Автор: Буслаев Роман Олегович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Пермское суворовское военное училище"
Населённый пункт: Пермский край, пгт Звёздный
Наименование материала: статья
Тема: Игра как активный метод профилактики вредных привычек у младших подростков
Раздел: среднее образование
Буслаев Роман Олегович
Игра как активный метод профилактики вредных привычек у младших подростков
Приоритетная
задача
образования
–
сбережение
и
укрепление
здоровья
обучающихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора
образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих детское здоровье.
Ценностное отношение к здоровью у обучающихся не может формироваться без
участия педагогов.
Эффективным инструментом в вопросах формирования представлений о важности
здоровья и ведения здорового образа жизни у обучающихся является игровая технология.
К началу младшего подросткового возраста игра не теряет своей роли, но содержание и
направленность игр меняется. Большое место начинают занимать игры с правилами и
дидактические игры. С помощью их подросток учится подчинять свое поведение
правилам, развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в
школе.
Приведем примеры игр по профилактике вредных привычек в среде подростков.
Целесообразность использования игр как активного метода в воспитательном процессе
школы
очевидна.
Такие
занятия
способствуют
сохранению
жизни,
здоровья
и
психического благополучия подростков, формированию у них здорового образа жизни,
принятию большей ответственности за свое поведение, созданию некоего барьера
препятствующему началу экспериментирования с вредными привычками.
«Зачем человек употребляет наркотики и алкоголь?».
Ориентировочное время проведения 30 минут.
Ведущий предлагает свободно высказаться по поводу причин, почему человек
употребляет наркотики или алкоголь. Все ответы, которые поступают, ведущий
фиксирует на доске, поощряет участников к высказываниям. Варианты ответов могут
быть следующие: «Человек употребляет наркотики и алкоголь потому, что эти вещества
помогают ему: снимать барьеры в общении, удовлетворять свое любопытство, снимать
напряжение и тревожность, стимулировать активность, следовать принятой традиции,
приобретать новый опыт».
В конце подводится итог и делается обобщение, задается вопрос о том, каково им
сейчас вспоминать эти причины, что было трудно, были ли сделаны какие-то открытия. В
ходе
обсуждения
целесообразно
обратить
внимание
на
то,
какие
человеческие
потребности якобы удовлетворяются с помощью алкоголя и наркотиков и есть ли другие
способы достичь того же эффекта.
«Упражнения с карточками, на которых написаны высказывания» (60 мин).
Ориентировочное время проведения 60 минут.
Это
упражнение
развивает
способность
аргументировать
и
конструктивно
участвовать в дискуссии. Участников группы побуждают высказывать собственное
мнение. Кроме того, у подростков пробуждается потребность в информации.
Участники группы получают по листу с подготовленными высказываниями
(утверждениями).
Разнообразие
тематики
высказываний
дает
обучающимся
приблизительное
представление об аспектах наркомании и ее профилактики. Другие темы: «Курение»,
«Алкоголизм». Дается примерно 10-15 минут, чтобы подумать над отдельными
утверждениями. Высказывания, с которыми участники группы согласны, должны быть
помечены. Предложенные утверждения должны отражать мнения, интересы и условия
жизни
участников
группы,
чтобы
они
могли
идентифицировать
себя
с
этими
высказываниями. Настоящая дискуссия состоится лишь в том случае, если высказывания
будут содержать провоцирующие тезисы и если можно будет обсуждать спорные
моменты.
При подведении итогов обсуждаются высказывания, по которым обучающиеся
затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники
недостаточно проинформированы, они требуют дополнительной информации, чтобы
иметь возможность согласиться с высказыванием или опровергнуть его.
Возможные высказывания:
• Подростки, принимающие наркотики, опасны, так как они совращают других.
• Наркотики - это повседневность для нас, подростков.
• Алкоголь хуже, чем гашиш.
• Алкоголь - это средство, от которого можно стать зависимым.
• Подростки принимают лекарство, чтобы успокоиться перед контрольной работой,
экзаменом.
• Подросткам, потребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы,
угрожает опасность стать наркоманом.
• Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия
способствуют предупреждению зависимости.
• Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается опасности стать
наркоманом.
• Учитель, который курит, но запрещает это ученикам, выглядит в их глазах
неубедительно.
• Иметь возможность достичь состояния опьянения - одна из радостей жизни.
• Подростки, принимающие наркотики, нуждаются в понимании со стороны своих
друзей и взрослых.
Сделаем вывод, что игровые технологии, в силу своей конструктивности,
доступности и относительной несложности в применении, могут стать эффективным
инструментом именно в профилактической работе рискованного поведения подростков.