство, снимать

напряжение и тревожность, стимулировать активность, следовать принятой традиции,

приобретать новый опыт».

В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им

сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В

ходе

обсуждения

целесообразно

обратить

внимание

на

то,

какие

человеческие

потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие

способы достичь того же эффекта.

«Упражнения с карточками, на которых написаны высказывания» (60 мин).

Ориентировочное время проведения 60 минут.

Это

упражнение

развивает

способность

аргументировать

и

конструктивно

участвовать в дискуссии. Участников группы побуждают высказывать собственное

мнение. Кроме того, у подростков пробуждается потребность в информации.

Участники группы получают по листу с подготовленными высказываниями

(утверждениями).

Разнообразие

тематики

высказываний

дает

обучающимся

приблизительное

представление об аспектах наркомании и ее профилактики. Другие темы: «Курение»,

«Алкоголизм». Дается примерно 10-15 минут, чтобы подумать над отдельными

утверждениями. Высказывания, с которыми участники группы согласны, должны быть

помечены. Предложенные утверждения должны отражать мнения, интересы и условия

жизни

участников

группы,

чтобы

они

могли

идентифицировать

себя

с

этими

высказываниями. Настоящая дискуссия состоится лишь в том случае, если высказывания

будут содержать провоцирующие тезисы и если можно будет обсуждать спорные

моменты.

При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым обучающиеся

затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники

недостаточно проинформированы, они требуют дополнительной информации, чтобы

иметь возможность согласиться с высказыванием или опровергнуть его.

Возможные высказывания:

• Подростки, принимающие наркотики, опасны, так как они совращают других.

• Наркотики - это повседневность для нас, подростков.

• Алкоголь хуже, чем гашиш.

• Алкоголь - это средство, от которого можно стать зависимым.

• Подростки принимают лекарство, чтобы успокоиться перед контрольной работой,

экзаменом.

• Подросткам, потребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы,

угрожает опасность стать наркоманом.

• Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия

способствуют предупреждению зависимости.

• Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается опасности стать

наркоманом.

• Учитель, который курит, но запрещает это ученикам, выглядит в их глазах

неубедительно.

• Иметь возможность достичь состояния опьянения - одна из радостей жизни.

• Подростки, принимающие наркотики, нуждаются в понимании со стороны своих

друзей и взрослых.

Сделаем вывод, что игровые технологии, в силу своей конструктивности,

доступности и относительной несложности в применении, могут стать эффективным

инструментом именно в профилактической работе рискованного поведения подростков.



В раздел образования