Напоминание

Информатизация образовательного процесса в средней школе: "мифы и реальность"


Автор: Горелова Елена Витальевна
Должность: заведующая центром информатизации школы
Учебное заведение: МБОУ Излучинская ОСШУИОП 2
Населённый пункт: п.Излучинск, Нижневартовский район, Тюменская обл., ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: Информатизация образовательного процесса в средней школе: "мифы и реальность"
Раздел: среднее образование





Назад




Е.В. Горелова заведующая ЦИШ Излучинской ОСШ УИОП № 2 Информатизация образовательного процесса в средней школе: мифы и реальность. Информатизация современного общества приняла глобальные масштабы. Действительно, применение информационных технологий – необходимое условие практически для любой области жизнедеятельности человека. Как и любое прогрессивное явление информатизация может проявлять и негативные последствия. Однако, неоспорим тот факт, что она неизбежно наращивает темпы и объемы со скоростью, которая грозит превратить процесс в стихийный. И здесь есть великий соблазн «встать в авангарде, чтобы не опоздать». На переднем фланге данного революционного движения призван быть каждый, кто так, или иначе, задействован в образовательном процессе. Это вполне обосновано и продиктовано реалиями современного общества и о тех благах, которые приносит образованию информатизация сказано много. Однако, необходимо, на наш взгляд, гораздо более подробно остановиться на проблемах, трудностях, которые тормозят прогрессивный процесс. Идеями информатизации были вдохновлены многие российские и зарубежные ученые: Б.С. Гершунский, К.К.Колин, А.А., Андреев, В.И.Солдаткин. Так, Р.М. Юсупов и В.П. Заболотский считают, что «информатизация - организационный социально-экономический и научно- технический процесс, в основе которого лежит массовое применение информационных средств и технологий во всех сферах деятельности для кардинального улучшения условий труда и качества жизни населения, значительного повышения эффективности всех видов производств». По мнению А.И. Ракитова основной составляющей информатизации является компьютеризация – ее техническая основа; А. П. Ершов, утверждает, что информатизация - это процесс овладения стратегическим информационным ресурсом для дальнейшего ускоренного прогресса, и в Федеральном законе «Об информатизации и защите информации» сказано, что «Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан <….> на основе формирования и использования информационных ресурсов». Процесс информатизации включает в себя три основных этапа: использование медиа - для сбора, распространения, видоизменения и хранения информации; компьютеризацию – для более эффективного поиска и сбора информации и повышение способности пользователей воспринимать, использовать средства информатизации на более высоком интеллектуальном уровне.
Информатизация образования - это взаимосвязанные, объединенные единой целью мероприятия, призванные обеспечить эффективный сбор, обработку систематизацию, хранение информации, а также обмен ею участниками образовательного процесса, посредствам информационных технологий, коммуникационных средств, методического и дидактического обеспечения. Цель информатизации процесса образования – повышение его эффективности, интенсивности, доступности, качественное изменение. Информатизация образования может и делает образовательный процесс дифференцированным, индивидуальным. Вклад информатизации в такое направление как инклюзивное образование трудно переоценить. Свободный доступ к учебным, справочным, источникам информации, сделал образовательную среду открытой, равной для любого обучающегося. Кроме этого информатизация широко распространяется и на сектор управления школой: создание единого электронного документооборота, локальной сети, внедрение специальных программ, организующих единую информационную среду учебного заведения. Общие проблемы внедрения информатизации в образование так же хорошо известны: это и слабая техническая база, в силу недостаточного финансирования, и не всегда качественное программное обеспечение, отсутствие лицензионных программ. Если «на заре» становления процесса информатизации подчеркивалась ее техническая составляющая, то сейчас, все более отчетливо, проявляется связь информатизации, ее развития и возникающих проблем с «человеческим фактором», с интеллектуализацией общества. Применить на практике новшества, подаренные глобальной информатизацией готов не каждый учитель. На наш взгляд, тому есть одна субъективная причина – психологический барьер, боязнь технических нововведений. Действительно, опытный учитель «стажист», вдруг, оказывается в роли обучающегося. Под сомнение ставятся определенные компетенции учителя. В то же время, организовать по-настоящему комфортную среду, для нуждающихся в коррекции информационной грамотности учителей – задача, серьезность которой понимает не каждый руководитель. В итоге, по истечении нескольких лет активной информатизации образовательного процесса выясняется, что достаточно большое количество учителей средней школы не имеют понятия об элементарных информационных процессах, не владеют простейшими навыками использования в работе компьютерных технологий. Трудность вызывает буквально каждый шаг: организация и использование электронной почты, использование самых распространенных программ. Даже, столь популярные презентации, оказывается, делают не сами учителя. Крайне затруднительным стал процесс организации личного сайта учителя. Возникает вопрос: почему же столь явная проблема не была выявлена на начальном этапе? Процесс информатизации образования характеризуется небывалой скоростью внедрения и «не успеть освоить», «опоздать понять» – очень
легко. В школах в целом, активно внедряются программные продукты, призванные перевести документооборот образовательного учреждения на электронную основу. Учителя и сотрудники школ осваивают электронное расписание, электронные классные журналы, базы данных. Трудно представить современную школу без официального сайта. Теперь учитель должен ежедневно использовать средства информатизации. И в этих условиях проявляется еще одна проблема – отсутствие профессионально подготовленных технических специалистов, которые, теперь уже, в срочном порядке способны «подтянуть» информационную грамотность учителя до нужного уровня. Выходом из данной, без увеличения, критической ситуации, может быть создание в школах Центров информатизации. Для эффективной деятельности в таком Центре необходимо иметь технического специалиста, лаборанта, инженера. Однако, в условиях экономического кризиса, об увеличении штатов говорить не приходится. Администрациями школ изыскиваются «внутренние резервы». В отдельных школах района таким резервом стала школьная библиотека, а библиотекарь – специалистом «широкого информационного профиля». Но, будучи профессионалом в информационной сфере, любой библиотекарь (специалист, сотрудник) нуждается в дополнительном образовании, повышении квалификации. Безусловно, огромную роль в решении данной задачи играют дистанционные курсы, тематические вебинары. В стране проводится политика информатизации образования не только в школах, но и высших учебных заведениях. Использование средств информатизации обеспечивает открытый доступ к информационным ресурсам в любое время. Обучающийся может выбрать удобный для себя темп обучения, максимально проявиться творчески, самовыразиться. За счет автоматизации определенных процессов, сокращаются психологические, физические нагрузки. Принципиально изменяются взаимоотношения учителя (преподавателя) и обучаемого (студента). Теперь учитель выступает в роли консультанта, обучающийся же имеет возможность более широко использовать свои информационные возможно сти, п р о я в и т ь индивидуальность, самостоятельность. Любыми «плодами просвещения» нужно хотеть и уметь пользоваться. И часто сам процесс познания, приносит человеку гораздо большее удовольствие, чем его результат.


В раздел образования