Информатизация образовательного процесса в средней школе: "мифы и реальность"
Автор: Горелова Елена Витальевна Должность: заведующая центром информатизации школы Учебное заведение: МБОУ Излучинская ОСШУИОП 2 Населённый пункт: п.Излучинск, Нижневартовский район, Тюменская обл., ХМАО-Югра Наименование материала: Статья Тема: Информатизация образовательного процесса в средней школе: "мифы и реальность" Раздел: среднее образование
Е.В. Горелова
заведующая ЦИШ Излучинской ОСШ УИОП № 2
Информатизация образовательного процесса в средней школе:
мифы и реальность.
Информатизация
современного
общества
приняла
глобальные
масштабы.
Действительно,
применение
информационных
технологий
–
необходимое условие практически для любой области жизнедеятельности
человека.
Как
и
любое
прогрессивное
явление
информатизация
может
проявлять и негативные последствия. Однако, неоспорим тот факт, что она
неизбежно
наращивает
темпы
и
объемы
со
скоростью,
которая
грозит
превратить процесс в стихийный. И здесь есть великий соблазн «встать в
авангарде, чтобы не опоздать».
На переднем фланге данного революционного движения призван быть
каждый, кто так, или иначе, задействован в образовательном процессе. Это
вполне обосновано и продиктовано реалиями современного общества и о тех
благах,
которые
приносит
образованию
информатизация
сказано
много.
Однако, необходимо, на наш взгляд, гораздо более подробно остановиться на
проблемах, трудностях, которые тормозят прогрессивный процесс.
Идеями
информатизации
были
вдохновлены
многие
российские
и
зарубежные
ученые:
Б.С.
Гершунский,
К.К.Колин,
А.А.,
Андреев,
В.И.Солдаткин.
Так,
Р.М.
Юсупов
и
В.П.
Заболотский
считают,
что
«информатизация - организационный социально-экономический и научно-
технический
процесс,
в
основе
которого
лежит
массовое
применение
информационных средств и технологий во всех сферах деятельности для
кардинального
улучшения
условий
труда
и
качества
жизни
населения,
значительного
повышения
эффективности
всех
видов
производств».
По
мнению А.И. Ракитова основной составляющей информатизации является
компьютеризация – ее техническая основа; А. П. Ершов, утверждает, что
информатизация - это процесс овладения стратегическим информационным
ресурсом для дальнейшего ускоренного прогресса, и в Федеральном законе
«Об информатизации и защите информации» сказано, что «Информатизация
– организационный социально-экономический и научно-технический процесс
создания
оптимальных
условий
для
удовлетворения
информационных
потребностей и реализации прав граждан <….> на основе формирования и
использования информационных ресурсов».
Процесс
информатизации
включает
в
себя
три
основных
этапа:
использование
медиа
-
для
сбора,
распространения,
видоизменения
и
хранения информации; компьютеризацию – для более эффективного поиска и
сбора информации и повышение способности пользователей воспринимать,
использовать средства информатизации на более высоком интеллектуальном
уровне.
Информатизация образования - это взаимосвязанные, объединенные
единой
целью
мероприятия,
призванные
обеспечить
эффективный
сбор,
обработку
систематизацию,
хранение
информации,
а
также
обмен
ею
участниками
образовательного
процесса,
посредствам
информационных
технологий, коммуникационных средств, методического и дидактического
обеспечения. Цель информатизации процесса образования – повышение его
эффективности,
интенсивности,
доступности,
качественное
изменение.
Информатизация
образования
может
и
делает
образовательный
процесс
дифференцированным,
индивидуальным.
Вклад
информатизации
в
такое
направление как инклюзивное образование трудно переоценить. Свободный
доступ
к
учебным,
справочным,
источникам
информации,
сделал
образовательную среду открытой, равной для любого обучающегося.
Кроме этого информатизация широко распространяется и на сектор
управления
школой:
создание
единого
электронного
документооборота,
локальной сети, внедрение специальных программ, организующих единую
информационную среду учебного заведения.
Общие проблемы внедрения информатизации в образование так же
хорошо известны: это и слабая техническая база, в силу недостаточного
финансирования,
и
не
всегда
качественное
программное
обеспечение,
отсутствие лицензионных программ.
Если «на заре» становления процесса информатизации подчеркивалась
ее техническая составляющая, то сейчас, все более отчетливо, проявляется
связь информатизации, ее развития и возникающих проблем с «человеческим
фактором», с интеллектуализацией общества.
Применить
на
практике
новшества,
подаренные
глобальной
информатизацией готов не каждый учитель. На наш взгляд, тому есть одна
субъективная
причина
–
психологический
барьер,
боязнь
технических
нововведений.
Действительно,
опытный
учитель
«стажист»,
вдруг,
оказывается в роли обучающегося. Под сомнение ставятся определенные
компетенции
учителя.
В
то
же
время,
организовать
по-настоящему
комфортную
среду,
для
нуждающихся
в
коррекции
информационной
грамотности учителей – задача, серьезность которой понимает не каждый
руководитель.
В
итоге,
по
истечении
нескольких
лет
активной
информатизации
образовательного
процесса
выясняется,
что
достаточно
большое
количество
учителей
средней
школы
не
имеют
понятия
об
элементарных
информационных
процессах,
не
владеют
простейшими
навыками
использования
в
работе
компьютерных
технологий.
Трудность
вызывает буквально каждый шаг: организация и использование электронной
почты, использование
самых
распространенных
программ.
Даже,
столь
популярные
презентации,
оказывается,
делают
не
сами
учителя.
Крайне
затруднительным
стал
процесс
организации
личного
сайта
учителя.
Возникает вопрос: почему же столь явная проблема не была выявлена на
начальном этапе?
Процесс
информатизации
образования
характеризуется
небывалой
скоростью внедрения и «не успеть освоить», «опоздать понять» – очень
легко.
В школах в целом, активно внедряются программные продукты,
призванные
перевести
документооборот
образовательного
учреждения
на
электронную основу. Учителя и сотрудники школ осваивают электронное
расписание,
электронные
классные
журналы,
базы
данных.
Трудно
представить современную школу без официального сайта. Теперь учитель
должен ежедневно использовать средства информатизации. И в этих условиях
проявляется
еще
одна
проблема
–
отсутствие
профессионально
подготовленных технических специалистов, которые, теперь уже, в срочном
порядке способны «подтянуть» информационную грамотность учителя до
нужного уровня.
Выходом из данной, без увеличения, критической ситуации, может
быть
создание
в
школах
Центров
информатизации.
Для
эффективной
деятельности в таком Центре необходимо иметь технического специалиста,
лаборанта,
инженера.
Однако,
в
условиях
экономического
кризиса,
об
увеличении
штатов
говорить
не
приходится.
Администрациями
школ
изыскиваются «внутренние резервы». В отдельных школах района таким
резервом
стала
школьная
библиотека,
а
библиотекарь
–
специалистом
«широкого
информационного
профиля».
Но,
будучи
профессионалом
в
информационной
сфере,
любой
библиотекарь
(специалист,
сотрудник)
нуждается
в
дополнительном
образовании,
повышении
квалификации.
Безусловно, огромную роль в решении данной задачи играют дистанционные
курсы, тематические вебинары.
В стране проводится политика информатизации образования не только
в
школах,
но
и
высших
учебных
заведениях.
Использование
средств
информатизации
обеспечивает
открытый
доступ
к
информационным
ресурсам в любое время. Обучающийся может выбрать удобный для себя
темп обучения, максимально проявиться творчески, самовыразиться. За счет
автоматизации
определенных
процессов,
сокращаются
психологические,
физические нагрузки. Принципиально изменяются взаимоотношения учителя
(преподавателя) и обучаемого (студента). Теперь учитель выступает в роли
консультанта,
обучающийся
же
имеет
возможность
более
широко
использовать
свои
информационные
возможно сти,
п р о я в и т ь
индивидуальность, самостоятельность.
Любыми «плодами просвещения» нужно хотеть и уметь пользоваться.
И
часто
сам
процесс
познания,
приносит
человеку
гораздо
большее
удовольствие, чем его результат.