ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИМИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН.
Автор: Краснова Галина Петровна Должность: преподаватель педиатрии Учебное заведение: БПОУ "Чебоксарский медицинский колледж" Населённый пункт: г.Канаш Наименование материала: статья Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ИМИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН. Раздел: среднее профессиональное
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ
ИМИТАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ КЛИНИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН.
КРАСНОВА ГАЛИНА ПЕТРОВНА
Преподаватель педиатрии
Филиал БПОУ «Чебоксарский
медицинский колледж»
г.Канаш
Проблемы
использования
в
учебном
процессе
различных
технологий
обучения
выдвинулись в последние годы на первый план, как в практике обучения, так и в научных
исследованиях сферы образования. ФГОС СПО, в отличие от ГОС СПО, предусматривает как
результат полученного образования не просто сумму знаний, умений и навыков, а модель
специалиста,
обладающего
определённым
набором
общих
и
профессиональных
компетенций.
Внедрение компетентностного подхода в образовании предполагает внедрение
в
учебный
процесс
новых
технологий
обучения,
которые
обеспечили
бы
качественные
изменения в подготовке будущих специалистов.
Одной
из
прогрессивных
форм
организации
учебного
процесса
является
имитационная технология обучения. Она позволяет создавать имитацию будущей реальной
профессиональной деятельности студента, показать на практике межличностные отношения
в различных условиях, а так же самореализоваться, развить творческий потенциал.
Эффективным
методом обучения на основе имитационной технологии является
деловая игра, так как «при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30%
информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании —
до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до
90%».
В
процессе
практического
обучения
в
курсе
клинических
дисциплин
могут
возникнуть сложности, а именно отсутствие «тематических» больных, а также пациентов с
редкими заболеваниями. Это создает большие трудности для изучения нозологических форм,
предусмотренных
учебной
программой
среднего
медицинского
образовательного
учреждения.
Традиционными
формами
преподавания
для
формирования
клинического
мышления студента при отсутствии реального больного являются ситуационные задачи и
учебные игры, созданные преподавательским составом.
Учебные, деловые или ролевые игры – это ситуационный или демонстрационный
метод, используемый для отработки практических и коммуникативных навыков. Эта форма
помогает наиболее эффективно превратить знания и умения с помощью моделирования
ситуаций,
которые
могут
возникать
в
профессиональной
деятельности.
В
деловой
игре
студенты исполняют различные роли в клиническом сценарии. Одно из преимуществ метода
состоит
в
том,
что
есть
возможность
сделать
«тайм-аут»,
т.е.
остановить
игру
для
размышления и обсуждения.
Деловые игры, разработанные на конкретных ситуациях,
вводят студентов в сферу профессиональной деятельности, вырабатывают у них способность
критически оценивать действующую ситуацию, находить решения по ее совершенствованию,
являются
мощным
стимулом
активизации
самостоятельной
работы
по
приобретению
профессиональных знаний и навыков. Приобретенные в процессе игры практические навыки
позволяют будущему специалисту избежать ошибок, которые возникают при переходе к
самостоятельной трудовой деятельности.
Деловая
игра
является
сложно
устроенным
методом
обучения,
поскольку
может
включать в себя целый комплекс методов активного обучения: дискуссию, мозговой штурм,
анализ конкретных производственных ситуаций, действия по инструкции и другие.
Проводя занятие в форме деловой игры можно использовать индивидуальную, парную
и групповую работу студентов. Студенты привлечены к работе с документами и различными
источниками информации. Через игровые технологии, у них развивается самостоятельность,
значительно возрастает интерес к выбранной профессии, появляется желание проявления их
творческого потенциала.
К
проведению
занятия
с
использованием
элементов
деловой
игры
преподаватель
обязан заранее подготовиться. Это поможет избежать многих проблем, уменьшить стресс и
провести успешно занятие.
Для получения успешного результата необходимо сделать следующее:
- определить ключевые пункты занятия;
- установить реалистичные временные рамки;
- выбрать исполнителей ролей, описав сценарий и роль каждого участника;
- подготовить все материалы, пособия, оборудование.
Деловая игра имеет игровую и учебную задачи.
Игровая – выполнение определенной профессиональной деятельности. Например:
сбор медицинской сестрой информации о пациенте, выявление проблем, планирование и
осуществление комплексных мероприятий с последующей оценкой результатов.
Учебная
задача
–
овладение
студентами
алгоритмами
манипуляций,
оказание
доврачебной помощи и т.п.
В процессе деловой игры возможны: моделирование профессиональной деятельности
руководящих работников и специалистов (медсестер, фельдшеров, акушерок, санитарок),
условия
неопределенности
(неполная
информация),
принятие
и
ре ализация
последовательности решений по этапному принципу (действие зависит от шага, сделанного
на предыдущем этапе).
Хорошо разработанная игра может применяться многократно с внесением корректив в
методики
диагностики,
лечения
и
ухода
в
связи
с
появлением
новых
медицинских
технологий.
Отличительными достоинствами метода «деловая игра» являются многие факторы.
Студенты испытывают удовольствие, есть высокая мотивация, эмоциональная насыщенность
процесса обучения. Преподаватели, использующие в своих занятиях игровые технологии,
хорошо знают, какую при этом большую эмоциональную нагрузку получают студенты.
Привыкшие к академическому тону учебников, одинаковой последовательности изложения
материала преподавателями на лекциях, студенты, участвуя в играх, активно сопереживают
«больному», стараются сделать все возможное для скорейшего его выздоровления, радуются
при успехе и огорчаются при неудаче. В педагогике давно доказано, что эмоционально
окрашенный материал лучше усваивается.
Во время «деловой игры» происходит подготовка к профессиональной деятельности,
формируются
знания,
умений.
В
этот
момент
резко
возрастает
уровень
использования
наглядности на занятии, повышается производительность труда преподавателя и студента.
Игровая технология является развивающей средой, подготавливающей студента к
производственной
практике
в
лечебных
учреждениях,
где
каждый
студент
имеет
возможность реализоваться и апробировать приобретенные во время теоретического курса,
аудиторной и учебной практик знания, трансформировать знания в умения, получить в
готовом
виде
или
самостоятельно
сформулировать
новые
понятия,
наблюдать
ролевые
модели в реальной жизни.
Тем не менее, деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь
в
качестве
дополнительного
метода
обучения
в
органической
связи
с
теоретическими
занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения.
Их
ценность
состоит
в
стимулировании
большого
количества
идей
и
способов
их
реализации,
в
неоднозначности
принимаемых
решений,
характер
которых
определяется
конкретной учебной ситуацией.
Литература
1.
Белоруссова Е. В. Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях
профессионального образования // Педагогическое мастерство: материалы V междунар. науч. конф. (г.
Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 218-220
2.
.Казаков Р. С. Имитационная технология обучения как средство формирование профессиональных
компетенций студентов средних специальных учебных заведений // Теория и практика образования в
современном мире: материалы III междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.:
Реноме, 2013. — С. 141-144.
3.
Алёшина О. Г. Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов //
Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 908-910.
4.
Андреева О.В., Рыбакова Е.Н. Передовые педагогические технологии в преподавании клинических
дисциплин//Сборник. КМК, г.Курск, 1997г.
Приложение
.
Деловая игра . Поэтапное оказание неотложной помощи пациенту с приступом